Мухи и котлеты: как совмещать творчество и работу.
26 августа 2011 в 10:16

Мухи и котлеты: как совмещать творчество и работу.

Мухи и котлеты: как совмещать творчество и работу.Многие творческие люди, в частности, писатели и художники сталкиваются с тем, что доходов от их любимого творческого занятия хватает разве что на сухарь без масла.
Поэтому им приходится героически стоять у станка тратить немалую часть своего времени на ту работу, которая, быть может, не столь любима, однако позволяет заработать хотя бы на бутерброд с сыром.
Оставим в стороне риторические споры на тему «должен ли художник быть вечно голодным» и обратимся к нашим реалиям.
Как успешно совместить милое сердцу творчество и драгоценную для кошелька работу?

  1. Для начала надо определиться с целями и ответить для себя на несколько вопросов:
  2. Хочу ли я зарабатывать на жизнь исключительно любимым творческим трудом? (плюсы и минусы этого решения можно обсуждать долго, отложим это для другого поста)
  3. Хочу ли я продолжать делать карьеру, профессионально развиваться и двигаться вверх по месту денежной работы?
    Некоторые люди полагают, что им нужно непременно сразу сделать выбор: или творчество, или работа. Уж если творить, то отдавать этому все свои силы и время. А если уж работать, то времени и сил на творчество не останется. И этот выбор висит у них на душой тяжким камнем размером с холодильник, и они сами не замечают, как продолжают заниматься и тем, и другим и мучиться от этого холодильника с выбором.
    На самом деле, между этими двумя крайними вариантами нужно выбрать средний, подходящий для себя.
    Нужно найти баланс между денежной карьерой и временем/силами для творческого труда. Это банальный и очевидный ответ, который, тем не менее, упрямые и капризные личности вроде меня долго не хотят признавать.
    Я бы очень хотела зарабатывать достаточно своими книгами, но отдаю себе отчет, что для этого понадобится много времени и работы «на будущее». Я, как студент-первокурсник, работаю «на зачетку».
    Для себя я решила, что не хочу делать карьеру на своей денежной работе. Я не хочу получить более высокую должность, больше ответственности, больше подчиненных. Я не проявляю инициативу и не нахожу себе дополнительную работу, я делаю ровно столько, сколько предполагают мои обязанности, предпочитая побольше свободного времени. Однако я продолжаю поддерживать профессиональный уровень, просто потому, что считаю: каждый должен делать свою работу качественно.
  4. Надо ПРИНЯТЬ саму эту ситуацию и избавиться от иллюзий. Да, жизнь так устроена, что сразу сделать выбор, скорее всего, нельзя. Может случиться так, что творческий труд принесет вам заработок. А может и не случиться. Это может произойти в течение года, а может — спустя десятилетие, а может — вообще никогда. Будете ли вы продолжать писать/рисовать/лепить в этом случае? Важно дать себе честный ответ на этот вопрос.
  5. Как распределить время и силы, чтобы хватало и на работу, и на творчество?
    Надо научиться беречь эмоциональную и душевную энергию. Больше всего сил отнимают эмоции. Если мы злимся, раздражаемся, возмущаемся, ликуем, пищим от восторга, с трепетом и волнением участвуем в бурных обсуждениях в течение рабочего дня, к вечеру сил на творчество не остается. Если мы принимаем работу близко к сердцу, она отнимает много душевных сил.
    Выбор, куда вкладывать душу — в денежную профессию или в любимую, но не доходную — за нами, но совмещать это очень трудно. Зато вполне реально спокойно и добросовестно работать, не включая эмоции, и оставлять энергию для любимого дела. Но при этом надо отдавать себе отчет, что мы упускаем какие-то карьерные возможности, которые потребовали бы больших усилий.
    Я очень ровно отношусь ко всем проектам, которые веду на работе и не принимаю их близко к сердцу. Кстати, им это только идет на пользу, я смотрю на них более объективно, легко принимаю замечания и легко соглашаюсь отказаться от одних решений в пользу других. Я замечаю обратный эффект — когда перестаешь эмоционально реагировать на какие-то проволочки, мелкие интрижки и не вполне адекватные нападки со стороны отдельных коллег, они как-то сами по себе отпадают, и работа приобретает очень ровный и спокойный эмоциональный фон, в котором комфортно находиться.
