Корпоративный шпионаж.

Во время кризиса, когда сотрудники «обижены» на сокращения (как зп, так и их самих), а конкуренты, ведомые желанием выжить, способны пойти на крайние меры, возрастает риск «нападения» на компанию. Один из видов нападения — корпоративный шпионаж. Он носит скрытый характер, поэтому выявить его и вовремя оказать сопротивление не так-то просто (если, конечно, не повезет, и вы не поймаете шпиона за руку). На сайте www.infospionage.ru даются известные всем «плоды» корпоративного шпионажа: «Сходство Ту-144 и Конкорда также причисляют к самым ярким примерам промышленного шпионажа ХХ века. В июне 1982 года шесть работников японских фирм Hitachi и Mitsubishi были арестованы в Калифорнии за попытку кражи документов и компьютерных запчастей из офиса компании IBM. В1993–1994 годах США и Германия расследовали иск концерна General Motors о том, что компания Volkswagen получила информацию являющуюся собственностью концерна, благодаря тому, что его бывший заместитель президента перешел на аналогичную должность в немецкую компанию.»
А приходилось ли вам, уважаемые коллеги, сталкиваться с корпоративным шпионажем? Какие методы используют шпионы (может, кто-то поделится собственным опытом?:)) и как защититься от недоброжелателей?

1083
Комментарии (43)
  • 26 ноября 2008 в 14:18 • #
    Серго Амир

    Был момент и я заподозрил что могут уйти секреты фирмы. Я пошёл по стопам создателей фильма "Адъютант его Превосходительства".
    Я дал заведомо лживую информацию трём близким друзьм и один из них оказался совсем не другом !!!! Вот так !!!

  • 26 ноября 2008 в 14:24 • #
    Елена Тихомирова

    Если не секрет, какая информация представляла интерес для шпионов? Клиентская база, план развития, поставщики или какая-то другая информация?

  • 26 ноября 2008 в 14:34 • #
    Андрей Исмагулов

    клиентская база, и план развития и поставщики, условия сотрудничества с поставщиками (цены, отсрочки и т.п.) да много всякого можно накопать, смотря кто чем занимается

  • 26 ноября 2008 в 14:35 • #
    Серго Амир

    Клиетская база , а я дал чужую

  • 26 ноября 2008 в 23:18 • #
    Серго Амир

    клиентская база их интересовала. Я подбросил через предателя ---другую

  • 28 ноября 2008 в 15:02 • #
    btk ktb

    Значит кто-то Вам слил чужую? :)

  • 28 ноября 2008 в 16:05 • #
    Серго Амир

    Азер ! Я законопослушный человек!! и никогда не использовал чужую информацию-----------сознаюсь и каюсь !!! я им скинул список злослых не плательщиков бывших наших клиентов которые у нас брали товар на реализацию и не заплатили. Пусть с ними работают. Но я зато вычислил предателя наших интересов.
    Азер ! В Швейцарии коровы ......белого цвета. Я жил в Цюрихе. Уютный городок. В каждом дворике --фонтан и лебедей на озере больше чем уток.

  • 28 ноября 2008 в 16:39 • #
    btk ktb

    Я и не сомневаюсь. Подшутил слегка. Не в обиде? :)

    ПС. В Цюрихе не был. Зато Женева - картина маслом!

  • 28 ноября 2008 в 17:29 • #
    Серго Амир

    В Цюрихе у меня друг----очень хороший и честный человек Пауль.
    Действительно честный. У него в Цюрихе ---гостиница

  • 1 декабря 2008 в 17:54 • #
    Андрей Исмагулов

    Ну что Вы ) Цюрих красивый город ) и Базель прелесть )

  • 2 декабря 2008 в 20:43 • #
    Александр Глазачев

    К великому моему сожалению и личному горькому опыту, решить эту проблему законными способами в России сегодня невозможно. В моей компании была украдена клиентская база сотрудником уволенным за прогулы. И несмотря на все Положения , приказы и подписки об ответственности за неразглашение коммерческой тайны, правохранительные структуры и прокуратура отказали в возбуждении уголовного дела, несмотря на неопровержимые улики, сказав, что данная статья в УК РФ не рабочая (то есть с нет практики работы с этой статьей). В результате чистых убытков $ 120 тыс.

