Антикризисное управление. Первому месяцу кризиса посвящается

Антикризисное управление. Первому месяцу кризиса посвящается

Уважаемые коллеги!
Мы в нашей консалтинговой фирме провели большую работу в октябре по анализу ситуации в различных фирмах, которые мы консультируем, и ситуации в целом в экономике. И в результате появилась статья.
Знаем, что информация, которую мы пишем в статье, будет актуальна для многих компаний и станет действенным инструментом для принятия решений в это непростое время для бизнеса.
Рассчитываем, что сможем реально помочь компаниям.
Будем благодарны за рекомендацию и, конечно, за ваше мнение. А что конкретно вы делаете в управлении компании в кризис?

КАК УВЕЛИЧИТ ПРОДАЖИ В КРИЗИС
или Первому месяцу кризиса посвящается…

Кризис — это не столько проблема, сколько открытие
новых возможностей и освобождение новаторских идей.
Современный английский ученый Саймон Бус (S. Booth)

А был ли мальчик? Или что такое «кризис»?

Пока некоторые наши соотечественники раздумывают, рассуждают, есть ли кризис в стране или нет, кризис семимильными шагами идет по миру. Поэтому вначале предлагаем разобраться с самим понятием кризис, обратимся к определению, к трактовке слова «кризис».

Выражение «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации». Также может означать «выход, решение конфликта». Современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: кризис означает решающую фазу развития болезни.
В словаре русского языка С.И. Ожегова найдем следующее определение: «резкий, крутой перелом в чем-нибудь».
Советский энциклопедический словарь дает похожую трактовку: «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние», «острое затруднение в чем-либо, тяжелое положение».
Об экономическом кризисе по определению Мечлапа (Machlup, 1934,S.1.) речь идет в том случае если «возникает не желаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики».
Современный российский ученый, доктор экономических наук, исследователь теории кризисов Юрий Владимирович Яковцев выделяет следующие три важнейшие функции кризиса:

  1. резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
  2. расчистка дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;
  3. испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Наша компания Консалтинговая группа «Гуляева и партнеры» в некоторой степени ощутила кризис в начале этого года. На тот момент мы консультировали компании в нескольких секторах экономики — продажа и сервисное обслуживание промышленного оборудования, обучение в сфере косметологических услуг, вендинговый бизнес, производство хозяйственных товаров и др. Кризис проявился не в падении спроса на консалтинговые услуги. Кризис проявился в некотором, мягко говоря, нежелании конкретных изменений, которые сама же компания и спроектировала для достижения новых, амбиционных целей. Некоторые предложения натыкались на слова руководства «не можем, персонал не готов, а это требует дополнительных усилий — давайте это перенесем на пару месяцев и т.п.». И иногда наши обоснования, что только сильная, устойчивая компания на рынке сможет устоять в любые кризисные явления в отрасли или в экономике страны в целом, мало кем были услышаны. Забыли про кризис 1998 года! А Карл Маркс еще в 19 веке, описывая капиталистическую экономику, писал о экономических циклах. Цикличность кризисных явлений определяется примерно в 7–10 лет. Относительно 1998 года — это 2005–2008 год. То есть предполагали кризис немногие.

В результате, когда кризис тихонько постучал в нашу жизнь (в отличие от взрыва 98 года) в сентябре 2008 года, не все заметили и поверили.

Мы, как консультанты, отличаемся от реального бизнесмена тем, что каждый день отслеживаем ситуацию в различных отраслях экономики в России и за рубежом. Консультируя компании, мы каждый день видим показатели продаж, изменения покупательского спроса и поведения, имеем возможность анализировать и предполагать возможные варианты развития того или иного бизнеса. Сентябрь-октябрь месяц показал интересные тенденции.

Что происходит в компаниях?

Мы собрали некоторую информацию, что происходит в компаниях наших клиентов и в различных предприятиях.

В строительной отрасли:
-Приостановили дорогостоящие строительные объекты, потому, что такого рода проекты долго окупаются и финансируются только за счет кредитных ресурсов.
-Рынок недвижимости практически замер,

Производство одежды, текстиля:
-Упала платежеспособность основных потребителей — розничных магазинов.
-Цена на хлопок выросла, а поставщики хлопка используют западное финансирование, значит, это отразится на российских производителях.

Ресторанный бизнес:
-Наблюдается реальное падение спроса, прежде всего в дорогом рыночном сегменте.
-В недорогих ресторанах ситуация пока стабильная, в дальнейшем ожидается переход в недорогой сегмент потребителей из премиум-сегмента.
Молочная промышленность:
-Задержки выплат розничными магазинами
-Сельское хозяйство из-за цикличности производства очень сильно зависит от кредитных средств. Его развитие всегда обеспечивалось доступом к банковскому капиталу.
В последнее время рост многих производителей шел бурно, поэтому отрасль сильно зависит от банков. Если не будет доступа к кредитам, то возникнет реальная угроза производству.

Продуктовая розничная сеть:
-Не было обычного сентябрьского всплеска покупательской активности. Продажи были на 5–7 процентов ниже плана.
-Ожидается, что структура потребления изменится: произойдет смещение спроса в сторону дешевых продуктов.

Производство спецодежды:
-В последние годы отрасль находилась в активной инвестиционной фазе, многие предприятия проводили масштабную модернизацию своих предприятий, привлекали большие кредиты.
-Снижение продаж спецодежды, на некоторых предприятиях обороты уже сократились на 30–40 процентов.

  • Все предприятия легпрома — хлопковые, текстильные, швейные — переходят на предоплату, сокращают отсрочки. Из-за этого у предприятий падает доверие друг к другу, как упало оно в отношении к банкам.

Производство мебели:
-Сбербанк, где мы кредитуется предприятие, усилил свои требования. Но деньги банк по-прежнему дает, кредитную ставку повышает, но некритично. Предприятие -консервативный заемщик, соотношение долга к EBIDTA — 1,4.
-В последние месяцы значительно возросли продажи. Люди пытаются вложить деньги в крупные покупки. В сентябре рост продаж по сравнению с предыдущим месяцем составил 20 процентов.
-В экономсегменте продукции фабрики высокая эластичность спроса, поскольку все завязано на цене.

Производство и продажа обуви:
-Если рассматривать измеряемые параметры бизнеса, такие как прибыль, выручка или объем выпуска, то кризис пока нас никак не коснулся.

