Блюз пахнет шоколадом, а Верка Сердючка – супом.
23 сентября 2011 в 02:09

Блюз пахнет шоколадом, а Верка Сердючка – супом.

Блюз пахнет шоколадом, а Верка Сердючка – супом.33-летний харьковский рок-музыкант Сергей Ковалев не видит с рождения, но виртуозно играет на баяне и губной гармошке все — от классики до блюза и рока.
Вы слышали губную гармошку, которая квохчет курицей, тявкает собакой или разговаривает совершенно человеческим — то мужским, то женским — голосом? Такие звуки извлекает из этого инструмента 33-летний харьковский рок-музыкант Сергей Ковалев.
И совсем не верится, что этот музыкант-виртуоз с рождения ничего не видит. Сергей вспоминает, как однажды на концерте некий музыкант пристал к нему с расспросами: «Чувак, ты зачем темные очки нацепил, для понтов?» Сергей отшутился, однако окружающие пояснили любопытному, что он незрячий. Тот не сразу поверил, потом искренне извинился и пригласил поиграть вместе — позже они дали несколько совместных выступлений.
В Харькове Сергей выступает в основном в клубах, на блюзовых и джазовых фестивалях, еще его произведения можно услышать по радио, где он вел ряд авторских передач и занимался музыкальными заставками. Сейчас он полностью «ушел» в творчество — исполняет на баяне и губной гармошке сложные композиции от классики до блюз- и рок-хитов, создает аранжировки, записывает в студии сольный проект. С 2006 года он принял участие в записи четырех дисков с проектами Антона Калугина, лидера группы «Карфаген». Диски были изданы в Англии и Канаде, причем первый из них вошел в число лучших записей 2006 года, однако в Украине они не продавались. Поэтому, хотя гармошечников уровня Сергея Ковалева в нашем городе единицы, «широко» его знают только в узком кругу меломанов и профессиональных музыкантов.
НА ВКУС. Не опираясь на зрительные образы, Сергей воспринимает музыку… по вкусу и запаху. Он утверждает, что блюз имеет вкус черного шоколада и кофе, а музыка Deep Purple пахнет лаком для ногтей. Песни Верки Сердючки, по его словам — это столовская подлива и прокисший суп. Музыкант говорит, что может сыграть любой запах. «Есть духи, которые звучат, как музыка Scorpions или Roxett». Продукты, в свою очередь, «звучат» по-разному. Так, лимон для Сергея Ковалева — это малый мажорный септаккорд, а шоколадная конфета — блюзовая терция. А еще Сергей с детства не любит гречку и сметану, и, смеясь, говорит, что они «хуже цыганских песен», сравнивает их с некоторыми композициями Бреговича, хотя в целом любит его музыку. Характерные вкусы и запахи четко связываются в памяти Сергея с точными датами и событиями его жизни. «Я помню, что нам давали на обед 23 февраля в 1984 году, когда я был во втором классе. Это был четверг, и на обед был пирог с вишней», — уверяет музыкант.
БАЯН. Решение заниматься музыкой Сергей принял… в три года. Все родные удивились, когда он заявил: «Я буду композитором», и уточнил, что играть будет на аккордеоне. Свои первые музыкальные впечатления он получил по радио и из народных песен, которые пел вместе с бабушкой и дедушкой. А в шесть лет выучил наизусть англоязычную пластинку «Грег Бонем и дует Липс» и распевал ее, не понимая смысла, на тарабарском. Еще через год к нему в руки попал сборник «Рок Хауз» с песнями «Смоуки» и Элвиса Пресли, и семилетний Сергей стал «импровизировать в стиле рок-н-ролл». После чего родные поняли, что у мальчика хорошие музыкальные способности, и отдали его в музыкальную школу, где Сергей начал профессионально заниматься баяном.
