Как с бизнес-планом найти деньги. Советы бывалого
20 августа 2013 в 18:28

Как с бизнес-планом найти деньги. Советы бывалого

Как с бизнес-планом найти деньги. Советы бывалого
Большинство бизнес-планов, с которыми приходится иметь дело кредитным клеркам, инвесторам и прочему финансовому люду, чем-то напоминают детские рисунки. Наляпитость, простота и фантастические зверушки.
Многие люди категорически отказываются, как учиться, так и перенимать чей-то готовый опыт.
Читаешь порой творение с претензией на серьезность и ценой вопроса в десятки миллионов евро, и думаешьну вот как такое может быть? Неужто ж тебя, родимый, в гуггле забанили? Ну ладно, денег нет ни на консультантов, ни на собственный штат специалистов. Так сядь, сам почитай, черт возьми, что люди в интернетах пишут! Примеры бизнес-планов скачай, посмотри, как там сделано. Учебников по бизнес — планированию полно в он-лайн библиотеках. Уже только самые ленивые ведомства не переписали друг у друга разнообразные методические рекомендации по подготовке технико-экономических обоснований. Все ведь жевано — разжевано. Бери и пользуйся!
Да, визуально много непонятных табличек и циферок, от которых рябит в глазах. Но все это сложно только на первый взгляд. Сложно только все данные собрать так, чтобы они были максимально корректными.
Много времени и сил занимает изучение всех без исключения капитальных затрат и календарного графика их освоения до запуска в эксплуатацию и начала полноценной деятельности.
Непросто, возможно, еще прописать производственный план, в котором надо тщательно разнести переменные издержки по сырью и комплектующим, а также сформировать их необходимые запасы.
Пару мозговых извилин надо для того, чтобы спланировать сбытовую политику и порядок ожидаемых денежных поступлений.
Постоянные затраты, фонд заработной платы персонала, выплаты в обслуживание заемных денег, база налогообложения. Вот, в основном, и все.
Дальше надо формировать те самые визуально страшные таблицы. На самом деле ведь это уже чисто техническая задача, с которой справится даже школьник.
Три фундаментальных простейших к заполнению и пониманию блока:
-Отчет о движении денежных средств;
-Отчет о прибылях и убытках;
-Управленческий баланс.
Это то, что необходимо любому финансисту для того, чтобы, даже пробежав глазами по диагонали, понять – сколько, куда, зачем и доколе.
Это то, что необходимо любому предпринимателю для того, чтобы видеть реальное положение дел в своем бизнесе.
Это основа основ управленческого учета, необходимость которого отчего-то многие игнорируют, считая, что с них хватит бухгалтерского и блокнотика с черной кассой.
Малый и средний бизнес грешит этим повально.
Вообще-то, мы, рожденные в СССР – уникальный народ. Перекосы у нас присутствуют во всем, куда не тыкнись. Все, что мы делаем — делаем не для, а вопреки. Понтов нагнать – мы первые. Ошибок наделать – мы тоже первые. Признавать эти ошибки мы не умеем, зато каждый суслик в поле – просто офигенный агроном.
Казалось бы, вот что стоило еще на заре строительства капитализма принять за основу международные стандарты финансовой отчетности (В 90-х они пока еще назывались International Accounting Standards, а IFRS (МСФО) стали в 2001-м).
Ну конечно, мы сами с усами. А для чего при Союзе ели хлеб научные деятели от прикладной экономики?
Помню, в 93-м году сам чуть не вылетел со второго курса Киевского Политеха, долго и муторно пытаясь замшелому дедку сдать курсовую работу по «Экономике химических предприятий», не сойдясь с ним во мнениях по формированию себестоимости.
Никогда не понимал, зачем в себестоимость продукции включать общезаводские постоянные издержки.
Тогда еще, будучи студентом, 23-х лет от роду, импортировал вагонными нормами целлюлозу из России, продукты питания из Ирана, и свою собственную систему учета придумал себе сам. Как оказалось впоследствии, в точности повторяющую международные стандарты.
Вообще, было бы здорово провести тотальную переаттестацию преподавателей в украинских и российских ВУЗах, обучающих студентов финансовому анализу и экономике.
Не понимаю, как можно занудно и тупо 5 лет вбивать детям в головы совершенно лишние вещи.
Молодые специалисты с красными дипломами по специальности «финансы им кредит» не знают элементарнейших вещей.
Например, как вообще можно не знать о том, что существуют эти три простые формы, посредством которых можно сделать сквозной анализ финансовой деятельности предприятия?
Все ведь проще простого! Быстро, просто, эффективно. Кеш-фло, баланс и прибыли-убытки с масштабом – месяц и отражением движения денег по расходам и доходам.
А попробуй такому профессору экономических наук сказать, что полноценный управленческий учет можно поставить силами даже одного директора с тремя классами образования… Визгу будет до небес!
Организовать грамотный управленческий учет гораздо проще, чем бухгалтерский и налоговый. И вообще, все в этой жизни просто на самом деле. Другой вопрос в том, что преподаватели и теоретики от экономики пытаются тщательно скрывать эту простоту от студентов.
Так вот, возвращаясь к бизнес-планам.
В финансовых имитационных моделях напрочь игнорируется необходимость помесячного планирования.
Смотришь, бывает, на ту несчастную табличку в Excel. Ну, наверняка ведь свернули столбцы для удобства, где-то есть детализация. Нет! Только средняя температура по больнице. Миллион туда, миллион сюда, миллион заработали. Бинго! Деньги давай!!
При глобально-стратегическом моделировании денежных потоков своего бизнеса предприниматели (а также и неопытные консультанты) очень часто не замечают возникновения кассовых разрывов, и удивляются, когда впоследствии бизнес сыпется вследствие недостатка планируемых оборотных средств.
В чем чаще всего ошибаются при расчете прогнозного движения денежных средств:
Отсутствует понятие оборачиваемости дебиторской задолженности. Вся продукция из-под конвейера моментально трансформируется в живые деньги на расчетном счету.
Отсутствует понятие сырьевых запасов и периодичность закупок в стоимостном выражении. Деньги за сырье списываются со счета по мере использования в технологическом цикле. Представляю себе эту картину…
Понятия себестоимость и амортизация упорно отображаются с точки зрения бухгалтерского учета. В себестоимость упорно впихивают постоянные затраты, а амортизация только та, что по нашим нормам идет на списание НДС. Хотя встречается и другая крайность. Списания на реальный срок службы оборудования имеют прямую связь с базой налогообложения. Все из-за того, что бухгалтерский учет знают вроде как бы все, вот и экономят на штатных финансистах. Управленческий учет? МСФО? Не, не слыхали!
Потребность в оборотных средствах чаще всего берется из головы круглой суммой и отчего-то забивается в графу капитальных затрат, что доставляет лютый батхерт любому специалисту, пересчитывающему проект.
В любом проекте есть несколько ключевых и простых к осознанию блоков:
Первый - капитальные затраты, которые предстоит окупить за счет будущей прибыли;
Второй - доход (валовая выручка);
Третий - прямые (переменные затраты). Прямая себестоимость — все то, что непосредственно относится на продукт
Четвертый - условно постоянные затраты. Если Вы в этом месяце ничего не продадите, а цех остановился на плановый ремонт, все равно эти деньги придется тратить. Например, зарплата персонала и аренда офиса
Пятый - Проценты по кредитам и выплаты в погашение долга
Шестой - налоги;
Вот когда за вычетом всех расходов предприятие стабильно выходит на ноль — это и есть точка безубыточности, а когда за счет операционной прибыли гасятся изначально вложенные в проект средства – это точка (период) окупаемости.

