Эффективна ли диверсификация инвестиций?

Эффективна ли диверсификация инвестиций?

Насколько обоснованной является политика диверсификации инвестиций? Стоит распыляться или нет? Как Вы думаете? Предлагаю Вам поделиться опытом, высказать своё мнение по этому поводу.

224
Автор:
Комментарии (39)
  • 15 января 2009 в 15:24 • #
    Геннадий Криворучко

    В данном случае уместно говорить не об эффективности а о варианте контроля рисков
    т.е. диверсификация придает инвестициям элемент надежности, но это не значит что эффективности
    инвестиции в один проект могут быть более эффективными чем в 10 разных на эту сумму, но и риска больше не получить доход вообще или потерять инвестиции полностью

  • 15 января 2009 в 15:38 • #
    Artem Dultsev

    Меня в принципе интересует насколько целесообразно диверсифицировать предполагаемые инвестиции. С точки зрения минимизации рисков, с Ваших слов, диверсификация полезна. С точки зрения получения максимального дохода - не всегда.

  • 15 января 2009 в 15:41 • #
    Геннадий Криворучко

    да, правильно вы поняли
    деньги любят спокойствие, тем более инвестиционные
    но иногда инвестор готов больше рисковать для большей прибыли...
    но и в этом случае возможна диверсификация
    скажем в три рискованных проекта ...
    я хочу сказать..что эффективность должна учитывать и риск..а диверсификация - это один из инструментов контроля рисков

  • 16 января 2009 в 10:39 • #
    Виктор Семенов

    Перефразирую эту мысль чуть более математически.
    Любой проект имеет две важнейших (с точки зрения инвестора) характеристики: эффективность-прибыльность и надежность-степень-риска. В двумерном пространстве проект изображается точкой на плоскости. Инвестор всегда находится меж этих двух огней, и хочется прибыль получить, и не хочется пролететь. Когда имеющиеся инвестиционные проекты не устраивают инвестора по сочетанию этих двух характеристик, разумно использовать смешанную стратегию, то есть диверсификацию как один из инструментов контроля рисков. Если же имеется проект, соответствующий пожеланиям инвестора по прибыльности и степени риска, то диверсификация в принципе картину не меняет и не нужна, ну разве что психологически легче смириться с вероятной потерей части инвестиций, чем с маловероятными но крупными потерями. А впрочем, это уже психология.

  • 16 января 2009 в 11:03 • #
    Геннадий Криворучко

    А по-моему у Вас получилось поэтично :)

  • 16 января 2009 в 11:18 • #
    Виктор Семенов

    Спасибо.
    Давно замечено, математика - обратная сторона поэзии, и симметрично наоборот.

  • 15 января 2009 в 16:01 • #
    Геннадий Криворучко

    Любой проект имеет свои уникальные показатели. в т.ч. доходность, сроки окупаемости и реализации проекта. а также список рисков и их оценку специалистом-проектантом или инициатором
    У инвестора может быть своя точка зрения на оценки рисков и она может отличаться от предложенных в проекте
    Если инвестор начал сомневаться, он может, например найти партнера-инвестора, вложить не всю сумму, а только часть и освободившиеся инвестиционные средства вложить в другой проект (у которого уже свои параметры и оценки рисков, пусть менее доходный, но и менее рискованны)
    Если скажем этот инвестор оказался прав и проект потерпел фиаско, а другой проект все-таки дал необходимую доходность, то инвестор не разорился полностью, так как он был умным и диверсифицировал свои вложения
    Эффективность не постфактум, а расчетная - понятие философское ))

  • 15 января 2009 в 19:39 • #
    Artem Dultsev

    Как Вам кажется, на что стоит обращать внимание начинающему инвестору: на доходность, на потенциальные риски или на какую-то оптимальную комбинацию таких показателей

  • 15 января 2009 в 19:48 • #
    Геннадий Криворучко

    Трудно дать однозначный ответ
    с одной стороны лучше обратить (если начинающий инвестор) внимание на риски, с другой стороны - "Кто не рискует- не пьет дорогих напитков"
    есть три вида богатых инвесторов
    1 - это те, кто действовали как могли, но удача оказалась на их стороне
    2 - те кто действовали правильно, искали проекты, интересные как доходностью так и рисками, осуществляли полный риск-менеджмент, страхование, диверсификация и т.д. и в итоге стали профессионалами, сохранили и приумножили капитал
    3 - те у которых врожденная интуиция на прибыль... из таких получаются звезды инвестиционного бизнеса