  • Главная проблема — усложнение процедуры перекредитования.
    -Компания уже давно, года полтора, плотно работаем над эффективностью, над стабилизацией, как продаж, так и издержек.
    -Постоянно идет сокращение издержек в торговле.
    -Там, где идет активная работа с дилерами, выручка с квадратного метра выросла.

Производитель сухих строительных смесей и отделочных материалов:
-Уменьшились объемы продаж, в первую очередь из-за снижения спроса со стороны строительных компаний.
-Рынок розничных покупателей — для ремонта в доме — не дал резкого обвала.
-С августа продажи ежемесячно росли на 17–18 процентов в натуральном выражении. Из-за проблем с гипсовым сырьем изменили структуру продукта — экономически выгоднее работать с цементно-песчаными составами.

Салон красоты в спальном районе:
-Остановились продажи всех видов услуг, особенно косметологии. Небольшие продажи в парикмахерском направлении.
-Осталась активность посетителей в выходные дни.

Продажа грузовых автомобилей и спецтехники:
-Продажи остановились в октябре, т.к. почти 2 недели не давали покупателям кредиты, лизинг, а потом подняли ставки в итоги до 45%. Это стало не выгодно для коммерческого транспорта.
-Компания доделывает начатые проекты по расширению выставочной площадки техники.

Итак, вот некоторые факторы кризисных явлений в различных отраслях экономики.

  1. Задерживаются платежи между участниками рынка — поставщик сырья — переработчик — производитель — оптовый продавец — розница.
  2. Сложности с перекредитовкой в банках, кредиты на новый год будут иметь высокие проценты, некоторые отрасли не смогут потянуть такие проценты, например, 20-25% вместо 12-14% прошлогодних.
  3. Остановились сделки в недвижимости, строительстве.
  4. Упали продажи до 50% в автомобильных компаниях.
  5. Происходит изменение спроса, почти везде со среднего сегмента — в низкий.
  6. Остались на том же уровне продажи легковых автомобилей высокого сегмента.
  7. Осложнились в целом условия кредитования в банках, банки говорят, что дают кредиты, работают лизинговые программы, на самом деле те, кто начинает оформлять документы, чаще получает отказы, при этом рассмотрение затягивается дольше обычного.
  8. Приостановлены некоторые производства и т.д.

Как повели себя компании в кризис?

За этот первый месяц кризиса мы увидели в общем, как проявились наши клиенты, как ведут себя различные компании в Челябинске и других городах, и у нас появилось такая типология поведения компаний.
4 типа поведения компаний в кризис:

  1. проснулись уже давно и борются за жизнь;
  2. ощущают, что кризис наступил и думают, что нужно сделать;
  3. ощущают, что кризис наступил и думают, что пронесет;
  4. кризис не коснулся, он происходит где-то там, далеко от нас.

Группа 1 подготовилась к худшему варианту или предвидела кризис еще в начале года.
Эти люди обладают хорошей интуицией, и ранний старт позволит им выдержать кризис и упрочить свое положение на рынке.
Например, одна краснодарская строительная компания начала готовиться к кризису еще в первой половине года. Они начали отрабатывать бартерные схемы: рассчитываться за стройматериалы квартирами. С августа количество таких сделок ежемесячно увеличивается на 40 процентов. Эта компания обсуждала необходимость строительства домов экономкласса (основой строительства были дома элит-класса).

2 и 3-ю группу мы бы назвали «Мы торгуемся с кризисом». Они думают, что кризис будет в легкой форме, не коснется заметно их отрасли, к весне закончится. Им ужасно не хочется выползать из уютной норки бизнес-жизни, сложившейся в последние годы, когда очередь из клиентов стала привычным делом в автосалонах, банках, риэлтерских компаниях и т.д. Ситуация поменялась в прямо противоположную сторону: если раньше клиент стоял в этих компаниях в очередь, то теперь продавцы выстроятся в очередь к покупателю. Такие компании перестали быть гибкими и «голодными», они хорошо живут. Они стали похожи на респектабельные, устоявшиеся европейские компании, которые уже на протяжении десятка лет живут, как в болоте. Но мы-то живем в другой реальности, наш сюжет из другой сказки. И в этой сказке пока happy end еще не виден.

4-я группа. Эта компании, в которых кризис пока идет стороной. В Челябинске, по информации, которой мы обладаем, это розничная продажа канцтоваров, услуги такси, медицинские центры. Также это фирмы, которые работают на «длинных» деньгах или муниципальных заказах, например, продюсерские фирмы, занятые производством телевизионных сериалов, поставщики строительных материалов для государственных предприятий. По нашим предположениям, в такие отрасли кризис придет, может, и в декабре, но уж точно в начале года.

Ждать движения рынка, «торговаться в кризисом» ни в коем случае нельзя. Даже те фирмы, что оказались не готовы к кризисным тенденциям, должны в срочном порядке взяться за дело.

Что делают реальные бизнесмены?

Опять же обратимся к реальному опыту бизнесменов, которые уже сегодня предпринимают какие-либо действия, чтобы устоять в кризис.

Производство сухих строительных смесей.
-Инвестиционные программы приходится пересчитывать или откладывать.
-Мы и раньше стремились к повышению эффективности труда и повышению отдачи от кадров. Сейчас мы уделим еще больше внимания этому вопросу.
-Будем плавно сокращать персонал, но рассчитываем при этом увеличивать производительность и объемы отгрузки.
-Скорее всего, какие-то социальные программы отложим: хотели, например, открыть свою столовую.
-Вообще мы ориентированы на долгосрочные планы, рассматриваем перспективы расширения бизнеса. Посмотрим, может быть, кто-то из конкурентов будет продавать бизнес, может быть, поставщики сырья. Может быть, удастся увеличить долю рынка. Кризис 1998 года позволил нам стартовать очень мощно.

  • Если покупательская способность не обвалится, значит, и ремонты будут, и индивидуальное строительство останется. Наши технологии и материалы будут востребованы.
    -У нас нет финансовой зависимости, поэтому мы думаем, что акционеры могут поджать свои интересы, отложим какие-то грандиозные проекты. И за счет всего этого сделаем еще один рывок.

