Управление расписанием проекта

Управление расписанием проекта

Коллеги!
Вчера, в рассылке PMI пришла статья по поводу принципов разработки расписания проекта. Если интересно, то вот здесь http://www.pmexpress.ru/content/125/read82.html можно прочитать статью по русски. (Сразу приношу извинения за не профессиональный и не дословный перевод, переводил сам, не обессудьте).
Статья навела на раздумья: а часто ли мне приходилось сталкиваться по работе с профессиональными расписаниями проекта? Ответ — крайне редко (я имею ввиду расписания реальных клиентских проектов). А случаи поддержания расписания в актуальном состоянии на протяжение проекта — вообще можно пересчитать по пальцам одной руки.

В связи с этим, хочу задать уважаемому сообществу несколько вопросов:

  1. А что есть расписание проекта для Вас лично? Необходимая, но совершенно не работающая бумажка или действенный инструмент управления?
  2. Как долго вы создаете расписание проекта? Кого вы привлекаете к участию в разработке расписания?

3.Какие советы по созданию расписания можете посоветовать Вы?

2310
Комментарии (50)
  • 19 марта 2009 в 15:28 • #
    Марина Моськина

    1. я ориентируюсь на расписание всего проекта, чтобы понимать, когда какая часть задачи порученной мне должна быть решена.

    2. обычно расписание пишут подрядчики, с моими комментариями. в нем мы фиксируем достигнутые договоренности.

    3. наверное ставить реальные сроки и оповещать всех исполнителей о том, что эти сроки существуют.

  • 19 марта 2009 в 16:47 • #
    Георгий Ковалев

    то есть, подрядчики управляют Вами, а не на оборот? ; )

  • 19 марта 2009 в 16:51 • #
    Марина Моськина

    подрядчики оформляют. я потом проверяю, что все согласно договоренностям.

  • 19 марта 2009 в 15:51 • #
    Дмитрий Анатольевич Орлов

    Тайминг проекта-это реальный инструмент.
    У меня на составление тайминга уходит 2-3 дня.
    В своё время разработал некие бланки. Очень действенно.
    Будет интересно-поделюсь.

  • 19 марта 2009 в 16:46 • #
    Георгий Ковалев

    Да, крайне интересно! Поделитесь, пожалуйста!

  • 19 марта 2009 в 17:04 • #
    Александр Гольцов

    Интересно. Моя почта #
    К сожалению не доходят руки своё формализовать, больше в голове держу.
    Если понравиться - Вы не против, что буду предлагать использовать участникам рабочих групп - естественно, с ссылкой на Ваше авторство.
    С уважением

  • 19 марта 2009 в 22:17 • #
    Оксана Козинская

    Действительно, интересно! Поделитесь, пожалуйста nora.uagmail.com

  • 19 марта 2009 в 23:38 • #
    Виктория Висса

    очень интересно.Дмитрий, поделитесь,пожалуйста.моя почта #
    заранее благодарю

  • 20 марта 2009 в 08:36 • #
    Натали Штанюк

    Мне было бы тоже очень интересно и полезно , если бы можно было на них посмотреть. Заранее спасибо.
    boss @ svezho.com

  • 23 марта 2009 в 14:42 • #
    Андрей Богданов

    Очень интересно. Дмитрий, поделитесь,пожалуйста. Моя почта #
    Заранее благодарю

  • 24 марта 2009 в 17:37 • #
    Сергей Самойлов

    интересно, e-mail #
    Поделитесь, пожалуйста!

  • 25 марта 2009 в 14:09 • #
    Мария Малинина

    И мне тоже интересно. Вышлите, пожалуйста, на #.

  • 26 марта 2009 в 09:48 • #
    Денис Шаповаленко

    всем интересно - опубликуйте на Профессионалах. А то устанете по ящикам рассылать :)
    Да, и кто-то может постесняться попросить

  • 26 марта 2009 в 10:21 • #
    Дмитрий Анатольевич Орлов

    Лучше посоветую хорошую ( профессиональную) работу по теме:

    А.С. Товб, Г.Л. Ципес. "Управление проектами. Методы. Стандарты. Опыт".
    Олимп-Бизнес. Москва. 2003 .