ТУЗ. Сергей вспоминает, как в школе чуть было не забросил музыку — его учитель заставлял зубрить старомодные песни «Ночь коротка» и «На сопках Маньчжурии», а тогда, в 80-е годы, все слушали «Машину времени», «Воскресенье», Кузьмина, Барыкина, «Дип Пепл», и Сергей хотел играть рок. Когда появилась учительница, которая знала не только классику, но и рок-музыку не хуже самого Сергея, то, по его словам, он заново родился. Они стали разучивать «Роллинг Стоунз», композиции Элтона Джона, «Дип Пепл», «Битлз» и «Квин» — тогда Сергей подобрал «Эбби Роад» и «Богемскую рапсодию» и исполнял на баяне сольные гитарные партии из мировых хитов «I Surrender» и «Stairway to heaven».
Своей виртуозной игрой он заслужил славу в интернате и почетную кличку «Туз», его баян называли соло-гитарой. Его баянный вариант рок-оперы «Иисус Христос супер звезда» и сейчас удивляет профессиональных музыкантов. Во время нашей беседы он виртуозно «хулиганил» на баяне, играя пугачевского «Маэстро» в стиле фуги Баха, и клавесинные вариации на тему нецензурных песен «Сектора газа». «Вот таким я занимался в училище, вместо того, чтобы классику учить, — смеется Сергей и добавляет: — Плох тот музыкант, который не балуется!»
НАЧАЛ С «БИТЛОВ». В 90 году Сергей впервые услышал битловскую песню Love me do, где звучало что-то необычное. «Сначала я не понял, что это — труба, баян? Мне сказали, что это губная гармошка и стиль «кантрик» — я тоже захотел так играть. Потом узнал, что стиль на самом деле называется «кантри», а на гармошке «очень вкусно» играют известнейшие музыканты — например, Ян Гилан, Роберт Плант и вокалист «Джудас Прист».
Сейчас Сергей умудряется даже петь под свою гармошку. «Любовью надо заниматься по утрам и вечерам» — этим блюзовым «гимном» Сергей, что называется, «взорвал» зал на фестивале «Блюз-эпидемия» в 2005 году. Тогда же звучали его «Ножки Буша» и «Украинский блюз», где он исполняет народную песню «Ой на горі два дубки» в стиле известной композиции «Битлз». Сергей рассказывает, что композицию «Поезд» разучивал целый месяц, дыша, «как поезд» — после каждой чашки кофе. А «Собачий блюз» сочинял под лай своей собаки Эллы.
О ТОМ, ЧТО НЕ ВИДИТ, ДОЛГО НЕ ЗНАЛ
Сергей Ковалев с удивлением вспоминает, что узнал о своей слепоте не сразу, а только в возрасте пяти лет. До этого он не чувствовал какого-то дискомфорта, родные ничего ему не говорили, но однажды они с сестрой Ирой смотрели мультик, и вдруг она засмеялась и сказала: «Заяц побежал». «Я не понял, как это — у меня не побежал, а у нее побежал? Потом обнаружил, что у книжки, которую читала мама, пустые листы. И уже, когда меня принимали в школу, то сказали обо мне: «он не видит», и я понял, в чем дело», — рассказывает Сергей. Тогда же, по его словам, он решил: «чтобы быть равным, нужно быть первым», и этому правилу следует до сих пор, доводя любое дело до совершенства. «Я даже посуду мою по высшему классу!» — смеется музыкант-виртуоз.
Музыкант рассказывает, что «шел» к своему мастерству около 8 лет. В конце 90-х не было ни учителей, ни пособий по гармошке, было непонятно, с чего начинать. «Когда взял в руки первую гармошку «Спутник», то сначала смог извлечь только мажорное трезвучие. Но уже на второй день играл Yellow submarine и Гимн Советского Союза», — вспоминает Сергей. Обрывочные сведения он находил в Интернете и непереводной литературе, достал редкую видеошколу.
Сегодняшним ученикам Сергея — а их у него с десяток — повезло больше. Итоги своих многолетних поисков и экспериментов гармошечник-самоучка излагает им… за три дня. А начинать импровизировать Сергей советует с пения… под пылесос! Заниматься гармошкой Сергей Ковалев рекомендует не более 20 минут за один подход, чтобы избежать головокружения от интенсивных выдохов. Его личный «рекорд» беспрерывной игры составил однажды 3 часа — после чего ему пришлось несколько дней лечить поврежденные губы.
Источник: http://www.segodnya.ua/news/12084905.html