    Наконец, самый банальный совет — надо заниматься спортом и правильно питаться. Физическая нагрузка, особенно на свежем воздухе, даст нам достаточно сил, а легкое питание не позволит погрузиться в лень и апатию.
  6. Как переключать внимание между работой и творчеством?
    Как перестать думать о работе и быстро переключиться на творческое настроение?
    Есть разные способы.
    Во-первых, нужно разгрузиться, сбросить накопившуюся информацию. Не стоит бросаться сразу от работы к творчеству, лучше дать себе перерыв на перезагрузку.
    Для этого можно прогуляться пешком пару остановок, принять душ или хотя бы опустить ноги в таз с водой (лучше с солью), пройтись босиком по земле (если живете за городом), можно сделать какое-нибудь очистительное дыхательное упражнение, такое, как бхастрика, побегать или попрыгать, в общем, не обязательно долго, но интенсивно поработать с телом.
    Во-вторых, нужно привести себя в подходящее состояние, настроиться.
    Себя можно настраивать как рояль или гитару — перебирать струны, пробовать разные клавиши, постепенно втягиваться в работу, как спортсмен принимается за тренировку после разминки.
    Можно использовать «якоря» состояний — создать обстановку, зажечь свечи или благовония, включить музыку, достать любимый творческий блокнот или щелкнуть себя по лбу, наконец. О «якорях» можно почитать у НЛП-истов, это один из немногих приемов из их арсенала, который я нахожу интересным и полезным для себя.
    Мне помогает короткая медитация, погружение внутрь себя и поиск того, что я считаю в себе творческим началом.
  7. Надо ли искать работу, более близкую к вашему виду творчества?
    Очень важный и весьма субъективный вопрос. Если вы любите рисовать, может быть, вам бросить работу инженера и стать иллюстратором или дизайнером? Если вы любите писать, может быть, бросить работу программиста и стать журналистом-фрилансером?
    Поначалу я думала, что это — оптимальный вариант. Сделать свою работу поближе к любимому творчеству. Была у меня такая идея — сделать вольную журналистику основным источником заработка. Мне понадобилось около года, чтобы отказаться от этой затеи. Я много писала, даже колонку вела в Компьютерре, но потом бросила все это дело.
    Дело даже не в том, что журналист-фрилансер не так уж много нынче может заработать. Дело в том, что я меняю шило на мыло. Я очень быстро поняла, что писать художественную прозу для меня намного интереснее, чем двадцать один совет в женский журнал. И вообще, из меня — типичного интраверта — журналист выйдет сомнительный. И чтобы зарабатывать достаточно этим способом, нужно опять-таки долго работать «на зачетку», обрастать опытом и связями. И в итоге я опять получу не очень любимую денежную работу. В то же время по основному месту работу «зачетка» у меня уже есть — это знания, опыт, связи, репутация.
    Более того, я открыла для себя парадокс. Казалось бы, если пишешь статьи, то практикуешься в писательстве, разве нет? Однако, с точки зрения творческого потенциала гораздо больше пользы приносит переключение на работу, максимально далекую от писательства.
    К примеру, если я день работаю над статьей, к вечеру у меня теряется свежий взгляд на текст, тратится запас интересных метафор и пустеет копилка впечатлений. В такой день я уже не сажусь за роман или рассказ.
    В то же время общение с людьми и работа над проектами дает жизненный опыт, который можно потом использовать в своем творчестве.
    И если в первом варианте после такой работы писать совсем не хочется, то во втором я с нетерпением жду момента, когда открою свой текст.
    Любимый мной нынче Роберт Макки говорит: «Сценарист должен зарабатывать на жизнь своим творчеством». Он считает, что только так можно добиться качественного результата, Увы, жизнь не всегда предоставляет нам такие условия. Что ж, будем стремится к идеалу. Как бы не обстояли дела в текущий момент, я верю, что это возможно и это правильно — чтобы именно любимое занятие обеспечивало достойное существование.
    Источник: http://loco-bird.livejournal.com/284020.html
1851
Комментарии (10)
  • 26 августа 2011 в 10:45 • #
    Дмитрий Урюпин

