Почему советская школа была лучше нынешней: 7 отличий,...

Почему советская школа была лучше нынешней: 7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей

Специалисты констатируют отсутствие принципиальных нарушений при последних сдачах ЕГЭ. Но повлияет ли налаженный контроль над тестами на знания школьников, которые в советское время не подвергались сомнениям? Попробуем разобраться в этой проблеме вместе с профессором, теоретиком науки Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой.

Почему советская школа была лучше нынешней: 7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей

Российское самопознание

Статья № 7 «Закона об образовании» предписывает ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и так далее. Если попытаться понять эти фразеологизмы, то их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию. Вместо того чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. В конце концов, федеральные государственные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря, к двойкам. В частности, в нормативах сказано — «не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования». Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год.

Тинэйджеры по-итальянски

Составители новой российской системы образования, по мнению многих экспертов, скопировали формат большинства западных школ, главный постулат которой звучит так: «хочешь учиться — учись». Между тем, учителя бьют тревогу по поводу отсутствия у старшеклассников чувства ответственности, которое было характерно для советских выпускников. У многих молодых людей, закончивших современную школу, наблюдается психология тинэйджеров. Доцент кафедры социологии Лондонской школы экономики Екатерина Хаким отметила, что две трети молодых девушек в Европе категорически не хотят работать, ставя главной целью своей жизни удачное замужество. В России таких — уже половина. О том, как «самопознавательная» образовательная система, принятая на Западе, влияет на взрослую жизнь, можно наблюдать в странах ЕС. По статистике, 80% тридцатилетних поляков, итальянцев и греков живут с мамами и папами, а в Англии половина всех молодых людей регулярно требует от родителей деньги на проживание. Об этой проблеме говорит советник директора Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов: «Повальная постподростковость — это не персональный выбор итальянцев или японцев, это глубокая деформация, кризис уже в запущенной стадии».

Чистописание: кара или необходимость?

Западный подход в корне противоречит русской этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, унаследованным советской образовательной системой от царской начальной школы. «В воспоминаниях тех, кто помнил дореформенные уроки чистописания (до 1969 года), последние очень часто изображаются как кара и проклятие маленького человека, — поясняет филолог, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Константин Богданов. — Маршалл Маклюэн (выдающийся теоретик XX века в области культуры и коммуникаций), а вслед за ними другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера ее медиальной передачи. Образовательная роль чистописания представляется при этом более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью».

Социальные сети вместо учебников

Почему советская школа была лучше нынешней: 7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей

«Степень поколенческой преемственности у детей предреволюционной и советской поры в этом отношении выше, чем у детей, прошедших советскую школу, и тех, кто учится в школе сейчас, — констатирует Константин Богданов. — В последнем случае граница между поколениями пролегает там, где, фигурально выражаясь, заканчиваются чернильные кляксы». Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры. Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас — в эпоху интернета. При всех технических плюсах, отсутствие самоцензуры во всемирной паутине приводит к деградации детской личности. «Бесконтрольный интернет калечит детскую душу, — уверены учителя, — школьницы устраивают селфи-сессии, стараясь шокировать публику. Мальчики становятся агрессивными и циничными. Они бравируют жестокостью». По общему мнению педагогов, дети страдают интернет-зависимостью. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на учебники.

Кругозор

Отсутствие требований к системным знаниям сразу же привело к сокращению предметов. В итоге убрали всё, что в советское время способствовало развитию кругозора. Детей, например, не учат астрономии, мотивируя это тем, что и в Америке этого предмета в школьной программе нет, «зато ВВП в разы больше, чем у нас». Кроме того, в российских школах убрали и черчение, мол, теперь проектируют с помощью САПР (системы автоматизированного проектирования). Между тем, по мнению многих математиков, именно черчение развивает геометрическое и пространственное мышление.

Спорт

Почему советская школа была лучше нынешней: 7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей

О том, что советские школьники и школьницы занимались массово спортом, знают все. К примеру, но нормам ГТО для получения серебряного значка «Смелые и ловкие» учащиеся (мальчики) 1−4 классов должны были пробежать 60 метров за 10.8 секунд, а тысячу метров — за 5 минут, и, конечно же, потянуться на высокой перекладине — 3 раза. Десятиклассникам же предъявлялись требования, которые не под силу большинству нынешних молодых мужчин. Чтобы получить опять-таки «серебро» третьей возрастной ступени «Сила и мужество», необходимо было пробежать три тысячи метров за тринадцать с половиной минут, и проплыть «пятидесятиметровку» — за пятьдесят секунд. Кроме того, требовалось подтянуться на перекладине девять раз. Ставились и другие задачи: метнуть гранату весом 700 г на 32 м (для юношей); выполнить упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки (дистанция 25 м, 5 выстрелов) с результатом: из винтовки типа ТОЗ-8 — 30 очков, из винтовки типа ТОЗ-12 — 33 очка. По статистике, в СССР более 58 миллионов человек в 1972—1975 гг. сдали нормы ГТО, в том числе большинство школьников.

Нынешние нормы ГТО явно проигрывают советским. К примеру, 17-ти летнему юноше для получения «серебра» надо пробежать три километра за 14 минут и 40 секунд, а «пятидесятиметровку» — лишь бы проплыть.

ЕГЭ и золотая медаль

Советская школьная золотая медаль ценилась очень высоко. «После 10-го класса мы сдавали 8 (!) обязательных экзаменов (контрольная по алгебре, геометрия устно, сочинение, литература устно, физика, химия, история, иностранный язык), — вспоминает медалистка СШ № 51 Минска Анна Островская (1986 год выпуска). — Причем письменные работы медалистов — сочинение и алгебру — проверяли несколько комиссий, и школьная, и районная. Помню, очень долго ждали этого подтверждения оценок. К слову, моему однокласснику-отличнику медаль в итоге не дали, но он и без нее поступил в Московский мединститут». По имеющимся на тот момент правилам медалисты поступали ВУЗы, имея преимущества перед другими абитуриентами. Им необходимо было сдать лишь профильный экзамен. «Блатными» золотые медали стали уже в период перестройки, с появления первых кооперативов, — вспоминает учитель истории Мария Исаева, — но хочу отметить, что, если у преподавателей ВУЗа возникали сомнения в медалисте, следовали серьезные проверки и самые строгие выводы. Когда же перестала работать обратная связь, тогда и школьное «золото» оказалось фальшивым". Что касается ЕГЭ, то вся история этого госэкзамена пронизана скандалами и драмами, в том числе связанными с суицидами школьников. При этом вузовские преподаватели не раз высказывали сомнения в достоверности этих тестов.