369
Комментарии (15)
  • 23 сентября 2011 в 02:15 • #
    Тоника Соль

    Общаться с моим другом Сергеем Ковалевым - Тузом одно удовольствие. Это как почитать энциклопедию и послушать радио одновременно на очень высокой скорости :) И к этому всему море позитива - шутки, прибаутки, песни, игра на гармошке и баяне, причем не важно по телефону или нет.
    Если не хватает идей это тоже к нему - тысячи идей на любую вашу тему. 5 минут общения - а это по нашим временным рамкам часа 4 минимум, и вам снова хочется совершать подвиги.
    С теплом и уважением, Тоника.

  • 23 сентября 2011 в 08:27 • #
    Марк Райс

    Если Вы с ним знакомы лично, спросите, как его обучали в муз. школе, если он не видит - ведь нот для слепых ещё не изобрели, да и поставить руку невозможно, если не смотреть на педагога. М.б. какие-нибудь слепые от рождения музыканты и играли что-нибуть по слуху, но не классику - классику нужно непременно сначала выучить по нотам (я уж не говорю, чтобы перекладывать). А 90% процентов слепых музыкантов не были слепыми от рождения, а лишь потом ослепли. Да и в обычной школе слепой от рождения учиться бы не смог - там ведь учителя на доске пишут примеры или формулы. Да и как он обнаружил, что в маминой книжке пустые листы, если он не видит? В-общем, это смахивает на плохую рекламу, или надо это как-то пояснить.

  • 23 сентября 2011 в 22:12 • #
    Тоника Соль

    Здравствуйте, Марк! Если Вам не понятно то, с чем Вы не сталкивались, это еще не повод отрицание включать. Человек родился без глаз как таковых, ибо его мама работала тогда на производстве стиральных порошков (химия одним словом повлияла). А как его учили можете спросить у него сами вот его телефон: +380577119684 - Сергей Ковалев.
    Или обратитесь в Курское Музыкальное училище для слепых, которое он закончил.
    И в школах для слепых Вам дадут точную консультацию. Ибо на доске они не пишут (школы или классы для слепых и слабовидящих отличаются). Видимо Вам мало об этом известно. Вот ссылка на статью о человеке, создавшем систему обучения для слепых, которой по сей день все пользуются: http://www.tonnel.ru/?l=kniga&14
    Разница для потерявших зрение и родившихся слепыми лишь в ориентации в пространстве. Потерявшие имеют хоть какой-то зрительный опыт и соответственно лучше ориентируются и меньше страхов по этому поводу испытывают. Родившиеся слепыми хуже ориентируются, им гораздо сложнее. Ниже даю выписку на счет нот для слепых, они существуют давно:
    Возникновение училищ для слепых и глухонемых детей в России относится к началу XIX века. Примерно тогда же в их стенах организуются первые библиотеки, ориентированные на специфические запросы детей с физическими недостатками. Осенью 1806 года в Петербург по приглашению Александра I приезжает Валентин Гаюи, известный французский тифлопедагог, создатель книг для слепых, рельефные буквы в которых повторяли очертание обычных. В основанном В. Гаюи "Петербургском институте слепых детей" были напечатаны первые книги для слепых в России: "Краткие начальные основания российской грамматики" (1810 г.), НОТЫ для слепых, книги религиозного содержания и др. Таким образом было положено начало существованию первой в России школьной библиотеки для слепых.
    С теплом и уважением, Тоника.

  • 24 сентября 2011 в 23:19 • #
    Марк Райс

    Уважаемая Антонина, Вы ведь не написали, что он окончил школу и училище для слепых, можно было подумать, что обычные, поэтому я и усомнился.
    В самом деле, ведь такие фразы, как "но однажды они с сестрой Ирой смотрели мультик" (т.е. допустим он не знал, что он слепой, но видеть-то он всё равно не мог?), "Потом обнаружил, что у книжки, которую читала мама, пустые листы" (это как он обнаружил, если он их не видел?), "когда меня принимали в школу, то сказали обо мне: «он не видит»" (а зачем было это говорить, в школе для слепых ведь все не видят?), "В конце 90-х не было ни учителей, ни пособий по гармошке, было непонятно, с чего начинать" (вообще не было, а не то что специальных пособий для слепых, о которых Вы пишете в ответе) и т.д. вызывали к тексту абсолютное недоверие. Я не знаю, насколько слепым можно научиться читать по книгам, где линии повторяют буквы (до этого же они не видели букв, т.к. это для них полная абстракция, да и ощупывать каждую букву чересчур долго), но ноты-то на ощупь все одинаковые. М.б. Вы напишете, как они устроены? Думаю, это будет любопытно не только мне. Звонить же по написанному телефону я, ясное дело, не буду - ведь если это всё выдумка, то мне её, естественно, подтвердят.

  • 24 сентября 2011 в 23:38 • #
    Марк Райс

    Сейчас посмотрел в Гугле - единственное, что я нашёл - это что ноты набираются шрифтом Брайля. Но как набрать этим шрифтом множество нот, хотя бы для двух рук, не говоря уж о вокальных призведениях, квартетах и т.д., о разных штрихах - всё это представляется совершенно невообразимым.