  • 27 марта 2009 в 02:36 • #
    Игорь Цесельский

    Прекрасная работа. Если не затруднит - занасите сюда
    https://professionali.ru/Topic/83102

  • 16 апреля 2009 в 01:14 • #
    Алтай Сакибаев

    Мне было бы тоже очень интересно и полезно, если бы можно было посмотреть ваши бланки по Таймингу проекта. Заранее благодарю!

  • 19 марта 2009 в 17:00 • #
    Александр Гольцов

    Объективно необходимая и очень работающая "бумажка". Обычно уходит 2-3 дня на составление. Можно сказать мысленно проходишь весь проект, позволяет выделить ключевые точки и выбрать оптимальный вариант.
    Стараюсь, чтобы в разработке участвовала вся рабочая группа проекта, обязательно "принимала" окончательный вариант и на его основе делали свои планы.
    Естественно в ходе работ все это "плывет" и вносишь корректировки. но если изначально не сделал расписание (то бишь план операции), то эти корректировки могут настолько увести в сторону, что потом долго "репу чешешь".
    Скорее не совет, а поделиться опытом: весьма существенно помогает при составлении расписания анализ функциональных связей всех его компонентов (с учетом "веса" каждого компонента в достижении главной цели). помогает уменьшить субъективный фактор принятия решения и оптимально распределить ресурсы.
    С уважением

  • 20 марта 2009 в 21:45 • #
    Георгий Ковалев

    от ИСР?

  • 21 марта 2009 в 10:09 • #
    Александр Гольцов

    Раскройте аббревиатуру, пожалуйста, - для однозначного толкования

  • 21 марта 2009 в 12:26 • #
    Георгий Ковалев

    ИСР - иерархическая структура работ, она же WBS, она же СДР (структураня декомпозиция работ в MS Project)

  • 21 марта 2009 в 13:27 • #
    Александр Гольцов

    Да, именно. Только мы больше внимания уделяем горизонтальным функциональным связям.

  • 20 марта 2009 в 01:06 • #
    Анатолий Шиян

    Мне кажетсяЮ что нужно будет составлять 2 разных формата "бумажки".

    Первый - для лиц, которые умеют _планировать технологиями_, которые они будут использовать для работы. Они всегда готовы _отказаться_ от написанного, если к тому их принудят обстоятельства.

    Второй - для лиц, которые _планируют конкретные действия_. Этим будет труднее _отказаться_ от выполнения уже записанного на бумаге. Эти,скорее, по образному выражению Г. Ковалева, "будут управлять" другими, добиваясь выполнения _записанного_.

    В общем - здесь есть водораздел между "обобщающими" и "детализирующими" типами людей. (То есть между "аналитическим"- использующим анализ в качестве инструмента мышления, и "синтезирующим" - использующим синтез.) Более подробно - на моем сайте.

    К сожалению, если я правильно понимаю, эта проблема в управлении проектами не разработана.

  • 20 марта 2009 в 21:50 • #
    Георгий Ковалев

    наличие двух расписаний - попытка "кривым" решением разрешить проблемы проекта, которые не имеют к расписанию никакого отношения. Как правило два плана делают: 1 - для начальства (пессимистический по срокам); 2 - для команды проекта (оптимистический по срокам). И выдают это за решение - как держать проект on-time...

  • 21 марта 2009 в 18:12 • #
    Анатолий Шиян

    Имел в виду то, что расписания нужно составлять с учетом способа восприятия информации ЛПР. Зная способ восприятия ЛПР, пишется 1 план. :-)
    То же самое касается _использования_ расписания (способа корректировки). Опять-таки есть два способа - но реальный ЛПР выбирает, конечно, всего один.

  • 25 марта 2009 в 23:27 • #
    Игорь Цесельский

    Георгий - а зачем команде проекта оптимистический вариант?
    Он для самого PM, как заначка)
    Наоборот, в паспорте проекта рассматривается три варианта - плохой, очень плохой и наихудший. В любом случае - вы победитель.
    У начальства есть мерило - договорные сроки.