Региональная розничная продуктовая сеть.
-Сокращение издержек: инвестиционных, операционных, за счет сокращения персонала.
Работу над сокращением операционных издержек мы ведем уже с осени 2007 года. В результате у нас устойчивое финансовое положение. Можем выдержать снижение выручки на треть и повышение ставок кредита, если нужно будет к нему прибегнуть, до 30 процентов.
-Что касается сокращения персонала, то оно коснется тех, кто занят развитием компании, и не коснется тех, кто работает в подразделениях, приносящих доход.

Молокоперерабатывающий холдинг.
-Будем внимательно пересматривать затраты. Сведем те, что связаны с перспективным развитием, к минимуму, а то и до нуля.
-Мы сделаем все возможное, чтобы довести начатые проекты до логического завершения. -Ничего нового пока начинать не будем.
-Что касается сокращения, то это будет персонал, набранный для новых проектов.
-Будем искать более экономичные варианты производства.

Строительная компания.
-Мы намерены в ближайшее время провести серьезные маркетинговые исследования, чтобы понять, как изменились потребности рынка.
-Обсуждали необходимость строительства домов экономкласса, но дальше разговоров дело не шло, не было стимула. Теперь занялись этим вопросом серьезно.
-Тех сотрудников, кто не будет соответствовать нашим требованиям, заменим профессионалами. Изменения коснутся и зарплат, они будут снижены на 10–20 процентов.

Производство одежды.
-Новые проекты мы заморозили (правда, в одном случае куплена земля, в другом — промышленное здание, но это на собственные средства), а начатые завершим.
-Мы пересмотрели свои оценки рисков покупателей, работающих с отсрочкой. Банки ужесточили условия факторинга, теперь он покрывает не 90, а 60 процентов суммы отгрузки. Значит, мы должны где-то взять недостающие оборотные средства или сокращать производство.
-По одежде заказы на сезон весна/лето 2009 года получены, но предоплата поступает вяло.
-Мы продаем очень недорогой товар, работаем на минимальной марже. Снижать цены некуда. Если не произойдет радикального сокращения потребления домашнего текстиля и одежды, мы не утратим конкурентоспособности. Придется отказаться от новых проектов и продать активы, которые под них приобретались.

Ресторанная сеть.
-Пришлось пересмотреть инвестиционные планы. До кризиса мы планировали открывать не один-два ресторана в год, а четыре. Сегодня мы возвращаемся к спокойному сценарию развития.
-Расходы сокращаются, прежде всего, на персонал, на аренду недвижимости. Но я думаю, что изменения на рынке недвижимости однозначно будут и стоимость аренды должна снизиться.
-Качество блюд вообще никак не обсуждается. Будем просто стараться жить скромнее.

Производство и продажа обуви.
-Мы больше года плотно работаем над эффективностью, над стабилизацией как продаж, так и издержек.
-Оптимизировать бизнес-процессы будем и далее. Мы стремимся сделать управление торговыми точками более детальным.
-Стремимся сокращать издержки в торговле. Там, где мы эту работу проводим, выручка с квадратного метра выросла. Правда, это обусловлено еще и тем, что мы цены на обувь немного подняли.
-Самое больное место у нас сегодня — это зарплата. Зарплату менеджмента и основных рабочих сегодня мы подрезали.
-Сокращать персонал пока не планируем, но повысим требования к сотрудникам.
-Все зависит от того, что произойдет со структурой потребления. Мы продаем продукт, который сегодня по цене-качеству соответствует спросу. Если будет востребована более дешевая обувь, мы пожертвуем каким-либо параметром в пользу цены

Прогноз предпринимателей о кризисе.

Итак, реальный бизнес отслеживает ситуацию, предпринимает конкретные меры.
Из этого опыта можно что-то взять на вооружение тому, кто видит в кризисе не просто ситуацию для преодоления создавшейся ситуации, а возможности для роста компании.
Как выиграть в этой новой гонке? И вообще плохо это или хорошо для экономики страны, для конкретного предприятия? Свое мнение высказывают руководители нескольких компаний:

Василий Гущин, гендиректор компании «Юнистайл» (производство одежды, г. Иваново).
Кризисы нужны экономике. Десять лет роста, пять лет инвестиционного почти бума сильно разогрели экономику России. Не все компании росли органично, не все инвестпроекты эффективны. Все это обычно и «списывается» в кризис. Другой вопрос, что монетаристская политика закончилась, началась раздача денег. Существует вероятность, что кому-то продлят агонию, а кого-то эффективного съедят те, у кого дармовые деньги.

Роман Рожниковский, ресторатор, совладелец ресторана «Ностальжи», сети ресторанов «Грабли».
Я думаю, что мы дойдем до какой-то отрицательной черты и дальше будет такая «заболоченная» ситуация, какая в последние годы наблюдается в Европе — там последние десять лет нет никакого развития, люди просто живут, и все. Мы себе такого позволить не можем, ведь мы не успели еще ничего создать.

Андрей Даниленко, президент группы компаний «Русские фермы» (производство молока, Московская, Белгородская области).
В мире огромная масса денег, не обеспеченных ничем. Чтобы они окончательно не девальвировались, следует вкладывать их в реальное производство массовых продуктов. Если не будет «Бентли», мир не пострадает. А если уменьшится производство продовольствия, мягко говоря, будет плохо всем. Вкладывать в производство — значит обеспечивать безопасность страны. История показывает, что легче переживают кризисы страны, обеспечивающие себя продовольствием и товарами первой необходимости. Если философски рассуждать, то ведь кризис произошел оттого, что весь мир расслабился. Расцвели финансовые пирамиды и схемы. Ресурсы перейдут к тем, кто реально производит.

Андрей Бережной, президент обувной компании Ralf Ringer.
Регулярность кризисов — вещь необходимая, если их не происходит, то система должна уметь эти кризисы провоцировать. Потому что очень многие огрехи при кризисах вылезают. Выиграет тот, кто научится запускать систему управляемых кризисов. Наша страна с такой низкой производительностью и мотивированностью людей на труд должна постоянно жить в кризисе. Саморегулированием было не вырваться из того пузыря, в котором мы находились. Должно было что-то произойти. Уровень жизни многих людей не соответствовал предпринимаемым ими усилиям по достижению этого уровня.

Каковы Антикризисные действия?

Наш опыт последних месяцев и информация, которая стала появляться в прессе, дают возможность рекомендовать компаниям 10 СРОЧНЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ действий.

