Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Нечистая сила восточных славян: как на Руси жилось демонам

Нечистая сила восточных славян: как на Руси жилось демонам

Не все знают, но для русских крестьян ещё несколько веков назад домовой с лешим были точно такими же демонами, как суккуб или Вельзевул в европейской традиции — просто с несколько иными повадками.

Русская народная демонология вообще полнится удивительными и порой жуткими вещами. Например, нередко ходили истории о том, как домовой, бывший мёртвым родственником, душил или насиловал кого-тои это слабо вяжется с образом знакомого нам домовёнка Кузи. А белорусы порой называли русалок «бабами с железной грудью» — и вам точно не хотелось бы с ними повстречаться в реальности.

Проверьте себя: насколько хорошо вы знаете опасных существ из нашего фольклора? Предупреждаем, этот тест может вас напугать! ПРОЙТИ ТЕСТ

Рассказываем о том, как раньше славянские народы представляли себе нечисть.

Нечистая сила восточных славян: как на Руси жилось демонам

Былички и нечисть

Знания о том, как на Руси представляли нечистую силу, до нас дошли в основном в двух разных видах. Первый — разрозненные высказывания богословов, выступавших против пережитков славянского язычества, как в «Слове об идолах». Второй — устные сказания вроде быличек, рассказов «очевидцев» о встречах со сверхъестественным. Но этого материала уже хватает, чтобы реконструировать кое-какие взгляды на нечисть.

В верованиях восточных славян практически нет каких-то особых духов для моря и гор, зато подробно описана лесная и речная нечисть. Почти не встречались истории о великанах. Нечистая сила обычно человекообразная или схожа с обычными животными. Нечисть постоянно меняла облик.

Большинство славянских духов не отличалось чрезмерной агрессивностью. Если люди соблюдали правила, то, как правило, все могли спокойно сосуществовать друг с другом. Правда, когда крестьяне нарушали табу, некоторые из которых сейчас могут звучать абсурдно, то они ожидали кары от нечисти.

А ещё изначально чуть ли не всех мифических созданий славяне считали покойниками.

Деды и заложные покойники

В стародавние времена, когда ещё не успела оформиться вера в богов вроде Перуна, у восточных славян вовсю царил культ предков. Считалось, что со многими людьми после смерти происходят особые трансформации, создающие из них сверхъестественных существ, которым стоило поклоняться. Местами эта вера дожила даже до XX века.

Когда умирал родственник, то он не прекращал быть частью семьи. Просто теперь он был «виртуальным» членом семьи, общение с которым регламентировалось строгими ритуалами. Таких духов по сложившейся традиции звали «дедами» или «родителями». В течение сорока дней после смерти они постоянно возвращались домой, в остальное время — куда реже.

Живые родственники помнили и почитали деда, регулярно справляли по нему поминки в особые дни, в которые «кормили» его — чаще всего кутью, кашей с мёдом: к еде просто долго не притрагивались, чтобы дед насыщался паром от неё. Когда дед приходил во сне, родственники выполняли пожелания покойника. За это дед не беспокоил живых наяву, помогал им по хозяйству и вообще всячески способствовал благополучию семьи.

Нечистая сила восточных славян: как на Руси жилось демонам

Вот только если деда не поминали и не выполняли его просьбы, то он вредил семье. Дед устраивал дикий шум по ночам, разбрасывал всюду вещи, изводил скотину, калечил людей и порой даже убивал их.

Порой для появления мертвеца достаточно было лишь раз нарушить какое-то табу. Например, запрещалось мыться в бане после полуночи — там собирались мертвецы. Когда купальщик слышал позади себя тихий шёпот и видел куриные следы на золе, то ему стоило тут же убегать: сзади стояли покойники.

Всё это привело к созданию особой нечисти вроде бабаек. Они существовали только в виде страшилок для детей, чтобы те исполняли наказы взрослых — а то эти чудовища съедят, покалечат или украдут.

Иногда покойник заявлялся домой во плоти, прямиком с кладбища. Особенно часто это случалось, если во время похорон ему не завязали ноги, и тем более, если у усопшего осталось в мире живых какое-то незаконченное дело. Его приманивала тоска родных — и покойник приносил им с собой болезни и ещё больше бед. Такого мертвеца обычно звали «заложным покойником», ведь умершего клали лицом в гроб, который заваливали камнями и ветками.

