Режиссер экшен-сцен, или почему у нас нет качественного...
1 мая 2009 в 00:25

Режиссер экшен-сцен, или почему у нас нет качественного трюкового кино

Несколько лет назад я посмотрел фильм Николая Лебедева «ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ» на который, как известно, были приглашены постановщики из Голливуда… и задумался… Я очень уважаю Лебедева за «ЗВЕЗДУ» и другие фильмы, ожидал яркого экшена и феерических боев, но увы…
Тогда я задумался об экшен кино в России и решил стать ПЕРВЫМ ЭКШЕН РЕЖИССЕРОМ В РОССИИ. На тот момент у меня уже был опыт работы с известным в Голливуде Экшен-Режиссером BJ Davis (http://www.imdb.com/name/nm0202835/) на проекте «ЛИМА. СОРВАВШИЕСЯ С ЦЕПИ» (http://www.imdb.com/title/tt0157427/fullcredits)
Проанализировав ситуацию в нашем кино становится очевидны основные проблемы:

  1. В России нет Режиссеров умеющих снимать полноценный экшен. Причина банальна: этому не учат ни в одном вузе, а самому учится — нет желания/способностей/времени.
  2. Экшен-Режиссер кроме неотъемлемой творческой составляющей должен превосходно знать технические аспекты и владеть особой техникой съемок. Также он должен полностью владеть теорией (а лучше и практикой) трюковой работы каскадера (лучше если он до этого был Постановщиком трюков или хотя бы несколько лет отработал в команде каскадеров.)
  3. Экшен-сцена монтируется иначе чем обычная история (время в этих сценах сжимается т.к. очень много динамики) и тут есть несколько правил! Тем не менее никто не отменяет азов монтажа описанных еще в «аттракционах» Эйзенштейна.
  4. Экшен-сцена не может быть снята дешево! Но ее можно снять гораздо дешевле, если подойти к этому процессу с умом и позаботится заранее! А у нас обычно приходят на площадку и там уже думают.
  5. Экшен сцены не могут придумываться на ходу: наличие подробных раскадровок и отрепетированных боев — это не просто правило хорошего тона — это крайняя необходимость!
  6. Ну и наконец, говоря об Экшен-Сцене я подразумеваю законченный эпизод, который должен иметь одного автора, а сейчас их как минимум два — это постановщик трюков и режиссер, при этом постановщик как правило не до конца понимает аспектов режиссуры и, уж, тем более, не в курсе общей стилистики фильма и видения режиссера, а режиссер вообще не знает как этот материал потом собирать! (Сразу оговорюсь, что Экшен-Режиссер не отменяет работу Постановщика трюков! Наоборот — он не может работать без Постановщика, а то и без нескольких, на сложных проектах.)

Обратившись к опыту Голливуда попробуем разобраться кто такой РЕЖИССЕР ЭКШЕН СЦЕН (ЭКШЕН-РЕЖИССЕР)?
Это в превую очередь РЕЖИССЕР, т.е. человек получивший соответствующие образование. Он вместе с Режиссером-постановщиком начинает работу над фильмом на подготовительном периоде, когда они согласуют характеры героев, стилистику фильма и съемок и т.д. и т.п. а дальше каждый берет свой кусок работы на проекте, т.е. Экшен-Режиссеру достаются все сцены связанные с трюками, боями, погонями и т.п. а Режиссеру-постановщику все остальное. После распиливания таким образом сценария Экшен-Режиссер делает экспликацию каждой сцены, рисует раскадровки и согласует это все с продюсерами. После этого сам или с помощью супервайзера трюковых съемок и привлекает Постановщиков трюков и каскадеров, если требуются репетиции проводит их в необходимом количестве. В момент съемки Полностью руководит процессом как Режиссер-постановщик и даже более т.к. он может сказать оператору как ему необходимо снять конкретный кадр и т.п. Когда весь материал отснят Экшен-Режиссер сам его собирает на монтажном столе и, наконец, сдает продюсеру готовый эпизод.
Продюсеры могут сказать что это дорого! Да! Но это качественно! И если снимать например массовый бой или 5 минутную погоню на автомобилях то именно такой подход сократит бюджет в 2–5 раз в сравнении как это делается сейчас и при этом будет гораздо качественнее… За примерами отвратительного экшена далеко ходить не надо — «Обитаемый Остров» (первая часть)… Очень жду второй части, надеюсь, там команда Бондарчука учла прошлые ошибки…

