Нелегальный импорт капитала
29 мая 2009 в 13:55

Нелегальный импорт капитала

Наряду с нелегальным вывозом капитала из России происходит его идентичное встречное движение из других стран по следующим основным причинам:

  • зарубежная организованная преступность рассматривает Россию как гигантскую фабрику по отмыванию грязных денег, иностранный капитал проникает в отрасли с быстрым оборотом капитала и на предприятия, где наиболее легко уходить от уплаты налогов и заниматься отмыванием грязных денег в целях их дальнейшего использования при осуществлении приватизации государственного сектора экономики (не удивительно, что на первом месте в структуре иностранных инвестиций находится сфера услуг, на которую приходится примерно 35%);
  • иностранный капитал стремится получить доступ к дешевым источникам топлива, сырья, материалов и рабочей силы (не случайно в структуре иностранных инвестиций доля топливно-энергетического комплекса составляет около 32%).

Нелегальный импорт капитала может осуществляться практически теми же методами, что и операции по нелегальному экспорту.

  • заключения фиктивных импортных контрактов с выплатой аванса российскому импортеру, который в последующем не возвращается за рубеж по причине наступления форс-мажорных обстоятельств или отказа от импорта;
  • использования «двойных» контрактов с изменением цены товара;
  • неэквивалентного обмена при проведении бартерных сделок;
  • оформления фиктивных договоров на проведение рекламы, научно-исследовательских работ или оказания других видов услуг, которые фактически не проводятся или не оказываются; завышения импортных цен и занижения экспортных цен;
  • удовлетворения фиктивных претензий российских фирм с переводом штрафов, пени через границу; скупки ценных бумаг у дочерних предприятий или у общества-матери, находящихся в разных странах, по высокому (низкому) курсу с последующей их же продажей по низкому (высокому) курсу; неограниченного скрытого от таможенных органов ввоза наличной валюты.

Правовые основы контроля за экспортом капитала из России.

Порядок валютного контроля за поступлением выручки от экспорта регулируется совместной Инструкцией Центробанка и Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ от 12 октября 1993 г.

Валютный контроль в РФ осуществлют Банк России, Государственный таможенный комитет, Министерство РФ по налогам и сборам. Вертикальные структуры контроля представлены коммерческими банками и их филиалами, обязанными контролировать внешнеэкономическую деятельность своих клиентов, а также 156 таможнями и 750 таможенными постами.

Валютный контроль за экспортными операциями осуществляется, в частности, путем использования паспорта сделки, являющегося базовым документом валютного контроля, который оформляется экспортером в уполномоченном банке.

Валютный контроль осуществляется также за импортными операциями, по которым по истечении 180 дней от даты перевода денежных средств в иностранной валюте должны быть представлены в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Валютный контроль в основном автоматизирован, каждое ведомство использует не связанные друг с другом системы. Принцип их действия можно рассмотреть на примере ГТК. Он основан на сравнении контрактной стоимости поставленных по импорту или экспорту товаров и поступивших за них сумм платежей, а также дат платежа и поставки. Если по поставке или платежу возникает несоответствие, то по данной операции проводится расследование и при выявлении нарушения к российскому участнику применяются санкции.

В целях пресечения незаконного вывоза капитала из России действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ).

Невозвращение состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте в уполномоченный банк или иному управомоченному субъекту путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказе от подписи банковских документов и т.п. Невозвращение может быть подкреплено действиями по укрытию валюты, однако их совершение не является обязательным для наступления ответственности.

Обязанность по возвращению средств в иностранной валюте предусматривается действующими нормативно — правовыми актами и должна быть установлена в них в императивной форме. Устраняется обязанность перевести валюту из-за границы при наличии исключений из этой обязанности, сделанных управомоченными государственными органами в соответствии с законом.

Импортеры — резиденты, заключившие (или от имени которых заключены) сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте либо обеспечить возврат этих средств в сумме, не менее ранее переведенной, в течение 180 дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ (6).

Если руководитель организации не возвращает из-за границы средства в иностранной валюте, подлежащие перечислению на счета в уполномоченный банк России, то он может быть подвергнут наказанию в виде лишения свободы сроком до трех лет. Однако применение данной статьи на практике сопряжено со значительными сложностями.

(1) Санкт-Петербургские Ведомости No 229(2143) 11 декабря 1999 статья 48, http://www.vedomosty.spb.ru/arts/spbved-2143-art-48.html
(2) Ларьков А., Кесарева Т. Факторный анализ экономической преступности // Уголовное право, 1998, № 3, С. 132.
(3) Американская безопасность в «могиле НДС» // Эксперт, № 36, 27 сентября 1999 г., С. 10.
(4) Американская безопасность в «могиле НДС» // Эксперт, № 36, 27 сентября 1999 г., С. 10.
(5) Петрова Е., Коммерсантъ-Daily, 1999, 31 марта.— C.2.
(6) См. п. 2 Указа Президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» от 21 ноября 1995 г. N 1163 СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4654; Постановление Правительства РФ «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» от 28 февраля 1996 г. СЗ РФ, 1996, N 10, ст. 950.

239
Комментарии (0)