Особенно много заложных покойников было среди убийц, долгожителей, некрещённых детей, колдунов, ведьм, оборотней и тех, кто умер неестественной смертью: убитых, спившихся, утопленников и самоубийц — суицид считался страшным грехом.

Таких «нечистых» покойников опасались хоронить рядом со всеми остальными на кладбище, ведь их может не принять освящённая земля. Похоронную процессию с будущим заложным покойником мог просто не пустить и мертвяк, охраняющий кладбище.

И потому таких мертвецов закапывали за пределами церковной ограды: на перекрёстках дорог, в оврагах, лесах, болотах, на границах полей. Впрочем, это тоже слабо помогало, отчего мертвецы часто выбирались из своих могил.

Упыри

Особо зловредные ходячие покойники превращались в упырей. Славяне клали им подношения и пытались их задобрить, но это удавалось далеко не всегда.

Упыри в разных сказаниях выглядели по-разному. Одни крестьяне считали, что это полуразложившиеся жуткие трупы. Другие описывали упырей как самых обычных людей — только у них лица необычайно красны от всей выпитой крови. Вообще упырям чего только не приписывали: хвосты, чрезвычайно пухлые губы, острый язык, огромные зубы, которых могло быть по два ряда.

Упырей отличала громадная сила. Они бегали со скоростью скачущей лошади. Их не получалось ни зарезать, ни заколоть. Они оборачивались свиньями, конями, кошками, собаками, волками, снежными шарами, копнами сена и прочим. Во многих легендах упыри летали над облаками и протискивались в дома сквозь мелкие щели.

Эти вампиры вылазили из своих укрытий по ночам — обычно во время полнолуний. Упыри приносили людям самые разные несчастья вроде болезней и неурожая — долгое время они олицетворяли вообще всё то плохое, что творилось в жизни. Но всё же в большинстве историй они просто пили у людей кровь — а то и пожирали их плоть. От них первым делом страдали вдовы и прочие их родичи. Под постоянной угрозой были путники на дорогах. Хотя вампир был не прочь закусить и каким-нибудь крупным животным. Недоеденный человек мог сам обернуться упырём.

Покойникам, заподозренным в вампиризме, пробивали сердце колом — причём в ход шла не только осина, но и клён, липа и даже боярышник. Хотя во многих историях их просто сжигали или изгоняли криком петуха.

Иногда вокруг могилы с беспокойным покойником всё обсыпали маковыми зёрнами: считалось, будто вампир не успокоится, пока не соберёт их все. Порой доходило до каких-то очень экзотичных способов борьбы с упырём: покойнику, чтоб он уж точно не восстал, завязывали глаза, забивали рот песком, надрезали жилы под коленями и засовывали под них щетину.

Даже в соседних селениях упырей именовали по-разному и приписывали им всё новые качества. Тот же вурдалак — просто ещё одно имя упыря. Умершие колдуны превращались в ератников — но те принципиально ничем не отличались от упырей. Поэтому говорить о каких-то иных разновидностях подобных созданий довольно сложно. А истории про ырок и укрутов — выдумка Велесовой книги, которую написали то ли в XIX, то ли в XX веке.

Бывали у славян и истории про классических призраков, и даже ходячие трупы, сгнившие до самых костей — белорусы называли их костомахами.

Но на этом истории про покойников со сверхъестественными способностями не заканчиваются — просто многие из них в итоге трансформировались в водяных, домовых и прочих духов.

Домовые

Так как на Руси большинство мифических созданий пошло от умерших родственников, неудивительно, что в итоге самое перенасыщенное волшебными существами место в мировосприятии славян — это собственный дом.

Духи-хранители дома, по мнению ряда исследователей, пошли от общеевразийской традиции «строительной жертвы». При строительстве некоторых кремлей, мостов и прочих достаточно трудных сооружений в фундамент живьём замуровывали людей — якобы человеческая душа скрепляла постройку и успокаивала местных духов. Или же так человек преображался в духа-хранителя.

Впрочем, за жертву принимали и животных. Часто на Руси такой жертвой считался даже первый умерший в избе, из-за чего старики не любили переезжать, так как думали, что в новом доме они быстро умрут и превратятся в духов-хранителей.

Помимо дедов одна из самых архаичных форм духа-хранителя у славян — домовая змея. Днём такая змея выглядела как толстый, но короткий уж, похожий своим телом на бревно. Голова при этом у неё была либо змеиная, но с петушиным гребнем, либо большая, круглая и с лицом ребёнка. Ночью змей походил на самого хозяина дома.