  1. Во время кризиса все начинается с маркетинга, потом вступает реклама, потом менеджмент, потом финансы.
  2. Маркетинговые исследования рынка и покупательского спроса.
  3. Взять под жесткий контроль управленческий учет в компании, перейдя на ежедневный мониторинг цен, спроса. Быть готовы быстро снизить издержки.
  4. Пересмотреть мотивацию персонала, ужесточая требования к персоналу.
  5. Отслеживать конкурентов.
  6. Использовать все внутренние ресурсы компании в области продаж.
  7. Быть гибкими и оперативными.
  8. Отслеживать ежедневно экономическую и политическую ситуацию в регионе, в стране.
  9. Организовать штаб, антикризисную группу из руководства компании, руководителей направлений, топ-менеджеров, ведущих специалистов.
  10. Разработать антикризисный план, желательно в 2-3-х вариантах, в зависимости от предполагаемых вариантов развития событий.

Каков будет план мер, направленных на создание антикризисных действия, зависит от позиции предприятия на рынке, от уровня целей, которые ставит руководство компании в кризис. Выберет ли компания сама решать эти вопросы или пригласит консультантов, мы будем рады встрече с вами, и благодарны за возможность оказать помощь, предложить наши разработки по созданию АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ.
И желаем всем, кто в этом бурном море решил не спустить паруса, а поднять флаг,— УСПЕХА!

Консалтинговая группа «Гуляева и партнеры»
Марина Гуляева
+79222367079
Илья Сотников
+79222365555
4 ноября 2008 г.

332
Комментарии (55)
  • 6 ноября 2008 в 10:31 • #
    Станислав Козюлин

    Во времена кризися, я думаю, надо снижать риски и издержки. Вкладывать средства в проверенные вещи, уменьшать займы, дебиторскую и кредиторскую задолженность, не делать необдуманных шагов. Спешка здесь не нужна. Самое главное, не делать ненужных покупок. Только самое необходимое. Если есть свободные средства, то их счас лучше вкладывать в облигации, драгметаллы. Не надо вкладывать в банк

  • 6 ноября 2008 в 11:13 • #
    Юлия Миклашевич

    Что касается недвижимости, это верно - продажи замерли на какое-то время. сейчас потихоньку идет активация спроса. крупные проекты в полне могут иметь место, но при грамотной оптимизации расходов и партнерства с государственными структурами или же самостоятельными, финансово благополучными, инвесторами.

  • 6 ноября 2008 в 11:18 • #
    Сергей Назаров

    Активно форсирую начало нового проекта. По старым направлениям - переход в более низкий ценовой сегмент и расширение географии поставок. И, безусловно, пересмотр и оптимизация постоянных расходов, хотя это регулярые мероприятия.

  • 6 ноября 2008 в 21:20 • #
    Марина Гуляева

    Сергей, здравствуйте!
    Посмотрите еще внимательно возможность отслеживать каждый день политику и экономику. Сейчас наше правительство принимает различные меры по удержанию экономики, по внешнеэкономической политике. Могут появиться, как выгодные для вашего бизнеса решения, так и не очень. Мы сегодня с клиентами начали обдумывать, что может сделать компания, если повысятся цены на ввозимый транспорт из-за рубежа. И т.п.

  • 7 ноября 2008 в 06:00 • #
    Сергей Назаров

    Здравствуйте, Марина! Да, спасибо! Мне интересен рынок электроэнергетики и энергоресурсов, т.к. моя деятельность связана с энерго-теплосбережением, энергоэффективностью.

  • 6 ноября 2008 в 11:39 • #
    Юрий Лукин

    Редкий случай - профессиональная статья на сайте профессионалы.ру :)
    Прочитал с удовольствием, польза огромная.
    Всегда кейсы гораздо лучше пустых рассуждений о "тенденциях".

  • 6 ноября 2008 в 12:14 • #
    Дмитрий Щелкунов

    Абсолютно поддерживаю предыдущего профессионала - ценность такой структурированной и четкой информации трудно переоценить. Спасибо Марине за статью.

  • 6 ноября 2008 в 12:30 • #
    Санал Сангаджиев

    По предприятиям, которым я обеспечиваю юридическое сопровождение, последствия кризиса ощущаются в первую очередь в нехватке кредитных ресурсов, поскольку их стало меньше. Банковский сектор первым пострадал от глобализации и кризиса в частности. Предприятия сельскохозяйственного производства, испытывающие постоянный голод в оборотных средствах, вынуждены сворачивать некоторые из программ. Вместе с тем люди всегда хотят кушать, одеваться, обуваться и т.д., что является неплохой предпосылкой для расширения рынков сбыта своей продукции. Поскольку потребление гражданами существенно должно смещаться в сторону товаров первой необходимости, а также товаров из более низкого ценового сегмента.
    В строительной отрасли приходится наблюдать все те явления, о которых говорится в статье и участников конференции.
    Полагаю выводы статьи верные и полезные.
    Главный вывод: затянуть пояса и засучить рукава, проснуться, поскольку сон разума влечет за собой небытие.

  • 6 ноября 2008 в 12:30 • #
    Татьяна Кузнецова

    Отличная работа, молодец, Марина! Я, по крайней мер, впервые читаю такой материал, все четко, по полочкам и никакого словоблудия!!!

  • 6 ноября 2008 в 12:47 • #
    Оксана Гончарова

    Спасибо БОЛЬШОЕ!!!

  • 6 ноября 2008 в 13:34 • #
    Руслан Ашымканов

    Спасибо Марина и Илья за статью!

    1. Многие исследовательские компании как по нашему заказу, так и по заказу других компаний, приходят к выводу, что более 80% рекламного бюджета уходит на ветер. В период кризиса многие компании начинают именно с сокращения маркетинговых затрат, но происходит это не от осознания того, что большинство рекламного бюджета тратится впустую, а от того что многие управленцы компаний не видят ценности маркетинга, а если и видят, то ставят его после финансов, производства, кадров, управления, продаж...
    2. Те же кто замечает малую эффективность от своей рекламной деятельности начинают всерьёз задумываться над тем что нужно доносить потребителю, чтобы тот действительно купил его продукт.
    3. После чего начинаются делаться маркетинговые исследования и круглостуочное отслеживание конкурентов. Спрашивается: "А почему нельзя было делать всё это раньше? Почему раньше не разрабатывалось Позиционирование вашей компании (продукта, услуги) с целью победить конкурентов?" Ведь как известно Позиционирование Это не то, что Вы должны знать о Ваших клиентах. Это то, что клиенты должны знать, в чем состоит Ваше отличие.
    4. Только после разработки Позиционирования стоит браться за маркетинг и его инструменты, чтобы донести до вашего потребителя ваше отличие.
    5. Важно понимать, что компания имеющая чёткую позицию в сознании потребителей обычно несёт чёткую ценность для работающего персонала, который во время кризиса скорее всего останется с компанией.