  • 26 марта 2009 в 11:06 • #
    Георгий Ковалев

    надо договориться о терминологии: )))) У меня:
    оптимистический (О) - наиболее сжатый вариант. нужен чтобы "пинать" команду на подвиги;
    пессимистический (П) - наиболее растянутый вариант. нужен для приемки деливерабсов заказчиком.
    Так как между О и П есть существенный лаг, то можно даже сорвав О вписаться в П.
    Только от лукавого все это. А вернее от неумения РП и Заказчика договариваться о реалистическом расписании...

  • 26 марта 2009 в 11:25 • #
    Аркадий Куров

    Обычно же вариантов три:
    1. Пессимистичный
    2. Реалистичный
    3. Оптимистичный

    Вариант один для высшего руководства (всё равно сроки скорее всего порежут), вариант два для себя (опираясь на ресурсы и опыт), вариант три - для команды проекта (проще управлять). В итоге все сводится ко второму варианту, в котором все стороны оказываются удовлетворенными.

  • 26 марта 2009 в 11:29 • #
    Георгий Ковалев

    Вы хорошо себе представляете ТРИ варианта плана на 4 000 тасков? И каждый надо поддерживать, изменять по ходу, делать отчеты по ним. Два то уже зло, а три...

  • 26 марта 2009 в 11:59 • #
    Аркадий Куров

    Я имел ввиду 3 варианта сроков по майлстоунам, принципиально планы друг с другом не расходятся. В первом варианте риски не учитываем, во втором учитываем самые вероятные, в третьем учитываем все. Принципиально различий нет.

    Я себе в принципе не представляю план проекта на 4000 заданий, его придется каждый раз переделывать, причем сильно. Это уже не план проекта, это программа проектов, при этом у каждого проекта свой план и потом они сливаются в один общий, но это уже совсем другой уровень.

  • 30 марта 2009 в 01:52 • #
    Владимир Либерзон

    Господа,
    план на 4000 операций - это план одного скромного строительного проекта (например, один 15-этажный дом).
    План на 6000 операций - это план разработки приличной компьютерной программы (госзаказ, США).
    План на 9000 операций - это план строительства 700 км трубопровода.
    План на 11000 операций - это план строительства корпуса корабля.
    План на 40000 операций - это довольно укрупненный план строительства завода.
    План на 170000 операций - это уже портфель проектов компании Romtelecom.

    Какими проектами вы управляете, если считаете, что 4000 операций это нереально много?

    Если ведется анализ рисков, то Аркадий прав - непременно 3 сценария (оптимистический, вероятный и пессимистический). В Спайдере синхронизация этих планов происходит автоматически.
    На очередной конференции College of Scheduling PMI в Бостоне будет доклад по управлению Портфелем проектов в Romtelecom, где для портфеля в 170000 операций велось 3 сценария.
    Так что, Георгий, очень хорошо представляю ТРИ варианта плана независимо от числа тасков. Это обычная практика.

  • 20 марта 2009 в 19:26 • #
    Александр Рошка

    Самое главное, что если выходишь за рамки расписания-графика (плана) есть риск, что Заказчик будет сопротивляться при окончательной оплате за проект. В нашей компании (Спецавтосоюз) стоимость работ оплачивается из расчета человеко/час, поэтому мы не можем себе позволить дать "поплыть" расписанию. В каждом проекте у нас индивидуальный подход (www.inv-1.ru) к подготовке расписания. Считаю это очень важным моментом при подготовке проекта

  • 20 марта 2009 в 21:44 • #
    Георгий Ковалев

    Александр!
    А у Вас не плывет график проекта как документ (приложение к договору, счету и т.д.) или не плывет график проекта как физические Ваши работы? Просто интересно )

  • 20 марта 2009 в 21:55 • #
    Александр Рошка

    У нас есть оговорка в договоре "Окончательная стоимость работ определяется сторонами в Акте сдачи-приемки работ с учетом отработанного специалистами ИСПОЛНИТЕЛЯ рабочего времени". Поэтому расписание выполнения работ и количество отработанных часов специалистами практически равно. За исключением переездов от одного объекта к другому.

  • 25 марта 2009 в 23:29 • #
    Игорь Цесельский

    И заказчик идет на такую затратную методику учета? Те так прямо на фактические трудозатраты?

