Страховой запас - пополнение и поддержание

Страховой запас - пополнение и поддержание

Во всех компаниях, где мне довелось работать, существовал «неизбыток», а иногда и откровенно дефицит оборотных средств, ну и требование владельцев/акционеров/учредителей об увеличении оборачиваемости запасов и снижении затрат.
И у меня в своё время, возникло несколько вопросов:
1. Как и, немаловажно,— когда,— нужно положить этот страховой запас на склад?
2. В каком объёме его надо обеспечить, допустим, на начало месяца: в 100% или каким-то другим образом? Когда и в каком объёме он потребуется?
Ведь очевидно, что если возможное отклонение от прогноза/плана продаж составляет хотя бы 50%, то вряд ли они потребуются в какой-то один день или даже неделю единовременно? Значит разом в полном объёме СЗ не нужен?
3. Хорошо, тем или иным образом мы положили/обеспечили СЗ. Но ведь он будет расходоваться. Когда и каким образом его пополнять?

Причём, неважно, для чего мы формируем это СЗ: для покрытия рисков в поставках, в спросе или смешанных рисков. Эти вопросы должны, с моей точки зрения, возникнуть у любого, кто мало-мальски сталкивается с управлением запасами, формированием заказа поставщикам и т.п.
За годы работы я нашёл для себя ответы на эти вопросы, научился вовремя пополнять и поддерживать СЗ на должном уровне.
Мне интересно как с этими вопросами работают коллеги.
Готов обсуждать, делится своими наработками: как очно, так и на форуме.
Вопрос, опять же, задаю здесь: уже боюсь, что модераторы опять что-то примут за рекламу или за другое нарушение Декларации. Коллеги же, как показывает счётчик, в мой «бложек» заглядывают.
Коллеги, пишите. С удовольствием узнаю что-то для себя новое, постараюсь почерпнуть идею.
Мне интересно, кто и как решает эти вопросы.
Что не буду использовать — не обещаю.

159
Комментарии (10)
  • 4 августа 2011 в 19:19 • #
    R S

    Виктор,
    Страховаться нужно в идеале только от колебаний спроса. С рисками непоставки или срывов по срокам поставок надо бороться только санкциями и сменой поставщика. В случае, если это невозможно и приходится работать с уродами, которые постоянно срывают сроки, то страховаться надо и от того и от другого.
    Технически можно настроить на отработку смешанной страховки (формулы известны), где в первую очередь надо влиять на дисциплину поставок, что существенно снижает страховой запас. В идеале, если у вас идеальная дисциплина поставок с надежностью 100% (чего не бывает), то страховка сводится к страховке от колебаний спроса.
    Как-то так.

  • 5 августа 2011 в 09:50 • #
    Виктор Шиков

    Рафаил, не всегда можно убрать риски поставки. Особенно на длинном плече.
    Ну и запас надо пополнять и поддерживать. Вопросы именно в том:
    -кто и как принимает решения о поддержании?
    -когда пополнять?
    - в каком объеме держать?

    Рассчитать-то Сз не сложно: методов полно, надо только соотносить с рисками. Речь о поддержании. ))

  • 5 августа 2011 в 14:04 • #
    R S

    Виктор, я ровно об этом и написал. Учитывать надо и то и другое, но влиять в первую очередь можно и нужно на дисциплину процессов заказа и доставки.

    "-кто и как принимает решения о поддержании?" - этот вопрос имеет отношение, но косвенное. То есть очевидно, что процесс заказа (уже упоминал его) должен быть отлажен внутри компании таким образом, чтобы заказ происходил в нужное время ("-когда пополнять?") и с учетом сроков поставки. Риски срыва поставок желательно не учитывать при формировании решения об объеме заказа - это должно уходить в страховой запас (правда не всегда это возможно). В любом случае нужно смотреть по конкретной ситуации.

    "Рассчитать-то Сз не сложно: методов полно, надо только соотносить с рисками." - думаю это очевидно.
    "Речь о поддержании. )) " - можно подробнее? Я возможно не улавливаю сути. Речь идет о поддержании страхового запаса? Если да, то это острая проблема, так как ситуация на рынке может существенно меняться и можно держать уже неадекватный рынку запас.