    а об опыте остальных мы обычно читаем в многочисленных учебниках :)

  • 15 января 2009 в 20:09 • #
    Artem Dultsev

    Что ж, остается только выбрать к кому больше относишься и дерзать:)

  • 15 января 2009 в 20:17 • #
    Геннадий Криворучко

    )) да. почувствовать... зная свою ментальность, методы работы, ценности. наличие команды, запаса прочности и т.д.
    еще важно как вы лично относитесь к убыткам, они вас на что вдохновляют и ввергают в уныние? ))

  • 15 января 2009 в 20:32 • #
    Artem Dultsev

    да, самое главное - это почувствовать, когда нужно остановиться, чтобы не потерять то, что имеешь. Я бы так сказал, что важна самодисциплина. Вы верно подметили, многое зависит от того, как относишься к убыткам, насколько болезненно отношение к ним

  • 15 января 2009 в 20:35 • #
    Геннадий Криворучко

    В любом случае успехов Вам в этом интересном деле и благосклонности Удачи
    стишок на память собственного сочинения )

    Утомленная Удача
    из гостей плелась домой
    и украдкой, чуть не плача
    поклялась перед судьбой

    не ходить в хмельном дурмане
    в гости к рьяным игрокам
    им бы совести добавить
    к дармовым шальным деньгам

    Поутру, припудрив носик,
    Ах! Причудливый каприз…
    побрела искать, кто просит
    повторить "Вчера" "На бис!"

    ***

    (с) Ammiggo 2000г.

  • 15 января 2009 в 20:44 • #
    Artem Dultsev

    Спасибо). Запишу на память

  • 16 января 2009 в 10:56 • #
    Виктор Семенов

    Чисто мое личное мнение, никому не навязываю, но считаю необходимым высказать:
    Если относиться к инвестициям как к игре - в среднем за длительный период обязательно проиграешь, потому что на бирже работают профессионалы. Вы же не пойдете в казино, с расчетом прокормить семью и дать детям образование.
    Инвестировать можно и нужно в проект, который Вам понятен лучше, чем другим инвесторам.

  • 16 января 2009 в 12:11 • #
    Artem Dultsev

    Я разделяю Вашу точку зрения: инвестировать надо в проет, в реальный бизнес, в реальную экономику. Лишь, имея определенный избыточный капитал, можно попробовать играть на бирже. А идея, на последние деньги играть на бирже, очень рискованна...

  • 15 января 2009 в 15:54 • #
    Давид Харлаф

    Зависит от целей инвестиции, размеров оправданного для инвестора риска и его компетентности в сфере в которую он ( инвестор ) намерен инвестировать.

  • 15 января 2009 в 16:10 • #
    Artem Dultsev

    Согласен, соотношение Риск - доходность сугубо индивидуально.

  • 15 января 2009 в 18:53 • #
    Елена Лебедева

    Считается, что " нельзя класть все яйца в одну корзину". Но экономический опыт многих крупных корпораций, особенно во времена кризиса, говорит о том, что поначалу каждая из компаний вкладывалась только в ОДНО направление. Уже затем начали подтягиваться другие. Причем смежные по отрасли.

  • 15 января 2009 в 19:25 • #
    Artem Dultsev

    То есть, первоначально стоит акцентировать внимание на одном направлении, "бить в одну точку", не распыляться. Что ж, в этом что-то есть. В бизнесе нужна специализация. Своя сфера. Нельзя разбираться во всех сферах сразу. Опять же это только на начльном этапе. По мере роста компании, расширяется и география присутствия капитала. Вы правильно упомянули о том, что затем подтягиваются смежные отрасли. Происходит диверсификация капитала.

  • Наверное ни кто не станет сегодня утверждать, что экономика страны находится в том же состоянии, что и вначале 2008 года. Любые внешние изменения влекут за собой внутренние изменения. Свойства любого капитала стремиться в сферу наивысшей нормы прибыли. А вот понятие "распыляться" не является экономической. Если есть убыточные или не профильные активы, конечно от них необходимо избавиться и вложить освободившиеся финансы их в соответствующие текущей экономической ситуации активы с требуемой нормой прибыли. Безусловно нет смысла вкладывать по 1000 в 1000 направлений, и выбор Ваших новых вложений должен быть хорошо просчитан. Но это уже другая тема. Желаю успехов.

