10 марта 2009 в 15:00

Операция на памяти

Удивительная штука — память. Можно отчетливо, в деталях и подробностях без всяких усилий вспомнить какое-либо событие из давно минувшего детства и, в то же время, совершенно выпустить из виду самые спешные и неотложные дела. Для поддержания памяти в состоянии, наиболее соответствующем текущим потребностям выработано множество научных и народных методов: память теряют, восстанавливают, тренируют, вправляют, промывают, извращают и… вытравливают.
Как показывает практика, все эти методы вполне пригодны и для памяти целого общества, или, на наш, стремительно американизирующийся лад, менталитета. Для поддержания ментальности в состоянии, необходимом для властей с целью увода внимания общественности от животрепещущих проблем используются не только отработанные веками средства идеологической пропаганды, но и вполне обыденные мелочи, например, календари. Даже в самом маленьком, карманном календаре есть даты, выделенные — красные (а почему не желто-голубые?) даты. Если же открыть календарь побольше, то по количеству памятных дат такой календарь мало в чем уступает многотомному энциклопедическому словарю. Нам напоминают о днях Парижской Комунны, машиностроителя, Иоанна Ветхопещерника, тысячевековом юбилее археологической культуры, не имеющей отношения к нашей истории и представляющей интерес лишь как предмет коллекционирования и т.п.— так нам освежают и вправляют память. Но есть дни и даты, о которых ни один из изданных в Украине календарь либо не сообщает либо сообщает такое… Таких неудобных дат за последнее время было немало, даже если торжественность этих дат санкционированы ООН и ЮНЕСКО: 1997 — год 850-летия Москвы, 2003 — год 300-летия Петербурга, 2004 — 350-летие воссоединения Украины с Россией. Об этих датах у нас хранили гробовое молчание. В этом году отмечается 300-летие Полтавской битвы. И, как ни странно, намечены большие торжества. Только вот оказывается, Швеция была нашим союзником в Северной войне (1699-1721), и мы торжественно отметим юбилей нашего совместного поражения.

Старательность, с которой нас оберегают от воспоминаний о полуторатысячелетнем восточнославянском единстве, и изобретательность, с которой нас избавляют от ненужных и вредных воспоминаний, даже не поинтересовавшись мнением носителей этих воспоминаний этой памяти, то есть нас, очень напоминает работу хирурга, ампутирующего у пациента какой-либо не нужный с точки зрения горе-эскулапа орган, и заменяющего на протез, даже не спросив согласия больного.
Поскольку в данном случае пациент — это «Мы, народ Украины» (Декларация независимости), то попытаемся все-таки выяснить, что же нам ампутируют, от какой памяти нас милостиво избавляют гиппократы от политики (кстати, не дававшие клятву не навредить), что теперь предписано считать чужим и что предлагается взамен.
Как-нибудь, в жаркий летний день спуститесь в приятную прохладу станции метрополитена «Золотые ворота» — это не только транспортный узел, это зал исторической памяти. На колоннах выложены прекрасные мозаичные портреты исторических деятелей древней Руси и Киевских князей от времен Кия, Щека и Хорива до XIII века. Однако смутные сомнения мешают вполне насладиться мастерством художников: что-то не так в этом парадном торжестве. Присмотримся внимательнее. Так и есть — Ярослава Мудрого «похоронили» в 1045 году, хотя на самом деле он скончался в 1054 году. Великого воителя Святослава лишили жизни в 969 году, хотя в 971 году он воевал на Дунае с Византией. Подобные ляпсусы заставляют мобилизовать познания в истории и, с нарастающим изумлением приходится признать, что имена и даты, запечатленные на колоннах просеяны сквозь густое сито национал-шовинистической цензуры. Оказался неугодным князь Михаил Черниговский, занимавший киевский стол во время Батыева нашествия 1238–1240 годов, погибший в Орде за отказ отречься от православия и поклониться языческим кумирам, за подвиг мученичества причисленный к лику святых. Также не найти и еще одного общеправославного святого — Александра Невского, чьи подвиги на ниве служения Отечеству не нуждаются в комментариях, который также был Киевским князем в 1249–1263 годах. Зато представлен Даниил Галицкий, владевший Киевом всего несколько месяцев 1240 года, однако известный также как дважды вероотступник: вначале перешедший в католичество, а затем вернувшийся в лоно православия. Не найти здесь ни Всеволода Большое Гнездо, ни Андрея Боголюбского — великих Киевских князей, ни, тем более, основателя Москвы Юрия Долгорукого, который не только был Великим Киевским князем (1155-1157), но и нашедший вечное упокоение в Киеве — в церкви Спаса на Берестове, у стен Лавры. Зато представлен Рюрик Ростиславич (1173-1210), князь-расстрига, дважды подвергший Киев опустошительному разгрому (1174, 1204).
Принцип цензуры прост: никто и ничто, связанное с Северо-Восточной Русью, не может быть достойным для Украины (как не вспомнить Париж, где памятники Наполеону, Робеспьеру и Людовику XIV мирно соседствуют и никто не собирается их свергать). С этой целью вновь реанимируют давно отвергнутую теорию о принципиально различном происхождении и развитии общества на территории Южной Руси. Во всяком случае, как идеологическая аксиома, крайним рубежом разделения считается Батыево нашествие, навсегда и окончательно разорвавшее Русь на Россию, Украину и Белоруссию. Разделив исторических деятелей на «наших» и «не наших», идеологические хирурги принялись за раздел культурного и литературного наследия. Так, безусловно, украинскими объявлены «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», на том лишь основании, что созданы эти произведения в Киеве. Следует отметить, что наиболее древний список «Повести» дошел до нас в составе Суздальского летописания XIV века. Только благодаря трехвековым трудам никому не известных Суздальских переписчиков нам знаком не только уникальный труд Нестора, но и само его имя. Список «Слова» был обнаружен Мусиным-Пушкиным в составе Псковских монастырских архивов XVII века, т.е. более полутысячелетия эта эпическая поэма бережно сохранялась на севере Руси и была забыта на юге. Не лишен любопытства и тот факт, что второе по значимости эпическое произведение Древней Руси — «Задонщина» сохранилось в Киевских и Черниговских архивах. Вряд ли такое было бы возможно, если бы наши предки в VIII–XVII веках воспринимали друг друга как иностранцев или инородцев. Былины Киевского цикла (X–XII век) были записаны в XIX веке в Архангельской губернии. Еще более примечательно происхождение «Киево-Печерского патерика» (XIII–XV век), который создавался как результат переписки между Киевскими и Владимиро-Московскими епархиями и монастырями,мыслимо ли совместное творчество протяженностью в несколько столетий, если допустить принадлежность соавторов к разным этническим, языковым, религиозным и культурным системам? Для справки: сведения о подобном литературно-культурном и мировоззренческом единстве между Киевом и Галицией в XIV–XVII веках отсутствуют.