Резюмируя написанное, в обращении к предпринимателям и инициаторам старт-ап проектов, вспоминается песня Юрия Визбора «Если я заболею, то к врачам обращаться не стану. Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду)». Ну, или бессмертное «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Пока тупая наляпистость с фантастическими зверушками присутствует в бизнес-планах, не стоит говорить о плохом инвестиционном климате. Разруха в головах, а не клозетах.

Андрей Стадник
Специалист по управлению проектами и инвестиционному менеджменту.
Координатор BFM Group Ukraine

661
Комментарии (15)
  • 28 августа 2013 в 12:55 • #
    Калыс Ташматова

    Добрый день Андрей, ну хорош у меня есть Бизнес план, то что вы говорите, а где инвесторы которые будут давать эти ресурсы????????

  • 28 августа 2013 в 14:11 • #
    Андрей Стадник

    Калыс, а вот это уже отдельная песня ))
    Послушайте, у меня ведь была большая публикация о том, в каких местах надо искать финансирование, и как делать так, чтобы этот поиск не вышел боком.
    Погугглите. Меня в интернете много. Или, как вариант, вот, в статье ссылка на сайт. Там раздел "Публикации Андрея Стадника".
    Стараюсь откровенно глупых вещей не писать. Делюсь опытом. Почитайте. Плохого не насоветую.

  • 29 августа 2013 в 10:21 • #
    Калыс Ташматова

    Добрый день Андрей,
    Спасибо! я обязательно просмотрю.Большая просьба подскажите пожалуйста Российских инвесторов или спонсоров которые будут вкладывать большие ресурсы для развития микрокредитования.

  • 5 октября 2013 в 17:46 • #
    Сергей Овчинников

    Особенностью любого бизнес-плана является ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о том, что некий продукт будет продан по некой цене в заявленых количествах. Исходя из этого и строится всё бумажное благополучие.Отсюда и ценность "команды", которая якобы способна это обеспечить, и всякого рода гарантийные письма от потребителей.Но сейчас я не о рисках "по умолчанию", а о том , что зачастую бизнес-план не имеет смысла вообще, в частности когда реализация проекта меняет рынок.Тут и начинается чистая фантастика.
    Проблема в инвестировании именно таких идей.Разруха действительно в головах, но инвесторов.Здравый смысл и чутьё "с успехом" заменяют формалистикой.

