Противодействие коррупции
11 декабря 2008 в 00:26

Противодействие коррупции

ПЗ к проекту закона «О противодействии коррупции»
В Российской Федерации в основном сформированы правовая и организационная основы противодействия коррупции. Значительный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
Российская Федерация в целом выполнила свои международные обязательства, предусмотренные Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, за отдельным исключением.
За последнее время значительно активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
Однако в целом, несмотря на принятые меры, каких-либо значимых результатов на данном направлении не достигнуто. Многие антикоррупционные меры, предусмотренные различными документами, не реализованы, а выполненные мероприятия практического эффекта не дали. Предпринимаемые органами прокуратуры Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности и органами внутренних дел Российской Федерации усилия не способны устранить главные причины коррупции, так как основные факторы, порождающие коррупцию, находятся в области функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов, а также в социальной и культурной сферах.
Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных институтов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает большую тревогу в российском обществе и порождает недоверие к государственным структурам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
В целях совершенствования системы мер противодействия коррупции необходимо принятие комплекса взаимоувязанных законодательных актов.
Проект федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — проект), являясь основным в системе мер противодействия коррупции, определяет коррупцию как социально-юридическое явление, коррупционное правонарушение как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и противодействие коррупции как скоординированную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.
В проекте коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, и указания на сущностный признак коррупции — незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряжённое с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.
Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.
Высказываемое в ходе подготовки проекта предложение об указании в определении коррупции конкретных преступлений и административных правонарушений не может быть реализовано, так как, в частности, в соответствии со статьей 1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно-правовое значение имеют лишь те положения, которые отражены в Уголовном кодексе.
Содержащееся в проекте определение коррупции согласуется с определением коррупции в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 1999 год).
В проекте закреплены меры по профилактике коррупции, включающие в себя:
специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;
развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;
возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности.
Большое внимание в проекте уделено определению основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции. Эти направления включают в себя, в частности:
совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;
разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональной уровне;
сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;
введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;
обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;
развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.
В проекте установлено, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
Для исполнения решений указанных органов могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в установленном порядке, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа.
Таким образом, в проекте заложены правовые основы для возможного формирования координирующего органа по противодействию коррупции. Но в то же время не определены ни его структура, ни порядок формирования, ни круг полномочий. Решение этих вопросов отнесено на усмотрение Президента Российской Федерации.
В проекте также указано, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений) органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенной органов Российской Федерации и других правоохранительных органов и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Меры противодействия коррупции, касающиеся дисциплинарной, административной и иной ответственности физических и юридических лиц, полномочий органов государственной власти Российской Федерации, участвующих в предупреждении коррупции и борьбе с ней, статуса судей, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счётной палаты Российской Федерации и служащих Банка России, порядка прохождения гражданами соответствующих видов государственной службы, контроля за сделками и финансовыми операциями государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы в прошлом, и членов их семей, подлежат урегулированию в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и в других законодательных актах.
В целях придания системности законодательному регулированию противодействия коррупции проект необходимо принимать в пакете с проектами федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения статуса судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счётной палаты Российской Федерации и служащих Центрального банка Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», которыми предлагается внести изменения в соответствующие законодательные акты Российской Федерации.
Система мер противодействия коррупции, предусмотренная проектом, строится на использовании прежде всего мер упреждения, направленных, в частности, на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.
Такие меры включают, в частности:
установление обязанности каждого из государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи и наделение соответствующих должностных лиц правом запрашивать у правоохранительных и контролирующих органов информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений;
установление правила, в соответствии с которым граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные обязанности, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное положение также распространяется на служащих Банка России;
закрепление механизма проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определенных категорий государственных и муниципальных служащих, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей;
введение правила, согласно которому невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности представления указанных сведений может явиться основанием для его освобождения от занимаемой должности или привлечения к иным видам дисциплинарной ответственности.
В целях создания механизма ответственности юридических лиц, в том числе и иностранных, за коррупционные правонарушения в проекте устанавливается общая норма, согласно которой в случае, когда от имени или в интересах юридического лица передается взятка или осуществляется коммерческий подкуп, к юридическому лицу в порядке, предусмотренном административным и гражданским законодательством Российской Федерации, могут быть приняты такие меры ответственности, как, в частности, предупреждение и административный штраф.
В развитие этого общего требования в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести соответствующие изменения.