    Не стоит, мне кажется, ломиться в открытую дверь – на эту и близкие к ней темы есть несколько шикарных книг, изучение которых снимает подобные вопросы как таковые. Например (из сравнительно новых):
    • «Муза и чудовище» Яны Франк,
    • «Технология творческого мышления» Мары Меерович и Ларисы Шрагиной,
    • «Самоосвобождающаяся игра» Вадима Демчога (да-да, того самого Купитмана из «Интернов» – он же Сумасшедший Фрэнки и Миртер Фримен),
    а также фильмы вроде «Трассы 60», абдрашитовского «Парада Планет» и т.д.
    Если же после изучения и осознания изложенных в них рабочих методик, алгоритмов выстраивания рабочего процесса, а также способов осознания и решения проблем всё еще останутся странные вопросы типа «как переключать внимание между работой и творчеством?» и «нужно ли искать работу, более близкую к вашему виду творчества?», тогда только хирургически – т.е. жесткими методами, например, тренингами типа эрхардовских, и без вариантов (если, конечно, не рассматривать вариант смакования тягот жизни как таковой).

  • 26 августа 2011 в 11:54 • #
    Марк Райс

    Прежде чем отвечать, замечу, что Вы всё же владелец и генеральный директор компании, куда дальше двигаться в денежной карьере, мне лично представить трудно, а потому, разумеется, лучше остановиться. Теперь собственно ответ:
    1) Я тоже питал иллюзии о том, что я буду зарабатывать своим искусством (я - композитор), но недолго. Дело в том, что я с ранней юности работал в газете, и впоследствии также зарабатывал музыкальной критикой. Поскольку я экстраверт, в отличие от Вас, то особенно стараться о установлении связей мне не пришлось - на меня "был спрос", и, несмотря, что я был фрилансер, денег мне хватало; иногда я даже не успевал писать всё, что просили.
    2) В 90% случаев нужно и даже желательно подрабатывать разными вещами, не касающимися профессии, и мне тоже это приходилось делать (не буду перечислять здесь всё, чем я зарабатывал); тогда работа не будет влиять на творчество и мешать ему. При этом я считаю, что любую работу нужно делать как можно лучше, а также можно двигаться по карьерной лестнице, если это продвижение не требует уделять работе больше времени.
    3) Считаю, что для писателя работать журналистом - это самоубийство, это очень портит стиль. Говорю с полным основанием, как человек, долго работавший в газетах, журналах и на радио.
    4) Я лично считаю, что работу "для денег" тоже нужно любить, иначе трудно в ней достигнуть каких-то результатов. И большей частью это возможно (за исключением случаев, когда работаешь в невыносимых внешних условиях, или когда есть интриги со стороны начальства или коллег и пр.) Во всяком случае у меня так получалось.
    5) По-моему, вопрос о том, заниматься или не заниматься творчеством, перед творческим человеком стоять не должен. Он может стоять только, в какой форме заниматься творчеством в данных конкретных условиях.
    6) Насчёт переключения внимания - это всё индивидуально. Я "вхожу в другую роль", как только сажусь за письменный стол или за компьютер.
    И я не верю, чтобы найти оптимальные условия для себя можно по книгам. Книги не учитывают ни реальной среды, в которой человек живёт, ни особенностей таланта (а талант - это всегда особый случай), ни воспитания.

  • 26 августа 2011 в 22:12 • #
    Елена Сорокина

    Согласна в чём-то , Марк , с вами " не верю, чтобы найти оптимальные условия для себя можно по книгам. Книги не учитывают ни реальной среды, в которой человек живёт, ни особенностей таланта (а талант - это всегда особый случай), ни воспитания. " . От книг тоже нельзя отказываться . В них очень много знаний , тех , которые наша , конкретная жизнь не охватывает . Мне по возрасту не приходится совмещать работу и творчество . Я в заслуженном " свободном полёте ". Но что интересно , и это замечено многими творческими людьми , когда человек более свободен , казалось бы вот где место для творчества , но нет того пыла , безумных идей , внезапно взявшихся офигительных образов ( простите за сленг ) , т.е. душа пуста . Конечно , теребишь свою память , изредка останавливаешь свой творческий взор на удивительном событии , факте , случае , но того " взрыва ", который присутствовал в загруженном и работой , и семьёй состоянии не наблюдаешь . Возможно , от того , что я тоже экстраверт и общении для меня немаловажный фактор . Так что и даже при выборе только творчества , не всегда может наступить благоприятный период . Уж если возник " плод фантазии ", он всё равно живёт параллельно с судьбой творца . А вот его реализация зависит и от удачи , и от направленных действий .

