Обмануть не трудно, когда обманываться рад

Обмануть не трудно, когда обманываться рад

Обмануть не трудно, когда обманываться рад

КАЖДЫЙ день мы выходим из дома на улицу, спешим по своим делам и даже не замечаем направленных на нас внимательных глаз. Они следят за нами, оценивая финансовые возможности и прикидывая, сколько денег и каким образом им удастся из нас вытряхнуть. Только за октябрь, по официальной сводке ГУВД, было зарегистрировано более 250 случаев мошенничества. Искусство обмана просто и гениально. Всего-навсего нужно, чтобы совпали три фактора: какой-нибудь остап бендер встретил в подходящем месте доверчивого человека и уговорил его спокойно расстаться с деньгами.

МЕСТО. Излюбленные места мошенников — железнодорожные (Павелецкий, Казанский, Ярославский) и автовокзалы (около ст. м. «Выхино», «Щелковская», «Речной вокзал»). А также станции подземки, от которых отправляются автобусы в область,«Юго-Западная» и «ВДНХ», например. Расчет преступников вполне оправдан: жители Подмосковья и других регионов по сравнению с москвичами менее циничны. Вокзальная же сутолока позволяет в минуту опасности «раствориться» в толпе. Не брезгуют мошенники и центром города: могут «обуть» и на Театральной площади, и на Манежной. И уж, конечно, ими облюбованы те места, где есть «живые» крупные деньги: банки, торговые центры и рынки. «Были проведены исследования, которые показали, что понятия о безопасности «места» у мошенников и их жертв прямо противоположны, — рассказывает ст. научный сотрудник Института психологии РАН Алла Купрейченко. — В толпе люди чувствуют себя защищенными: они рассчитывают на помощь прохожих. Для преступников же толпа — как раз и есть самая благоприятная среда. Но изначально моральный перевес складывается в пользу мошенников: они уже готовы вас обмануть, а вы все еще считаете себя в полной безопасности».

МОШЕННИКИ. Большинство обманщиков — приезжие. Всех их отличают… доверчивость и открытость. «Чтобы быстро войти в доверие к другому человеку, часто используются приемы нейролингвистического программирования, — продолжает Алла Купрейченко. — Цель мошенника — быть максимально приближенным к вам: по одежде, позе, дыханию, манере и ритму говорить. Коммивояжеры используют такой прием: вызывают у человека улыбку и ненавязчиво касаются — похлопывают по плечу, по руке. У потенциального покупателя возникает положительная эмоция, которая «автоматом» проявится при следующем касании продавца».

ЖЕРТВЫ. Существует несколько типов людей, которые больше других подвержены внушению. «Чаще всего жертвами становятся женщины и пенсионеры, — объясняет сотрудник пресс-группы УВД Северного округа Екатерина Малюгина. — Они более беззащитны, романтичны, у них больше свободного времени. Все это позволяет им остановиться и выслушать незнакомца». Степень доверчивости человека также зависит от того, на чем ощущение базируется. «Некоторые люди доверяют другим на основе эмоций: этот человек мне нравится, поэтому я ему верю, — уверяет Алла Купрейченко. — Это характерно для женщин, особенно молодых. Другую группу риска составляют люди, у которых доверие строится на принципе тождественности: этот человек похож на меня, значит, он меня понимает. Наиболее защищены от обмана те, чье доверие основывается на надежности и предсказуемости: этот человек никогда меня не подводил».
Как нас дурят

ПАРАДОКС состоит в том, что в результате мошенничества многие становятся жертвами… самих себя. Своих, прямо скажем, не очень хороших качеств: жадности, любопытства, страха, мести и т.д. Фокус только в том, на какой именно порок «надавит» мошенник. Поэтому большинство сценариев, которые разыгрывают преступники, остается неизменным на протяжении десятков лет.

В начале сентября, например, сотрудники УВД Северного округа задержали двоих приезжих из Свердловской области, использовавших трюк столетней давности. Один мужчина около сберкассы выслеживал тех, кто получал солидную сумму, другой, по примеру старухи Шапокляк, оставлял на дороге пустой кошелек. Так, жертва, снявшая со своего счета 40 тыс. руб., не смогла устоять перед соблазном поднять что плохо лежит. Как только кошелек оказался у него в руках, подошли преступники: «Да это мой! Ой, а где деньги? У меня же 40 тыс. руб. было… Это ты мои деньги забрал? А ну возвращай!» И из несчастного человека вытряхнули все до копейки.

