Корпоративный Университет 2.0 «под ключ» - раб. модель к...
22 января 2009 в 12:16

Корпоративный Университет 2.0 «под ключ» - раб. модель к обсуждению

Коллеги, предлагаю на рассмотрение рабочую модель построения корпоративного университета, основанную на наших исследованиях. Меня интересуют вопросы, отзывы, мнения, оценки по:

  • концепции подхода
  • методической основе
  • расчетной финансовой модели

Кто хочет более внимательно познакомиться с подходом, пишите в личку, я вышлю развернутое описание модели.

=================

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО:

  • Эффективное средство адаптации, обучения, аттестации и развития сотрудников
  • Построение самообучающейся компании
  • Радикальное снижение издержек на обучение персонала (!)
  • Управление знаниями
  • Диагностика и формирование корпоративной культуры
  • Внутренний PR

КОНЦЕПЦИЯ
Возможность получить дополнительное образование является для абсолютного большинства работающих и потенциальных сотрудников организаций мощным фактором стимулирования к трудовой деятельности. Все более распространенным становится обучение на рабочем месте — создание системы подготовки персонала в организации, обеспечивающей повышение эффективности и поддержание корпоративных стандартов.

В настоящее время для внедрения корпоративного управления знаниями и создания КБЗ стали применяться технологии eLearning с использованием систем управления обучением — LMS (Learning Management System). LMS регистрируют обучающихся, информируют их о том, какие обучающие курсы им предстоит пройти, обучают по программам этих курсов, ведут учет оценок.

ПОДХОД
Исходя из накопленного нами опыта наиболее сильную практическую отдачу можно получить от комбинации LMS, Корпоративной социальной сети и Wiki в рамках единого решения по построению Корпоративного университета.

Опыт внедрения LMS показывает, что нередко обсуждения и материалы, публикуемые сотрудниками организации в корпоративной социальной сети и вики становятся основой для создания учебных курсов в Корпоративном университете.

Будущая образовательная программа — это основа системы образования корпоративного университета, которая позволит в короткие сроки и с минимальными затратами получить менеджерам и специалистам компании дополнительные профессиональные бизнес-знания и навыки. От традиционных программ обучения она отличается:

  • высокой концентрацией на ключевых дисциплинах, знание которых абсолютно необходимо менеджерам компании,
  • глубокой адаптацией под специфику бизнеса компании,
  • короткой продолжительностью,
  • интенсивным методом обучения (модульное обучение).

Корпоративная социальная сеть — портал для определенной целевой аудитории компании, построенный по принципу социальной сети и включающий расширенный функционал для общения и взаимодействия между участниками. Корпоративная социальная сеть может разрабатываться как для сотрудников компании, так и для ее внешней аудитории — партнеров, дилеров и пр. Как правило, доступ в корпоративную социальную сеть закрыт для внешних пользователей.

В ЧЕМ РАЗНИЦА КСС С ИНТРАНЕТОМ?

Классический Интранет-портал:

  • Отражает формальную структуру организации, игнорируя неформальные связи
  • Публиковать материалы (за исключением форума) могут только администраторы
  • Размещается «избранный» контент — только самая значимая информация, прошедшая модерацию
  • Централизованная структура, медленное, санкционированное «верхом» развитие
  • Коммуникации направлены сверху вниз

Корпоративная социальная сеть:

  • Отражает реальные связи в компании
  • Публиковать материалы могут все сотрудники
  • Размещается большой объем контента, формирующий реальную базу корпоративных знаний
  • Децентрализованная структура и естественное, самостоятельное развитие
  • Коммуникации направлены снизу вверх

Многое станет понятнее, если уточнить, что же такое «сотрудник»:

  • Каждый сотрудник, это часть вертикальной структуры компании
  • Помимо своей основной роли каждый сотрудник выступает в разных ролях в рамках компании, в зависимости от обстоятельств
  • Каждый сотрудник является членом множества рабочих групп (мини-сообществ) в разных ролях
  • Сотрудник имеет множество неформальных связей с другими сотрудниками
  • В рамках выполнения своих прямых обязанностей, сотрудник устанавливает и управляет множеством «внешних» связей (клиенты, партнеры, контрагенты, соискатели, сми, другие участники рынка и т.д.)