  • 6 ноября 2008 в 21:15 • #
    Марина Гуляева

    Руслан, спасибо за отзыв! Согласна с вами на 100% по поводу маркетинга! Я сама начинала с рекламы и считаю, что это единственный способ эффективно себя продвигать компании. Интересно, что сейчас, работая консультантом, я могу с точностью 90% определить уровень управления, ситуации в компании, внимательно просмотрев рекламные материалы компании. Аудит рекламы отвечает на все вопросы. Реклама - это отражение всех процессов в компании.
    Мы работая у наших клиентов придумали такой внутренний слоган для отдела продаж промышленной техники в начале октября, когда менеджерам было очень тяжело общаться с клиентами: "Продаем решения от кризиса!"

  • 6 ноября 2008 в 17:31 • #
    Alexander Meinhardt

    Марина!
    Вы рекомендуете 10 СРОЧНЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ действий.

    Скажите пожалуйста, а какой из этих пунктов вменяемый руководитель не исполнял ранее?
    Я нашёл только одно отличие "штаб" оказывается создать нужно. п № 9.

  • 6 ноября 2008 в 21:08 • #
    Марина Гуляева

    Здравствуйте, Александр!
    Самое удивительное, что ничего нового в этих пунктах нет. Это тот перечень мероприятий, что мы начали применять в компаниях, с которыми мы работаем. На некоторых из предприятий мы начали работать еще летом, наши планы были иными, наши методы работы были иными. И то, что я пишу в статье о некоторой лени клиентов еще пол года назад, да что там пол года, - месяц назад! - чистая правда! Просто эта статья написана для того, чтобы дать возможность руководителям быстро соориентироваться, применить предлагаемые способы и увидеть, что начали делать другие компании. Ведь многие сейчас завалены работой! А самое главное, мы хотели бы в тех компаниях, где это возможно, дать бизнесменам уверенность в том, что кризис можно и нужно использовать с целью увеличения продаж и доли рынка! Поверьте, для многих эта мысль нова и непривычна! мы работаем в основном в малом бизнесе. Это предприятия до 500 человек.
    А еще я всегда удивлялась высказыванию иностранных бизнесменов: "Вы, русские, не замечаете, что деньги у вас лежат под ногами". В основном наши бизнесмены мыслять пока категорией - заработать на квартиру, машину, дом, хорошую жизнь. И только небольшая часть мыслит, как увеличить продажи в 3-5 раз? Как завоевать 30% рынка? Как построить новый завод? И это нормально. Таковы экономические условия в нашей стране. Мне кажется, кризис подтолкнет многих задуматься об эффективности бизнеса, о том, кто я, как бизнесмен?, чего я хочу?, для чего я все это делаю?, все ли я сделал?

  • 6 ноября 2008 в 21:17 • #
    Alexander Meinhardt

    Я согласен с Вами!
    Всё что пишите Вы - чистая правда!
    Но я не о том.
    Я о работе нормального, вменяемого, руководителя, собственника.

    Здесь уже поднимался вопрос-проблема о том, что можно быть владельцем фирмы и не иметь понятия о том, как ею управлять
    Зачем нам обсуждать работу неПРОФЕССИОНАЛА.?
    Вопрос заключается в том, а что же должен предпринять ПРОФИ?

  • 6 ноября 2008 в 21:22 • #
    Марина Гуляева

    Сделать то, что он откладывал в долгий ящик! И поискать новые идеи.

  • 6 ноября 2008 в 21:53 • #
    Руслан Ашымканов

    Хочу заметить Александр, что иногда даже в личной жизни, мы знаем как надо поступать и что делать в тех или иных ситуациях...
    Но стоит лишь настать этому времени, и мы теряемся. И начинаем говорить, что ничего не помогает. Тоже самое происходит в бизнесе.

  • 6 ноября 2008 в 19:53 • #
    Alexander Meinhardt

    Рекомендую всем ознакомиться со статьёй Дмитрия Хлебникова "Как быть готовым к кризису". Это ПРОФИ,

  • 6 ноября 2008 в 19:56 • #
    Alexander Meinhardt

    Статья находится на http://www.professionali.ru/Profile/4740 в "мой сайт"

  • 6 ноября 2008 в 21:36 • #
    Сергей Иванов

    статья хорошая
    но в антикризисных мерах конкретики не вижу

  • 6 ноября 2008 в 21:40 • #
    Alexander Meinhardt

    Конкретика, она потому и конкретика, что индивидуальна для каждого.
    А в статье в простой и доступной форме изложены серьёзные вещи, и обратите внимание на дату - за месяцы до этого.

  • 6 ноября 2008 в 21:53 • #
    Сергей Иванов

    вопросов нет, но не забывайте, что кризис длится уже больше года

  • 6 ноября 2008 в 22:07 • #
    Сергей Иванов

    Сергей, на Украине - может быть и больше года.

    В России кризис, как отток иностранного спекулятивного капитала с фондовых рынков, начался на следующий день после приглашения "скорой помощи" руководителю Мечела.

    В это время статья была уже в редакции, готвились гранки. 8-)))

    И был еще АБН АМРО, а не Королевский банк Шотландии, и много чего еще было, чего уж нет. 8-)))

  • 6 ноября 2008 в 22:20 • #
    Сергей Иванов

    Дмитрий, я к тому это говорю, что кризис в России должен был разразится, поскольку Россия все-таки интегрирована в мировые процессы. То есть он был предсказуем. Поэтому аналитикам не составило бы большого труда сделать прогноз и разработать предупредительные меры. Другое дело, согласитесь, что все предупреждения прошли мимо ушей. Мы должны признать, что страна оказалась неподготовленной к кризисным явлениям.

  • 6 ноября 2008 в 23:51 • #
    Сергей Иванов

    Да нет, Сергей...

    Когда Кудрин говорил о тихой финансовой заводи, он был абсолютно прав. Фондовый рынок накачан нефтедолларами, биржи не имеют никакого отношения к реальной экономике, активы, торгующиеся на западных и восточных площадках недооценены, рынка связанных с западом деривативов нет, страновые риски снижаются, политика предсказуема - условия идеальные.