Почему я решил этим заняться… Ответ прост — кто если не я? )))
Снимаясь в массовках, в 16 лет я познакомился с Сергеем Каторженко (известный Постановщик трюков из Минска) поработал с ним в качестве каскадера на нескольких проектах, в 1999 поступил на актерский во ВГИК и параллельно работал в команде Айдара Закирова, в то время я знал почти всех каскадеров и постановщиков Москвы. Начиная с 2001 года я постоянно работал в кино как актер, параллельно наблюдал за работой самых разных каскадеров. В 2006 я поступил на Режиссерский и стал режиссером… Но самое главное я начал изучать ремесло Экшен-Режиссера, а изучать ее можно было только одним способом: я собрал огромную коллекцию фильмов с лучшим экшеном и ПОКАДРОВО просматривал эпизоды по много раз, я изучал монтаж, построение композиции, временные искажения и самое главное эмоциональное восприятие. Я открыл для себя очень много интересного не только в области Экшена, но и в общем о кино. Смело могу сказать, что столько сколько я знаю о трюках, каскадерах, монтаже, и способах съемки Экшен-сцен вряд ли знает хоть один режиссер России! Осталось проверить это все на практике, но как я говорил выше дешево снять качественный экшен невозможно! Так что ждем серьезных предложений.

P.S. Я не хочу сказать, что все снимают экшен плохо… Каждый снимает в меру своих способностей и опыта в целом. Мне очень нравится как это делает Олег Фомин, в свое время А. Митта очень ярко передал катострофу самолета, и множество других примеров есть в нашем Российском и советском кино, но речь велась о комплексном подходе, изучении специфики, об уровне фильмов таких как «Матрица», «300 Спартанцев», «Эквилибриум», «Семь мечей», «Герой», или хотя бы «Онг Бэк»…
© Саид Дашук 2009 

http://www.sferakino.ru/action

2285
Комментарии (17)
  • 1 мая 2009 в 01:38 • #
    Лена Левина

    Для того, чтобы снимать экшн, нужен не просто специальный режиссер, а отдельная съемочная группа, что и делают в голливуде. но и у нас это уже поняли, вот валерий деркач выучился на оператора... так что это вопрос времени, а понимание, как таковое, проблемы - есть.

  • 1 мая 2009 в 01:56 • #
    Саид Дашук-Нигматулин

    Я не спорю, конечно нужна команда! Как минимум Административная часть, Режиссер, Оператор и желательно Супервайзер трюковых съемок. А Постановщики трюков и каскадеры подбираются под конкретные задачи. До развала кино каскадеры делились по специализации, были, конники, авто-мото трюки, бои и фехтования, высотники, горения и пр. а когда киностало мало все стали заниматься всем! Но по прежнему у одних одно лучше у других другое... Если совсем грубо то например: лошади - Лаптев, рукопашные бои - Юра Сысоев, машины - Воробей, фехтование - Карпов и т.п. Выбрать подходящие команды на конкретные трюки - в этом и заключается работа Супервайзера! Я понимаю, что Каскадерам это не выгодно, но есть одна особенность - сейчас кино много и трюков тоже и если каждую команду загрузить работой не на одном а по немногоу на разных проектах но тем что они делают хорошо - это выгодно всем. Если я ничего не путаю - раньше этим занималась ассоциация... хотя может и не занималась... не знаю уже...