Для компаний, имеющих большое количество филиалов, корпоративная соц. сеть может стать инструментом взаимодействия сотрудников между собой часто в целях быстрого получения нужной информации, оказания взаимопомощи. Так происходит, когда новичок обращается к более опытному коллеге, работающему на аналогичной должности в другом филиале компании.

ИТОГИ

Исходя из практики реализации корпоративных университетов, отзывам компаний заказчиков и сотрудников этих компаний, результатом обучения в КУ является:

  • Общее видение будущего компании и способов его достижения сотрудниками компании;
  • Готовность участвовать в реализации изменений в компании и способность их осуществить;
  • Повышения мотивации участников обучения, усиление интереса к работе;
  • Новые идеи и бизнес — проекты;
  • Улучшение атмосферы и межфункционального взаимодействия в компании;
  • Высокий уровень подготовки управленцев, создание кадрового резерва и, как следствие, решение кадрового вопроса относительно дешевым и эффективным способом;
  • И многие другие положительные изменения.

Совместное применение вышеперечисленных решений позволяет не только запустить в кратчайшие сроки корпоративную систему обучения и проводить постоянный мониторинг ее состояния, но и выявить недоработки в информационно-технологической инфраструктуре организации, тем самым отметить целевые точки для повышения эффективности управления бизнес-процессами.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ:

  1. Разработка и формализация общей концепции проекта, исходя из нужд заказчика:
  2. привязка к стратегии развития компании и Модели Компетенций (если нужно — разработка МК),
  3. LMS,
  4. Корпоративная социальная сеть.
  5. Настройка и доработка программного комплекса и дизайна ПО под конкретного заказчика;
  6. Подготовка учебной технологии, процедур администрирования и стандартов, а также отслеживание их соблюдения, включая аттестационные и экзаменационные процедуры;
  7. Подготовка необходимых образовательных материалов, трансляция готовых материалов заказчика в формат LMS;
  8. Обеспечение учебного процесса полным комплектом учебных материалов;
  9. Обучение и подготовка персонала заказчика, внедрение системы;
  10. Помощь в создании мотивационных моделей обучения.

Характеристики решения:

  • Средняя стоимость проекта разработки и внедрения дистанционного КУ укладывается в 170-250 тыс. руб. (от 100 до 5000 сотрудников)
  • Дополнительно возможна интеграция в корпоративную систему обучения программ MBA IHBS — 20 тыс. руб. на одного сотрудника в семестр (6 мес.)
  • Сроки запуска проекта от стадии тех. задания до рабочей версии — от 3 до 6 мес.
333
Комментарии (20)
  • 22 января 2009 в 12:21 • #
    Наталья Ульянова

    Уважаемый Вячеслав, у Вас слишком сложная система..., прелагают очень простую схему обучения, например, Обучение по созданию собственного делового и перспективного бизнеса всего за 3 часа...
    Если интересно пишите на #

  • 22 января 2009 в 12:34 • #
    Вячеслав Максимов

    да, но это не тема по развитию персонала в компаниях ) или на предмет грядущих сокращений - чтобы знали куда податься, как уволят? ;-)

  • 22 января 2009 в 12:50 • #
    Наталья Ульянова

    это очень хороший жест с Вашей стороны.... но всё таки по проще надо обращаться с будущими безработными..... вы же всё равно преследуете цель "наживы" на их горе.., вы же конкретный бизнес им не сможете дать..., проще говоря Вы им не сможете дать УДОЧКУ (БИЗНЕС).... чтобы они ловили РЫБУ (ДЕНЬГИ)....., вы им на сегодняшнем этапе только сможете дать МЕЧТЫ (о том что можно удочкой ловить рыбу....) а уж типа получится у вас или не получится.... это уже ваши проблемы.... я вам скажу даже это не по христиански..... если вы действительно хотите помочь людям и если вы действительно профессионал своего дела..... то напишите мне на эл. почту... # мы вам скорректируем Ваше желание как по факту помочь людям, что бы это было бы по крайней мере честно.... по деловому..... а не выглядело бы как...будто вы хотите "нажиться" на итак уже обездоленных людях, которых будут увольнять весь этот 2009 год....

