Урок, который стоит выучить каждому

Урок, который стоит выучить каждому

Скажем сразу это абсолютно реальная история, произошедшая в 1967 году в Калифорнии.
Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

Урок, который стоит выучить каждому

Понедельник

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи.

Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Вторник

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов.

Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечуи назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

Среда

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе.

Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

Четверг

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше.

Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

Пятница

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам.
— Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь.

После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Итог

Потом Джонс подвел итог «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

8330
Комментарии (25)
  • 23 ноября 2015 в 12:33 • #
    Валерий Ягонин

    Печальный пример.

    Как отличить дисциплину толпы над человеком, как частью этой толпы,
    от ответственности личности, как члена команды?!?

    И есть ли в школьной программе, что такое ответственность
    личности самого перед собой за состояние дел в команде?

  • 7 декабря 2015 в 11:38 • #
    Денис Быковский

    В команде есть роль у каждого и КАЖДЫЙ делает свое дело, которое важно в первую очередь для него и, в последствии, для команды. И ответственность несет за это дело каждый.
    В толпе нет ролей. Нет ответственности каждого лично за какое-либо дело.

  • 7 декабря 2015 в 16:03 • #
    Валерий Ягонин

    Вы правы. Про роли.

    Дело важно, в первую очередь для него? Это правильно, при определенном уровне мотивации. И это хорошая мотивация. Такого человек уже можно принимать в команду.

    Есть мотивации выше и ниже. Вот ниже - принимать нельзя.

  • 30 ноября 2015 в 11:36 • #
    Александр Туманов

    Технология оболванивания...


  • 7 декабря 2015 в 10:13 • #
    Silver Shadow

    Плана Даллеса никогда не существовало. Не стоит распространять общие заблуждения.
    Просто для прочтения https://lurkmore.to/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0
    Сложнее, но тоже доходчиво.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0

  • 8 декабря 2015 в 20:41 • #
    Александр Туманов

    Не очень удачный демотиватор подобрал...

  • 24 декабря 2015 в 09:16 • #
    Андрей Островский

    Так же как развала СССР, лихих 90-х, продвижение НАТО на восток, пропаганды секса насилия табака алкоголя наркотиков абортов среди молодежи.
    Даже профессор Ян Манкольм сказал что теория заговора это миф 20 века, а это самый авторитетный источник вот и ссылка https://ru.wikipedia.org/wiki/Парк_юрского_периода

  • 7 декабря 2015 в 07:22 • #
    Оксана Черных

    Не думаю, что такой эксперимент имел место на самом деле, но если это так и было, то это был довольно идиотский способ донести идею до учеников. Если следовать такому подходу, то чтобы понять что-либо, надо это испытать на себе, но это, физически не реально и приведет отнюдь не к тому результату... В данной истории учитель продемонстрировал детям, что ими легко манипулировать, их легко обмануть, используя их доверие и свой статус учителя. Фактически, каждый ученик понял, что он глуп и ничтожен, как масса других людей, и он легко может попасться на удочку и доверять нельзя никому, даже собственному учителю... Подавляющий подход.

  • 7 декабря 2015 в 10:23 • #
    Silver Shadow

    Учитель молодец. Если вы когда-либо сталкивались с "Тренингами личностного роста" то должны знать что люди, вышедшие из под контроля таких организаций (своими силами) приобретают иммунитет к вторичному оболваниванию. Тут учитель показал действием, фактически заложил фундамент иммунитета. Они этот урок всю жизнь вспоминать будут.

  • 7 декабря 2015 в 14:27 • #
    Олег Кулаков

    Но ученики возненавидят этого учителя.

  • 7 декабря 2015 в 17:35 • #
    Silver Shadow

    Разве что самые истеричные и недалекие. Разумные поймут и будут всегда вспоминать с добрым словом. (мое личное мнение) Он не унижал их, он дал им прекрасный урок, заставил пережить сильные чувства и изнутри понять, что происходит. Таких учителей мало.

  • 9 декабря 2015 в 01:29 • #
    Дмитрий Андронов

    Да, такие уроки опасны для учителя. Христа быстро распяли, за то, что показывал гнусь в людях.

  • 7 декабря 2015 в 10:31 • #
    Сергей Волков

    Да, Оксана, действительно, чтобы понять что-либо не простое, по настоящему понять, надо испытать это на себе. Вы можете прочитать массу романов о любви, ревности, измене, потере близкого человека и т.п. Но по настоящему Вы поймёте, что это такое, только когда сами испытаете.
    А то что "каждый ученик понял ... как легко он может попасться на удочку", так это замечательно. Предупреждён, значит вооружён.

  • 7 декабря 2015 в 10:27 • #
    Михаил Смирнов

    Я тоже думаю, что приведена выдуманная история, так как одна из важдейших причин нацизма - национальное унижение немцев, что как-то не просматривается в учениках калифорнийской средней школе.
    В то же время приведена универсальная технология. Просил бы обратить внимание, с какй охотой власти придержащие там сям используют ее и в наши дни.
    По поводу толпы и команды. Как представляется, задача средней школы, помимо воспитания привычки к систематическому труду, состоит и в формировании личности. Если эту задачу удается решить, личность не даст размазать себя в толпе, а в команде проявит свои качества. Но эту задачу удается решить не всегда.
    Михаил

  • 9 декабря 2015 в 01:34 • #
    Дмитрий Андронов

    В учениках калифорнийской средней школе я думаю достаточно унижений для срабатывания эффекта. Как известно, в США нацистских кружков было более чем на всех уровнях до второй мировой войны.