«Безусловно, нынешняя система школьного образования нуждается в реформировании, — говорит профессор, теоретик науки Сергей Георгиевич Кара-Мурза. — Мы, к сожалению, не видим научных открытий мирового уровня, сделанных выпускниками российских школ, хотя прошло много времени с 1992 года, который разумно взять за точку отсчета. Приходится констатировать резкое ухудшение качества знаний современных детей».

Почему советская школа была лучше нынешней: 7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей

«СП»: — В чем же причина такого положения вещей?

— Здесь логично вспомнить предысторию, чтобы оценить уровень проблемы. До Великой буржуазной революции во Франции имелись религиозные школы, выпускники которых, получая целостное представление о мире, становились личностями в высоком смысле этого слова. Способ обучения имел университетскую основу. После же буржуазной революции некоторых детей стали учить по этой же университетской системе, но на научной картине мира. В итоге выпускники этих элитарных лицеев обладали системным взглядом на порядок вещей. Основная же масса училась в школе так называемого второго коридора, получая мозаичное представление о мире. Эта же проблема остро стала и в России в последней трети 19 века, когда появилась массовая школа. Наша русская интеллигенция, воспитанная на классической литературе, отвергала разделение на «два коридора» — на элиту и на массу.

Лучшие умы России считали, что школа должна воспроизводить народ, объеденный общей культурой. О накале страстей вокруг этой проблемы можно судить по участию в этой дискуссии царя и военных министров. После Октябрьской революции в 1918 году был созван первый Всероссийский съезд учителей, который и решил, что школа должна быть единой и общеобразовательной, университетского типа. Теперь же единый подход к образованию университетского типа утрачен. Это, конечно, огромный минус.

«СП»: — Советский Союз был первой страной, который ввел эту систему?

— Да, наша страна стала первой, которая начала учить детей по единому стандарту, не деля детей на элиту и массу. Причем, появилось множество специфических моментов. К примеру, детей за плохую учебу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. Я это всё прошел, и скажу так: помогая товарищу, начинаешь по-настоящему понимать предмет. Большинство наших ведущих ученых и конструкторов тоже прошли через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам. Приходилось думать, как же объяснить двоечнику, чтобы он понял. Здесь также разумно вспомнить чистописание. Оказывается, что мозг человека имеет особую обратную связь с кончиками пальцев. Отмечено, что в процессе чистописания развивается механизм мышления. Китайцы же не отменили этот предмет, хотя их иероглифы сложнее нашей кириллицы. В целом, советская школа обладала множеством положительных особенностей, которые в совокупности воспитывали личность.

«СП»: — А интернет?

— Интернет — это данность нашего времени, и отрицать или, тем более, запрещать — это глупость. В то же время необходимо вырабатывать эффективные механизмы, которые нивелировали бы отрицательные воздействия всемирной паутины на детей. Это очень сложная работа, которую обязательно нужно делать.

«СП»: — Как вам видится будущее нашей школы?

— Я уверен, что рано или поздно государство вернется к положительному опыту советской школы, что, собственно, мы кое-где наблюдаем. У нас просто нет иного пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире.

Если вы хотите немного отвлечься и пройти тест, посвященный проверке ваших школьных знаний, то сделать это можно по ссылке: Пройти тест

Источник: «Свободная пресса»

12345
Комментарии (123)
  • 31 августа 2017 в 09:56 • #
    Светлана Томских

    Тут можно и поспорить...

  • 31 августа 2017 в 12:15 • #
    Роман Плехов

    О чём конкретно?

  • 31 августа 2017 в 15:42 • #
    Вячеслав Корниенко

    да всё абсолютно спорно, т.к. субъективно

  • 1 сентября 2017 в 13:43 • #
    Роман Плехов

    Ну тогда это не спорно, а не верно. Вот в этом я согласен.

  • 31 августа 2017 в 20:13 • #
    Стелла Гончаревская

    К примеру о том, что КАЖДЫЙ школьник... К тому же современный :-(

  • 31 августа 2017 в 13:58 • #
    Ada Истриц

    Обычный такой ученый советского разлива - сравнивает советские лозунги с российской реальностью.
    И какие такие открытия мирового уровня были в СССР, чтобы о них серьезно говорить? Одна нобелевка Алферова за всё время? Советская наука безнадежно отстала от мировых уровней, теперь приходится либо изобретать колесо, либо пользоваться запатентованными западными изобретениями.
    Но и в этом случае - российские отрасли могут показать отличные показатели, продукты мирового уровня, от антивируса Касперского до военки. И да, это с 1992 года.
    Короче, как эти теоретики науки задолбали своими глупостями.