  • 26 марта 2009 в 08:42 • #
    Александр Рошка

    Да идет! Кроме этой оговорки, в договоре присутствует раздел "Подготовительные мероприятия и условия выполнения работ, предоставленные Заказчиком". То есть если Заказчик не провел подготовительные мероприятия и не соблюдает необходимых условий для выполнения работ качественно и в срок, то мы предъявляем ему (Заказчику) дополнительные часы работы наших специалистов!

  • 20 марта 2009 в 23:03 • #
    Наталья Сыч

    1. Для меня расписание проекта, это возможность взглянуть на предстоящий проект более целостно, и найти точки соприкосновения с техническими специалистами, в частности с техническим руководителем проекта. Что бы потом, иметь возможность устанавливать и контролировать вехи проекта.

    2. На создание в среднем уходит 2-3 дня, в зависимости от масштаба проекта. Обязательно привлекаю технического руководителя, а при большей степени детализации и технических, основных, исполнителей.

    3. Считаю, что важным при разработке расписания проекта, есть его обсуждение с командой. Иначе потом, оно не является рабочим документом для участников проекта, а просто считается документом, для галочки.
    И, как показывает мой опыт, глубокая степень детализации расписания в начале проекта приводит к множественным изменениям по ходу и становится в некоторой степени обузой. Поэтому лучше в начале проекта детали в расписание не вносить, а уже потом, после написания и утверждения Технического задания (если таковое есть), детализировать график.

  • 21 марта 2009 в 12:28 • #
    Георгий Ковалев

    ну да, метод бегущей волны еще никто не отменял, согласен!

  • 30 марта 2009 в 01:56 • #
    Владимир Либерзон

    Мне сложно представить себе проект, в котором на создание расписания уходит всего два-три дня, если только он не типовой.

  • 31 марта 2009 в 13:04 • #
    Наталья Сыч

    После заключения договора начинается формирование расписания в первой версии. Параллельно проводится предпроектное исследование объекта и формирование Технического задания. Поэтому два-три дня для среднего проекта длительностью 3-6 мес. этого достаточно. Естественно, проекты не инновационные и на момент заключения договора уже понятно кто из технических специалистов будет входить в команду, и кто будет техническим руководителем. То есть время составления расписания это фактически чистое время его собирания, обсуждения, правок и утверждения.

  • 25 марта 2009 в 14:08 • #
    Мария Малинина

    При заключении любого договора нашей компанией с заказчиком, приложением к нему идет расчет стоимости (на основе запланированных человекочасов и грейдов специалистов) и укрупненное расписание проекта - то есть перечисление и указание длительности основных этапов.
    Порядок разрешения вопросов в случае ожидаемых отклонений от графика также оговаривается в договоре.

    При этом у каждого менеджера проекта обязательно составлен более детальный план в MS Project (но совсем детальная ИСР есть только в голове менеджера проекта).
    Сказать, что это на редкость уникальное знание нельзя, потмоу что, как правило, уже есть опыт реализации подобных проектов, и команда проекта представляет себе, какая работа сколько времени займет (а следовательно и сколько будет стоить, т.к. как уже было отмечено выше - стоимость расситывается на основе ч/ч).
    При желании менеджер проекта также может выставлять вес каждой рабты в достижении цели и планирует ресурсы.

    Так что, отвечая по пунктам на Ваши вопросы:
    1. Да, это реальный инструмент мониторинга хода проекта.
    2. Отдельно, когда все садятся в кружок и усиленно думают, расписание не создается. Оно начинает создаватся с момента начала конструктивного обсуждения с заказчиком предмета работ и дополняется/изменяется вплоть до подписания договора.
    Первоначальный вариант можно и за один день составить, а дальше уточнять его.

    Но это касается составления расписания проектов с НАШЕЙ стороны для предоставляемых нами услуг. Если же речь идет, например, об аутсорсинге специалистов для управления ПРОЕКТОМ ЗАКАЗЧИКА, тогда, безусловно, расписание и ИСР куда более подробны (вплоть до 10 000 работ в полном срезе в отдельных случаях). И составление расписания может занять тогда не одну неделю.

    3. А советы по расписанию - Создавать? Да. Насколько подробно? Насколько менеджеру проекта будет удобно следить за ходом реализации проекта, до того уровня, на котором он с достаточной степенью точности может оценить работы в терминах сроков и стоимости.