  • 5 августа 2011 в 14:11 • #
    Виктор Шиков

    вот о второстепенном, вроде вопросе "...чтобы заказ происходил в нужное время...", который на деле крайне важен, и пытаюсь заострить внимание. ))
    учитывать сроки поставки и даже срок исполнения заказа большинство более-менее научилось. Отработало.
    по крайней мере - потребность. А вот с СЗ как?
    риски срыва поставок можно обсудить их понижение в отдельном месте: не так сложно и страшно. Хотя на плече больше недели они начинают копится, а если ещё и импорт...Тут отлаживай-не отлаживай, дрессируй поставщиков - не дрессируй, - не поможет.
    Много слишком факторов неучтённых.
    Риск срыва поставки или сроков исполнения её есть всегда, причём ппри плече больше 2 недель - очень значимый, даже если поставщик тебе грузит чть не час в час.
    и речь ("песнь свою") завёл именно о поддержании и пополнении СЗ. "Не пристало ли бяшеть нам братие..." )))

  • 5 августа 2011 в 14:30 • #
    R S

    Ты меня запутал.
    Суть конкретных ситуаций и об их влиянии на страховой запас вроде все ясно. Какая в итоге резюмирующая мысль ("... речь ("песнь свою") завёл именно о поддержании и пополнении СЗ") ?

  • 5 августа 2011 в 14:38 • #
    Виктор Шиков

    кто и как его пополняет-поддерживает?

  • 5 августа 2011 в 15:22 • #
    R S

    и ... ?

  • 5 августа 2011 в 15:31 • #
    Виктор Шиков

    вот и предложил обсудить - поделиться идеями и опытом.
    Чуть позже опишу свои "мероприятия". Но это - больше отработанная философская концепция. ))) нежели набор инструментов.

  • 30 августа 2011 в 15:59 • #
    Валерий Лукьяненко

    Не совсем понял вопрос.
    Если под СЗ подразумевается запас для сглаживания рисков резкого изменения спроса или провала поставок (т.е. при идеальной поставке - с предсказуемым спросом и идеальным поставщиком - СЗ не расходуется), то исходя из определения: пополняем, когда становится ясно, что СЗ пойдет в расход (т.е. мы уже сегодня знаем, что поставщик через неделю нам задержит на два дня приход, и часть СЗ будет израсходована на обеспечение продаж; и уже сегодня делаем дозаказ на пополнение СЗ). Увеличиваем размер СЗ под информацию об увеличении рисков спроса и поставки (т.е. нам сегодня известно о том, что через три месяца в Атлантике будет пик сезона ураганов и возможны задержки в поставках импорта - мы увеличиваем страховой запас;).
    В каком объеме: в зависимости от рисков и дискретности поставок.
    Кто: в штатном режиме - закупщик, в случае глобального изменение - на уровне директората.
    Интересно Ваше видение.

  • 31 августа 2011 в 15:54 • #
    Виктор Шиков

    Валерий, страховой запас нужен для покрытия рисков.
    "при идеальной поставке - с предсказуемым спросом и идеальным поставщиком "СЗ не нужен: рисков нет.
    проблема в том, что в озвученной Вами ситуации плечо поставки/заказа позволяет разместить заказ у поставщика.
    А если плечо заказа настолько длинное, что размещение заказа к отгрузке и октябре происходит в июле?
    То есть еще не понятно сорвал ли поставщик заказ или нет, скакнул спрос или нет, а разместить заявку поставщику с учётом пополнения СЗ уже надо.
    Если кратко, как это делаем мы, то мы анализируем риски, учитываем падающий рынок или растущий и формируем одну из стратегий пополнения СЗ.Например, пополнение к началу периода и к середине периода. Либо пополнение СЗ в начале периода и к 3-й декаде: тут много зависит от характера отгрузок/продаж. распределения их по времени.
    Далее, ачевидно, что почти всегда весь СЗ на начало периода не нужен, соответственно мы его распределям во времени. Тут опять же определяем одну из стратегий распределения СЗ в периоде.
    Как примеры: обеспечить 1/2 СЗ на начало периода и на начало n-го шага планирования (исходя из объёмно-календарного планирования), либо распределение СЗ в соответствии с ожидаемым распределением продаж между шагами планирования.


Выберите из списка
2015
2015
2011
2010