  • 5 октября 2013 в 18:03 • #
    Андрей Стадник

    Сергей, Вы когда на собеседования ездите в поисках работы, резюме рассылаете?
    Бизнес-план - это тоже своеобразное резюме. Так сказать, первичный тест на адекватность и уровень квалификации.
    Ваше так называемое "чутье" - всего лишь Ваше личное самомнение. Вас не знают. БП - это Ваша презентация. И на наличие чутья, и на знание юридических, технологиченских, управленческих, финансовых вопросов.

  • 5 октября 2013 в 18:32 • #
    Сергей Овчинников

    БП занимает определённое место в жизни и я не отвергаю его как таковой, но пределы применимости нужно чётко понимать и не абсолютизировать значимость.Мне, как изобретателю, нет необходимости знать правила землепользования, если действующий бизнес прибылен, а я делаю предложение прямо его улучшающее,то все закавыки уже учтены в более примитивной версии этого бизнеса.

  • 5 октября 2013 в 18:38 • #
    Андрей Стадник

    А... Понятно. Сергей, для меня "изобретатель" уже есть слово ругательное (стараниями Ваших коллег, кстати).
    Если хотите сделать бизнес на производстве и продаже продукта, основанного на Вашем изобретении, Вы ОБЯЗАНЫ знать правила землепользования (Вы так сказали).
    Мысли о продаже франшизы или получения авторских роялти на территории бывшего СССР несостоятельны.
    Вас просто банально кинут.

  • 5 октября 2013 в 18:53 • #
    Сергей Овчинников

    Именно поэтому я не "кинутый" и не мллиардер))."Изобретатель" слово обычное, если подразумевается изобретатель, а не аферист.
    Попробуйте ,для себя - мне не надо, составить бизнес-план на идею производства бессульфатных шампуней.Сейчас они дороги и распространяются в премиум-сегменте, но есть способ сделать их в 4 раза доступнее , а это другой ценовой сегмент с потенциалом сопоставимым с бюджетом Украины. И какой бизнес-план кому-то нужен, чтобы вложить в затею 20млн.руб.?)))Риски потери капитала отсутствуют - в худшем случае свои вернутся.

  • 5 октября 2013 в 19:02 • #
    Андрей Стадник

    Сергей, а шампуни продавать умеете? Вы, вообще, представляете себе, что такое продвижение на рынок новой товарной позиции? Ну, ладно, без своей дистрибуции. Купит у Вас рецептуру Юнилевер или Джонсон&Джонсон. Вернее, не купят, а задекларируют намерения. В результате - снова таки, банально кинут, перезапатентовав с незначительными изменениями.
    ====
    А что Вы там говорили о бюджете Украины, сопоставимом со своим шампунем?
    Ну, вот. Пожалуйста. Яркий пример.
    Удачи изобретателям шампуней..)))

  • 5 октября 2013 в 19:13 • #
    Сергей Овчинников

    А я должен прибедняться, чтобы не пугать народ? Это не новая товарная позиция, а возможность купить феррари по цене жигулей.)))

  • 5 октября 2013 в 19:29 • #
    Андрей Стадник

    Сергей, Вам так кажется.
    Не хочу Вас разочаровывать, но я 20 лет в теме.
    Кстати, несколько лет имел отношение к Henkel и Procter & Gamble (ставил продажи).
    То, что Вы сейчас продвигаете, не принесет Вам денег.
    Вы идете в никуда.

  • 5 октября 2013 в 19:34 • #
    Сергей Овчинников

    Принесёт или нет это вопрос, но в случае реализации потеряют все, в т.ч. Procter & Gamble.Не нужно думать , что они застрахованы в силу размеров.Кто не успел, тот опоздал.Меня при этом могут и кинуть.

  • 6 октября 2013 в 16:37 • #
    Александр Иванов

    Налицо несоответствие темы её содержанию. Зачем надо было тогда её так "обзывать"? Написали бы просто о услуге упаковки проектов...

  • 6 октября 2013 в 17:39 • #
    Андрей Стадник

    А у меня такая вечная проблема с названиями опусов.
    Месяц пишу статью (не умею писать быстро). А потом еще неделю думаю, как ее назвать.
    А хочется ведь быстро!
    Александр, а, может, Вы подскажете? Давайте ее переименуем.

  • 6 октября 2013 в 19:19 • #
    Александр Иванов

    Для привлечения внимания- название крайне привлекательное. Но при этом, вы можете потерять доверие читателей (не отражает сути, потеря времени)
    Целесообразнее всё таки отразить реальное положение вещей - "Упаковка проектов.../БП..."
    А насчет быстроты, Андрей, у нас на постсоветском пространстве ментальность не имеет такого качества. Быстро у нас только кошки родятся:))


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970