По-прежнему популярен и другой метод «честного отъема денег». В кафе хилый на вид мужчина провоцирует ссору. Подвыпившая жертва, как правило, сама (!) предлагает продолжить выяснение отношений на улице… где ее, как не трудно догадаться, поджидают несколько рослых молодых людей, которые отбирают деньги и ценности. Столичным владельцам собак также приходится сталкиваться с «подставами». Их питомец, всегда такой смирный, неожиданно бросается на незнакомца. Прохожий вопит что есть силы, демонстрирует обрывки одежды и требует денежной компенсации. Хозяин собаки, вместо того чтобы проводить «потерпевшего» к врачу, как правило, откупается.

Большинство «лохотронов» основано на человеческой жадности. Так, к вам подходит улыбающийся юноша (или милая девушка) и объявляет: «Сегодня наша фирма проводит благотворительную акцию. Если вы ответите правильно на несколько вопросов, то эта соковыжималка (кухонный комбайн, утюг, мясорубка) станет вашей». Иногда вам предлагают открытки, записные книжки, носовые бумажные платки… И тут же объявляют: «Вы выиграли в лотерею, где вас ждет более крупный приз». Вопросы — пустяковые, ответы — значения не имеют. Я, например, сказала, что столицу основал Юрий Лужков. После чего ко мне в руки перекочевали «подарки». А «Мистер счастливый случай» предложил заплатить налог — 13% от стоимости приза. Требуемой суммы в 2,5 тыс. руб. не нашлось, заплатила сколько смогла — 500 руб. Пока лезла за кошельком, «подарки» «усохли» до маленькой игрушки.

Отдельная история со всякого рода «гадалками» и «ясновидящими». Ни один месяц не обходится без того, чтобы женщины из-за наведенной «жуткой порчи» не расстались с деньгами или драгоценностями. Сотрудники УВД Южного округа недавно задержали 40-летнюю Наталью. Расследование началось с того, что Светлана, менеджер одной из фирм, решила приворожить своего возлюбленного и по рекомендации знакомой обратилась к Наталье. «Ведьма» объяснила, что на ней порча («Посмотри, как золото почернело»), попросила сложить все драгоценности в банку и отдать ей. Сама она собиралась отнести это в монастырь, где «порчу» должны были 40 дней «замаливать». Оперативники нашли «ведьму» по месту прописки и испытали легкий шок: оказывается, Наталья обманула уже несколько десятков женщин, но ни одна из них не обратилась в милицию.

Но самое грустное, когда людей «удят» на хорошие качества: законопослушание или желание помочь. Не так давно, к примеру, сотрудники ОВД «Ховрино» задержали двоих преступников. Братья Савчуки купили в магазине форму, какую обычно носят чоповцы, и «дежурили» около сберкасс и обменников. Выслеживали людей, только что получивших приличную сумму, и делали вид, что догоняли: «Кассир неверно дал вам сдачу и попросил пересчитать». Ничего не подозревающие жертвы отдавали свои кровные, а обратно получали… «куклу». Таким образом братья обманули десяток человек. После взрыва на «Рижской» и трагедии в Беслане по столице «гуляли» «родственники» пострадавших и просили помочь «на операцию».
Чтобы не быть обманутыми, Алла Купрейченко советует:

— ЕСЛИ вам сообщают, что вы выиграли в лотерею, просто пройдите мимо. Не давайте никому в руки свои деньги. А еще лучше честно ответьте сами себе — почему вы, прожив на свете не один десяток лет, до сих пор верите в «бесплатный сыр» и не замечаете при этом мышеловку?!
Бойтесь Нового года!

В МАГАЗИНАХ уже начинаются новогодние продажи. Витрины украшены елочными игрушками и елочной мишурой. Мы впадаем в праздничный ажиотаж. Чего и ждут мошенники. Они приготовили очередные сценарии для обмана. Преступники подкарауливают своих жертв около крупных магазинов одежды и бытовой техники: «У нас как раз распродажа! Только в честь праздника небывалые скидки!!!» И далее события могут разворачиваться по нескольким схемам. Пенсионерам, например, предлагают перевести наличность на дисконтную карту: «Тогда вы можете получить в магазине подарок на сумму от 2 тыс. руб. Вам ведь хотелось бы подарить кофеварку вашим детям?» И пожилые люди соглашаются, отдают последние гроши, только чтобы сделать дорогой подарок ребенку. В обмен на липовый сертификат. Людям же помоложе предлагают выкупить дисконтную карту с фантастической скидкой, которая, естественно, в магазине не действует. Не поддавайтесь на уговоры мошенников, не портите себе праздник.

АиФ Москва

178
Комментарии (0)