    А вот когда хозяин Мечела не прибыл на совещание к ВВП, болен был и ВВП прилюдно на него наехал, типа щас к нему скорую пошлю, пусть диагноз поставят, а потом наехал из серии почему такой разрыв цен? - вот тут то в глазах инвесторов-спекулянтов страновые риски упали ... Ровно потому, что наезд на Мечел был ничем, кроме амбиций ВВП не оправдан. На российском рынке Мечел торговал по краткосрочным контрактам (недельным) и цены были на уровне мировых на момент сделки, минус какой-то % ЛИБОР, а на западных - по квартальным контрактам, там так заведено... в случае роста цен, российским потребителям надо платить больше мирового рынка, в случае падения - меньше. Это нормально, так торгуют все... Не только Мечел, еще много кто, и не только коксующимся углем, но и металлами, нефтью, газом и т.д..
    Но наезд есть наезд, - налоговая, прокуратура и прочие радости. Только на Мечел, больше ни а кого. Что естественно несправедливо, и западом никак не приветствуется. Результат: -30 ярдов с фондового рынка.

    Вторая волна падения страновых рисков (не официальных а в глазах инвесторов) - войнушка в Грузии... и последующая игра мышцой... велика была вероятность перехода России в разряд стран-изгоев. Неофициальный рейтинг России упал ниже плинтуса. Еще минус 50 ярдов с рынка заодно и повышение ставок для наших заемщиков. ...
    Помимо денег полетели дерривативы на выведенные бабки + наша паника, западники уходят и мы за ними...
    Вот и все, никто не мог предугадать поведения ВВП ... а когда просто взяли и безосновательно поддержали КИТ (по слухам - банк Кудрина) и Связь банк (по слухам - банк Реймана), т.е. не системообразующие банки, вышли самые рисковые ребята, это еще ярдов 20 (все цифры примерные, никто не берет на себя смелость честно подсчитать)... Все, крышка фондовому рынку, 70-80% бабок с учетом производных бумаг с него ушло...

    Так что аналитики и эксперты не виноваты... вопрос не в интеграции и глобализации, а в том, что, человек, восемь лет пахавший на галерах, начудил так, что вызвал кризис, сломав единственное что нас защищало - растущий кредит доверия государству, которое до того вело себя более-менее прилично, и все подзабыли историю с Ходором. Вопрос опять же не в Ходоре, но уж если мочить в сортире - то всех, не так ли? История с Мечелом заставила вспомнить и Ходора. Кстати, ввод войск тоже через ВВП прошел,и неизвестно, может ДАМ просто прикрыл своего шефа...

    Так что наш кризис - дело ВВП. А там известно, каков поп - таков и приход.

  • 6 ноября 2008 в 23:59 • #
    Alexander Meinhardt

    Согласен!
    Дмитрий, а у меня всё-таки вопрос.
    В какие "инструменты" перекочевали "бабки".
    Посмотрите:
    нефть упала, драгметаллы упали, курсы и индексы .......
    Ведь не мешках же они!
    В какой сектор по Вашему мнению они перекочевали?

  • 7 ноября 2008 в 00:18 • #
    Сергей Иванов

    то есть, на Ваш взгляд, кризис создан искусственно ? или все таки он вызван бездумными действиями ?
    я лично склонен думать, что такие действия подогрели и ускорили объективно надвигающиеся процессы.

  • 7 ноября 2008 в 00:48 • #
    Сергей Иванов

    объективно процессы были бы гораздо легче. бездумные действия выступили в качестве катализатора

  • 7 ноября 2008 в 01:06 • #
    Сергей Иванов

    как знать. множество факторов наложилось.

  • 7 ноября 2008 в 01:30 • #
    Сергей Иванов

    Ххе... хороший вопрос...

    Мы говорим о России? Тогда в мешках. На Каймановых островах или еще где-нибудь. Собственный капитал банков копеечный (по сравнению с оборотами), и при наступлении паники деньги выводились офшорами, которые принадлежат нашим же банкирам, но как бы иностранные инвесторы. Она там, подальше от непредсказуемости власти. Заодно из резервов подпитывается ликвидность, чем плохо?

    Золото падает, но все лето росло. Деньги шли туда. сейчас выводятся для скупки понемногу подешевевших активов. Немецкие банки, поговаривают, сильно расширили портфель активов, а поскольку рынок просел весь, то неторопясь можно купить многое, без роста котировок. Никто ж не поверит в рост - контрагенты и отрасли внизу, в рост отдельной компании никто не поверит, пока рынок от паники не отошел, волатильность высокая, покупай неторопясь, никто и не заметит.

    Но не знаю... не отслеживаю. Наш фондовый рынок никакого отношения ни к экономике ни к глобальному рынку не имеет, а у меня у клиентов насущные, конкретные проблемы... или сейчас и занимаюсь.

  • 13 ноября 2008 в 18:41 • #
    Владислав Кузин

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Мне ситуация видится немножко по-другому.
    Началось всё(кризис) с решения жилищной проблемы в отдельно взятой стране - Америке.
    После Мечела отвалили те, кто вертелся на рынке по типу фонда Hermitage.
    Войнушка в грузии к ВВП отношения не имеет. С его стороны была только подстава для ДАМ. Типа ты президент, ты и разбирайся. Тот от неожиданности поступил очень грамотно. Абсолютно грамотные действия. Потом ВВП нарисовался, когда стало ясно, что ситуация разрешилась - типа это всё под моим чутким руководством(кстати, с этой ситуации пробежала кошка между ДАМ и ВВП).
    Войнушка в Грузии нужна была американцам, как возможность выехать из кризиса на горбу России. Но войнушка по их сценарию: скоротечная и победоносная война с отбором контролируемых Россией регионов и, в последующем, бесконечный торг кто прав, кто виноват.
    Получилось всё не так. По инерции повыводили денег, потом были бы рады вернуть, да тут чиновники стали свои капиталы спасать(тут с Вами солидарен) и вместо возврата получили дополнительный отток.

  • 13 ноября 2008 в 18:44 • #
    Владислав Кузин

    Всё в долларе. Доллары в мешках, на Каймановых островах или ещё где. Только вдруг доллар плохо кризис переживёт? Не всё ж коту масленница-)))

  • 13 ноября 2008 в 18:51 • #
    Alexander Meinhardt

    Войнушка была нужна только России!
    Слезьте с Останкинской иглы. .