  • 28 ноября 2017 в 19:14 • #
    Vit-Khodus Ходус Виталий Викторович

    Ну, во-первых, не один Алферов. Например, еще физико-химик Семенов, физики Черенков, Ландау, Тамм, математик Канторович, физики Капица, Гинзбург. Еще недавно Новоселов, или выходец из России Пригожин, основатель неравновесной термодинамики, да, еще забыл, изобретатели лазеров Басов и Прохоров.
    Во-вторых Нобелевский комитет полностью прозападно ангажированный. Достаточно вспомнить, как подхалимажно только что вступившему в должность черному властелину дали нобелевскую премию мира. А сколько было вручено нобелевских премий по экономике западным экономистам, ни один из которых не предсказал кризис 2008 года. между прочим, настоящая наука подразумевает предсказания, как например, заранее за много лет предсказания точного времени затмений.
    Третий пример. Когда авиация только зарождалась, в мире было два теоретика летательных аппаратов тяжелее воздуха. В России это Жуковский, в Германии был Людвиг Прандтль. А в Америке вообще ничего не было. Если бы туда не сбежал Сикорский, и дальше ничего не было бы.
    А атомные станции на быстрых нейтронах, которые позволяют создать безотходный ядерный цикл, и которые внедрены в России, кстати, как и первая в мире АЭС в Обнинске. А чьей таблицей химических элементов пользуются во всем мире?
    В США в основном не ученые и инженеры, а шоумены, типа Илона Маска, в которого ваша либеральная братия верит как в мессию, а на самом деле это мошенник, умеющий привлекать деньги от тупых поклонников, которые в науке ни бум-бум. А законы науки неподкупные, их не пролоббируешь, не обманешь, это вам не мошеннические юридические законы.
    Я тут по мере сил сражаюсь с мракобесием эффективных менеджеров. Например, кто-то утверждал, что теория гидромашин Эйлера устарела и ее необходимо выкинуть на помойку. Если постучать по его голове и по столу, звук будет примерно одинаковый. Установленные научные факты отражают ОБЪЕКТИВНЫЕ закономерности, присущие природе, и они будут справедливы и через 100 миллионов лет, что, через тысячу лет и через миллион лет второй закон Ньютона не будет справедлив???
    Вы просто одна из тысяч коммерсов, которые ни хрена не смыслят в науке, но сколько апломба, амбиций, высокомерия, гонора, спеси и чванства!
    Правильно писал дедушка Крылов (басня "свинья под дубом":
    невежда также в помраченьи бранит ученых и ученье и все ученые труды// не чувствуя, что сам вкушает их плоды

  • 18 февраля в 20:18 • #
    Алексей Склемин

    все это напоминает выступление на съезде ВЛКСМ. Наука должна быть "прилагательной" даже в кандидатской требуют "актуальность". А так же требуют акт о внедрении, т.е. заявленая актуальность должна подтверждаться, что ВСЕГДА происходит в диссертациях и других научных изысканиях на западе.

  • А где я сказал, что не нужна "прилагательность"? (Кстати, у Фонвизина дверь, которая "приложена", т.е. висит на петлях, имя прилагательное, а которая просто лежит в чулане - имя существительное).
    И где я сказал, что не нужна актуальность и практическое применение???

  • 27 февраля в 15:40 • #
    Алексей Склемин

    Долго искал ответ на ваш вопрос вот:

    В США в основном не ученые и инженеры, а шоумены, типа Илона Маска, в которого ваша либеральная братия верит как в мессию, а на самом деле это мошенник, умеющий привлекать деньги от тупых поклонников, которые в науке ни бум-бум.

    Он просто внедренец. А наши "ученые" все вопервых популисты, а во вторых "растут" на дрожжах своих аспирантов.

  • Вы пользуетесь достижениями науки, тот же интернет без науки невозможно было создать, но ее же и хаете. Воистину бессмертны слова дедушки Крылова:
    Невежда также в помраченье
    Бранит ученых и ученье
    И все ученые труды,
    Не чувствуя, что сам вкушает их плоды

  • 4 марта в 17:14 • #
    Алексей Склемин

    интернет это не наша наука, а я говорил про наших научных руководителей. не путайте. Я кстати о том и говорил: люди изобрели и внедрили, сами САМИ, а не за счет своих молодых и более одаренных аспирантов.

  • Вы, вероятно, и были одним из тех одаренных аспирантов, чьи идеи приватизировали профессора??

  • 12 марта в 14:02 • #
    Алексей Склемин

    приватизировать не особо но и защититься не дают

  • 29 июня в 05:54 • #
    Ольга Харитонова

    потому не представляете, что в советское время ученые САМИ выдвигали идеи, САМИ их проверяли, и от коллектива никогда не отрекались)))))))

  • заряженное ружьё стреляет в своё время
    но кто-то должен зарядить...
    какой-нибудь живой ум
    наука это среда для этого точненького
    а среда то выхолощена пустыми степенями

  • 29 июня в 06:02 • #
    Ольга Харитонова

    собственно, об этом и речь в посте - "зарядить" должна школа, чтобы дальнейшее образование "выстрелило". советская школа заряжала, поскольку давала универсальные знания, кругозор, способность логически обосновывать применение на практике собственных знаний. кроме того. коллективное взаимодействие давало возможность чувствовать себя защищенным (чувство локтя), причастным и в то же время соревновательным, что давало возможность развивать личность.... теперь не так, каждый сам за себя, поэтому ищут "рабов" для выполнения работы вместо себя, знаний меньше, поскольку лозунг - "учись. если хочешь", вот вам и высосанные из пальца кандидатские и степени соответственно...

  • Вот вы представляете науку как что-то безжизненное, выхолощенное. Понятно, что это взгляд человека, который в науке ни бум-бум, как говорится в рекламе, "яркий ноль". На самом деле высокая наука и настоящее искусство близки. Вспомним героев "эпохи бури и натиска" - интенсивного развития квантовой физики в 10-е 30-е годы ХХ века. Например, один из отцов -основателей Макс Планк, чья константа лежит в основе КФ, читал в университете лекции по теории музыки и собирался стать концертирующем пианистом. Эйнштейн превосходно играл на скрипке, Шредингер был знатоком восточной философии, издал поэтический сборник. То есть настоящие ученые могут хорошо разбираться в музыке, поэзии и т.д. Например, как-то один знакомый профессор цитировал Эмпедокла. Что характерно, обратно, чтобы какой нибудь искусствовед, который всякие там "коннотации, аллюзии, реминисценции", что нибудь смыслил в науке, такого не бывает а хаять - пожалуйста!

  • 18 декабря 2017 в 17:54 • #
    Юра Голованов

    Не хочется тратить время на поиски, а так экспромтом -возле входа в Харьковский универ стоит три бюста нобелевским лауреатам харьковчанам (советского разлива)Ландау, Мечникову и Кузнецу.Лифшиц и Капица вообще не в счет. В целом по СССР не помню.

  • 31 августа 2017 в 15:19 • #
    Вячеслав Корниенко

    Вторая по величине страна мира - по величине ЧЕГО ??? если населения то Индия, правильно ставьте вопросы !!!
    какой орган человека самый большой - по чем большой? массе? площади - у человека площадь легких составляет до 100м2 !!!!

