Методология ведения проектов
7 ноября 2008 в 18:31

Методология ведения проектов

Обсуждаются различные проектные методологии (PMBOK, Cobit, ITIL/ITSM, MSF, etc.), используемые компании при реализации проектов различной сложности, практика их использования и терминология.

6373
Комментарии (32)
  • 12 ноября 2008 в 05:48 • #
    Игорь Цесельский

    Новая версия PMBOK
    В ближайший месяц выйдет окончательный релиз новой версии стандарта PMI - PMBOK 4 или PMBoK Guide 2008. Изменений, судя по публикациям, достаточно много, с комментариями по новой версии и основными отличительными особенностями можно ознакомиться здесь:
    http://www.microsoftproject.ru/articles.phtml?aid=158
    http://www.gantthead.com/discussions/discussionsTopicContainer.cfm?ID=10552

    Дополнительно:
    Чем отличался PMBOK 2004 от PMBOK 2000 :
    http://www.in4business.ru/articles/subject_346/article_172.html

    Сравнение терминологии PMBOK и Microsoft Project
    http://www.microsoftproject.ru/articles.phtml?aid=84

  • 14 ноября 2008 в 20:38 • #
    Игорь Цесельский

    Если интересует сам документ - обращаться в личку.

  • 19 ноября 2008 в 04:15 • #
    Игорь Цесельский

    Что такое стандарт PMBoK?
    Это стандарт PMI, система процессов проектной деятельности.
    Само по себе знание процессов не приводит к успеху проекта, как знание устройства автомобиля и правил дорожного движения не связано с навыками вождения. Этот стандарт говорит "правильно сделать", но не говорит "как это сделать практически".
    Но любой PM должен знать основы внутренних процессов проектной деятельности.
    Есть две проблемы с PMBoK.
    1. Проблема языка. Если читать перевод, то терминология и ньюансы ускользают, поэтоиу обязательно надо знать и английский вариант.
    2. Проблема уровня развития компании в области управления проектами. Бесполезно применять положения PMBoK в тех компаниях, в которых не создана система УП.

  • 19 ноября 2008 в 04:32 • #
    Игорь Цесельский

    Руководство PMBOK® Guide предоставляет прочную структуру областей знаний, необходимых менеджеру проекта, чтобы быть успешным, но не является методологией в полном смысле этого слова и не может использоваться непосредственно как руководство по управлению проектом. В 2004 г. в очередном выпуске журнала PMNetwork, издаваемого PMI, в статье о выходе действующей ныне редакции Руководства PMBOK® Guide) было констатировано: "Руководство PMBOK® Guide не является методологией, практическим руководством или конкретным набором процедур" (The PMBOK® Guide is not a methodology, a how-to or a specific set of procedures). Например, там приведено много важных определений, но нет процедур, шаблонов, приемов использования, примеров передового опыта, моделей и многих других элементов полноценной методологии. Есть входы и выходы, но они не все и не всегда необходимы при реальном управлении проектом.

  • 15 декабря 2008 в 15:17 • #
    Денис Свиридов

    Игорь, а что Вы думаете по поводу IPMA ?
    нельзя конечно сказать, что у них есть стандарт, но есть так называемые Основы профессиональных знаний.

  • 15 декабря 2008 в 15:20 • #
    Игорь Цесельский

    Я сторонник НТК. Мне нравится подход, учитывающий национальные особенности, и в то же время международную основу.

  • 21 декабря 2008 в 12:14 • #
    Аркадий Куров

    А чем НТК принципиально отличается от PMBoK?

  • 22 декабря 2008 в 00:54 • #
    Игорь Цесельский

    Если очень кратко, стандарт PMI основывается на системном (процессном ) подходе (чем мы управляем), а IPMA - на деятельностном (менеджерском) подходе (как мы управляем). Также существенные отличия в сертификации. На самом деле, это предмет отдельной конференции.

  • 22 декабря 2008 в 10:05 • #
    Аркадий Куров

    Строго говоря, это вообще разные вещи:

    Национальные стандарты управление проектами:

    • NASA Project Management (США)
    • BSI BS 6079 (Великобритания)
    • APM Body of Knowledge (Великобритания)
    • OSCEng (Великобритания)
    • DIN 69901 (Германия)
    • V-Modell (Германия)
    • VZPM (Швейцария)
    • AFITEP (Франция)
    • Hermes method (Швейцария)
    • ANCSPM (Австралия)
    • CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада)
    • P2M (Япония)
    • C-PMBOK (Китай)
    • South African NQF4 (ЮАР)
    • CEPM (Индия)
    • PROMAT (Южная Корея)

    Стандарты с расширенной географией применения:

    • ISO 10006:2003, Quality management systems - Guidelines for quality management in projects
    • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide)
    • PRINCE2 (PRojects IN a Controlled Environment)
    • ISEB Project Management Syllabus
    • Microsoft Solutions Framework (MSF)
    • Oracle Application Implementation Method {AIM}

    Стандарты оценки компетенции менеджера проекта:

    • ICB IPMA Competence Baseline (IPMA)
    • PMCDF (США)
    • NCB UA (National Competence Baseline, Version 3.0) (Украина)
    • НТК (Российская Федерация)

    Ну а Cobit и ITIL/ITSM вообще не относятся к проектным методологиям.

