Стоит или не стоит получать бизнес-образование (МБА, PMI,...
5 февраля 2012 в 04:55

Стоит или не стоит получать бизнес-образование (МБА, PMI, IPMA etc.))

В связи с принятием нового закона относительно российского МВА образования, возникли споры, которые любопытно обсудить. Только ленивый не говорит об MBA, обучении в какой-нибудь зарубежной бизнес-школе, повышении в связи с этим мотивации, получении новых полезных навыков и открытия бизнес-горизонтов. Говорят много такого, что спорно, поэтому привожу такое мнение в качестве затравки)

  1. Образование, особенно дополнительное, особенно бизнес-образование – это продукт, который вы либо покупаете, либо не покупаете. Для того чтобы этот продукт покупался, продавцы (в данном случае бизнес-школы) придумывают ряд условий его получения (тесты, собеседования, эссе), заманивают невероятными перспективами, полезными знакомствами и т.д. и т.п.
  2. Что появилось сначала? Бизнес или наука о бизнесе? Думаю, что ни у кого не возникнет сомнений в том, что первым появился бизнес. И только потом, в середине 20 века, у бизнеса появилась идея как-то свои попытки придумать товар или услугу, улучшить их, видоизменить поставить на научные рельсы. Идея, безусловно, разумная. Мало продавать, нужно еще и предвидеть, что нужно будет продавать завтра.
  3. После того, как людей с высшим образованием попросили заняться исследованием бизнеса (произошло это лет 50–70 назад), эти самые люди с высшим образованием кипели, пыхтели, выдавали миру теории и концепции. Сейчас их если не тысячи, то сотни точно. Зайдите в любой книжный и посмотрите на полки с книгами по бизнес-образованию. Авторов масса. Тем, затронутых ими, вроде бы тоже.
  4. Пробовал ли кто-нибудь применять теории? Пробовали. Регулярно применяют. Помогает ли это? Приносят ли чьи-то научные выкладки потрясающие результаты, увеличивают ли они продажи на порядок? Нет. Верно и обратное: те, кто добиваются удивительных результатов на рынке, не пользуются такими теориями. Ни Apple, ни Microsoft, если рассматривать в качестве примера it, никакими такими научными выкладками не пользовались. Более того, оба чудесных парня – Билл и Стив – откровенно забили на получение не то что бизнес-образования, а вообще высшего образования и действовали так, как считали нужным. Следовательно, самый успешный бизнес из существующих ныне – тот, что основан на личности основателя-визионера.

Поставить визионерство на научные рельсы пока не получается. Получается только предсказывать что-то, что и так лежит на поверхности.

  1. Итак, идею о том, что бизнес-образование поможет сделать из человека визионера отвергаем. Идею о том, что бизнес-образование позволит увеличивать бизнес на порядок, если только на старте был взят нормально работающий бизнес, а не загнивающая ферма дядушки Джо, отвергаем. Что остается? Мотивация. Ок. Я читал около дюжины рассказов людей, которые учились в США, Великобритании и Франции в бизнес-школах. Вкалывать действительно приходится. Заданий много, практикумов, тренингов и т.д. Впрочем, если очень хочется, то можно и не вкалывать Историй об отчислении из бизнес-школ я что-то не припомню: видимо, деканам и преподавателям не хочется терять по 50–100 тысяч в год.
  2. Что еще дает обучение в модной школе? Самый стереотипный ответ – полезные знакомства. Типа можно запросто познакомиться на какой-нибудь лекции или каком-нибудь семинаре или даже какой-нибудь закрытой вечеринке с инвестором и убедить его в гениальности твоей бизнес-идеи. По-моему, неубедительно. Тратить 100 тысяч долларов и не меньше года времени на то, чтобы познакомиться с кем, кто теоретически может дать денег на старт-ап, неэффективно. Лучше уже тогда сразу копать там, где зарыта собака: узнать имена активных или потенциально привлекательных инвесторов и придумывать, как к ним подъехать.

Уж точно это будет стоить меньше 100 тысяч долларов и займет не целый год.