  • 7 декабря 2015 в 14:06 • #
    Ирина Демидова

    Эксперимент удался ещё и потому, что ничего особенно страшного от учеников не требовалось. Учитель тоже явных преступлений не совершал. Апеллировал к благородным чувствам, говорил о благе страны. Другое дело, что он мог бы и перейти черту - и большинство его всё равно поддержало бы.

  • 7 декабря 2015 в 21:49 • #
    Aleksandr sheliakin

    Да..)))
    Забыли только одно,это - дети,у них заботы уроки да игра.
    Вернитесь к тем у кого есть своё дело,работа хорошо оплачивается ,уважение знакомых ,ну и понятие о жизни..не такое как у детей.
    Вся эта писанина ,напомнила о том что на нас примеряют "шаблоны" дураков..и только.
    Очень кстати похоже на Европу и Америку..наши бы дети уже организовали подпольную ячейку)))
    Дети( подростки) по сути своей..бездельники, а организовать бездельников плевое дело,чуть "покормить" и разрешить больше чем кому либо..ну например отнимать во имя революции..или богов. Этого бездельники достаточно..чему и пример весь терроризм на планете. Всё волнения ,заметьте,начинаются с молодёжи..)
    Так что этот не эксперимент ,а полная чушьзаморская)))

  • 9 декабря 2015 в 07:38 • #
    эдуард хамидулин

    А в чем собственно несоответствие? Человек существо социальное. Социальность это жертвовать личным для общего. Соответственно что бы организовываться в направлении каких либо общих целей нужны определенные правила и необходимость им следовать. Что плохого? Дисциплина плохо? Да хорошо. Гордость и понимание то ты лучший? Что плохого? Понятно у детей самооценка поднялась. Вывели четырех девушек, ну понятно, такие правила, кто не с нами тот не с нами. Это тоже нормально. В современном обществе преступников изолируют от общества никто по этому поводу не страдает. Преступники нарушают правила социума их изолируют - это нормально. Дети почувствовали приобщенность к какому то большому делу, почувствовали возможность что то сделать для своей страны - это называется патриотизм. В чем фишка. То что вождь появился в конце, так и тоже ничего страшного, все общества иерархичны, иерархичны организации и любые человеческие объединения. Короче я так и не понял в чем фишка, зачем плакать и расстраиваться? Бредовая история.

  • 9 декабря 2015 в 12:58 • #
    Алан Цог

    "Сила в дисциплине" звучит почти, как "Слава Украине". Методики фашизации, по ходу, одни и те же..

  • 10 декабря 2015 в 06:52 • #
    эдуард хамидулин

    Какие у Вас прикольные ассоциации.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29

    дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.

  • 9 декабря 2015 в 19:57 • #
    Galina Kedrova

    Отличный материал - отличный урок для "профессионалов". Каждый сделает свои выводы: как просто нами управлять, нельзя слепо идти за толпой и т.д. и т.тп. Но никто не обратил внимание на то, что это был УЧИТЬЛЬ! Я пять лет проработала в школе и хорошо поняла, что "учитель" для детей - ЦАРЬ и БОГ. Учитель,особенно начальных классов, способен сделать из дурака гения, а из гения дурака. Человек со средним педагогическим образованием и зарплатой в 250 евро создаёт наше будущее таким,каким хочет. Достаточно не разрешать детям много бегать, вертеться на уроке и реже проветривать - и вот получаем 30 полуинвалидов. А сделанное тихим спокойным голосом замечание сделает мальчика женоненавистником на всю жизнь.

  • 21 декабря 2015 в 00:14 • #
    Мари До
    Но никто не обратил внимание на то, что это был УЧИТЬЛЬ! Я пять лет проработала в школе и хорошо поняла, что "учитель" для детей - ЦАРЬ и БОГ.

    Нда. Может, раньше.
    А сейчас быстрее ученики из учителя инвалида сделают.
    Наша по крайней мере за первое полугодие уже 3 раза болела и 2 раза на сессию слиняла, хотя сессия была только один раз. Не справляется совсем.
    Дети, как броуновские молекулы, что хотят, то и творят.
    А насчёт прибивания детишек гвоздиком к партам согласна. Хотя их активность как раз можно было бы использовать для обучения, быстрее бы запоминали тот же счёт.
    НО...для этого надо детьми управлять. А не прятать их за парты от себя.

  • 10 декабря 2015 в 09:07 • #
    Наталья Тимофеева

    У кого то амбиции , у кого то заниженная самооценка, привели к манипуляциями ими. Выдуманная это история или нет - неважно, Вспоминая свое детство, школьные годы советских времен,ведь нами манипулировали на каждом шагу. Сейчас нет в пионерских, комсомольских и прочих организаций принуждения, но все равно пытаются втиснуть в рамки каких - либо командных обязательств.
    Мне может нравиться работа и я буду выкладываться до конца, но петь под гимн команды, который меня никак не вдохновляет - не буду, правда если страх потерять работу не будет довлеть надо мной.
    Если же я спою,то окажусь в той же отаре; с пугливыми или амбициозными баранами.

  • 10 декабря 2015 в 09:42 • #
    Тазалия Миргасимова (Гатауллина)

    Так и попадают на "удочку" и образуются и процветают различные "религиозные" секты. К сожалению кто туда попал не каждый может вырваться - такая там сила убеждения.

  • 24 декабря 2015 в 09:26 • #
    Андрей Островский

    Замечательный пример как в любом государстве можно сделать фашистский режим причем без особых усилий. Были бы деньги и желание-тут только забыли упомянуть что на руководящие посты надо ставить психически нездоровых людей и преступников, в концлагеря садистов и пожалуйста результат на лицо.