  • 22 января 2009 в 13:17 • #
    Вячеслав Максимов

    Им не удочка нужна, а переход от образа мысли потребителя ТНП и продавца своего дешевого рабочего времени к психологии собственника, творца и инноватора.

    А даже самый навороченный спиннинг никогда не сделает из вас рыбака, это всего лишь продажа очередной волшебной таблетки с целью той же наживы на "обездоленных"...

    Опускаю тут еще мелкие подробности этой хорошей, но избитой метафоры, как то наличие наживки, знания рыбных мест, особенностей поведения рыбы, навыков концентрации и полноценного рыбачьего опыта.

  • 22 января 2009 в 14:52 • #
    Василий Остапчук

    Психика и мысли собственника могут тогда появиться, когда человек долго занимается предпринимательством. Сразу перейти от наемного и стать человеком с психикой и мыслями предпринимателя практически не реально.
    Нужен какой то переходной период.
    Только обучения теоретического мало. Нужна и практика. А практика бизнеса это принятие ответсвенности за результаты своей деятельности на себя.
    Ни школа, ни университет этого не дадут без решения собственника о привлеченни наемного в сособственники. И тогда корпоративный университет по обучению то что надо. Наполнить еще преподаванием современной психофилософии, социального (кооперативного, партнерского) предпринимательства и можем получить мозговую атаку на производстве.

  • 22 января 2009 в 15:37 • #
    Vladimir Kabish

    "Сразу перейти от наемного и стать человеком с психикой и мыслями предпринимателя практически не реально.
    Нужен какой то переходной период.
    Только обучения теоретического мало. Нужна и практика. А практика бизнеса это принятие ответсвенности за результаты своей деятельности на себя.
    ..."
    Практику и навыки, которые могут "развернуть" психику и мысли человека
    могут быть получены в, первом приближении,
    в процессе игровых тренингов на бизнес-тренажёте:

    См. "Финансовое образование для детей и взрослых"
    Слайд-Видео-презентация проекта:

    http://docs.google.com/Present?docid=dd7jq4v2_720f6pnwhch

    Пояснительная записка к Проекту:
    (Финансово-образовательные тренинги на Интеллектуальных Тренажёрах - “Обучение через Развлечение”)

    http://docs.google.com/Doc?docid=dd7jq4v2_136f4ds8g&hl=ru

  • 23 января 2009 в 00:39 • #
    Василий Остапчук

    В, первом приближении возможно. Но никто не научит взять на себя другого человека больше чем он может. А кто знает, сколько человек способен понести?
    Это личный выбор человека.
    Тренажером можно научить правилам щета денег.
    Хотя многие берут ответственности больше чем могут понести. Чего деньги не сделают с человеком?
    В тренингы по ответственности не верю. Разворачивание психики это уж слишко круто и непонятно.

  • 23 января 2009 в 00:51 • #
    Vladimir Kabish

    Ув. Василий, поверьте (а лучше всего, - проверьте сами...),
    что возможности этого тренажёра гораздо больше,
    чем просто "научение считать деньги..."
    http://www.youtube.com/watch?v=Nap9A9BtMgY
    Он действительно способствует "разворачиванию мозгов" в нужную сторону!
    Кроме того, он может НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ страх,
    который останавливает многих людей,
    и показывает, что "НЕ так страшен чёрт, как его малюют"...

  • 23 января 2009 в 01:06 • #
    Василий Остапчук

    Возможно он полезен. Но в даном случае вопрос не в страхе, а в уверенности в свои возможности.
    Маслоу приводил пример о том как мать учит ребенка ходить. Она отходит от него настолько, насколько хватает рук чтобы подстраховать своего ребенка. А с другой стороны он свободен в выборе. Он шагает в неизвестное не задумываясь о том что мать его не подстрахует. Никто не разворачивает психику и мозгов в данном случае. Ребенок сам принимат решение.

  • 22 января 2009 в 21:04 • #
    Вениамин Гудимов

    Вячеслав, спасибо за интересную и профессиональную тему.
    Итак, обучение на рабочем месте через систему эл.обучения и открытого проф.сообщества в формате корп.соц. сети - что обеспечивает возможный выход на самообучение этой самой сети. Своего рода дружественная, самоактуализирующаяся и персонифицированная база знаний. Так?
    Вопросы:
    1. Насколько ресурсоемка для самих участников эта модель? Сколько времени и энергии сотрудника будет занимать:
    - нахождение в сети?
    - обучение?
    - сдача экзаменов?
    - установления связей по сети?
    Есть раскладка?