  • 1 сентября 2017 в 13:45 • #
    Роман Плехов

    если по длине, то это - половой член (и то, смотря у кого).

  • 20 сентября 2017 в 11:55 • #
    Вячеслав Корниенко

    вам эта тема очень близка, судя по всему, примите поздравления

  • о чём и речь!

  • 27 ноября 2017 в 10:40 • #
    Olga Deboise

    Oтвет неверен!Cамый длинный орган у человека это кишечник!!!!!
    Общая длина кишечника человека составляет около 4 м в состоянии тонического напряжения (при жизни), и около 6—8 м в атоническом состоянии (после смерти) .

  • 31 августа 2017 в 15:22 • #
    Артем Стар

    Долго думал почему Жираф верно а верблюд неверно...так пока и не придумал)

  • 31 августа 2017 в 15:31 • #
    Вячеслав Корниенко

    жираф может дольше обходиться без воды, я тож не знал

  • 1 сентября 2017 в 13:46 • #
    Роман Плехов

    У него шея длинная - пока воду пьёт, она у него в горле накапливается.

  • 1 сентября 2017 в 15:46 • #
    Михаил Никуленков

    Жираф может дольше обходиться без воды при наличии травы, а верблюд - при отсутствии травы. Вот и разберись, кто дольше и почему.

  • 3 сентября 2017 в 14:53 • #
    Юрий Добронравов

    "Жираф большой - ему видней!" )))

  • 31 августа 2017 в 15:23 • #
    Вячеслав Корниенко

    что было в СССР ? это общественная форма производства.... т.е. ВСЕ... и уравниловка.... что есть двигатель прогресса? лень? нет, это заработок на лени, т.е. ДЕНЬГИ.... стимулом всегда и везде были деньги, т.к это и есть форма свободы... но в ссср даже деньги не давали свободы, вспомним золотой теленок... поэтому ссср - тупиковая ветвь развития... КНР это быстро поняла и что мы видим - всем понятно

  • 29 июня в 06:24 • #
    Ольга Харитонова

    золотой теленок - вообще-то сатира, которая обсмеивала пристрастие к деньгам... свобода, молодой человек, не в юрисдикции, и не в деньгах, а у русского человека свобода всегда внутри, в мышлении, душе, любви... а вы этого до сих пор не поняли? поэтому в СССР стимулом было даже просто похвала на общем собрании или на отрядном (октябрятском, пионерском, комсомольском) сборе. поскольку речь об образовании, о школе, то объясню: с точки знания школьного возраста, самые значимые люди - сначала родители (до 10-12 лет), затем - друзья и люди соцсреды. Это так было, так есть и так будет. если люди вокруг нацелены на "померяться деньгами" (телефон/комп/одежда и т.п у меня круче), естественно, ребенок стимулируется только деньгами. если же окружающие выражают признание (или неприятие) твоих собственных заслуг (знаний/умений/навыков/ловкости/юмора и т.п.), то и стимулы соответствующие. СССР - не тупик, его развалили те, кто хотел побольше хапнуть, а люди голосовали на референдуме, чтобы его сохранить. плановое производство - замечательная вещь в крупных производствах, коммерция - в легкой промышленности замечательна. КНР вовремя прихлопнула тех, кто против компартии вставал, и дала возможность коммерции - потому и получился рывок вверх, а мы деградировали... и за уравниловку, которая была в СССР, я и сейчас бы проголосовала, поскольку уборщица получала 70 руб, начальник - около 350-400 (соотношение 1:5), сейчас уборщица получает 7000-10000, начальник - 1,5-2 млн руб (соотношение 1:200),
    рабочий нередко получал больше, чем директор завода, да еще и премии, и грамоты, и почет среди своих, сейчас - даже думать не о чем, поскольку капитализм у нас.... а вот свободными мы как были, так и остаемся, с деньгами или без, а молодые люди вроде вас, похоже, изначально зависимы - от денег, от интернета, от рекламы запада, от "чтолюдискажутнапишутлайкнут"...

  • 30 июня в 21:15 • #
    Юрий Добронравов

    Это кто же вам сказал, что "рабочий нередко получал больше директора"? Я всю жизнь проработал на производстве и прекрасно знаю оклады всех звеньев управленцев и тарифные ставки рабочих. Если рабочий и получал больше ИТРовца, то только ИТРовца нижнего звена - мастера, технолога, конструктора низших категорий. А замы и руководители подразделений имели оклады гораздо выше. Я не говорю даже о персональных надбавках и регулярных премиях. А если рабочий хотел заработать, вкалывая свехурочно, сразу вмешивался ОТИЗ. Даже мне по молодости, поучаствовав в "шабашке" пришлось часть своего заработка закрыть на постороннего человека (он потом мне все вернул минус налог. Ну и еще легкое волнение насчет нарушения закона и ОБХСС). Иначе никто не заплатил бы и копейки. Но дело не в этом. Мне понравились ваши дифирамбы плановой экономике и анафема тем, кто развалил СССР. Ленина, надеюсь, помните? Так вот, он говорил, что новый строй только тогда победит старый, когда обеспечит более высокую производительность труда. Какая была производительность в СССР с его плановой экономикой, всем известно. Болото! Основная движущая сила производства это прежде всего конкуренция и принцип материальной заинтересованности всех участников производства. А у нас даже директор завода не был заинтересован в выпуске новой продукции - план завалишь, квартальной премии не получишь... А что в результате? А ничего - тот же оклад, что и раньше, и та же премия. Стоит ли ерзаться? Потому на нашем заводе (к примеру) при наличии 4-х КБ и профильного НИИ семь лет не обновлялась продукция. Потому и сдох Союз. Прав был Ленин. И винить некого - мертворожденныя конструкция, державшаяся только на тирании и дутой идеологии.