  • 22 декабря 2008 в 16:14 • #
    Денис Свиридов

    Аркадий, вы сами же и ответили на свой предыдущий вопрос.
    На мой взгляд при ведении проекта менеджер или руководитель проекта должен иметь глубокое представление и об НТК и о PMBOK, весьма желательно о P2M и PRINCE2.
    Все остальное весьма узкоспецифично (ИМХО).
    От себя бы еще добавил, что необходимо знание психологии человека.
    Но к сожалению, часто проектами в российских компаниях руководят люди абсолютно не знакомые с проектной методологией, что весьма удручает, хорошо, если у человека огромный опыт работы, а так ...
    Да и знание методологии, как показывает опыт, не может служить гарантом успешности руководителя проекта.
    Вообще то не мешало бы открыть ветку по обсуждению "что необходимо для успешной реализации проектов". Игорь, откройте, пожалуйста.

  • 22 декабря 2008 в 17:53 • #
    Аркадий Куров

    Нет, Денис, если бы я четко понимал отличия между этими методологиями, я бы не задавал подобного вопроса. Про НТК я только слышал, бегло пролистав материалы не заметил никаких принципиальных отличий, поэтому и задал вопрос.

    А зачем ПМ-у обязательное знание НТК? Опять же, представление о P2M и PRINCE2 вовсе необязательно, тем более, что PRINCE2 в некоторых разделах прямо ссылается на PMI. На мой взгляд, в первую очередь руководитель проекта должен уметь применять изученную/выбранную методологию на практике, желательно также, чтобы об этой методологии имели представление участники проекта, далее по важности следует понимание предметной области и только после этого личный опыт.

    Денис, если я правильно понимаю, то под "необходимо знание психологии человека" Вы понимаете soft skills (не путать с манипулированием)?

    "Но к сожалению, часто проектами в российских компаниях руководят люди абсолютно не знакомые с проектной методологией" - так это не только в российских компаниях, это много где встречается.

    Да, соглашусь, тема "что необходимо для успешной реализации проектов" будет весьма полезной, хотя думаю, что все знают про основные моменты: треугольник бюджет-сроки-качество и, как следствие недостатка как минимум одной из этих составляющих, изменение scope проекта.

    От себя бы попросил открыть тему "Уроки проектов (lessons learned)" - кто и как справлялся с проблемами и какой уникальный опыт смог из этого получить.

  • 22 декабря 2008 в 21:41 • #
    Денис Свиридов

    "если бы я четко понимал отличия между этими методологиями" - Аркадий, но ведь вы уже и ответили. PMBOK - это база знаний по управлению проектами (можно назвать стандартом), best practics так сказать, причем все это пропущено через процессы по управлению проектами. А еще в PMBOK 3 не было более-менее точного описания работ по программам, но появилось более конкретно в PMBOK 4,ждем официального релиза, вроде еще не вышел. НТК - это требования к компетенции для управления проектами и программами, основывается не на процессах, а на системном подходе, и как правильно выразился Игорь, описывает не то, чем управляем, а как управляем, т.е. что мы должны сделать для управления той или иной составляющей.

    "А зачем ПМ-у обязательное знание НТК?" - на мой взгляд это как ПДД (наряду с PMBOK). А так как рук-лю проекта часто приходится еще и обучать некоторых участников проекта проектной деятельности, то знать теорию рук-ль должен.

    "Опять же, представление о P2M и PRINCE2 вовсе необязательно" - согласен, я и писал, что желательно.

    А вот в чем я с вами в корне не согласен, дак это в личном опыте. Неужели вчерашний выпускник гарварда, в совершенстве владеющий теорией по управлению проектами, и как он думает умеющий ее применять на практике, сравнится с таким же выпускником гарварда, но уже лет 20 управляющим проектами? В чем между ними разница - в опыте! А его как говорится не пропьешь.
    Есть неплохой журнал "Управление проектами и программами" - почитайте, очень полезно. Там авторы как наши так и зарубежные специалисты. В нем и про компетенции и про личный опыт пишут. Как то даже статьи вроде канадцев попадались с критикой PMBOK как раз за их ориентацию только на процессы по управлению только проектов (относится к PMBOK 3).