  • 25 сентября 2011 в 20:50 • #
    Тоника Соль

    Да, Марк, многое в этом мире для Вас еще будет невообразимым. Предлагаю поездку в Харьков к моим слепым друзьям. Дабы Вы убедились, что все не выдумка и все Вам там и расскажут, и покажут.
    Для справки:
    1. Для слепых смотреть - это и слушать и щупать, и нюхать.
    2. То, что он окончил школу для слепых на мой взгляд само собой разумеющиеся вещи.
    3. Пустые листы у книжки он обнаружил на ощупь. Если бы Вы были знакомы с системой Брайля, то знали бы, что там все выпуклое и не повторяет буквы или ноты, там код идет.
    4. Про пособия по гармошке я не писала, читайте внимательно. Только о нотах как таковых.
    5. А по телефону позвоните, может тогда Вам станет хоть что-то понятно. Хотя бы то, что такими вещами не шутят и их не выдумывают.
    С теплом и уважением, Тоника.

  • 26 сентября 2011 в 20:02 • #
    Марк Райс

    Тоника, здесь наблюдается противоречие. Конечно, для слепых видеть - это слушать, щупать и нюхать. Но
    1) Разве Ваш герой ощупывал и обнюхивал телевизор? Или он слушал его как радио? Но тогда бы он не понимал различия.
    2) При поступлении в школу для слепых не предупреждают, что ребёнок не видит - там все не видят.
    3) Я знаком с системой Брайля. Но Сергей ведь в детстве не знал системы Брайля, а потому и не знал, что листы должны быть выпуклые - тем более, если он вообще не знал, что он слепой.
    4) Но ведь по-Вашему он где-то должен быть учиться играть на гармошке по нотам? А как же, если пособий не было, ноты могли ведь быть только там?
    5) Это не шутка, это пиар. Только погрубее, чем у Гурцской.

    Извиняюсь за скрытую агрессивность, если Вы её тут заметили. На самом деле я тоже к Вам отношусь "с теплом и уважением" - не за эту тему, разумеется, а за творчески-литературные, где Вы "на коне".

  • 27 сентября 2011 в 02:13 • #
    Тоника Соль

    Здравствуйте, Марк! Я не шучу и никого не пиарю, а Вы смеете подвергать сомнению честность сотрудников портала в моем лице. Смею Вас заверить, что этой статье о моем друге уже лет и памяти нет, я ее решила разместить, дабы больше людей знали своих героев, и меньше ныли о том, что у них что-то не получается, раз у слепых получается очень многое, не смотря на недоверчивых и отрицающих действительность и их существование людей.
    И при чем тут Гурцкая? Я ее не знаю лично.
    Читайте статью внимательно: Сергей шел к своему мастерству самостоятельно 8 лет. Изучал игру на слух и ощупь как говорится, а не по нотам, которых тогда еще не было. Это потом с появлением компьютера и интернета стало возможным найти хоть какую-то литературу и углубить знания.
    Сергея учили читать по Брйлю еще до поступления в школу, потому он и сказал, что в маминой книге листы пусты, так как они на ощупь гладкие.
    При поступлении в школу определяют видит ли человек хоть капельку или совсем незрячий, ибо школа объединяет слабовидящих и совсем невидящих. В семье Сергея слова слепой или незрячий не употреблялись, впервые он эти слова услышал именно при поступлении в школу. У Сергея глаз нет как таковых вообще, на их месте закрытые впалые веки и все.
    И да, телевизор он смотрит как мы слушаем радио, однако на возглас своей сестры о том, что заяц побежал, Сергей отреагировал, ибо он не мог понять почему он не смог увидеть этого зайца, что еще раз подтверждает то, что он не знал разницы между зрячими и незрячими.
    Что еще Вам объяснить как маленькому, недоверчивому мальчику?
    С теплом и уважением, Тоника.

  • 27 сентября 2011 в 16:29 • #
    Марк Райс

    Пожалуйста! Как мог помочь Сергею компьютер и интернет? ПОверхность монитора ведь тоже гладкая, так что читать на нём любую литературу и углублять знания он не мог. Или у него специальный компьютер с шрифтом Брайля? Разъясните мне как мальчику.
    А Гурцкую совершенно не надо знать лично, чтобы увидеть её клипы. Это доступно всем зрячим, можно даже в youtube посмотреть.