  • 1 мая 2009 в 02:34 • #
    Josef Rarach

    Вы уж простите меня, что вклиниваюсь в разговор. С русскими режиссерами и студиями мы работаем достаточно давно – точнее обращаются к нам достаточно часто, но тут то и начинаются крайне серьезные проблемы. … Это действительно факт, что режиссеры в Росси не понимают специфику трюковых сцен, сложности в постановке и прочее. Доходило до комических вещей – то один весьма именитый реж требует, чтоб специальный эффект (отрубание головы) было выполнено только на актере, без каких либо дублей на механических куклах, то продюсер заявляет, что все, что сделано, нужно срочно переделать (дня так за 3), так как актер ушел из проекта и его заменили. То и вообще приходиться сталкиваться с жуткими ситуациями – приводят актера, который должен играть в сложном гриме, но данный актер или страдает жутким потоотделением, (пот смывает все за 4 минуты под софитами), то актера с жуткой аллергией на любой грим (Мария Аронова), а уж тем более на пластический (который создается не 1 час на лице актера) – но при этом -! – дирекция проекта категорически не хочет закупать специальные препараты для удаления грима с лица актера, чистые кисти и прочее. У нас просто сложилось впечатление, что качество не нужно в Российском кино. Недавно к нам на курс приезжали гримеры из Питера, ну о том что они по 15 лет работают в кино и при том что пришлось учить всему заново, это вопрос второй – но то что они рассказывают о том, в каких условиях им приходиться работать…Это уже не смешно. О каком качестве можно говорить, если оператор отказывается делать кинопробы грима? О чем можно говорить когда, как делалась своим опытом одна из гримеров Ленфильма: Ну а нам не выдали денег на материалы, сказали работайте с чем есть, не хотите – очередь большая. Ну я пошла по знакомым, собрала все что у кого осталось из пластических материалов, совершенно не зная что это и зачем, смешала все и сделала маски – и ничего, нормально смотрелось. И это самые мягкие случаи….

  • 1 мая 2009 в 10:04 • #
    Саид Дашук-Нигматулин

    Да всякое бывает, я однажды работал в проекте, где вторым режиссером был водитель автобуса...
    В целом проблема в том, что большинство т.н. исполнительных, линейных и т.п. продюсеров вообще не знают специфику кино и при этом имеют слишком много полномочий.
    Я уже как то писал: ПРОДЮСЕР НА ПЛОЩАДКЕ ДОЛЖЕН НЕ РУКОВОДИТЬ ПРОЦЕССОМ, А ОБЕСПЕЧИВАТЬ ЕГО!
    но это уже за рамками данной конференции.

  • 1 мая 2009 в 11:31 • #
    Лена Левина

    увы, ассациация этим не занималась. я много разговаривала с иншаковым, но так и не поняла, чем занималась ассоциация раньше (ну, кроме страховок и прочая) и чем занимается сейчас. кроме того, многие каскадеры сейчас не входят в ассоциацию...

  • 1 мая 2009 в 11:09 • #
    Виктор Елизаров

    Остается только с горечью развести руками и сказать, что экшен у нас снимать не умеют и не хотят уметь.

  • 1 мая 2009 в 11:36 • #
    Лена Левина

    хотят-хотят! У меня лежит сценарий комедии, в которой есть трюковые сцены, есть бои... т.е. я понимаю, что мне нужен специально подготовленный оператор, каскадеры. я понимаю. а кто мне нужное количество денег даст? ведь упирается всё в деньги, а не в нежелание. ну, и непрофессионализм некоторых (скажем мягко, нам еще с ними работать) продюсеров дает себя знать.

  • 1 мая 2009 в 13:01 • #
    Виктор Елизаров

    Я думаю Вам еще и монтажер специально подготовленный нужен и постановщик трюков и конечно режиссер и денег конечно никто на это не даст, потому что кроме Вас это больше никому не надо. Главное потратиться по минимуму, а как получится это дело десятое. Как говорится и не такие проекты заваливали.
    Пока продюсеры не поймут, что от качества (за которое надо платить) зависит и колличество (которое они потом получат) , никогда у нас не будут снимать хорошего экшена.