  • 19 июля в 10:54 • #
    Ольга Харитонова

    ну что ж))) разные заводы, разные директора, разные зарплаты))) если хочешь найти повод, чтобы похаять союз - всегда найдется, хочешь похаять нынешний капитализм - тоже найдется. коммунизм, демократия, султанат - везде есть свое хорошее и плохое. Видимо, вы в результате развала СССР получили много денежек, раз так радуетесь. большинство моих знакомых теперь живут гораздо хуже, чем тогда....и больше всего унижает, что хозяевами становятся чаще люди, которым нравственность и культура по барабану. "Грубым дается радость, нежным дается печаль".. производительность в СССР была вполне себе нормальная, пока все средства не сожрала коррупция и безнаказанность. а мы все молчали....или участвовали...

  • 21 июля в 11:43 • #
    Юрий Добронравов

    Рад, что Вы обо мне такого мнения. Я вообще-то писал о причинах развала СССР с его плановой экономикой, которая не могла обеспечить даже потребности собственного населения. А ответ получил в стиле отца Федора из другого произведения И.Ильфа и Е.Петрова - "Сам дурак!" Умно! Но главного при всем своем интеллекте вы не опровергли - только конкуренция и принцип материальной заинтересованности является двигателем цивилизации. И как простой (во времена СССР) технолог низшего звена, скажу, что не смотря на все ваши высказывания, производительность труда в СССР была на крайне низком уровне и никакой конкуренции странам Запада и Японии тогда составить не могла. Не буду даже примеры приводить. Все равно получу от Вас - "Буржуй!" "Сам дурак!" Приятно было пообщаться. )))

  • 31 августа 2017 в 15:35 • #
    Геннадий Матюхин

    "Преступление и наказание" по форме - это роман, а по жанру - детектив!

  • 31 августа 2017 в 15:40 • #
    Вячеслав Корниенко

    жанр детектив имеет загадку... где в этом романе - загадка? все прозрачно

  • 31 августа 2017 в 20:16 • #
    Стелла Гончаревская

    Может быть, "тварь ли я ..."? :-)

  • 29 июня в 06:26 • #
    Ольга Харитонова

    потому это и роман, а не детектив))))

  • 31 августа 2017 в 15:43 • #
    gustovav Густов

    В опросе есть как минимум два "криво" поставленных вопроса. А именно- из школьной программы чётко помню, что площадь человеческих лёгких составляет размер футбольного поля,- порядка 100 кв. метров. Поэтому ответ, что кожа больше лёгких- неверен.

    И по поводу "Преступления и наказания",- тоже косяк- помнится, это произведение было включено в мировую антологию детектива, т.е. это всё-таки детектив.

  • 3 сентября 2017 в 14:58 • #
    Юрий Добронравов

    Да и то, что кожа - орган, что-то из школьной анатомии (был у нас такой предмет) не припоминаю. Все время говорили о кожном покрове. Раз уж на то пошло, то и плевра - оболочка, тот же покров, легких - тоже должна считаться отдельным органом.

  • учебник надо было хотя бы прочесть из живого интереса, который пестовали те старые учителя, который(интерес) жил в народе из уважения к науке и знаниям... а теперь у нас тупорылая успешность русский язык корёжит на так называемой научной почве образования потешными аббревиатурами...
    толку не будет, пока на всех ступенях развития молодого ума он будет видеть неподдельный интерес у тех, кто его будит к пониманию...
    у цветка д.б. почва, или здесь тоже дружно перешли на гидропонику и калькуляторы
    как хорошо теперь списывают д.з. с телефончиков...

  • 29 июня в 06:28 • #
    Ольга Харитонова

    вы хотя бы представляете тех учителей.... у молодых этого не будет....

  • 21 июля в 11:52 • #
    Юрий Добронравов

    А что "тех учителей"? И тогда было полно всяких-разных. Кто-то вел факультативы и кружки, в которые мы - дети - шли с удовольствием. А кто-то мог и линейкой по рукам, и за уши... Но что касалось общественных наук (а в советской школе все было заполитизировано за редким исключением), то тут никакой самодеятельности не допускалось - марксизм-ленинизм, материалы последнего съезда, дорогой Леонид Ильич. "Шаг влево, шаг вправо..."

  • 19 декабря 2017 в 07:34 • #
    Геннадий Матюхин

    Площадь футбольного поля порядка 6000 кв.м. Для сведения...)

  • 31 августа 2017 в 16:32 • #
    manashkova Галина

    Мне тест понравился, действительно, вопросы сформулированы как будто для школьников 80-х. У меня не возникло ни каких замечаний по тексту вопросов, все было ясно и понятно. Да, немного подзабыла некоторые моменты школьного курса, но приятно было прочитать результаты теста. Я действительно окончила школу с золотой медалью. Знания советская школа давала крепкие, как говорится "на года..." Спасибо составителям!

  • 31 августа 2017 в 20:23 • #
    Стелла Гончаревская

    В данном контексте, мне кажется, медалист 70-х написал бы "У меня не возникло НИКАКИХ замечаний" и т.д. Вас извиняет только то, что Вы медалист 80-х. ИМХО :-)

  • 1 сентября 2017 в 08:59 • #
    Вячеслав Корниенко

    медалисты как правило отвечают прямо, они не думают.... часто и густо - зубрилки... я был не медалистом и у меня медалисты списывали

  • и у меня

  • завалинка, семечки, мытьё косточек

  • 1 сентября 2017 в 13:52 • #
    Роман Плехов

    Что-то я сильно сомневаюсь насчёт Вашей золотой медали. Истинная медалистка (притом, золотая) никогда не "подзабывает некоторые моменты школьного курса"! Ведь "знания советская школа давала крепкие, на года". Да и с русским языком у Вас тоже проблемы - "подзабылось"?

  • 6 октября 2017 в 23:36 • #
    Светлана Жестовская

    Господа! Я тоже в молодости автоматом без ошибок писала и т.д.

  • 31 августа 2017 в 16:49 • #
    Оксана Иванова

    С чего вдруг жираф, который живет в саванне и жует листочки с дерева, может дольше обходится без воды, по сравнению с верблюдом, который живет в пустыне?? Вопросы, конечно, не корректно поставлены))Но Достоевского, роман точно, а не детектив, это еще с филфака точно знаю)

  • 31 августа 2017 в 20:28 • #
    Стелла Гончаревская

    В каком году и в какой стране на филфаке в данном контексте учили писать "не корректно"??? Вместо "некорректно"...