  • 27 сентября 2011 в 16:56 • #
    Тоника Соль

    Здравствуйте, Марк, как же Вы отстали от современной жизни, раз не знаете что для слепых очень много всего придумано. Мне некогда смотреть клипы Гурцкой, много работы, так что тут мне абсолютно не важно что там и как. Она не моя подруга и я лично с ней не знакома, потому не собираюсь отстаивать то о чем лично не знаю.
    А у Сергея есть мама и сестра с мужем, которые ему помогают находить ту или иную информацию. А вообще-то на клавиатуре для слепых есть такие выпуклые точечки, от которых они отталкиваются (дабы ориентироваться на какие буквы кладутся пальцы рук) при изучении клавиатуры 10-ти пальцевым слепым методом (я тоже его изучала, этот метод скорость печати увеличивает). И еще у них есть программы, которые читают им все, что на экране происходит, таким образом достаточно водить курсором по необходимым точкам экрана и все слушать, что там происходит. Еще раз предлагаю поездку к моим друзьям в Харьков, Вам будет интересно. Песни свои я записываю на студии у абсолютно незрячего гитариста-аранжировщика Олега Коротаева . Послушать мои песни, если конечно интересно, Вы можете в контакте на моей страничке Тоника Соль. Так вот Олег окончательно потерял зрение в 10 лет, он лучше ориентируется в пространстве, тоже закончил музыкальное училище в Курске только по классу гитары. Его жена Надя видит всего около 2-ух процентов, именно она и выполняет за компьютером все, что он ей говорит и получается при этом очень хорошая работа. Таким образом работает студия КОН. В Харьков я планирую поехать где-то в конце ноября или начале декабря, присоединяйтесь, я познакомлю Вас с замечательными людьми.
    С теплом и уважением, Тоника.

    С теплом и уважением, Тоника.

  • 27 сентября 2011 в 19:11 • #
    Марк Райс

    Я знаю, Тоника, с ассистентом много чего можно сделать - можно симфоническую партитуру пропеть, например... Песни Ваши я послушаю - м.б. они мне понравятся, как нравятся Ваши стихи. За приглашение в Харьков спасибо - но, боюсь, ехать туда из Израиля дороговато, особенно если нет другой цели, как выяснение деталей жизни слепых. Так что принуждён, увы, отказаться :((

  • 27 сентября 2011 в 21:02 • #
    Тоника Соль

    Приехать в Харьков стоит хотя бы раз в жизни, Марк. Там много всего интересного и красивого для изучения, если надумаете когда-нибудь, то напишите мне. А на счет дороговато :) дык путешествия в целях изучения мира всегда были отдельным разделом расходов. У меня друг живет в Израиле, правда связь с ним уже утеряна. Раньше были телефоны, номера видимо поменялись, я уехала в Москву, а в интернете не всех можно найти. А из Израиля надо приезжать с более обширной программой, например вояж по крупным городам Украины и России. Заранее запланированные встречи, посещение исторических мест и т.д. Тогда это все окупает расходы впечатлениями и пользой.
    С теплом и уважением, Тоника.

  • 27 сентября 2011 в 21:51 • #
    Тоника Соль

    Марк, еще вопрос, очень хочется послушать Ваши произведения. Вы же композитор. Думала найти их в Вашем журнале, ан нет только статьи. Статьи хорошие. А хочется музыки. Если у Вас есть записи и их можно послушать киньте ссылочку. А вообще-то я бы в Вашем журнале раздел музыкальный сделала, чтобы и слушать было можно, это будет еще больше привлекать.
    С теплом и уважением, Тоника.

  • 28 сентября 2011 в 09:11 • #
    Марк Райс

    Я сейчас не пишу музыки - только статьи, а старые вещи посылать не хочется. Непонятно, что Вы понимаете под музыкальным разделом - весь журнал ведь музыкальный. Раздел, где можно послушать музыку, не нужен - большинство произведений сейчас есть в интернете, в youtube или на сайтах авторов. Если авторы пишут о конкретных произведениях, а не о философии или общемузыкальных проблемах, в статьях обязательно есть ссылки. Кроме всего прочего, музыкальные файлы очень "тяжёлые", и поэтому их тоже нежелательно помещать в журнале.

  • 28 сентября 2011 в 09:36 • #
    Марк Райс

    Здесь просто вопрос приоритетов, Тоника. Россию я знаю относительно хорошо - объехал её от Петербурга и до Новосибирска. В Петербурге учился, в Москве бывал много раз. Про Украину этого не скажу, хотя там много знакомых. Когда-нибудь обязательно приеду - друзья, которые были в России, говорят, что там многое изменилось. Но ведь европейские страны я не знаю СОВСЕМ, а в них тоже есть и исторические места, причём совсем мне незнакомые, и интересные люди. Так я пока езжу в турпоездки по Европе (между прочим, это и дешевле из Израиля:))


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009