Управление специалистами, работающими по типу фри-ланс
13 января 2009 в 12:27

Управление специалистами, работающими по типу фри-ланс

Всем добрый день.
Сложилась следующая ситуация: идет работа над проектом — создаем интернет-сми, все работающие специалисты, начиная от программистов и заканчивая журналистами привлечены на удаленной основе, пока вроде справлюсь и никто не подводил, однако опасаюсь, что по мере развития проекта, могут возникнуть сложности в управлении «штатом», в связи с этим интересно Ваше мнение: возможно ли наладить эффективное управление проектом, где большинство задействованных участников работают удаленно, в разных городах с разными часовыми поясами…если да, то с чего начать выстраивать систему взаимодействия и управления в таком случае?

221
Комментарии (25)
  • 13 января 2009 в 12:35 • #
    Кирилл Захаров

    Вопрос в том, каких конкретно сложностей вы ожидаете?

    Если работа каждого из ваших специалистов связана только обменом информацией с вами, то все проблемы будут на уровне ваших коммуникаций с ними.

    Еще одна сложность - непостоянство специалистов, их возможность в любой момент прекратить с вами сотрудничество в виду собственных новых мотивов. Но фриланс он на то и фриланс.

  • 13 января 2009 в 12:52 • #
    Евгений Евгененко

    Например, от программистов мне не требуется постоянный мониторинг, однако в случае какого-либо ЧП, поломки, хочется привлекать тех, кто непосредственно работал ранее, но тут встает вопрос об оперативности и возможности их привлечения как Вы правильно заметили...

    С журналистами происходит именно обмен информации, тут все проще, однако я опасаюсь, что ввиду отсутствия личного контакта, также возможны какие-то "непонятки" в работе

  • 13 января 2009 в 13:07 • #
    Кирилл Захаров

    Отсутствие личного контакта представляет собой только проблему мотивации.
    При личном контакте чаще идет обмен эмоциями, выяснение статусных отношений и т.д. Эмоции лежат в основе мотивации человека и по этой причине часто общение в интернет среде умирает (более менее поправило ситуацию введение смайлов). С другой стороны, вам в этом обмене эмоциями необходимости нет.

    С учетом специфики вашего уже сложившегося бизнеса, мотивация ваших сотрудников лежит в материальной сфере. И все что остается - это взаимопонимание общих целей и задач. Об этом уже отлично написал ниже Алексей Погорелов.

  • 14 января 2009 в 13:23 • #
    Victor Savkin

    Отлично сказано, Кирилл про эмоции! Вот вертелась в голове такая мысль, все вокруг да около - а Вы не в бровь, а в глаз. Молодец!

    Просто хочу сказать спасибо))

  • 14 января 2009 в 15:47 • #
    Кирилл Захаров

    Спасибо вам, Виктор, за высокую оценку. :)

  • 13 января 2009 в 12:49 • #
    Алексей Погорелов

    Евгений, начинать всегда нужно с главного - точного определения целей, сроков их достижения, а также требований к качеству работы и допустимой стоимости ресурсов.
    Это определеятся для проекта в целом, а затем распределяется между задействованными людьми.
    Каждый человек должен получить точное описание задачи, сроков ее выполнения, требований к качеству работы, пределов принятия собственных решений. Плюс - должен получить от руководителя проекта форму отчетности и сроки ее предоставления.
    Конечно же, он должен знать о возможных последствиях принятия и непринятия отчетности (премии, штрафы).

    Если все выстроено верно, остунется лишь индивидуальные особенности людей. На них стоит сделать поправку, но к катастрофе они не приведут.
    Если же вы не сделаете главного, то не будете иметь контроля над ситуацией в каждый момент времени. А тогда катастрофа, скорее всего, неизбежна.

    Если я Вам помог, я рад.

  • 13 января 2009 в 12:54 • #
    Евгений Евгененко

    Все перечисленное вами де-факто есть, однако люди есть люди, как заставить их выполнять все декларативные нормы...:) ?