  • 15 января 2009 в 20:05 • #
    Геннадий Криворучко

    Только давайте различать профессиональных инвесторов от бизнесменов-обладателей некоторой суммой свободного капитала, вышедших на следующий уровень развития и думающих куда его вкладывать :)

  • 16 января 2009 в 20:57 • #
    Людмила Нефедочкина

    Диверсификация - конечно хорошо. Однако придется контролировать каждый из проектов отдельно. А это еще одна работа, требующая серьезных знаний того рынка, куда направлены инвестиции, и, как следствие, некоторого количества времени. Поэтому решать приходится каждому индивидуально: становиться Гуру на одном направлении или пытаться объять необъятное.

  • 16 января 2009 в 21:10 • #
    Artem Dultsev

    Вот так дилемма. Именно из-за этого многие доверяют свои деньги инвестиционным компаниям. В них профессионалы занимаются формированием портфеля ценных бумаг, в случае, если это портфельные инвестиции. Что же касается реальных инвестиций, то здесь, как мне кажется, приемлемым вариантом будет стать Гуру своего дела, сконцентрироваться на одном-двух направлениях.

  • 16 января 2009 в 21:23 • #
    Людмила Нефедочкина

    Правильно думаете. А все эти Фонды, типа МММ или Юниаструма (и другие), дело очень ненадежное. Управляющие-профессионалы очень хорошо "управляют", чаще всего в свою пользу. Управлять капиталом это самая трудная работа. Капитал, как учили на 1 курсе, имеет свойство текучести и обязательно уйдет от того, кто будет управлять им непрофессионально, надеясь на авось или счастливый случай.

  • 16 января 2009 в 21:43 • #
    Artem Dultsev

    Это так. А тем более сейчас, когда рынок очень волатилен, крайне сложно найти профессионального управляющего капиталом. Если в последние года 4-5 рынок стабильно рос и инвестиционные компании показывали своим клиентам высокую доходность, то сейчас, в условиях мирового кризиса, управляющим компаниям нужно очень постараться, чтобы не то, чтобы заработать, а хотя бы не потерять то, что дал клиент в управление...

  • 16 января 2009 в 21:51 • #
    Людмила Нефедочкина

    Почитайте хотя бы одну Инвестиционную декларацию хотя бы одного инвестиционного фонда. Везде густой туман и полная возможность "управлять" деньгами вкладчиков в свою пользу.

  • 16 января 2009 в 22:05 • #
    Artem Dultsev

    Я с Вами полностью согласен. Возможность управлять чужим капиталом в свою пользу - их козырная карта. Нам же остается просто наблюдать за всем этим беспорядком.

  • 17 января 2009 в 00:30 • #
    Людмила Нефедочкина

    Профессиональные инвесторы зарабатывают и на растущем и на падающем рынках. Главное, чтобы было движение цен. Однако для достижения такого уровня профессионализма при биржевой торговле необходимо оооооочень много знать и уметь. Если есть желание приобщиться к "биржевым магнатам" откройте себе демо счет , например в Тройке, и торгуйте на исторических данных. Одновременно осваивайте профессию трейдера.

  • 17 января 2009 в 11:37 • #
    Artem Dultsev

    Стоит попробовать..

  • 18 января 2009 в 20:14 • #
    Людмила Нефедочкина

    Только в ближайшие полгода-год не торгуйте на реальные деньги. Как бы не хотелось. Если уж совсем захочется реального удовольствия, начните с сумм, которые у Вас считаются незначительными и могут быть истрачены на развлечения. Удачи.
    Посмотрите этот сайт. Для начала должно быть очень интересно.

    http://www.parusinvestora.ru/

  • 18 января 2009 в 23:49 • #
    Artem Dultsev

    Спасибо за ссылку. Я так понимаю, у Вас в этом деле есть определенный опыт?

  • 16 января 2009 в 22:58 • #
    Alexander Atamanenko

    Кредиты из Германии.