  • 1 сентября 2017 в 07:53 • #
    Наталья Мазей

    Меня тоже возмущает обилие орфографических ошибок у большинства пользователей, оставляющих комментарии в соцсетях. Потому и сама не принимаю в этом участия так часто, как хотелось бы.

  • 6 октября 2017 в 23:41 • #
    Светлана Жестовская

    Это снобизм. А современные книжки вы читать можете? Раньше за одну ошибку в печатном издании головы летели.

  • 27 ноября 2017 в 17:07 • #
    Olga Deboise

    с тех пор, когда между НЕ и наречием можно вставить слово... типа НЕ совсем КОРРЕКТНО .....
    не очень-то корректно Вы себя ведёте!

  • 31 августа 2017 в 17:42 • #
    Андрей Брагин

    слишком просто

  • 31 августа 2017 в 18:25 • #
    Валерий Лыюров

    В школьной программе современных небоскрёбов быть не могло,ь Достоевский был запрещён и изъят из библиотек.

  • 31 августа 2017 в 19:30 • #
    Валерий Иванов

    С ЧЕГО ВЫ ВЗЯЛИ.ЧТО ДОСТОЕВСКИЙ БЫЛ УДАЛЕН ИЗ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ? В ШКОЛЕ КОНЕЧНО НЕ БЫЛО ТАКОГО ПРЕДМЕТА-КАК АРХИТЕКТУРА.НО ПРО НЕБОСКРЕБЫ МОЖНО БЫЛО ПРОЧИТАТЬ И А.М ГОРЬКОГО-ЭТО САМЫЙ ПРОСТОЙ ВАРИАНТ.А ИХ СОТНИ. МЕНЯ КАК-ТО УДИВЛЯЕТ ВАША МЫСЛЬ О ТОМ.ЧТО ШКОЛЬНИКИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НЕ ЗНАЛИ О НЕБОСКРЕБАХ.

  • 1 сентября 2017 в 13:54 • #
    Роман Плехов

    Батенька, это когда же Вы в школе учились? В какое такое время?

  • 6 октября 2017 в 23:54 • #
    Светлана Жестовская

    Я в школе проходила "Преступление и наказание". Достоевского читала из библиотеки: "Братья Карамазовы","Идиот" - мой любимый... Запоем прочитала штук пять подряд и влюбилась в этого писателя, поэтому запомнила бы, если б он был под запретом. Кстати, мы еще всем классом ходили в кино на одноименный фильм, который мне тоже (редкостный случай)очень понравился.

  • 27 ноября 2017 в 17:14 • #
    Olga Deboise

    Школьная программа в основном пополняется произведе­ниями, которые особенно близки консерваторам: на мес­то слишком критич­ного по отношению к традиционному укладу роману Сал­тыкова-Щедрина «Господа Головлевы» в начале 1970-х в программу прихо­дит роман «Преступ­ление и нака­зание», противопоставляющий бунту против существующих порядков идею личного спасе­ния.

  • а Голавлёвы-то хороши, и в точку к этому всему набору мнений!
    тщательнее(ударение на последнем слоге) задумывайтесь сами, ведь "сапиенсы" вроде бы

  • 18 декабря 2017 в 18:03 • #
    Юра Голованов

    Из какого века бред о запрещении Достоевского ???

  • 31 августа 2017 в 20:37 • #
    Валерий Семенович Ягонин

    size.1

    Каждый из нас учился в разных школах. И каждый вынес из школы то, что хотел там взять.

    Мне пришлось, отец был военным, обучаться в разных школах, более 10-ти. Имея возможность сравнивать, и получать разнообразное качество обучения, я набрался из школы много хорошего.

    У меня было пять любимых учителей. По словам Амонашвилли (советский педагогог, депутат ВС СССР) у него было три. Учителя, по его просьбе поднимали руки на совещании, у кого сколько. Один - почти все подняли. Два - немногие. Три - ни один. А у него было ТРИ любимых учителя, и он этим очень дорожит.

    Если судить, по работе, отличников принимать, нужно с дополнительным тестированием на: а) преданность цели организации, б) на способность производить конечный заданный результат.

    Красный диплом точно говорит только об одном: у бывшего ученика отличная память. Все остальное проверяйте при найме в свою группу.


    И еще, при любой системе образования будут 20% пассажиров - никогда не работающие, даже в самой выгодной команде. 60% - трудовые лошадки, работающие в условиях которые им создают. 20% - ломовые лошади, будут работать всегда, даже в тюрьме.

    А из 20% пассажиров, будет всегда от 1 до 4 процентов - врагов любой организации.

  • 9 апреля в 09:19 • #
    Самсонов Михаил

    Ув. господин Ягонин, почему Вы говорите о преданности какой-то организации?
    Работник в первую очередь должен работать на себя (проф. рост, карьера, улучшение мат. положения) в организации, интересы которой (выпуск или разработка определенного продукта или услуга) отвечают запросам работника. У Вас 80% работников-трудовые и ломовые лошади. Т.е. люди, работающие на хозяина (преданность организации, способность производить конечный результат для хозяина). В вашей классификации я не увидел творческого, самостоятельного, способного саморазвиваться, свободного человека. А только за такими работниками будущее.

  • 9 апреля в 12:23 • #
    Валерий Семенович Ягонин

    В начале: мне понравилось, что Вы пишите о порядочных людях. О самостоятельных, имеющих свою точку зрения.

    И таких много, их большинство. Однако ... каждый работать в вашей организации не сможет, хотя ему у вас понравилось все. Даже, с точки зрения соискателя, не навредите ему, если он у Вас придется не ко двору по своим качествам.
    =================

    Михаил, пока Вы не начали свое дела, Вас устраивает лозунг "Даешь творческую саморазвивающуюся, свободную личность".

    Как только в своем деле у Вас, как у владельца бизнеса появятся обязательства:
    - перед банком
    - перед контрагентами и перед судом за срыв договорных обязательств
    - перед налоговой и перед судом за несвоевременную выплату налогов государству
    - перед определенными личностями (дай Бог чтобы вот этих у Вас никогда не было)
    - перед своей совестью и перед своей мечтой, пред памятью о Вас ваших потомков ...