  • 13 января 2009 в 12:57 • #
    Алексей Погорелов

    Платить исключительно на основании достигнутых результатов и принятых/утвержденных отчетов.
    "Ничего личного - только бизнес". Это самый лучший принцип.

    Или я просто не понимаю, что Вас беспокоит. Тогда объясните подробнее.

  • 13 января 2009 в 13:09 • #
    Евгений Евгененко

    Конкретный пример:

    Программист, работающий удаленно по договору, обязан в установленный срок сделать какой-либо модуль, данный программист, находится в Уфе, я в Москве, сделав модуль он получает деньги, вроде все нормально, но администратор сайта по неаккуратности данный модуль ломает через 2 недели - соответственно требуется его восстановить, но программист наш пропал на неопределенный срок, хотя договор с ним заключен на год, и в течении этого года он обязан всегда быть на связи...в связи с этим и вопросы...возможно ли выстроить эффективную работу с фри-лансерами, от которых зависит работоспособность проекта :)

    Кстати, подключали программистов из Украины, и к ним меньше всего претензии, несмотря на то что в другой стране работают, и сроки соблюдают и качество отличное, а вот с согражданами проблем больше ))

  • 13 января 2009 в 13:15 • #
    Алексей Погорелов

    Всегда приятно услышать добрые слова в адрес соотечественников :)

    Проблема, о который Вы говорите, действительно есть. Лечится только одним способом - сменой подрядчика. У меня было хуже: программист, который поддерживал сайт как администратор, имел свойство пропадать на неопределенное время.
    Пришлось сайт перевести на площадку независимого провайдера, и нанять нового программиста - такого, который не пропадает.

    Эта проблема - как тот самый бардак, который, по словам небезызвестного профессора Преображенского "не в сортирах, а в головах". Так что не мучайтесь - меняйте голову (которая вас подводит).
    Не обманывайте себя, не ждите чуда.

    Если вернуться к прагматике и ключевым показателям эффективности - введите параметр "скорость выполнения заказа". И подбирайте исполнителя, который в рамках действующего договора будет соблюдать на необходимом уровне и этот параметр тоже.

  • 13 января 2009 в 14:00 • #
    Роман Белозерский

    Евгений, а Вы потребуйте обязательного документирования / описания интерфесов / комментирования кода. И контроль - приемку результатов работы поручите профессионалу, который сможет разобраться в нюансах. В таком раскладе, думаю, "соскочивший" фрилансер не будет являться существенной проблемой :)

  • 13 января 2009 в 14:04 • #
    Евгений Евгененко

    Вообще имею мысль всю работу с фрилансерами-ITшниками , также передать фрилансеру-связному, как никак должны они понять друг друга, а я буду только с ним взаимодействовать

  • 13 января 2009 в 14:07 • #
    Роман Белозерский

    Что по сути есть переход от "вертикальной" модели управления к многоуровневой.. и, в данном случае, считаю это вполне оправданным. А связных можно спокойно держать поближе к себе.

  • 13 января 2009 в 13:09 • #
    Кирилл Захаров

    Вопрос в том, что представляют собой данные нормы и как осуществляется их контроль?
    Так ли необходимо заставлять выполнять их все?
    Проблема может находиться имплицитно уже в самих нормах, а не сотрудниках. Какие проблемы могут возникнуть в связи с этими нормами?

  • 13 января 2009 в 13:19 • #
    Алексей Погорелов

    Главное в бизнесе - это эффективность. Так что нормы нужно вводить только те, которые ускоряют путь к результату. А остальным можно (и нужно!) пренебречь.

    Контроль осуществляется двумя способами: руководитель проекта принимает работу и сам оценивает достигнутый результат, а одновременно с этим он получает письменный отчет от исполнителя. Если все сходится - на основании этого отчета начисляется вознаграждение.
    Если что-то не сходится - сначала нужно разобраться в причинах, а затем действовать по обстановке.
    В случае приписок - сильно наказать.
    В случае технической ошибки - вернуть на доработку то, что содержало ошибку.