726
Комментарии (10)
  • 11 декабря 2008 в 00:27 • #
    Игорь Цесельский

    Коллегам на заметку.
    Остап советовал чтить УК)

  • 11 декабря 2008 в 11:43 • #
    Светлана Кабанова

    Спасибо за информацию.
    Но "Проект "у нас еще не "Закон", а "Закон" не значит, что выполняется:)
    Знаю, что все наши законодатели значительную часть своего времени проводят за рубежом, и даже цели командировок у всех схожи - "обмен опытом" (обмениевают, правда, другое...Ну, не люблю, извините...)
    Так вот одним из критериев "регулирования" коррупции в Европе является гражданское общество.
    И общество с гордостью справляется с этой функцией, работает "санитаром, как у нас говорят "на местах"", а Закон является скелетом всей системы.
    Мы же, точнее СМИ, по этому поводу только говорят, хотя наши депутаты уже лет 10 как "обменялись", а государство дает возможность "выхлопа народной энергии" на шоу, у которых ф-ция-то, собственно, другая...
    Бюрократия это отдельный вопрос. Пока госслужба не будет выстроена так же как бизнес, т.е. работать не на процесс, а на результат, в ней будут работать те, в чьи рабочие планы входят "наклоны с приложением к..."
    Да, наша жизнь - театр... И прав классик - он начинается с вешалки:)

  • 11 декабря 2008 в 21:36 • #
    Игорь Цесельский

    Светлана, не первый раз встречаю здесь в конференциях упования на "гражданское общество". Эти заклинания очень напоминают мне другие - "рынок все отрегулирует". Правда. последнего утверждения давно не слышал - уж больно действительность явно противоречит.
    Тогда хорошо бы договориться, что именно мы понимаем под этим термином и откуда оно (это общество).
    Гражданское общество (civil society) в рамках западной цивилизации возникло в результате уничтожения традиционного человеческого общества в ходе трёх революций: религиозной, промышленной и социально-политической на протяжении последних 300-т лет, ценой гибели огромного количества людей и материальных потерь.
    В итоге получили на определенный срок статус-кво (внутри западного мира), но при тотальной внутренней конкуренции членов общества, где абсолютная цель каждого- получить прибыль. Лозунг дня - нравственно все, что приносит прибыль.
    Традиционные человеческие ценности при этом становятся объектом если не насмешки, то игнорирования с недоумением.
    Так вот ИМХО эта бешеная всеразрушающая безудержная коррупция (не бытовая, как это было при СССР - та самая смазка в механизме общества, зачастую бартерная, услуга за услугу) - как раз и есть порождение мгновенной по историческим срокам попытки насильственно строить в России вот это гражданское общество. Чужие рецепты для Росии всегда были гибельны.
    Что и наблюдаем. Это черевато потерей управляемости государства, поэтому не смотря тотальную коррупцию (а ведь это - системообразующая среда бизнеса и власти), захватывающую и высший эшелон, тем не менее вынуждает бороться с ней именно сверху, тк причины ее не в порочности людей как таковых (это по определению), а в насаждаемой системе ценностей.