    Уважаемые Господа!
    Наша корпорация располагает следующими возможностями кредитования зарубежных фирм и компаний:
    1. Лизинговое финансирование – от 400 тыс. Евро – на приобретение оборудования и техники, производимой в Германии и странах Евросоюза. Необходимо иметь до 20% собственных финансовых средств.

    2. Финансирование проектов: от 10 млн. Евро ( без верхнего предела ).
    а) СФС ( собственные финансовые средства ) 10% - вся сумма заявленного Кредита выдается траншами в теч. 4 – 5 лет.
    б) СФС 15% - в теч. 2-х лет.
    в) СФС 20-25% - в теч. 12 месяцев.

    3. Трейдерское финансирование ( безвозвратный кредит ) – от 200 млн. Евро. Необходимо иметь банковскую гарантию от Европейских банков или же от Российских, акцептируются только СберБанк или ГазпромБанк.

    4. Возможно прямое финансирование зарубежных Банков от 10 млн. Евро, без верхнего предела.

    Заинтересованным в получении вышеизложенных Кредитов и имеющим надлежащие средства, для получения более полной и достоверной информации, обращаться только в письменной форме по адресу электронной почты: #

    Просто интересующихся, просьба не беспокоить!

    С уважением, Мененджмент Корпорации.

  • 17 января 2009 в 01:29 • #
    Алексей Амельченко

    Диверсификация...
    Вопрос сложен, хотя бы потому что требует уточнения, что именно мы хотим. Возможны два варианта: 1 - застраховаться от потерь, 2 - от недополучения прибыли.
    Отсюда и разные стратегии. Выбор конкретной модели поведения зависит и от опыта инвестора, размера капитала (как общего, так и инвестируемого), а также от рискованности самого инструмента.

    Однозначного решения нет и быть не может, слишком много переменных.
    Я соглашусь с человеком, который выше заметил, что не стоит класть яйца в одну корзину. Однако позволю напомнить и продолжение фразы: "... Или клади яйца в одну корзину. И береги ее"

  • 17 января 2009 в 11:42 • #
    Artem Dultsev

    Вопрос действительно двоякий. Каждый решает сам, какую стратегию выбрать, с какой целью производить диверсификацию.
    P.S. Последнюю фразу где-нибдь у себя запишу)

  • 18 января 2009 в 00:52 • #
    Лев Падчин

    Диверсификация - полезное дело. Но вопрос в том, во что ты инвестируешь.
    Если у тебя есть основной бизнес, связанный с производством продукта или услуг, то следует посмотреть а какие сопутствующие материалы интересны, чтобы вложиться в их производство. Как, например. корпорация "Соломон", где основное первичное производство- лыжи, а затем побочные направления - крепления, ботинки и горнолыжное оборудование. Так называемая концентрическая диверсификация
    Если вы компания, связанная с инвестициями в ценные бумаги или другие финансовые инструменты , то пожайлуста, вы создаете портфель, рассчитывая риски, таким образом чтобы создать более менее доходный бизнес.
    Но в современном мире очень много корпораций, у которых много различных бизнесов, не связанных между собой. Это было модно в эпоху 80-90-х годов прошлого столетия. Но в результате целой серии массовых слияний и поглощений многие компании не смогли удержать те или иные направления бизнеса.
    В наш век более ценным активом стал брэнд. А это ведет к усилению основного якорного бизнеса и продаже не основных активов. Именно брэнды стали иметь колоссальную стоимость (Кока-Кола, Мicrosoft и др.).
    Но тем не менее прежде всего следует рассчитывать инвестиции из рассчета количества инвестируемого капитала, его стоимости и окупаемости. Лучше до 3-х лет.

  • 19 января 2009 в 22:54 • #
    Artem Dultsev

    Спасибо за четкий и конструктивный ответ

  • 19 января 2009 в 22:23 • #
    Марина Лукашевич

    Всегда

  • 19 января 2009 в 22:59 • #
    Artem Dultsev

    А Вас не смущает тот факт, что один из ваших проектов мог бы принести намного большую доходность, если бы вложили в него процентов 75 от всего портфеля, а Вы, допустим, проигнорировали этот проект и вложили только процентов 5? Я говорю о том, что можно было бы пожертвовать, рискнуть и вложится в высокоприбыльный проект.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?