  • 26 ноября 2008 в 14:23 • #
    Наталья Провоторова

    Для этого должна быть создана мощная структура СБ ,даже целый инфорационно-аналитический отдел .Но всё равно никто не застрахован от человеческого фактора .Поэтому золотое правило .Самые прибыльные проекты -храни у себя в сейфе и веди их сам. Где риски не так велики-делигировать полномочия. А вообще как раз в период кризиса это и неактуально .Незачем заниматься шпионажам .В период нестабильности когда предложения превышают спрос в разы ...они не представляют никакого коммерческого интереса .Сейчас один дефицит - живые или обеспеченные деньги .

  • 26 ноября 2008 в 19:43 • #
    Artem Kenik

    а мне так кажется что в самый кризис это и актуально, и кто то может после него вылезти а чужом горбу.....

  • 26 ноября 2008 в 20:14 • #
    Наталья Провоторова

    Несомненно кто то вылезет , кто то на кризисе хорошо зарабатыает .Но не за счёт промышленного шпионажа .Скорее всего за счёт обладания инфорацией о часе -пик , которую не распостраняли в СМИ до кризиса .А сейчас и так всем всё в открыто доступе преподносят .Остатки .....( которые бывают иногда и сладки ).

  • 26 ноября 2008 в 14:34 • #
    Артем Нестеров

    Как минимум, по мнению, непрофессионала, необходимо наличие службы или лица, которое бы профессионально и лучше скрыто занималось данным вопросом в компании. Поскольку сейчас век инф. технологий, то и вред причиняют преймущественно с помощью хищения (копирования) информации, использование которой 3 лицами приведет к утрате ее секртности, либо вообще может парализовать ее деятельность на значительное время (имеются случаи когда недобросовестные сорудники запускали вирус, останавливающий целое производство, уносили все бухгалтерские данные и т. д.). Конкурентные преимущества компании могут быть утрачены, секреты разглашены, деятельность затруднена или остановлена. Здесь шутки в сторону. Азы противодействия: регулярные смены паролей (лучше не даты рождений, и не имена детей), особенно после увольнения кого-либо из соответствующих работников, табу на "запомнить пароль", ограничение доступа только к информации необходимой на работе, м. б. видеонаблюдение за сотрудниками, контроль копирования и доступа к информации, высокопрофессиональная служба IT -безопасности, а не пенсионеры, сидящие на входе. Есть еще ряд мер.Кто захочет, найдет способ защититься.

  • 26 ноября 2008 в 14:38 • #
    Андрей Исмагулов

    если касаться технической базы, то использование тонких клиентов положительно сказывается на безопасности, также ввод пропускной системы (на электронных замках) с разным уровнем доступа также положительно сказывается...

    На самом дела Артем правильно сказал, методов много. надо подбирать под себя

  • 26 ноября 2008 в 14:48 • #
    Артем Нестеров

    Абсолютно согласен.

  • 26 ноября 2008 в 15:07 • #
    Марина Анисимова

    В нашем городе 2 коммерческих радиохолдинга и 1 гос-я радиостанция. Менеджеры по рекламе мигрируют туда-сюда и тырят клиентскую базу при уходе. И, насколько я знаю, так происходит во всех СМИ.
    Единственный способ защиты от шпионажа в этом случае - ценить и беречь кадры!

  • 26 ноября 2008 в 15:41 • #
    Иван Иванов

    Полностью согласна с Мариной, нужно работать с кадрами так, чтобы у них и мысли такой не возникало. Конечно сложно добиться того, чтобы абсолютно все стали лояльными к компании, но если их большинство, то вас обязательно предупредят о готовящемся "теракте" :)). Мы это уже проходили. Человек только задумал это сделать, а у нас (служба персонала) уже была информация о том, что он задумал. Все решилось быстро и безболезненно для компании.

  • 26 ноября 2008 в 16:33 • #
    Андрей Исмагулов

    Единственно здесь возможна договоренность между компаниями, такое было в одном городе между 2-мя крупными предприятиями как раз в эпоху середины 90-xx, они договорились не принимать на работу работников уволившихся добровольно с другого предприятия, волна переходов сошла на нет...