114
Комментарии (6)
  • 10 марта 2009 в 16:19 • #
    Олег Бойчун

    А попробуйте вы найти хоть один документ дохристианского периода, говорящий о нашей языческой истории. Тут же начинаются сказки – мол, времена были жестокие, враги жгли города, опять же Батый... Тысячи гениальных историков тут же, как дважды два, объяснят, что у славян и письменности никакой не было до Кирилла и Мефодия. Поверьте, книги и свитки сжигал не лютый враг..

  • 10 марта 2009 в 16:25 • #
    Тарас Варварич

    Зачем Вы так? Многое, письменное, сохранилось, правда не у нас: у Франков, в Византии, в Риме. Правда это не наше а о нас. Есть не расшифрованные до сих пор рунические надписи (есть сильное подозрение, что они на славянском языке и были пробы расшифровки) есть некоторые документы на греческом алфавите но РУССКИМ языком (8-10 века)
    хотя насчет язычества - согласен
    как уничтожались церкви и иконы в 20-м веке, так до того 900 лет уничтожались языческие памятники и документы

  • 10 марта 2009 в 16:34 • #
    Олег Бойчун

    Летописные свидетельства о насильственном крещении Руси

    Лаврентьевская летопись

    Древний текст см: ПСРЛ, т.1, в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л«1926; или в кн. «Литература Древней Руси 1Х-ХП ев». М., 1978. Перевод Б. Кресеня.

    6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного — главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь… Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу .

    Был же Владимир побежден похотью женскою, и вот какие были у него супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди , от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери; от гречанки имел — Святополка; от чехини — Вышеслава; от другой — Святослава и Мстислава; а от болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц у него было 300 — в Вышгороде, 300 — в Белгороде и 200 на Берестове . И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.

    По божьему промыслу в это время разболелся Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему царица (Анна) и передала: «Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего». Услышав, Владимир сказал: «Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил бога: «Теперь узрел я бога истинного:»

    После этого Владимир взял царицу и попов — корсунских с мощами святого Климента , взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Забрал и двух медных идолов, и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью св. Богородицы. Корсунъ же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел кумиры опрокинуть — одних изрубить, а других — предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево чувствует, но для поругания беса . Вчера был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди . И, притащив, сбросили его в Днепр. И сказал Владимир сопровождающим: «Если он где пристанет, вы отпихивайте его от берега, до тех пор, пока не пройдет пороги, тогда лишь оставьте его». Они так и сделали, как он велел. Как только оставили его за порогами, так принес его ветер на мель, которую потом прозвали Перунья Мель, так она и до сего дня называется. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не обратится кто завтра на реке — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — противен будет мне».

  • 10 марта 2009 в 16:39 • #
    Тарас Варварич

    могу дополнить -- фундаментальные труды:
    Рапов "Русская церковь в 10-11 веках"
    Брайчевский "Введение христианства на Руси"
    "Утверждение христианства на Руси" (сборник трудов)
    "Хроника Адальберта" -- миссионер еще при Ольге крестивший Русь огнем и мечом
    "Записка греческого топарха"

    действительно, крестили кровью

    но и до того приносились человеческие жертвы (порой немалые)

  • 10 марта 2009 в 16:48 • #
    Олег Бойчун

    Вы абсолютно правы, что рунические надписи были на славянском языке.
    Это не Кирилл с братом создали «варварам» азбуку,
    она существовала задолго до них. А теперь задумайтесь, можем ли мы назвать проклятьем народа утрату памяти о себе, о своей истории, духовности?

    И почему во всех летописях исчисление/календарь
    почти на 5 тысяч лет старше
    +++ 6488 (980).

  • 10 марта 2009 в 16:56 • #
    Тарас Варварич

    счет лет библейский, от сотворения мира

    я с Вами бесспорно согласен, насколько богаче была бы наша культура, если бы мы, по примеру египтян, греков, римлян и прочих народов помнили бы свое прошлое "вплоть до сотворения мира"
    но восстанавливать его нужно очень осторожно и бережно
    на мой взгляд, лучше пусть лакуны в истории, чем их заполнение фантазиями или враньем (ну примерно, как сейчас нам пытаются что-то привить от трипольской культуры, которая ни к славянам, ни к их предкам не имеет никакого отношения)

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?