  • 25 марта 2009 в 14:20 • #
    Георгий Ковалев

    Мария, спасибо за ответы!
    Я бы сильно удивился, если бы узнал, что в Вашей компании (я имею ввиду консалтинг) отношение к расписанию проекта другое. Сапожник ОБЯЗАН быть в сапогах, в данном случае, иначе ему нечего делать на рынке.

    По поводу клиентских проектов. И как, живет такой проект на 10 тыс. работ? По нему действительно можно управлять проектом?

  • 25 марта 2009 в 14:27 • #
    Мария Малинина

    А что им остается делать? )))
    Разумеется ИСР с 10 000 работ (а говоря честно, можно было и дальше детализировать!) - это все-таки уникальный случай - дело в том, что строительство атомной электростанции вряд ли потребует меньше времени и действий)).
    То есть проект явно не на один год.

    Хотя среди других клиентских проектов, есть и такой, где заказчик нанял у нас менеджера проекта и все управление проектами отдал ему на откуп, но с определнными ограничениями. Так, расписание составлено в MS Excel (при том, что фирма серьезная, уважаемая и известная), управление рисками сведено к одному документу - "Реестр рисков и проблем", и т.п.

  • 25 марта 2009 в 14:53 • #
    Георгий Ковалев

    Ну, обычно делают мультипроект. А так этот файлик у Вас открываться только полчаса будет )
    А вот про Excell это Вы в точку! Иногда, его очень любят руководители. Очень!

  • 26 марта 2009 в 09:43 • #
    Денис Шаповаленко

    Все зависит от масштаба проекта. А именно количество участников. Если проект краткосрочный и в нем участвует до 5 человек, то обычно ограничиваемся простым планом-графиком выполнения работ.

    Крупные проекты, задействующие специалистов наших и заказчика требуют более тщательной проработки, т.к. обычно используется "слабая матрица". Все участники проекта зачастую заняты на своих рабочих местах текущими бизнес-процессами. Составление такого календаря в первом приближении обычно занимает 3-4 дня с согласованием основных вех. Более детальная проработка календаря, использования ресурсов с (пере)построением необходимых диаграм и графиков проводится в течение всего ЖЦ проекта.

    Это необходимость для качественного и своевременного выполнения проектов

  • 29 марта 2009 в 03:14 • #
    Кирилл Васильев

    У нас в компании есть понятие функциональная точка. Это достижение проекта, документ, реализованный этап, или еще чего главное измеряемая и полезная для проекта величина.
    Перечень функциональных точек составляется совместно с заказчиком, далее по каждой точке анализируем перечень требований исходя из них формируем задачи на их выполнение.
    Вот план проекта и готов.
    Все это реализовано в готовом программном продукте, кому интересно можно посмотреть http://www.1c-eskv.ru/?page=eskv.

  • 1 апреля 2009 в 12:48 • #
    Владимир Ланцман

    1. Если работа ведется не исключительно для собственного удовольствия, как обойтись без расписания? Как минимум, оно заключено в договоре в виде сроков исполнения и причитающихся за сданные работы сумм.

    2. Сильно зависит от самого проекта. По ряду проектов - это непрерывный процесс с момента старта проекта и, практически, почти до его завершения.
    Как правило, это проекты достаточно масштабные, уникальные, с высокой степенью неопределенности на старте, с высоким риском (практически, 100%) внесения существенных изменений по ходу исполнения проекта, с бюджетом, пересмотр которого - маловероятен.

    3. Руководствоваться, прежде всего, здравым смыслом и не подходить формально.

  • 9 мая 2009 в 20:52 • #
    Александр Рошка

    Заказчик идет на затратную методику учета рабочего времени! Кроме этого, в договоре присутствует раздел "Подготовительные мероприятия и условия выполнения работ, предоставленные Заказчиком". То есть если Заказчик не провел подготовительные мероприятия и не соблюдает необходимых условий для выполнения работ качественно и в срок, то мы предъявляем ему (Заказчику) дополнительные часы работы наших специалистов!

  • 29 мая 2009 в 11:56 • #
    Ruben Girgidov

    хорошая статья спасибо.

  • 29 мая 2009 в 14:15 • #
    Георгий Ковалев

    спасибо!

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?