  • 26 ноября 2008 в 18:09 • #
    Марина Анисимова

    гы-гы))) Слава Богу, сейчас не середина 90-х)))
    В том случае, о котором я написала подобная договоренность есть, НО! Квалифицированных кадров по-тихому переманивают, все делается красиво, не подкопаешься. Никто в никуда сейчас не уходит, а на новое место работы несут все, что могут со старого.
    Я работала на эфире и базу клиентов не забирала на новое место работы, да и не нужна она мне. Зато у меня в голове столько информации!!! которая помогает отличать зерна от плевел на новом месте работы)))
    Так что кадры решают все!

  • 27 ноября 2008 в 01:07 • #
    Руслан Ашымканов

    В точку!
    А для этого нужно сильная корпоративная культура!

  • 27 ноября 2008 в 09:28 • #
    Марина Анисимова

    Корпоративная культура - это здорово!, но только без фанатизма. Добавить сюда систему бонусов (ДМС, оплата моб. связи, премии), уважительное отношение начальства к подчиненным и постоянный рост зарплат. А также серьезные наказания за разглашение коммерческой тайны. И тогда никто и не подумает сливаться с такой работы, и уж, тем более, делиться информацией.

  • 27 ноября 2008 в 11:54 • #
    Руслан Ашымканов

    Фанатизм - это присущий элемент стадному обществу.
    Корпоративная культура должна включать всё что вы перечислили, но нужно помнить что без понятия как и куда развивается компания приверженность сотрудников не завоевать.

  • 27 ноября 2008 в 13:18 • #
    Марина Анисимова

    Абсолютно разделаю Ваше мнение! И руководство, и подчиненные должны смотреть в одну сторону - т.е. идти к единой цели! А для этого стратегия развития компании должна быть понятна всем! Иначе действительно получается стадо)))

  • 27 ноября 2008 в 21:48 • #
    Руслан Ашымканов

    :-)

  • 28 ноября 2008 в 11:58 • #
    Снежана Лущик

    Вот! Не самый действенный, поскольку люди все же все разные.. и что для одного хорошо, другому пустой звук. Зависит от человека. Но давайте отталкиваться от принципов порядочности человеческой. Если работодатель с уважением и пониманием (помимо чисто человеческого отношения, безусловно, и другие формы мотивации) относится к персоналу, работающему на него, то такая проблема может возникнуть единично. Если попадается "особая" личность, которая врядли и представляет из себя что-то в профессиональной сфере.

  • 28 ноября 2008 в 14:21 • #
    Марина Анисимова

    Так это и есть иключение, подтверждающее правило!:=))

  • 26 ноября 2008 в 15:15 • #
    Андрей Ионкин

    Методов как защиты так и нападения очень много, всё зависит от объекта(ов), представляющих ценность...

    Только дилетанты используют стандартные приёмы... профессионалы, стараются придумывать оригинальные ходы :)

  • 26 ноября 2008 в 15:26 • #
    Екатерина Агапова

    на самом деле этим должна заниматься служба безопасности, или быть хотя бы безопасник -совместитель, из органов ФСБ не ниже, таких людей можно найти через крутые кадровые агентства или обратиться в крутое охранное агентство. Этот безопасник "пробивает" новенького сотрудника по базе ГУВД, неофициально ставит его сотовый "на уши" и приделывает "ноги" (в крайних случаях), я не знаю какие у них там методы, но то что в городах полно агентуры стукачей это факт, и они работают на ФСБ. Также могут вскрыть смс, аську, почту... одним словом за неделю узнают все.. где родился, как женился, где учился, работал...интересы, слабые места... одним словом ВСЕ, правда услуга это не совсем дешевая, но и "пробивать по полной" и надо не каждого. Я уже не говорю о том, что «безопасники» эти такие классные ребята, они в процессе разговора узнают всю правду.. у них свои методы, манипуляции, будьте уверены…от них правду не утаишь, они прекрасно владеют НЛП, и кучей других методов, и просто «считывают» ваши мысли.