  1. Последний пункт, о котором хочется сказать, это амбиции. Когда обычно люди задумываются о бизнес-образовании? Годам к 30–35, аккурат к кризису среднего возраста. Сначала закончили успешный вуз, потом устроились на хорошую работу, освоились там, достигли какого-то статуса. И как раз к 30–35 годам приходится встретиться с потолком. Не всем, но большинству. Единицы из тех, кто добился какого-то статуса, дальше его могут повысить, став, скажем, генеральным директором или перейдя в еще более успешную компанию. Всем остальным что остается? Всем остальным остается работать на своем месте еще 10 лет или до каких-нибудь потрясений. И первый, и второй вариант, разумеется, мало у кого вызвает положительные эмоции. Хочется же драйва, чего-то нового! И не на отдыхе, а именно что на работе, которая отнимает по 8–12 часов времени ежедневно. Вот она целевая аудитория бизнес-школ. И деньги у этой аудитории, пусть не очень большой, но очень платежеспособной, есть. И вот читает руководитель какого-нибудь департамента рекламный проспект какой-нибудь французской или швейцарской школы и думает: «А чего я тут буду сидеть, меня же в такой департамент с дипломом этой школы запросто и через год возьмут. Сгоняю-ка я поучусь».

Кстати, и компания, в которой такой человек сидит, тоже часто не против, потому что это ведь престижно, когда у тебя такой вот выпускник учится: его можно заморским партнерам показывать.

  1. Ну и теперь мои выводы, не претендующие на какую-то глобальность. Я просто хочу сказать, почему я не буду поступать в бизнес-школу. Потому что что она мне даст? Мотивацию, удовлетворение амбиций (да, они у меня тоже есть), возможность годик пожить где-то за границей и приобщиться к тамошним привычкам и образу жизни. И все это за 100 тысяч долларов за учебу + еще примерно столько же на квартиру и жизнь, то есть 200 тысяч долларов за год вот такого опыта? Не-а, дорого. На эти деньги в любой точке мира можно открыть 2–5 амбициозных старт-апов и сделать с ними все, что заблагорассудится. Я думаю так. Предвижу закидывание помидорами в комментах. Обычное дело: комменты для этого и придумали, подозреваю тут лобби крупного сельскохозяйственного концерна )))). Когда надоест закидывать или если закидывать не захочется, предлагаю в качестве контраргументов привести истории, когда получение бизнес-образования сработало. На эти комменты я буду отвечать, потому что дискуссия такого рода мне интересна. Надо всеми остальными посмеюсь.
1567
Комментарии (12)
  • 9 апреля 2012 в 16:31 • #
    Max Hait

    Игорь, позвольте заметить, что названные системы бизнес-образования, а также по проект-менеджменту готовят специалистов для занятия соответствующих должностей в бизнес-структурах, управлении проектами, а также государственном управлении. Например, основные курсы MBA должны состоять из следующих дисциплин: финансовая отчётность, экономика, управление человеческими ресурсами, управление информацией, поведение коллективов, принятие решений, маркетинг, управление предприятием. Они не имеют своей целью подготовку "визионеров", а тем более для стартапов.

    Поэтому, думаю, что критикуя бизнес-образование таким образом Вы сделали выстрел в совершенно ошибочном направлении.

  • 10 апреля 2012 в 21:29 • #
    Игорь Цесельский

    Вопрос не в этом - "Приносят ли чьи-то научные выкладки потрясающие результаты, увеличивают ли они продажи на порядок? Нет. Верно и обратное: те, кто добиваются удивительных результатов на рынке, не пользуются такими теориями."

  • 11 апреля 2012 в 10:22 • #
    Max Hait

    Прикладные научные результаты - если это действительно наука, а не некая "альтернативная наука" - всегда создают положительное воздействие на, - в данном случае, - на экономику предприятия и страны в целом. Всё зависит от того, кто и как ими пользуется. Т.е. роль гениальной личности как в научно-технологических, так и в экономических прорывах (как Вы говорите - на рынке) никто не отменяет и не принижает. Такие личности могут пользоваться научными результатами - и это их усиливает, но также наука может пользоваться результатами деятельности таких личностей - и это развивает науку.

    Ну, а Ваш вырванный из контекста Вашей же статьи вопрос о связке "научные выкладки - увеличение продаж на порядок" касается исключительно маркетинга и имеет также мало общего с Джобсом и Гейтс, как и с бизнес-образованием. Эти ребята создали новые продукты, а не увеличивали "на порядок" продажи существующих продуктов.