    То Вы и начнете выбирать, даже из хороших.
    Предположим, что злонамеренных скрытых личностей Вы уже умеете отбирать.

    Таких за мою работу было 2-е. Первая, милая молодая мама, я её даже поставил начальником отдела... Второй тайно направлен от одной группировки. Я его раскусил раньше, чем он смог что-то сделать самостоятельно. Он пришел увольняться ко мне сам. Хотя и был жестоко наказан группировкой. В своей основе он оказался - хорошим человеком.
    И Вам придется принимать на работу не работников, а сотрудников, от слова сотрудничать.

    А вот этому в нашей пропаганде по сути своей еще советской - ничего не говорится ни в одном учебнике. Так как там была идея светлого будущего и строжайший трудовой кодекс. Для каждого работника социалистического производства, не важно насколько он одаренная личность.

    С уголовными законами за нарушения правил рабочего места, в разное время разными. И тюрьма, если ты 2 месяца не работаешь.

    Прикинь, с одной стороны лозунги, с другой тюрьма.

    Откроете свой бизнес - пишите. Я Вам расскажу о действенных способах роста вашего сотрудника в рамках срочного (то есть имеющей срок к исполнению) договора. Он является скорее моральным соглашением на время работы. Т.е. как сотрудник должен работать 8 часов в сутки, 5 дней в неделю.

    Конечно ваш договор с сотрудником не имеет прав выше закона.

    Как обожжетесь разок с десяток. Как попадете на крутые бабки. Разоритесь. Отдадите свою квартиру по суду или бандитам ... сразу вспомните обо мне. Что нельзя всех подряд принимать, даже если он, как человек замечательный. Даже если он друг детства, или родственник.

    Слава Богу, ни разу не был банкрот и не у кого не занимал. Хотя и родственники у меня работают и друзья работали. Сейчас они уж не работают по старости.
    Или начните заранее обучаться правильным приемам найма персонала.

    Да, еще сразу на будущее один из приемов:
    И еще, никакое тестирование и умные разговоры не заменят периода стажировки. Всегда принимайте человека вначале на Стажировку. А перед этим еще, день-два приглядитесь к нему на будущем рабочем месте, типа: “Бесплатного обучения на рабочем месте”. Покажите и дайте самое простое дело. Но один день, два на обучение очень важно. Пройдет, отлично. Сбежит - не ваш.

    Успехов.


  • точненко!

  • 31 августа 2017 в 20:37 • #
    Alexander Sokolov

    Касаемо черчения - кто смелый сможет раскрутить в школе хотя бы в качестве кружковой работы отечественный пакет NANOCAD? Имею свои соображения.

  • 31 августа 2017 в 21:55 • #
    Сергей Сковпень

    А зачем? Любая графическая программа практически не дают возможности ученику анализировать форму предметов. И кроме этого, время жизни новых версий программ год - два. Поэтому на мой взгляд, учить учеников любому CADу или Компасу - пустая трата драгоценного времени. Уж лучше для кружка, взять программу А.Д.Ботвинникова, или Н.Г.Преображенской и учить детей по-старинке, но значительно результативней.

  • 1 сентября 2017 в 08:57 • #
    Вячеслав Корниенко

    целиком согласен, пусть вначале учатся чертить карандашом и линейкой с циркулем

  • 1 сентября 2017 в 10:33 • #
    Андрей Микрюков

    Не знаю, как в других ВУЗах, а в Марийском ПГТУ похоже поняли, что прогресс прогрессом, но учить чертить руками всё-таки нужно и полезно. Когда сын поступал, говорили, что руками будут чертить только на первом курсе - потом компьютер. В итоге, на компьютере разрешили делать только на предмете, на котором обучали программам и диплом. Остальное - руками. Пришлось кульман домой притащить, чтобы на столе не корячился (сам намучился). Зато сейчас правильным шрифтом писать умеет, а не чёрти как.

  • 1 сентября 2017 в 21:30 • #
    Сергей Сковпень

    По причине отсутствия предмета "Черчение" в школьной программе, в этом году в проф. классе детской школы искусств 2 часа в неделю, отвели на изучение черчения. Попросили сами учащиеся. Многие выбрали архитектуру или дизайн для поступления, а в архитектурном колледже вступительные экзамены по-прежнему сдают по этому предмету.
    Поэтому наши учащиеся будут изучать черчение также, как рисунок, живопись и композицию.

  • 3 сентября 2017 в 15:05 • #
    Юрий Добронравов

    Можно не уметь пользоваться линейкой или "Компасом", но такая вещь, как чтение чертежей нужна любому работяге, если он не собирается всю жизнь ходить "с ведром за люфтом". Потому черчение необходимо. Хотя бы в профильных ПТУ, если не в школах.

  • 10 сентября 2017 в 20:42 • #
    Alexander Sokolov

    Чтением чертежей должен владеть любой производственник начиная от мастера-бригадира до ...начальника цеха. Многие рабочие так проверяют новичков с дипломами ВУЗа: "Извините, не могу сообразить, а вот это в чертеже что такое?"

  • 30 июня в 20:38 • #
    Юрий Добронравов

    Высоко берете - мастера, бригадира... У нас каждому работяге выдают комплект чертежей, и будь здоров - собирай узел. На фирме нет даже технолога. Вернее, он есть, но занят попутно и другими вопросами, и с рабочими общается только по их просьбе. А мастера' и выше все должны иметь высшее техническое образование. Впрочем, смотря где. Моему другу теща оставила в наследство квартиру где-то в обл. центре России, и он переехал туда. Встал вопрос о трудоустройстве. Брат сделал другу диплом московского ВУЗа ( с занесением в базу!) и он устроился ведущим (!) инженером на крупный завод. Диплом - дипломом, но есть же и трудовая книжка! А там у него то ди-джей, то бармен, то электромонтер. Однако, не помешало. У нас же ситуация другая. Сын даже с двумя высшими образованиями и почти 10-летним опытом работы мастером и пом. нач. механосборочного участка совместного с финнами предприятия, не смог с первой попытки устроиться на должность цехового технолога на другой завод. Пример наводит на мысль об уровне профобразования и профессионализма в России.