  • 27 августа 2011 в 21:20 • #
    Марк Райс

    Самое лучшее - это писать по договору, в определённых условиях и к определённой дате. Тогда не надо будет ждать "благоприятного периода". Или по режиму - с такого-то по такой-то час - творчество. "Вдохновение не любит посещать ленивых" (с)

  • 27 августа 2011 в 23:43 • #
    Елена Сорокина

    Марк , тоже не для каждого подходит . Не всё творчество можно поставить под регламент . По договору , к определённой дате и т.п. пишется из профессиональных побуждений . Этим я " болела " , когда была востребована как журналист . Такие " шедевры "выдавала . Но есть глубинное творчество , личное пространство творящего и оно не поддаётся ни какой " обработке " . Зная , что я пишу стихи , песни многие и часто обращаются с просьбами , написать этакое к юбилею , свадьбе , даже эпитафии . Последний случай , написать песню о родителях для молодого человека . За это сулят большой гонорар . Но как я вдохновлюсь , не зная людей , и даже если что-то и попробую , это будет обман . Конечно , отказалась . Наверное , важна чистота помыслов , в данном случае для меня . А пишется мне легко , свободно только с собственного видения , которое приходит не так часто , но зато результативно .

  • 27 августа 2011 в 23:52 • #
    Марк Райс

    При чём здесь чистота помыслов? Ведь пишут же люди на конкурсы! А по условию там нужно написать произведение определённого объёма и к определённому сроку. И, как правило, никто не халтурит и все успевают.
    Так вот, такие условия каждый должен ставить себе сам. "На глубине" надо жить всё время, независимо от гонорара. Я не имею в виду "на определённую тематику", а под сроком не подразумеваю чей-то день рождения или другое событие.

  • 28 августа 2011 в 00:43 • #
    Елена Сорокина

    " Чистота помыслов " для меня ". И как творческий человек творческому я поделилась с вами этим . Конечно , участие в конкурсах обуславливается сроком и определёнными условиями ,. их надо выполнять . И этому будет предшествовать большая работа . Здесь разговор идёт о профессионалах , людях достигших и идущих к признанию . Я не подхожу под эти " номинации ", так как род моих занятий несколько другой . Но это не " списывает " меня из творческих людей . Просто моему творчеству нужны большие временные отрезки . Спасибо за диалог !

  • 28 августа 2011 в 09:12 • #
    Марк Райс

    Конечно, речь шла о профессионалах, я ведь отвечал не Вам, а топикстартеру, которая является профессиональной писательницей. Но я тоже пишу медленно, и тем не менее всегда намечаю себе план, к какому сроку я выполню то или другое. Так советуют психологи, и они правы. Признание здесь совсем не причём, оно живёт не во мне, а в чужих головах. Впрочем, моя "основная" работа тоже не творчество, как и у большинства.

  • 27 августа 2011 в 00:12 • #
    Валерия Малкина

    Мне кажется, что можно совмещать. Но гораздо удобнее объединять все виды деятельности в единое целое. Т.е. вполне возможно часть зарабатывать собственным творчеством, другую часть - работой связанной с творчеством. Тогда есть возможность переключаться с творческой деятельности на административную или управленческую, при этом развиваясь в одной сфере. Хотя это тоже крайне непросто, но приносит весьма интересные плоды и открывает достаточно широкие перспективы.

  • 29 августа 2011 в 10:33 • #
    Александр Воронов

    День добрый!
    Ситуация знакома до боли...
    Для меня "урвать" часок для любимого дела,после рождения ребенка,- что то за гранью фантастики.Вспоминаю своего старого друга,режиссера театрального,как он говорил мне лет двадцать-двадцать пять:семья и дети,- в нашей стране,- "прокормочный" промысел,-"котлетку" из своего таланта не вылепишь!Не спеши "бросать якоря"...
    "Котлетка"- суть личная самореализация,гештальт,если хотите.И не подчиняется тем суровым будням,в коих состоим.
    "Мухи" побеждают, ибо без меда улья не будет.
    Получается,- приятно в редкие часы досуга помузицировать,взяться за кисть или или или...


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009