Обычно змея незрима, но если она попадётся на глаза — то это верный знак скорой гибели. Хотя для предсказаний змея могла просто издавать звуки. Смех означал скорое добро дому, прозвучавшее от неё «хы-хы-хы» значило беду.

Змей во дворе дома не дозволялось обижать, иначе могла уйти домовая змея, что приводило порой даже к гибели всего рода. Также не стоило продавать любимую корову змеи, иначе резко падали удои у всей остальной скотины. Домовую змею одаривали сыром и молоком.

Нечистая сила восточных славян: как на Руси жилось демонам

Позднее образ домашней змеи остался лишь в районе западной Белоруссии и Украины. На Руси куда большей популярностью пользовался домовой — он же домовик. Причём говорить о каком-то едином для всех образе не получается. Это дух, живущий почти в каждом доме — тут общие черты заканчиваются. В XIX веке домовые вообще могли быть почти полной калькой с западных полтергейстов.

Самое название «домовой» более или менее попало во всеобщий обиход только в XVII веке. Раньше к нему предпочитали обращаться уважительно, называли «дедом», «дедушкой», «дидькой», «дзадом», «братком» — а то и «кормильцем», «хозяином», «хозяйнушкой», «избенным большаком». Звали домового и по месту, где он жил: «голбешником» (голбец — перегородка за печью), «запечником», «подпечником». Нередко его имя вообще запрещалось произносить вслух.

Не меньше различий было и в описании его внешности — но она всегда отражала представления крестьян о потустороннем. Домовой походил то на обычного ходячего покойника, то на древнего старца, то на чёрного человека, то на карлика в красной одежде, то на лохматого приземистого мужичка с острыми когтями.

С какого-то момента в домовых отрядили «неправильных» покойников, которых похоронили не по христианскому обряду. Где-нибудь на Украине встречались поверья, будто когда-то давно домовые были грешниками, что испили особый «домовой напиток».

У богатых домовой покрыт густой шерстью, у бедных — целиком голый. Согласно некоторым быличкам, он носил белые одежды — и одевался в чёрное, чтобы предупредить людей о беде. Шерсть домового такого же цвета, что и волосы главы семейства. Часто домового изображали оборотнем, перевоплощающимся в любого члена семьи и в самых разных животных: от кошки до паучка. Впрочем, обычно домового описывали как незримое существо.

Единого мнения по поводу того, помогал ли вообще домовой по хозяйству, у крестьян не сложилось. В северных районах его считали строгим, но добрым и справедливым хозяином всей усадьбы, слово которого было законом. Но чем южнее, тем чаще его изображали капризным и опасным маразматичным духом предка, что больше вредит родным и домашним животным, чем приносит пользы. Позднее в некоторых районах Полесья его и вовсе объявили той нечистью, которую обязательно надо гнать из дома.

Чтобы задобрить домового, ему приносили за печку хлеб, сыр и мёд. В особые дни приглашали к столу за совместную трапезу. Хозяева выполняли его прихоти и, например, брали скот только под цвет волос домового. И домочадцы старались не ссориться: скандалы расстраивали домовика. Женщинам запрещалось стоять на мусорной куче, ходить без белья и выходить из дому с распущенными волосами.

Довольный домовой благодетельствовал семье: ухаживал за животными, ходил за водой, сушил зерно, поддерживал огонь в печи, убирался в доме. Бытовали даже истории о том, как домовой выгонял пришедшего чёрта, упыря или «лихого» домового, насланного колдуном.

Домовик также предупреждал людей о всяческих бедах. Перед смертью одного из членов семьи домовик издавал странные звуки, гладил людей, словно кошек. Порой он садился на грудь человека и сильно сдавливал её. В такой ситуации нужно спросить, это знак к добру или худу — если домовой в ответ покашляет, то дела плохи.

Злой домовой измывался над животными и доводил их до смерти. Он прятал вещи, пугал всех, шумел, съедал оставленную в доме еду, путал пряжу, зализывал волосы людей и всячески проказничал. Он мог даже задушить человека, от чего спасали только крестное знамение и матерщина — два главных средства защиты от нечистой силы после молитвы.

Домовой порой похищал некрещённых людей и насиловал незамужних женщин — особенно любил вытворять такое с молодыми вдовами. Дети, рождённые от домовика, быстро умирали.

