SOVEREIGN RATING (Кредитный рейтинг)

Для оценки экономического состояния страны существует множество индикаторов. Некоторые из них имеют большую важность, другие менее значительны. Вместе они говорят нам о степени надежности страны. Мерой странового риска принято считать кредитный рейтинг страны, иначе называемый суверенным (sovereign) рейтингом, по оценке ведущих рейтинговых агентств. Другими словами кредитный рейтинг – это способность и готовность должника исполнять свои финансовые обязательства.
В мире насчитывается более 100 рейтинговых агентств. Среди них существует три самых известных и значимых это Fitch Ratings, Moody's и Standard & Poor's. Для оценки рейтинга агентства основываются на анализе политических и экономических рисков. В ходе кредитного анализа обязательств кредитные агентства изучает экономическую стратегию правительства, особенно его денежно-кредитную политику, а также планы приватизации, другие реформы в сфере микроэкономики и дополнительные факторы, которые могут усиливать или ослаблять стимулы для своевременного обслуживания и погашения долга. А также они уделяют внимание влиянию этих же факторов на состояние платежного баланса и показатели внешней ликвидности, а также на величину и характеристики внешнего долга.
Метод присвоения суверенных рейтингов у агентств отличается, но можно выделить девять основных категорий. В таблице, приведенной в данной статье, представлены данные, которые обычно используются рейтинговыми комитетами в процессе анализа.

Методология присвоения суверенных рейтингов:
Политический риск
Стабильность и легитимность политических институтов
Участие общественности в политическом процессе
Политическая преемственность в руководстве страны
Прозрачность экономической политики, ее решений и целей
Общественная безопасность
Геополитический риск
Структура экономики
Уровень развития и диверсификации, степень рыночной ориентированности
Экономическое неравенство
Эффективность финансового сектора в предоставлении кредитов; наличие кредитов
Конкурентоспособность и рентабельность нефинансового частного сектора
Эффективность государственного сектора
Протекционизм и другие нерыночные факторы
Гибкость рынка рабочей силы
Перспективы экономического роста
Размер и структура накоплений и инвестиций
Степень и модель экономического роста
Финансовая гибкость
Доходы, расходы расширенного правительства, тенденции профицита/ дефицита
Соответствие налогово-бюджетной политики денежно-кредитным и внешним факторам
Повышение гибкости и эффективности доходов
Эффективность/ давление со стороны расходов
Своевременность, объем и прозрачность отчетности
Пенсионные обязательства
Долговое бремя расширенного правительства
Долг расширенного правительства (брутто и нетто)
Обслуживание долга (доля доходов)
Структура долга (по валюте и срокам погашения)
Емкость национальных рынков капитала
Офшорные и условные обязательства
Размер и состояние нефинансовых предприятий общественного сектора
Устойчивость финансового сектора
Гибкость денежно-кредитной политики
Ценовая политика в зависимости от экономических циклов
Кредитно-денежная политика
Соответствие валютного режима целям денежно-кредитной политики
Институциональные факторы, в частности независимость Центрального банка
Структура и эффективность инструментов денежно-кредитной политики, в частности, в свете налогово-бюджетной политики и особенностей финансового рынка
Индексация и долларизация
Показатели внешней ликвидности
Влияние налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на внешние счета
Структура счета текущих операций
Структура потоков капитала
Адекватность резервов
Внешний долг
Внешний долг (брутто и нетто), включая депозиты нерезидентов и структурированный долг
Структура погашения обязательств, структура долга по валюте, чувствительность к изменениям в процентной ставке
Доступ к концессионному финансированию
Обслуживание долга

Оценки, выставляемые по этим данным, обозначаются первыми буквами латинского алфавита. К буквам иногда добавляются индексы в виде цифр или знака «+»/ «-».

Высшая оценка государства говорит о том, что экономика страны на высоком уровне, что политическая ситуация стабильна, что денежно – кредитная политика грамотно осуществляется и страна готова гасить внешний долг. Все это относиться к наиболее надежным кредиторам, входящих в клуб «Triple A». К таким странам относятся: США, Великобритания, Ирландия, Испания, Германия, Франция, Канада, Швеция, Норвегия и Дания.
Испания и Ирландия наиболее слабые в этой группе, поскольку больше остальных пострадали от финансового кризиса. Как не странно, но США и Британия относятся не к самым надежным, а к средним по прогнозам. Это связанно с тем, что они планируют резко расширить заимствовования в текущем году. В США за время правления Барака Обамы внешний долг увеличился на 2,6 трлн долларов. Стране необходимы средства, чтобы покрыть дефицит национального бюджета. В свою очередь, долг Британии в настоящее время составляет 40% от ВВП (это около 600 млрд фунтов стерлингов). По прогнозам казначейства долг вырастет до 75% а возможно и до 100% к 2014 году. Но благодаря сильной экономике специалисты не торопятся понижать рейтинг.
Нельзя наблюдать такой уверенности аналитиков в отношении Греции, рейтинг которой был понижен до BB+, и находиться теперь ниже инвестиционного уровня. Понижение рейтинга отображает общее негативное состояния экономики и рекордный дефицит бюджета.
Помимо Греции, Ирландия также не в лучшем экономическом состоянии. Долговой кризис в этой стране резко обострился, что негативно повлияло на уверенность аналитиков в способности страны соблюдать свои долговые обязательства. Как следствие, рейтинг страны понизился сразу на два пункта до А.
В отношении Испании, аналитики считают, что страну ждет более долгий период вялого роста экономики, что повлечет за собой ухудшение бюджетного баланса. Эти опасения отразились на рейтинге страны. Он понизился до АА.

В заключении хотелось бы сказать, что рейтинг является оценкой политико-экономического состояния страны.

338
Комментарии (0)

Выберите из списка
2012
2012