  • 13 ноября 2008 в 20:27 • #
    Alexander Meinhardt

    доллар упадет, обязательно.... но рубль упадет еще ниже. Не думаю, что евро продержится долго.

    Вопрос в балансе этих валют. И в таком балансе доллар выглядит предпочтительнее - полмира, если не больше, им рассчитывается, текущая стоимость доллара рассчитанная макроэкономическими методами, не работает, поскольку он обеспечен не только США, но большей частью основного мира.

  • 13 ноября 2008 в 20:49 • #
    Alexander Meinhardt

    Владислав, да Вы посмотрите на фондовые индексы - корреляция однозначная, как сказал бы пан Жириновский.

    После Мечела отвалил Нermitage и иже с ним? Не спорю... но и были-то только эти самые "эрмитажи". Ни один серьезный игрок не вкладывался в наш рынок, только спекулянты да рисковые составляющие рисковых же портфелей. Emergency markets - их родная среда. И они потянулись ровно после Мечела.

    Что касается войнушки, дело темное. Однако обратите внимание - следующий уже массовый отток и наших денег в том числе не во время войнушки, а после нее, когда тот же ВВП начал игру мышцой - типа мы тоже сверхдержава. Потому как одно дело - региональный конфликт, повоевали и затихли, и совсем другое дело - повоевали, и ну выпендриваться на весь мир...

    Что касается США и их влияния на грузинского идиота, то не надо путать теплое с мягким. 8-))) Это вне темы.
    Наши же практически официально объявили своей задачей сместить сааку... Одно дело - дать в рог, другое - объявить о госзадаче по смещению демократически выбранного президента другой страны. Не важно, что идиот... Важно вмешательство во внутренние дела + дружба с Чавесом, совместные военные и сырьевые проекты. Это - прямая и неприкрытая угроза. Вспомните ВВП - он полез на президентское поле (внешняя политика) со своими "жесткими определениями и заявлениями". Тут кто хошь испугается....

    Так что наш финансовый кризис - ровно дело рук ВВП.

    Вот теперь будем ловить инфраструктурный и производственный кризисы. Опять-же почему? Весь мир стимулирует спрос и производство. В том числе снижением ставок рефинансирования, делает деньги доступнее, раскручивая экономику.

    Наш же галерник накачивает бабками финансовую систему и повышает ставки, замедляя экономику, т.е. играя на усиление кризиса... Его расчет - на возвращение спекулянтов, которые под такие ставки должны войти в наши фондовые площадки. Вероятно, фондовый рынок выправится (но не уверен)... а то, что провалится инфраструктура, сократится производство, упадет спрос - это ВВП не волнует, фондовые рынки России от производства не зависят. Опять будет вытаскивание из задницы за счет бизнеса - не его развития, а поборов с него, торможения.
    Но экономика не резиновая - вот Прохоров, всю дорогу бывший тихушником и до Куршевеля молчавший как партизан уже разразился статейкой про перезагрузку... Если такие всегда лояльные персонажи высказывают недовольство - это сигнал.

  • 13 ноября 2008 в 21:51 • #
    Владислав Кузин

    Hermitage поимели год назад за махинации(работы по схемам) с акциями Газпрома. Поэтому после Мечела сдуло в первую очередь подобных. Отток начался после войнушки и не был бы столь велик если бы не понты ВВП по поводу сверхдержавы, игрищ с Чавесом и прочей лабуды типа смещения одуревшего от собственной значимости МС. Наш кризис - это общемировой тренд, дополненный масштабными, прямо противоположными от необходимых, действиями.
    Чтобы было понимание того. что делать в такой ситуации, человек должен быть на своём месте и занят своим делом. В противном случае действия будут любыми, кроме тех, что необходимы по ситуации.
    Что касается тихушника, то у него , при непосредственной поддержке(персон не указываю), прокатили такие понты, что он теперь считает, что можно подавать голос и лезть в телевизор.

  • 13 ноября 2008 в 21:54 • #
    Владислав Кузин

    Некоторое количество грамотных действий на уровне мировых валют может привести к полному изменению описанного баланса.

  • 13 ноября 2008 в 22:20 • #
    Владислав Кузин

    Кто на игле?

  • 13 ноября 2008 в 22:26 • #
    Владислав Кузин

    Так о чем и говорю.

    Похоже олигархия потихонечку начинает высказывать недовольство. Всех не пересажают... хоть их по пальцам пересчитать можно.

    А кто в саппорте у Ходока?

  • 13 ноября 2008 в 22:36 • #
    Владислав Кузин

    Каждый из олигархов загнулся в свою букву ЗЮ, роптать не будет. потому как для этого надо выпрямиться. а это увидеть кто и как тебя имеет. Видеть никому не хочется. Поэтому будут пытаться не допустить никаких перемен.
    Вот ДАМ сегодня сказал. что не надо на него давить с преждевременным уходом. Это ещё один итог войнушки и роптания олигархов.

  • 6 ноября 2008 в 21:37 • #
    Эдуард Филиппов

    Кризис 2008 года – это предвестник заката эры кавказцев. Кризис 2008 года, как бы его не представляли, не является экономическим кризисом с тяжёлыми инфляционными последствиями. Нас ожидают тяжёлые идеологические последствия, череватые глобальными социальными потрясениями. В этих условиях, в настоящее время, Россия, как суверенное государство, полностью обезоружена и деморализована своей внутренней бездуховностью и чиновничьим стяжательством. Преодоление кризиса духовности - вот главное кредо для России и её народа.

  • 6 ноября 2008 в 21:38 • #
    Alexander Meinhardt

    Вы правы. Это главное!

  • 6 ноября 2008 в 22:07 • #
    Марина Гуляева

    Здравствуйте, Эдуард! Я с вами полностью согласна! Я просто не задевала эту тему в статье, цель у статьи другая. Я думаю, что мы на пороге экономического передела мира, идеологического передела. Просчитать, спрогнозировать конкретному бизнесу будущее относительно этих перемен, мне кажется, сейчас трудно. Но что интересно. Те их клиентов нашей консалтинговой фирмы, кто делал ставку на клиентоориентированность, кто на этом делал бизнес, не делая ставку на широкую известность, которая требует больших вложений, сейчас не имеют сильных провалов в бизнесе. Эти фирмы сейчас заняты скорейшим внедрением тех проектов, что были отложены во времени, которые усилят их позиции у клиента, позволят продавать в тех сегментах, которые не использовались раньше.