    Предлагаемая мною тема "что необходимо для успешной реализации проектов" в принципе созвучна с "Уроки проектов", я бы сказал - вытекает из нее. А вот и мой первый кирпичик в эту тему - как я и говорил про знание психологии человека. Конечно же здесь разговор не про манипулирование, а про умение эффективно коммуницировать.
    А вот и второй кирпичик - scope проекта. Каково ваше понимание? Что это такое и с чем его едят? Спрашиваю, так как в каждом проекте в новой организации понимание scope абсолютно разное. И это большая проблема для рук-ля проекта.

  • 23 декабря 2008 в 05:31 • #
    Игорь Цесельский

    Спасибо за перечень, полезно. Причем список не исчерпывающий. Безусловно, вы правы, имелась, видимо, в виду сертификация.
    Сертификация PMI проводится на основе Руководства к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK), являющегося американским национальным стандартом.
    Сертификация IPMA в России проводится на основе Национальных требований к компетенции (НТК).

  • Цена: $2,000,000

  • 23 декабря 2008 в 05:34 • #
    Игорь Цесельский

    А вот опыт как раз и более учитывается IPMA, поэтому я и сторонник этого вида сертификации, как более отражающей реальный уровень PM.

  • 23 декабря 2008 в 05:40 • #
    Игорь Цесельский

    Уже есть такая тема
    https://professionali.ru/Topic/83366

  • 23 декабря 2008 в 05:42 • #
    Игорь Цесельский

    Открыл,
    https://professionali.ru/Topic/249307
    но посмотрите вот здесь
    https://professionali.ru/Topic/83366
    если подойдет, то зачем еще одна ветка?

  • 23 декабря 2008 в 12:50 • #
    Аркадий Куров

    По отличиям я уже всё понял. По программам и портфелям у PMI есть отдельные материалы, опять же есть специальные курсы, а в PMBoK 3 просто даны определения. Видимо, эти знания не так сильно были востребованы. Насколько я знаю, PMBoK 4 должен выйти в марте 2008 года.

    Денис, по поводу НТК - вопрос был поставлен "Зачем ПМ-у знание НТК?". ЗАЧЕМ? Аналогия с ПДД скорее будет как раз у PMBoK, а НТК больше похож на мед.комиссию для получения прав. Также не очень понимаю - кого ПМ будет учить проектной деятельности? Команду проекта? Зачем, да и каким образом, в какое время? Ну в самом деле не читать же им краткий курс всё того же НТК или "Базовый курс ANSI PMI PMBoK".
    Кстати, коллеги, если у кого-то есть хорошие материалы по НТК - прошу поделиться, скиньте пожалуйста на #. Спасибо!

    Видимо, по поводу опыта я не очень понятно описал ситуацию. Я попытался проранжировать основные требования к PM в порядке убывания их значимости. Если брать Ваш пример и сравнивать двух выпускников Гарварда, одного без опыта, а другого с 20-летним стажем, то выходит, что методологию они оба знают хорошо, дальше понятно, что проектная команда будет лучше у "старого", а вот если предметную область "молодой" знает хорошо, а "старый" совсем не знает (возьмем для примера: "молодой" неплохо знает сферу туристического бизнеса, а "старый" последние 10 лет занимался строительным бизнесом), то опыт тут бесполезен.

    Да, журнал неплохой, попадался на глаза, спасибо за рекомендацию! По поводу критики канадцев соглашусь, надо добавлять в свод знаний информацию по проектам и портфелям.

    По остальным вопросам переносим обсуждение в ветки, предложенные Игорем.

  • 24 декабря 2008 в 05:02 • #
    Игорь Цесельский

    RE PMBoK 4 должен выйти в марте 2008 года. - Понятно, 2009 г.
    На самом деле я его уже читал, eng. Есть изменеия пос равнению с 3.
    Владимир Либерзон его уже цитирует ниже.

  • 24 декабря 2008 в 10:35 • #
    Аркадий Куров

    Да, конечно же 2009 года.
    Дату выхода озвучивал тренер на курсах, она вполне могла измениться.

  • 23 декабря 2008 в 20:46 • #
    Владимир Либерзон

    Одного не могу понять - почему вы PMBOK Guide, НТК и прочее называете методологией?

  • 23 декабря 2008 в 21:47 • #
    Аркадий Куров

    Отвечу по поводу PMBoK - это вопрос терминологии, формально это стандарт, свод знаний, а по сути, это методология, которая позволяет более эффективно и более быстро делать на потоковом производстве большое количество проектов.

  • 23 декабря 2008 в 22:38 • #
    Владимир Либерзон

    PMBOK - это по большому счету глоссарий. Но ни в коем случае не методология.

  • 23 декабря 2008 в 22:54 • #
    Аркадий Куров

    Попрошу аргументировать ответ.