  • 26 ноября 2008 в 18:23 • #
    Alexander Meinhardt

    Посмотрите работу рейдеров и противоядие например здесь
    http://www.p-consult.ru/p137/index.html

  • 26 ноября 2008 в 18:30 • #
    Alexander Meinhardt

    Как закрыть перед рейдером дверь

    1.
    Провести правовую экспертизу учредительных документов, внести в них соответствующие изменения, запрещающие отчуждение долей участниками ООО третьим лицам.
    2.
    Обеспечить хранение учредительных документов в труднодоступных сейфах.
    3.
    Сконцентрировать весь акционерный или уставный капитал в руках узкого круга доверенных лиц.
    4.
    Передать ведение реестра акционеров независимому и проверенному регистратору.
    5.
    Заблокировать свои акции в реестре акционеров, подав соответствующее заявление регистратору, либо заложить их, либо наложить судебный арест, инициировав судебное разбирательство.
    6.
    Регулярно получать выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на организацию либо выписки из реестра акционеров.
    7.
    Регулярно получать выписки из ЕГРЮЛ на организацию на предмет проверки данных о том, кто является единоличным исполнительным органом.
    8.
    Привлечь по возможности управляющую компанию в качестве исполнительного органа, нанять службу безопасности.
    9.
    Вывести активы на юридическое лицо, не занимающееся активной хозяйственной деятельностью (чтобы внешнюю деятельность вело одно юридическое лицо, а активы были сосредоточены в другом юридическом лице).
    10.
    Периодически получать выписки из ЕГРП о состоянии прав на недвижимое имущество.

  • 2 декабря 2008 в 21:34 • #
    Александр Глазачев

    Александр, в России легко совершить преступление против собственности, сложно собственнику вернуть свою собственность. Увы, таково действующее законодательство. Мой близкий друг попал под незаконный захват своей фирмы. Схеме проста до безобразия. Согласно действующего законодательства любой гражданин (справку из психдиспансера тоже не требуют) может в налоговой инспекции за 200 рублей заказать выписку любого, по его желанию предприятия. Изучив ее, заполняет форму 14001 и идет к нотариусу, где ее нотариально заверяет. Согласно закона о нотариате ст.80 нотариуса не интересует и он не отвечает за содержание этой формы. Он отвечает только за паспортные данные пришедшего и вписанные в эту форму 14001. А в этой форме записаны данные нового исполнительного органа, т.е. нового директора. далее этот документ злодеи несут в налоговую и через 5 рабочих получают выписку с данными о новом исполнительном органе. Следующим шагом был поход в банк (даже не поверите, филиал № 7449 ВТБ 24, Управляющий г-н Бурый С.Н.), предоставляют выписку из налоговой, Свидетельство об изменениях в регистрационных документах (без внесения изменений в учредительные) оформляют карточку, скрепив ее фальшивой печатью и все, деньги готовы к отправке на любой счет. Спасла ситуацию случайность. Бухгалтер в этот момент позвонила в банк с каким то вопросом и узнала о случившемся. Но ситуация все равно не в пользу собственника. Это произошло 30 сентября, с тех пор счет заблокирован. А банк, теперь пытаясь спасти честь мундира, заявляет, что разблокирует счет только по решению суда. Три месяца люди без з\платы фирма на грани и даже за ней.
    Вынужден констатировать уважаемый Александр, что Ваши предложения реальны только в цивилизованном обществе, уважающем законы и где закон работает и защищает.

  • 2 декабря 2008 в 21:44 • #
    Alexander Meinhardt

    Да, собственнику непросто.
    Поэтому и предложены пункты:
    6.
    Регулярно получать выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на организацию либо выписки из реестра акционеров.
    7.
    Регулярно получать выписки из ЕГРЮЛ на организацию на предмет проверки данных о том, кто является единоличным исполнительным органом.
    8.
    Привлечь по возможности управляющую компанию в качестве исполнительного органа, нанять службу безопасности.
    9.
    Вывести активы на юридическое лицо, не занимающееся активной хозяйственной деятельностью (чтобы внешнюю деятельность вело одно юридическое лицо, а активы были сосредоточены в другом юридическом лице).
    10.
    Периодически получать выписки из ЕГРП о состоянии прав на недвижимое имущество.

    Нужно постоянно контролировать своё имущество, сторожить что ли....