Чтобы спастись от домового, дом обставляли иконами и венками, сплетёнными на Троицу. Люди беспрерывно молились. Первого ноября хозяин окунал помело в дёготь, садился на нелюбимую домовым лошадь и размахивал на ней помелом. Вилами тыкали в места, где мог укрываться домовой. Над дверью всаживали нож. Иной раз в быличках рассказывали, как просто выстёгивали домового из дома плетью.

В разных областях отвечали по-разному на вопрос, есть ли у домового своя собственная семья. Одни считали его одиночкой. Другие говорили, будто у него семья точно такого же состава, что у хозяина дома. А третьи утверждали, что он женат на домовихе, которую тоже стоило почитать. Нерадивых хозяек домовиха не любила, отчего им мстила.

От образа домового отделилось множество других мифических существ — хотя не всегда получается понять границу, отделяющую новую нечисть от домового. Тот же барабашка жил рядом с домовымно лишь воплощал в себе все самые непоседливые черты домовика и выступал в роли страшилки для детей.

Дворовой почти ничем не отличался от домового — только отвечал за хлев и двор. Северобелорусский хут был домовым, похожим на огненную змейку; чтобы его к себе заполучить, приходилось три года носить яйцо под подмышкой. Мельничник был домовым, отвечавшим за мельницу. Коты-коргоруши были слугами ведьм, что воровали у соседей еду и приносили к себе домой.

Овинник — ещё одно существо, которое «отпочковалось» от домового. Поверье о нём распространилось на юге, где, в отличие от домовика, он был положительным персонажем. По одним рассказам овинник — чёрный кот с горящими глазами, по другим — высокий парень с длинными пепельными волосами, а то его описывали как самого обычного ходячего покойника. Он берёг кладки снопов. И опять же расходятся версии о его характере: он мог быть как бережливым и храбрым хозяином, что защищал людей от нечисти, так и отличаться запредельной трусостью.

Славянская нежить — неплохой материал для фильмов ужасов. Если присмотреться, легко заметить: славянский фольклор настолько переполнен всякой жутью, что по его мотивам впору делать не классическое фэнтези, как многие пытаются, а самый настоящий хоррор.

Просто представьте: человек, незнакомый с народными традициями, приезжает в отдалённую деревеньку. А там вся округа переполнена волшебными умертвиями, к которым местные относятся спокойно: для них нечисть столь же привычна, как Луна. И все чудовища охотятся за приезжим только оттого, что чужак отказался почтить здешних дедов. Чтобы испугать, даже не надо Бабы Яги: одни только русалки с русского Севера чего стоят.

1400
Комментарии (26)
  • 18 июня в 09:32 • #
    Герасимов Владимир

    Если к домовому относиться по-человечески, то и он к вам будет относиться соответственно.

  • 18 июня в 10:22 • #
    Татьяна Жиленкова

    Хм. У меня оч много вопросов к этому тесту)

  • 18 июня в 11:14 • #
    Николай Руденский

    В русской мифологии Баба-яга не имеет родителей, в тесте отсебятина автора. Берендеи к нечисти не относятся, это исчезнувшая народность и в медведей они не оборачивались.

  • 18 июня в 11:39 • #
    Наталья Карпухина

    Правильно. Какой Вий отец и где они это взяли.

  • 18 июня в 13:12 • #
    Лев Рабинович

    Вий, насколько я помню, встречается только у Гоголя, и там он к Яге отношения не имеет. От слова "никакого".
    Берендеи - явно из другой сказки ("Жил-был царь- Берендей...").
    И вообще:

    Еще в славянской мифологии встречаются люди, оборачивающиеся медведями. Как они называются?

    Варианты: Берендеи, Коловертышы, Хухлики.
    "Жи - Ши" пиши с буквой "И" - "учат в школе, учат в школе учат в школе". Причем в первом классе.

  • 18 июня в 16:21 • #
    Mikhail Laskin

    Тоже ответил, что у бабы-яги нет родителей. Ни в одной русской народной сказке не упоминаются родители Яги, я её воспринимал всегда как что-то изначальное, как силы природы. В украинском фольклоре Вий присутствует, но к Яге он не имеет никакого отношения. Откуда автор почерпнул сие, интересно?

  • 19 июня в 10:01 • #
    Герасимов Владимир
    ... у бабы-яги нет родителей.

    Жалко сиротинушку...

  • 18 июня в 13:17 • #
    Ирина Серебренникова

    Очень плохой результат у меня.Никогда не любила сказки и с такими персонажами не знакома .