  • 23 декабря 2008 в 23:10 • #
    Владимир Либерзон

    Утверждение, что PMBOK Guide методология никто не аргументировал. Притом и PMI на это не претендует.
    Тогда вопрос - что такое методология?

  • 23 декабря 2008 в 23:30 • #
    Аркадий Куров

    Так никто и не просил аргументировать, эта тема изначально предполагала обсуждение проектных методологий. Формально PMBoK не является методологией и носит рекомендательный характер, де-факто большинство компаний базирует свои методологии ведения проектов на этом стандарте. Для упрощения понимания PMBoK многие называют методологией, что в принципе не противоречит приведенным ниже определениям.

    Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о методе) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и их отношений.

    Методоло́гия — это поиск цели, набор приёмов, средств, способов, принципов достижения цели.
    1. Теоретической цели — истинного знания;
    2. Практической цели — приёмов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.

  • 24 декабря 2008 в 00:26 • #
    Владимир Либерзон

    PMBOK4:
    Поскольку данный стандарт рассматривается как базовое справочное руководство, он не является полным или всеобъемлющим. Данный стандарт представляет собой скорее руководство, а не методологию. Для реализации структурного планирования проекта можно использовать различные методологии и инструменты.

    Добавлю, что в PMBOK включается только то, что стало общепринятым и используется в большинстве проектов. То есть то, что было новым и прогрессивным лет 10 назад. Потому управление по PMBOK Guide - это довольно примитивное управление. Удивительно, что ряд компаний предлагают курсы с таким названием. Управление по справочнику это все равно, что обучение языку по словарю.

  • 24 декабря 2008 в 11:00 • #
    Аркадий Куров

    По поводу методологии я уже ответил, формально нет, фактически да.

    Фундаментальные знания по управлению проектами могут быть примитивными? Большинству руководителей проектов для успешной деятельности не требуется знаний больших, чем есть в PMBoK, остальное вполне покрывается их персональным опытом, знаниями и интуицией.

    Ок, я так понимаю, что сейчас Вы предложите методологию Spider Project как наиболее прогрессивную и инновационную?

  • 24 декабря 2008 в 11:26 • #
    Владимир Либерзон

    У вас может быть свое мнение, но PMI специально подчеркивает, что PMBOK не методология.
    Я рекомендую всем разобраться с PMBOK, чтобы владеть профессональным языком.
    Большинство менеджеров проектов и PMBOK не знает. Ну и что? Законсервируем ситуацию?
    По моему я ничего не предлагал, а только пояснил идеологию разработки PMBOK.

    Spider Project - наиболее прогрессивная и инновационная программа управления проектами, но не методология. Ее внедрение должно сопровождаться разработкой методологии, наиболее приспособленной к особенностям и потребностям конкретного предприятия. Если хотите обсуждать программу, то есть отдельная ветка дискуссии. Отвечать я буду с запозданием - уезжаю в командировку.

  • 24 декабря 2008 в 11:41 • #
    Аркадий Куров

    По первому пункту я с Вами согласен, по второму пункту - смутил заголовок "Spider Project - методология и пакет управления проектами" (http://www.spiderproject.ru/publ_r.php?p=2.
    Удачной командировки!

  • 24 декабря 2008 в 11:56 • #
    Владимир Либерзон

    В той статье было и о методологии, но не методология. Говорилось о том, что систему нужно строить, начиная с создания нормативной базы, предлагались определенные методологии (подходы, методы) планирования и анализа исполнения, но не методология управления проектами. Согласен, что заголовок мог смутить.

  • 24 декабря 2008 в 12:29 • #
    Игорь Цесельский

    Собственно, о чем спор, я про это сразу оговорил
    Игорь Цесельский (Директор по производству проектов, ОАО СМТ), 19 ноября в 04:32 -- Удалить
    Руководство PMBOK® Guide предоставляет прочную структуру областей знаний, необходимых менеджеру проекта, чтобы быть успешным, но не является методологией в полном смысле этого слова и не может использоваться непосредственно как руководство по управлению проектом. В 2004 г. в очередном выпуске журнала PMNetwork, издаваемого PMI, в статье о выходе действующей ныне редакции Руководства PMBOK® Guide) было констатировано: "Руководство PMBOK® Guide не является методологией, практическим руководством или конкретным набором процедур" (The PMBOK® Guide is not a methodology, a how-to or a specific set of procedures). Например, там приведено много важных определений, но нет процедур, шаблонов, приемов использования, примеров передового опыта, моделей и многих других элементов полноценной методологии. Есть входы и выходы, но они не все и не всегда необходимы при реальном управлении проектом.
    Для каждого предприятия разрабатывается свой СТП УП, в котором и оговаривается конкретная методология, при этом стандарт предприятия становится должностным руководством.
    При этом вырабатываются критерии к выбору или разработке инструмента СУП и ее взаимодействия с другими составляющими ERP.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008