    2. Где модель обкатывалась и с какими результатами?

  • 23 января 2009 в 12:26 • #
    Вячеслав Максимов

    могу прислать более подробный вариант если не высылал - на почту

    "Своего рода дружественная, самоактуализирующаяся и персонифицированная база знаний. Так?" - так, собственно, вариант реализации того, о чем вы пишите в своем блоге про базы управления знаниями

    время, выделяемое на обучение зависит от учебного плана компании, в любом случае это официальное время, засчитываемое в рабочее

    по моим соображениям, на это должно уходить 1-1,5 часа в день

    (или как вариант 2,5-3 часа раз в неделю, к примеру в пятницу утром)

    прогресс, сдача тестов и пр. отслеживаются в системе автоматически

    время на общение именно в разделе корп. соц сети. - индивидуально по категориям и сотрудникам, в любом случае это время полезное время компании, оно решает стратегические задачи. даже когда сотрудник не просит конкретной помощи у коллег по решению затруднения, а размещает с утра в понедельник фото лыжной прогулки с коллегами на выходных)

    Сейчас внедряем такую систему у крупнейшего в мире дистрибьютора "Хенкель"
    Про КСС в описании есть результаты по Теле2 (делали не мы, но в разрезе КСС данные интересны и позволяют оценить полезность)

  • 23 января 2009 в 13:50 • #
    Вениамин Гудимов

    Вячеслав,
    по вашим соображениям: 1-1,5 часа в день - это на какую деятельность?
    - чтение текстов: ...... мин.,
    - осмысление материала:...... мин.
    - сдача тестов:...... мин.
    - общение в соц.сети:........ мин.
    Это я к чему: возможно возникнут проблемы в динамике событий в этой корп.соц. сети - если сотрудник будет мало времени в ней находится. Одного часа мало на все это. Реально - 2-3 часа... Поэтому хорошо бы набрать реальную статистику минимального и максимального времени, необходимого для участия в этой сети - причем для конкретного масштаба сети. Ведь с увеличением времени, необходимого для работе в сети - будет возникать нехватка времени для работе в реале. Рационального Заказчика такая раскладка будет интересовать - время-деньги.
    Если планируете круглый стол для коллег по промежуточным или конечным итогам и проблематике внедрения системы - будет интересно.
    Материал - скиньте, посмотрю. #

  • 23 января 2009 в 14:00 • #
    Вячеслав Максимов

    чтение - 30 мин
    осмысление, работа с моделями, слайдами, вопросами для самопроверки - 30-50 мин
    тесты (если есть по тек. разделу) - 30 мин

    навскидку конечно )

    работа в социальной сети не в этот счет - она по условиям задачи всегда онлайн, есть вопрос, тема - написал,- примерно так, как мы сейчас с вами работаем и параллельно тут общаемся, в самостоятельном тайм-менеджменте imho

    круглый стол можем в Питере провести, приедете, привезете коллег?
    (При Школе есть гостиница)

  • 23 января 2009 в 14:03 • #
    Вениамин Гудимов

    Ок, приглашайте!)
    Материал получил, спасибо.

  • 23 января 2009 в 14:01 • #
    Вячеслав Максимов

    Переслал

  • 23 января 2009 в 11:10 • #
    Петр Капустин

    Вячеслав, внимательно прочитал...

    Первое, что пришло в голову:

    • прект рассчитан на "офис"...
    • предлагается техническое решение, т.е. оболочка из программных продуктов
    • проект предполагает наличие "связанных" проектов - разработка KPI, описание компетенций, разработка учебных программ и материалов / либо поставку готовых (это может снизить трудоемкость, но вступает в противоречие с посылом "заточка под организацию"...), помощь в создании системы мотивации и т.д. Опытным сейлзам есть над чем поработать и что предложить :)
    • предполагает обучать, цитирую: "дополнительным профессиональным бизнес-знаниям и навыкам"...