  • 1 сентября 2017 в 00:25 • #
    Александр Снытко

    Некорректно задан вопрос о корне из 225: ведь корень может быть квадратным, кубическим и т.п. А про жирафа - действительно открытие, не знал.

  • 1 сентября 2017 в 08:57 • #
    Вячеслав Корниенко

    из предложенных ответов ??? ))))

  • 1 сентября 2017 в 13:59 • #
    Роман Плехов

    Да врёт он про жирафа. Потому как сам жираф - прочитал где-то что-то, и пока дошло до его мозга, он и забыл где, что и о чём читал!

  • 7 октября 2017 в 00:03 • #
    Светлана Жестовская

    Если не квадратный, то говорят какой.
    А вот на приколе с жирафом и я попала. ПОЗОР НА МОЮ СЕДУЮ ГОЛОВУ!

  • 1 сентября 2017 в 14:53 • #
    Леонид Осипов

    Образование не только обучение, это скорее всего система самостоятельного построения себя как личности. Я лично считаю что Сергей Шарапов правильно решил систему образования.

  • 1 сентября 2017 в 15:49 • #
    Андрей Маилянц

    Не согласен с ответом на 10 вопрос: "Какой орган у человека самый БОЛЬШОЙ?" - кожа. Она, возможно, самая ТЯЖЁЛАЯ, а вот по размеру - 1,5-2 квадратных метра, тогда как лёгкие могут достигать - и 100 м2. Ну и с жирафом ... перемудрили ........

  • 17 сентября 2017 в 11:06 • #
    Голоднова Ольга

    Андрей, скажите,пожалуйста - а что такое 100 м2 лёгких? Несколько человек здесь пишут об этом,хотелось бы понять, а где они эти 100 м2 размещаются в человеческом теле? Вам когда-нибудь рентген лёгких делали? Снимок видели?
    То что кожа самый большой орган человека - это медицинский факт. Орган - это такой объект человеческого организма, который выполняет определённые функции, у кожи самое большое количество исполняемых функций - покровная,защитная, дыхательная и т.д и т.п., тогда как все остальные органы выполняют свои узко специальные функции. Нет, в самом деле, дайте источник, в котором говорится, что лёгкие 100 м2, пожалуйста. Люблю узнавать что-то новое ))):

  • 15 февраля в 20:45 • #
    Dmitriy Golovanyov

    С какого перепуга кожа это орган?! А связки или кровеносные сосуды это тоже органы? Эти медики вечно путают теплое с мягким)))

  • 8 марта в 12:25 • #
    Голоднова Ольга

    Дмитрий, ну вы хоть Википедию что-ли почитайте, ну просто чтобы знать и не говорить глупостей, простите за грубость.

  • "рентген", БЕДНЫЕ ЛЁГКИЕ!

  • 7 октября 2017 в 00:07 • #
    Светлана Жестовская

    Про кожу - это уже классика. Странно, что кто-то это еще не читал. Вопрос с бородой.

  • ПУСТЬ УЧАТСЯ НА ХОДУ, наблюдать интересно!
    Задорного на ВАС не хватает!

  • 29 июня в 06:39 • #
    Ольга Харитонова

    Задорного или Задорнова?

  • 2 сентября 2017 в 17:30 • #
    виталий ковальчук

    В 2017 году Индия обошла Китай по численности населения

  • 3 сентября 2017 в 17:27 • #
    Азамат Тогайбаев

    Короче говоря, при советах школота вроде меня училась норм, а сейчас не хочет. Чем глубже в Евростандарты тем больше дров...

  • 7 сентября 2017 в 05:40 • #
    Игорь Лыков

    Учения свет ))Образование это свобода мыслей фантазии и Мечты ты Ярко видишь картину мира и можешь ее перенести из Мечты в реальный Мир , Реально представлять себе Мир в мечтах с законами физики химии и Русской Литературы ,Это Магия Жизни секреты Логики и Биологического мира и взлет в Астрономию к звездам и стремления к Гармонии духа и тела ,И главное любопытство и бесстрашие

  • 8 сентября 2017 в 13:28 • #
    Роман Плехов

    Энто вы об чём? До весеннего обострения ещё рано.

  • 14 сентября 2017 в 08:10 • #
    Игорь Лыков

    Об Любви к знаниям и познанию Миров которые тебя и всех окружают Учения свет )

  • запятые неправильно по набору текста ставит, но у познавания всегда весна...
    как подлечили меня
    только всерьёз рассуждайте, не надо плоско пикироваться,
    тема-то мировая!

  • 10 сентября 2017 в 20:46 • #
    Alexander Sokolov

    Давайте заодно вот что обсудим: максимально поспособствовать розничной торговле комплектующими к детским металлическим конструкторам.


  • О!!!!

  • 7 октября 2017 в 00:23 • #
    Светлана Жестовская

    Люблю читать ваши опусы. На вражеском западе дети сами определяют свое будущее и какие им понадобятся предметы для изучения. Я этого не знала, но интуитивно организовала себе оптимизацию обучения. Например, столь важный на ваш взгляд предмет "Черчение" оценила для себя нулевой степенью важности и сложности и имела по нему пятерки, т. к. быстренько срисовывала у подруги и сама удивлялась, что препод не обращает внимание на то, что там нет дыр от циркуля.

  • 3 ноября 2017 в 18:36 • #
    Игорь Левкин

    старую советскую школу мы потеряли а российскую еще не создали а это жестоко скажется на нашей молодежи входящей в жизнь страны и тут эти промахи мигрантами не заменишь....пора бы возродить советскую школу взяв из нее все положительное действенное для нашей жизнедеятельности....может быть вся эта стагнация из-за этого....

  • 27 ноября 2017 в 22:45 • #
    Алексей Кружихин

    на жирафе прокололся.все знания еще с советской школы пригодились.кроме небоскреба.1 вопрос довольно спорный.термин "населенная"скорее можно отнести к соотношению количества населения на единицу площади страны.правильнее было бы "в какой стране самая большая численность населения".ну это мое мнение.я не настаиваю)