  • 11 апреля 2012 в 16:04 • #
    Игорь Цесельский

    В мире ежесекундно создается масса новых продуктов. но лишь ничтожная часть из них доходит до стадии продажи. То есть вопрос не в создании продукта (что, Гейтсу в его создании помогла прикладная экономическая наука?), а именно в выведении на рынок и организации массовых продаж оной. Опять-таки - в чем заслуга "научных выкладок" в данном случае?

  • 11 апреля 2012 в 16:36 • #
    Max Hait

    Рыночный успех продукта заключается, в первую очередь, его полезностью (уникальными свойствами) для потребителей и соотношением полезность/цена, затем своевременностью появления продукта на рынке и правильными маркетинговыми мероприятиями. С Гейтсом работали и работают обученные "по науке" маркетологи. А обучение маркетингу (раньше сбыт) началось задолго до появления Гейтса и др. великих современного рынка. Кроме того, не надо забывать: если нет продукта, тогда и нечего выводить на рынок )) .

    Но мы уходим в сторону от темы, которая Вами же обозначена в названии:" Стоит или не стоит получать бизнес-образование (МБА, PMI, IPMA etc.))"

  • 12 апреля 2012 в 22:52 • #
    Игорь Цесельский

    Мы? Или Вы? По-моему - я сформулировал, почему не стоит. Внятных аргументов в пользу МБА я не увидел. Попробуйте ещё разок с другой стороны.

  • 11 апреля 2012 в 22:30 • #
    Николай Ожерельев

    ХМ, а причем здесь бизнес-образование в виде МБА и прикладное, профобразование (PMI, IPMA)? Явно первое для людей желающих закончить свою карьеру "смотрящим в окно" с почетной пенсией и уважением транснациональной компании, НО если Ваша Цель развитие себя самого для получение результатом своего труда владение таковой корпорацией, то МБА, ИМХО, вред, ибо засоряет мозг и делает из профессионала стереотипного специалиста уровня ТОП-планктона.

  • 12 апреля 2012 в 22:49 • #
    Игорь Цесельский

    Опаньки) Вот видите, Max Hait - есть некое абстрактное бизнес-образование, ведущее в рай для топ-планктона, коим является "смотрение в окно" и почетная? пенсия для уважаемого человека . И не имеющее практического значения для саморазвития, плодом которого является успешный бизнес. Вот вам и ответ)

  • 13 апреля 2012 в 10:09 • #
    Max Hait

    Ваша ссылка на ответ такая же спорная, как и сама ссылка. Вот ниже, Рустэм, прокомментировал ближе к реальности.
    А может быть Вы и правы, для кого-то образование остаётся "абстрактным" и только мозги засоряет. Таких тоже немало.

  • 14 апреля 2012 в 12:27 • #
    Игорь Цесельский

    Совершенно верно. Некоторое образование действительно засоряет, и далеко не для кого-то, а для очень многих. Например, когда студентам телекома до сих пор читают курсы лекций по ИКМ телефонии. А что делать - преподаватели такие, других нет - поуехали..
    Вот только не надо впадать тот-же грех - доведения до абсурда. Образование вообще - вообще полезно. Но мы говорим о другом.

  • 13 апреля 2012 в 07:17 • #
    Рустэм Валеев

    А если немного утрировать? Стоит или не стоит получать высшее образование? Стоит или не стоит ходить в школу? Ответ на эти вопросы - очевиден. Стоит! Школа - это не только знания, но и среда воспитания. Вышка - это не только знания, среда, но и минимальные требования к образованию для занятия определнных должностей. Конечно, Форды и Гейтсы не нуждаются в образовании для великих бизнес-достижений, но людям попроще (остальным 6 миллиардам) дипломы и аттестаты помогают зарабатывать...

  • 13 апреля 2012 в 14:50 • #
    Игорь Цесельский

    Да, до абсурда можно довести любое утверждение или посыл. Давайте договоримся так - образование вообще - полезно и даже необходимо, для разных людей разного уровня. Школа - для всех, ВУЗ - для специалистов, Аспирантура - для начинающих ученых, Докторантура - для зрелых.... etc.
    При чем тут MBA в том виде и качестве и контексте и в том ключе, который рассматривается в статье, и, в частности, в п.8?


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008