  • 1 мая 2009 в 23:12 • #
    Лена Левина

    Ничего! Прорвемся. Если я понимаю, вы понимаете, Саид понимает... нас уже трое! :))

  • 1 мая 2009 в 18:05 • #
    Геннадий Меркулов

    Саид, мы работаем над одним интересным проектом. извиняюсь. не могу выносить его на конференцию. напишите мне Ваш мейл на почту #. отпишу.

  • 1 мая 2009 в 18:25 • #
    Саид Дашук-Нигматулин

    Написал!

  • 19 июля 2009 в 17:36 • #
    Дмитрий Барамзин

    Саид, вы замечательно расписали обязанности и функции постановщика трюков, который по большому счету, и является зкшен режиссером. Весь вопрос упирается в финансы. К сожалению, продюсеры пытаются сэкономить именно на экшен сценах. Если не ошибаюсь, Линдгрен, в своей книге «Искусство кино» писал, что если в картине присутствует 30% экшена, она обречена на успех. Так что, главное это деньги, вернее их недостаток. А все остальное есть. И грамотные постановщики трюков, и каскадеры любого профиля, и пиротехники, и операторы. В основном бюджеты не позволяют элементарно заранее подготовить и отрепетировать те или иные сцены, все приходится делать непосредственно на площадке перед съемкой. Не говорю об оборудовании, количестве камер и тд. и тп. Будут деньги, будет экшен…

  • 20 июля 2009 в 01:53 • #
    Саид Дашук-Нигматулин

    Постановщик трюков может быть режиссером... но это в теории. На практике же очень часто постановщик не знает полностью сценарий, характеров героев, общую стилистику фильма и совсем единичные случай, когда постановщик руководит монтажем отснятого материала.
    Что касается денег — Вы правы их нехватает... Как я писал - "хороший Экшен не может быть дешевым!". Как минимум нужно раскошелиться на репетиции и подготовку. Но т.к. это тоже зависит от людей, а именно от продюсеров, их профессионализма и понимания технологий и процесса - я продолжаю утверждать, что главное не деньги, а люди!

  • 20 июля 2009 в 11:03 • #
    Дмитрий Барамзин

    Что же это за постановщик трюков, который не знает сценарий??? Где вы видели такого, Саид? По поводу монтажа вы правы, но это опять скупость продюсеров, а люди, так они есть, грамотные и опытные… Деньги, вот основная проблема и в трюковых сценах и во всем остальном.

  • 25 июля 2009 в 20:07 • #
    Саид Дашук-Нигматулин

    Я Вам даже болше скажу: все чаще и чаще я встречаю Режиссеров которые не знают сценария! И я их не виню! Обычно это 16-ти серийные сериалы... сценарий к ним занимает 3-6 тыс листов (это 6-12 пачек бумаги А4)... Я бы и сам не осилил такой объем за то время которое дается на производство сериала. По этому я никогда и не возьмусь за такой сериал в текущих условиях...

    Сколько Вы знаете постановщиков с режиссерским образованием?

  • 27 июля 2009 в 01:10 • #
    Виктор Елизаров

    Хотелось бы внести поправку. Одна серия занимает порядка 30 листов формата А4. Соответственно 16-ти серийный сценарий всего лишь около 500 листов. Это не так много.
    На счет постановщиков, которые не знают сценарий - такое бывает, потому как сами сцены разводятся уже на месте, которое находится в последний момент. Бывает и хуже. Приезжаешь на площадку и только там узнаешь, что хочет режиссер. Это конечно ПЛОХО, но это есть наше кино. Впрочем не только наше. В мае я работал на японском проекте, так там бардак почище нашего был.
    На счет постановщиков с режиссерским образованием точно сказать не могу, но могу привести пример постановщика трюков, который стал режиссером. Виктор Иванов - снял полный метр "Белое золото".


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009