  • 12 декабря 2008 в 11:47 • #
    Светлана Кабанова

    Информация, которой мы обладаем и которую выдаем как обратную связь и собственное видение, всегда относительна, согласитесь? Это я о том, что все мы подвержены влиянию пропаганды, которую всегда кто-тозаказывает и, наше мнение и видение отражает, в том числе, и это влияние.
    Проза жизни - есть только факт, а не политика.
    Так вот о прозе жизи.
    Так сложилось, что моей семье пришлось жить в нескольких странах этого мира и то, как думают люди этих стран, что говорят "на кухне", какие гражданские поступки совершают я просто видела.
    Рядом с нашим домом стоял еще один, с такой же лужайкой и садом. Все крохотное. Вместе с детьми из этого дома мои дети ходили в обычную муниципальую школу. Иногда, в выходные, мы устраивали "дни кухни" наших стран - мы готовили рыбу на мангале, а наши соседи барбекю. И всегда на улице - в дом принято звать только очень близких людей.
    Обычная семья - муж, жена, двое детей. Жена, как большинство женщин в стране, работает четыре часа в день. Жена - учительница, муж - госслужащий (что является очень пристижной работой потому, что в отличие от бизнеса, гарантирует приличную пенсию и соцпакет).
    Распорядок жизни жителей этого дома был таким же как и у большинства - утром взрослые члены уезжали на работу на "Опеле", а дети шли вшколу.
    И только после того, как я начала читать газеты этой страны, я узнала что наши соседи -семья одного из министров этой страны.
    А теперь переложите эту картинку на нашу реальность:))))))))
    Для меня именно так выстроенная система и есть гражданское общество - это система общечеловеческих ценностей, которая не просто поддерживается государством через определенные рычаги, но им же и развивается.
    По поводу "рынка, который все отрегулирует". А так нет его! Даже если подойти к понятию "рынок" с теоретической точки зрения:)))))))))

  • 11 декабря 2008 в 03:57 • #
    Дмитрий Соловьев

    Как говорят на Востоке, дорога в тысячу ли начинается с одного шага. Конечно, полностью извести коррупцию невозможно, да и не нужно, ибо иногда служит способствующей силе в трениях бизнес-государство, но свести ее до определенных рамок и обозначить правила игры, а также вернуть доверие гос служащим можно и нужно. Коррупция должна не мешать системе, а лишь ускорять ее работу, тогда эта опухоль будет доброкачественной.

  • 11 декабря 2008 в 08:19 • #
    Андрей Бачалдин

    Согласен Дмитрий, но и немного осталвятьне стоит, просто ввести адекватность принятия решений гос. служащими, и убрать бюрократию в гос. аппарате, да и вообще даже из бизнеса, порой чтобы получить ответ, нужно написать несколько писем разного содержания.

  • 12 декабря 2008 в 22:03 • #
    Гореин Николай

    Так елси бы "немного", а если коррупционный и гос. бюджеты -отличаются всего на порядок или и того меньше, то какая там уж управляемость в государстве.

  • 13 декабря 2008 в 11:36 • #
    Андрей Бачалдин

    Управляемость госу-вом так делалось и 40 и 30 и тем более 10 лет назад и причем в любом гос-ве, тут нужно проработать более глобальные меры борьбы.

  • 11 декабря 2008 в 10:06 • #
    Владимир Пастушенко

    Пчёлы против мёда. Это забавно :).
    Но хорошо хоть что то делают в этом направлении. Может потом это даст свои плоды.

  • 11 декабря 2008 в 11:01 • #
    Анастасия Мещерякова

    Игорь, спасибо за приглашение. Хороший экспертный анализ.
    Теперь немного замечаний. В ПЗ много описано действий заинтересованных госслужащих, направленных на преодоление коррупции. - Рука Руку покрывает!
    Если можно так сказать, косвенно заинтересованы "аудиторов Счётной палаты Российской Федерации и служащих Банка России". - аудит и $.
    "в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и в других законодательных актах." - - законов и актов (ГК -УК)много, а где алгоритм, кот будет действовать, а не подменять факты; Раз уж демократия, то надо показать народу как эти законы "работают", и тогда все люди будут читать законы и идти в инстанции по сути дела.
    Что касается ГосДумы, то я считаю, что для России парламент - не тот вариант, кот работает на результат, но исключать его нельзя.
    И очень хотелось бы "узаконитЬ" тарифы за оказания услуг, направленных на защиту людей от коррупции власти и госорганов - в ПЗ ни слова!


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008