    КАКИМ ИМЕННО?
    1. Профессиональные (необходимы для выполнения прямых трудовых функций) - ВРЯД ЛИ компания будет готовить офисных работников, тем более руководителей с "0"... А вот интеграция программ МВА IHHS, как доп. услуг ...

    2. Личностные (способности, включая коммуникативные, потенциал и внутренняя (собственная) мотивация работника) - ОПОСРЕДОВАННО в рамках общего управления корп.культурой.

    3. Корпоративные (знания и установки работника), обеспечивающие:

    • лояльность работника к предприятию и системе общего управления - ОПОСРЕДОВАННО, в рамках общего управления корп.культурой;
    • понимание и исполнение работником трудовых функций в контексте данного предприятия, его материальной, технической, социальной и культурной среде; при данной организации труда и условиях найма; - ОПОСРЕДОВАННО (как правило, в в рамках программ адаптации);
    • исполнение работником действующих на предприятии норм, правил и процедур. - ОПОСРЕДОВАННО, в рамках общего управления корп.культурой и трудовой и производственной дисциплиной;

    4. Кластерные (знания, умения, навыки и опыт работника), обеспечивающие понимание работником роли предприятия и других участников кластера на всех этапах жизненного цикла кластерного продукта; ВОЗМОЖНО

    Главное: предложение не уникально, так как технические средства или среда, в которой предполагается реализовать систему обучения, вторичны по сравнению с задачей ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ.

    Задаю вопрос сам себе: что стоит за публикацией:

    • новая рекламная площадка услуг IHBS? - вряд ли
    • "прокачка" рекламного текста, поиск узких мест? - возможно
    • поиск контрагентов для реализации проекта / доработки идеи? - вряд ли

    Вячеслав, надеюсь, что "конструктиффа" больше, чем "неконструктиффа" :)

  • 23 января 2009 в 12:44 • #
    Вячеслав Максимов

    Петр, приветствую, рад видеть снова, хоть и в сети :-)

    а вы же не запрашивали полное описание по-моему?

    Конечно - обкатка продукта, но не на уровне рекламного текста, а по "сути".

    Предлагается НЕ техническое решение (оно самой разумеется, но идет побочно, собственно ничего не стоит заказчику)

    Что мы делаем в этом продукте:

    1. Разработка и формализация общей концепции проекта, исходя из нужд заказчика:
    • привязка к стратегии развития компании и модели компетенций (если нужно, как вы справедливо заметили – разработка МК, KPI и т.д),
    • LMS,
    • Корпоративная социальная сеть.

    2. оценка, выбор и доработка программного комплекса и дизайна системы под; конкретного заказчика

    3. подготовка учебной технологии, процедур администрирования и стандартов, а также отслеживание их соблюдения, включая аттестационные и экзаменационные процедуры;

    4. подготовка необходимых образовательных материалов, трансляция готовых материалов заказчика в формат LMS;

    5. обеспечение учебного процесса полным комплектом учебных материалов;

    6. обучение и подготовка персонала заказчика ;

    7. помощь в создании мотивационных моделей обучения.

    Фишка в:

    - запуске на выходе уже рабочей системы (т.е. вместе в пред_сопутствующими проектами и контентом)
    - стоимости "всего" от 200тыс (у продавцов тех. решений только движок КСС будет оценен в 350тыс-1,5 млн)
    - концепции (LMS+КСС), само по себе использование КСС у нас пока вновь, между тем это прекрасный инструмент реализации того, о чем пишет вышеучаствовавший в данном посте Вениамин Гудимов.

  • 23 января 2009 в 13:00 • #
    Петр Капустин

    Вячеслав, изначальный текст, с моей колокольни, продвигает именно техническое решение :) Меняйте предложение / подачу материала ...

  • 23 января 2009 в 13:06 • #
    Вячеслав Максимов

    ок, услышал!

  • 23 января 2009 в 12:47 • #
    Вячеслав Максимов

    Если более укрупненно, то отправная точка успешного развития современных компаний – сети знаний. Бизнес эволюционирует от иерархичных организационных моделей к горизонтальным сетям, связи в которых осуществляются за счет обмена информацией, знаниями и навыками

    наша скромная модель - один из вариантов реализации движения в сторону такого эволюционирования

    и недорого ;-)))

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?