  • 18 июня в 13:22 • #
    Ольга Козлова

    Да... на даче мне не выжить!

  • 18 июня в 17:35 • #
    соня генералова

    ну очень много вопросов...много неточностей и много неправильный утверждений

  • 19 июня в 13:33 • #
    Елена Гусарова

    Автора теста - на мыло! С какого перепуга Баба-яга дочь Вия???? БЕРЕНДЕЙ – слово многозначное. Представитель племени берендеев. В славянской мифологии — колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем. Мифический царь в русской литературе. ПЛЕМЯ: Тюркское кочевое племя в южно-русских степях, упоминаемое в русских летописях XI-XII вв. ОБОРОТНИ: Берендеи- в славянской мифологии — оборачивающиеся бурыми медведями люди.

  • 19 июня в 15:01 • #
    Герасимов Владимир
    Автора теста - на мыло! С какого перепуга Баба-яга дочь Вия????

    А вы знаете, чья она дочь? И чьих она кровей будет?

  • 22 июня в 04:04 • #
    Елена Гусарова

    Я знаю, что персонаж "Баба-Яга" - из славянского фольклора. А раз так, то родители ее - славянский народ.

  • 22 июня в 08:03 • #
    Герасимов Владимир

    А у татар тоже есть Баба-Яга. Кошмар-Апа называется...

  • 10 августа в 08:04 • #
    Виктор Гулевич

    Наверно, у французов она называется Мер-Кошмар :-))

  • 19 июня в 17:47 • #
    Sergey Okov

    Составители-Фантазеры... Вия записали в отцы Бабы-Яги

  • 22 июня в 04:07 • #
    Елена Гусарова

    Я понимаю, откуда они это взяли. Сама с огромным удивлением прочитала. Но я с автором не согласна. https://yandex.ru/q/question/kem_byla_baba_iaga_v_molodosti_e37e0cdd/

  • 21 июня в 10:26 • #
    Юрий Добронравов

    В основном мои знания о чертовщине были получены из советских мультфильмов. Помните: "Я- Водяной, я - Водяной"? Или русских сказок, которые я не очень любил, хотя бывало, и почитывал в детстве. Сказки народов мира я любил больше, но там чертовщины в нашем понимании было значительно меньше - больше колдовства, магии. А вот насчет лешего - посмеялся! Кто бы сомневался, что русские матюки - вещь универсальная!)))

  • 22 июня в 09:10 • #
    Герасимов Владимир
    В основном мои знания о чертовщине были получены из советских мультфильмов.

    Не самые надёжные источники информации.

    А вот насчет лешего - посмеялся!

    Посмотрел бы я, как вы смеётесь, когда настоящего лешего в лесу встретите...

  • 5 июля в 10:16 • #
    Юрий Добронравов

    А что, при Совке были доступны другие источники информации о нечистой силе? Ах, да! Помню в "Неуловимых мстителях": "А вдоль дороги мертвые с косами стоят...И тишина" )))
    Посмотреть на лешего, скорее всего, не удастся. А если вдруг случится, припомню свое рабочее прошлое и найду с ним общий язык: "- ... ... ...! - ... ... ...!" )))

  • 28 июня в 17:11 • #
    Александр Федоров

    Что-то наворочали вы, друзья, и в тексте, и в тесте.

  • 28 июня в 17:17 • #
    Александр Федоров

    Наша Родина - "объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в бога, а также преемственность развития..." Вот так она наречется. А вы с глупыми измышлениями превращаете все в балаган, измышляясь тем самым над поправленной Конституцией. Нехорошо. Как бы вас не поправили. Кто следует. Шутка, блин, конечно. Но тест кривой.

  • 10 августа в 08:05 • #
    Виктор Гулевич

    Какая конституция, такой и тест.

  • 29 июня в 12:00 • #
    Алексей Писарев

    Отец Бабы-яги - Бабай! Точнее она сама - Бабай - ага. С татарского -уважаемый старик. Во время монгольского ига - сборщик налогов. Им детей пугали. Мог и действительно ребенка забрать! Видимо был какой-то особо суровый воин-старик-калека - Бабай ага с костяным протезом ноги. В степи мало деревяшек. Как же он "обрадовался" когда со временем превратился в женщину! Баба-Яга Костяная нога...

  • 1 июля в 19:03 • #
    Людмила Цой

    Тяжеловато! Некоторые слова читала первый раз.


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012