  • 2 декабря 2008 в 22:04 • #
    Александр Глазачев

    п.6,п.7 лишены смысла. Простая логика, выписка делается по закону 5 рабочих дней, по факту 6. Сегодня ты получил выписку, а вчера злодеи принесли ф.14001. В компании, где 100 сотрудников можно найти з/плату работнику, который каждые пять дней будет получать выписки и нанять службу безопасности, а инженерную компанию где 8 - 12 сотрудников?
    также причем вывод активов, когда злодеям нужны деньги со счета полученные например от участия в тендере и перечисленные на ваш счет?
    Мошенникам не всегда нужны активы, сегодня этим пользуются для того, чтобы парализовать работу конкурента, как в случае, который я описал ранее. И активы им не нужны, а фирма три месяца в провале, плюс кризис.

  • 2 декабря 2008 в 22:06 • #
    Alexander Meinhardt

    Вы правы!
    Поэтому необходимо знать их методы работы и упреждать!

  • 3 декабря 2008 в 08:52 • #
    Дмитрий Воронцов

    Интересно,как все эти варианты действуют в отношении ИП и какая исходя из этого форма будет лучше?

  • 3 декабря 2008 в 17:49 • #
    Alexander Meinhardt

    Принципы те же самые.
    Нужно исходить из того, что "свободный художник" всегда действует не нарушая законодательства......

  • 26 ноября 2008 в 18:42 • #
    Alexander Meinhardt

    Рейдеры – специалисты по перехвату оперативного управления или собственности фирмы с помощью специально инициированного бизнес-конфликта.

    Их методы очень далеки от норм деловой этики, но чаще всего вполне законны. В ход идут манипуляции общественным мнением, лоббизм, биржевые махинации. Не брезгуют рейдеры подкупом кого надо, а порой и силовыми захватами.

    Рейдеров принято делить на наемников, работающих под крышей крупной бизнес-структуры, и «свободных художников» – независимые команды.

  • 26 ноября 2008 в 18:56 • #
    Alexander Meinhardt

    Для возбуждения дела о банкротстве юридического лица необходимо (и достаточно) наличие следующих обстоятельств (ст. 6, 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»):

    · требования к должнику в размере не менее 100 000 рублей;

    · срок неисполнения – 3 месяца с даты, когда они должны были быть исполнены;

    · наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда и исполнительного документа (предъявленного в службу судебных приставов);

    · истечение 30 дней с момента предъявления к исполнению исполнительного документа (принятия решения соответствующим органом).

  • 27 ноября 2008 в 10:22 • #
    Станислав Дросик

    Наемный сотрудник никогда не будет вашим другом. Он всегда продавец. Продавец своего труда, своих знаний и том числе Ваших секретов. Нет ни одного универсального способа сделать наемника лояльным. Ключевые посты в вашей компании должны занимать собственники, но и это не будет панацеей. Поэтому относитесь с пониманием к своим наемникам и всегда будьте готовы философски отнестись к "предательству"

  • 27 ноября 2008 в 12:24 • #
    Евгений Трифонов

    "Сходство Ту-144 и Конкорда также причисляют к самым ярким примерам промышленного шпионажа ХХ века. В июне 1982 года шесть работников японских фирм Hitachi и Mitsubishi были арестованы в Калифорнии за попытку кражи документов и компьютерных запчастей из офиса компании IBM." -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Интересно получается, значит Китайцы вообще тогда каждый второй если не Штирлиц, то Агент 007 точно!!! Общался с одним предпринимателем в области одежды, он говорит, что на Днях Моды в Милане и вообще на такого рода мероприятиях в первых рядах можно заметить членов китайской народной социалистической партии с карандашами и листами бумаги, сидят и не гнушаются, копируют прямо во время показа...)

  • 30 ноября 2008 в 17:40 • #
    Виктория Петрова

    Эта проблема была всегда! На моем опыте, был вообще вопиющий случай. Дирекор принял в отдел девочку из фирмы- конкурента. Директора,мы предупреждали, о возможости "слива информации", но он, всеравно взял ее на работу. Она поработала 3 месяца и ушла обратно, слив всю нашу клиентскую базу этом конкуренту. Через пол года от нас ушел один очень важный клиент. Так как с нами заключал питерский офис. А конкуренты вышли на московский, ун и смогли "договориться".


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970