  • 6 ноября 2008 в 22:22 • #
    Сергей Иванов

    Согласен, Марина. Думаю именно сейчас будут появляться новые, неосвоенные сегменты рынка.

  • 6 ноября 2008 в 22:46 • #
    Эдуард Филиппов

    Здравствуйте, Марина! Благодарю Вас за статью и за доброе обращение.
    К сожалению, а может и к счастью Общество в котором Мы живём научило нас думать вселен чески и если Мы отбросим все страхи и искуственно созданные преграды - мы увидим самих себя и окружающий нас мир, а не клиентов. Может в клиентах мы увидим самих себя, со своими желаниями и мечтами. Для меня лично КРИЗИС - это кризис моего собственного организма, моего духа, моей нравственности, моей сущности на земле. Я преодолеваю этот КРИЗИС - взаимной любовью в семье, любовью и вниманием к окружающим меня людям, правдивостью к себе и окружающему меня миру.

  • 6 ноября 2008 в 23:11 • #
    Марина Гуляева

    Эдуард, если честно, то это то что лично я вижу в бизнесе, в окружающем мире. Удивительно, мы мыслим одинаково. Я вообще считаю, что сейчас время "духовного" бизнеса или лучше использовать слово "дела". Если я буду строить бизнес только на деньгах, то проиграю. Даже те компании, что сейчас успешны с точки зрения доходов, но ставящие на первое место деньги - не имеют будущего! Пришло время в бизнесе поставить вопрос, какой вклад мы внесем в развитие этого мира, людей вокруг нас? Меня очень волнуют вопросы - как дальше будет развиваться мир, экономики стран? Ведь нефти осталось мало, пресной воды мало.

    Я живу в Челябинске, известный всему миру, как город, входящий в 8 самых грязных мест на Земле! на протяжении весны, лета, в городе невозможно было дышать вечером, ночью, в выходные, потому что известные наши комбинаты, флагманы промышленности России - Мечел, Челябинский электрометаллургический комбинат и т.п. - выбросы делают в это время, потому что невозможно славить, никто не поедет на замеры выбросов. Один раз я не выдержала и позвонила в 911. Мне сказали, что никто ничего не сделает. В это же время Министр экологии выступает с он-лайн конференцией на городском сайте и говорит, что мы принимаем все меры. Да какие меры! Когда собственники этих предприятий живут давно за границей и бывают здесь среди недели и то не постоянно. Они уже депутаты Госдумы! И во время таких выбросов болеет пол города и все дети в возрасте до 10 лет! ну когда этот г-н Аристов подумает не только о себе, но и о будущем? Тему загрязнения города не любят у нас обсуждать... Я разговаривала со специалистами. Мне сказали, что нужны серьезные вложения в постоянные очистки, поэтому никто не хочет тратить на них деньги. Поэтому работая с компаниями, я рекомендую, уговариваю, подключаю всякие методы донесения своих мыслей до владельцев, что только забота о людях станет вашим страховым полюсом, вашим кредитом доверия в случае каких-либо перемен на рынке или кризиса.

  • 8 ноября 2008 в 23:24 • #
    Сергей Иванов

    смотрите глобальней - закат эры капитализма.

  • 6 ноября 2008 в 23:37 • #
    Ольга Савченко

    Марина, спасибо огромное за данную статью - очень интересно и полезно. Прочитала с огромным удовольствием. Жаль, что такие полезне статьи не являются общедоступными, а сплошной негатив в Ведомостях и т.п. - пожалуйста. Еще раз огромное Вам спасибо

  • 7 ноября 2008 в 02:18 • #
    Виктория Жура

    Марина!
    Спасибо!

  • 7 ноября 2008 в 09:07 • #
    del del

    Полный бред!
    Профессионализм автора "2"!

    Абсолютно бесполезная статья!
    ИМХО, конечно

  • 7 ноября 2008 в 23:14 • #
    Константин Цветков

    Статья дельная и полезная. Особенно для мало-среднего бизнеса.
    На уровне крупных банков, возможно, это и "лабуда". Но когда работаешь "на земле", каждый день используешь данные приемы.
    Описанные "истины", как уже отмечалось, прописные, но вовремя поднятые и структурированные. Спасибо за приведенный анализ, такого действительно в открытых источниках не встретишь.
    Единственно, Марина, в конце статьи Вы "спалили" своих клиентов :) тогда все описания внутренних проблем и действий стали более понятны. И за это Вам Спасибо! :)

  • 8 ноября 2008 в 11:20 • #
    Alexander Meinhardt

    Да!
    Работа хорошая!
    но 10 пунктов нужно переработать...

  • 8 ноября 2008 в 18:38 • #
    Марина Назимова

    Хорошая статья

  • 10 ноября 2008 в 10:32 • #
    Елена Морозова

    Именно во время кризиса делаются самые крупные состояния. Одни теряют, другие находят! Рынок недвижимости – яркий пример.
    Могу помочь вам и вашим клиентам (собственникам недвижимости, крупным финансово-промышленным группам), усовершенствовать функционирующий бизнес посредством Закрытого Паевого Инвестиционного Фонда.
    Передача активов в ЗПИФ в обмен на паи (инвестиции), повысит экономическую эффективность управления, защитит собственность и позволит использовать ряд ценных преимуществ, остро необходимых во времена глобального перераспределения капитала:
    - особый правовой режим дохода от операций с активами фонда позволяет реинвестировать прибыль без налогообложения;
    - доход от владения паем облагается только в момент получения;
    - защита собственности от рейдерских атак и недружественного поглощения;
    - возможность использовать традиционные инструменты инвестирования в недвижимость: инвестиционные контракты на стро
    ительство, договоры долевого участия в строительстве, подрядные договоры, осуществлять капитальное финансирование строительных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
    - юридическая конструкция паевого фонда обеспечивает возможность эффективно привлекать инвестиции, как институциональные, так и частные;
    - возможно банковское финансирование в рамках кредитной схемы под залог активов, находящихся в фонде;
    - не возможно обращение взыскания на имущество фонда по долгам пайщика;
    - отсутствие гласной информации о реальных владельцах фонда;
    - возможность передачи прав на паи в любой момент.
    Готова к обсуждению…


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970