  • 13 января 2009 в 13:28 • #
    Кирилл Захаров

    По-моему, у вас замечательно выстроена система. И то, что на данном этапе вы справляетесь - это не случайность, а закономерность.

    Что касается случая с программистом, то здесь необходимо иметь запасные контакты на местах - т.е. иметь возможность в любой момент нанять человека, который выполнит конкретную работу вместо этого программиста, а на последнего наложить штрафные санкции.

  • 13 января 2009 в 13:40 • #
    Алексей Погорелов

    Согласен - скамейка запасных не должна быть пустой!

    А вот наказать программиста, который подвел, Евгений вряд ли сможет как-то по-иному, кроме как лишить его заказа. У них ведь сдельная форма оплаты...

  • 13 января 2009 в 14:56 • #
    Наталья Желнова

    Сначала предупредить, потом - лишить заказа.
    Так будет эффективнее.

  • Мы работали с финской фирмой в С.-Петербурге, устанавливали им раздвижные перегородки. Так вот у них интересная форма оплаты: 30% предоплата, 40% - по факту установки, 25% - через 1 месяц после установки и 5% - через 1 год после установки. Предлагаю перенять прогрессивный опыт. В случае с Евгением - оставлять часть оплаты (10-15%) на некоторый срок (2-3 недели), за который ваши программисты смогут установить и оценить работоспособность модуля.

  • 13 января 2009 в 16:14 • #
    Владимир Шелухин

    Очень просто: тщательным подбором и немедленным вычёркиванием из списка за любой повторно допущенный прокол (что при вменяемом подборе редкость). Люди есть люди, и прекрасно чувствуют разницу между «ай-ай-ай» и «расстрелять!».
    Так поступают здравомыслящие заказчики с коммерческими переводчиками. Обеспечиваешь оговоренный уровень услуги — честь тебе и хвала на бумаге, своевременная выплата по счетам-фактурам. Не умеешь соответствовать требованиям, которые сам же признал подходящими — ты ненадёжный партнёр, а потому ПОШЁЛ ВОН.
    При этом, как правило, честно выплачиваются все деньги за уже поставленные переводы, часто даже без штрафа. При нормальной оплате первая же потеря такого кормильца перевоспитывает раз и навсегда.

  • 13 января 2009 в 16:05 • #
    Владимир Шелухин

    По-моему — заказать систему управления проектами, заточенную под дистанционно работающих сотрудников. Такими системами, например, пользуется любое цивилизованное бюро переводов.
    Я как раз сейчас подбираю себе нечто подобное. Рынок, увы, приемлемыми предложениями не переполнен (то есть таким, которые не предусматривают привлечение системного интегратора уровня SAP), но если покопаться, то можно подобрать нужное. Скажем, некоторые из франчайзи 1-С вроде в состоянии предложить индпошив такого по вполне разумной цене, особенно сейчас, в условиях спада.

  • 13 января 2009 в 16:15 • #
    Евгений Евгененко

    Владимир, у нас своя такая система, работающая на собственном сервере

  • 13 января 2009 в 17:19 • #
    Владимир Шелухин

    Тогда не очень понятно, что вас тревожит?
    Есть нормальная система, есть вменяемый руководитель проекта, который вроде как задаётся именно теми вопросами, которыми и должен, причём вовремя… По идее, и в проект он должен отбирать людей по принципу вменяемости.
    Или я чего-то не понял в вопросе, или вы чего-то недосказали.

  • 13 января 2009 в 16:28 • #
    Дмитрий Ширай

    Под достаточно крупные интернет-проекты типа соц. сетей и порталов обычно привлекается уже готовая команда сработанных фри-ланс специалистов. По сути, разработка проекта и его поддержка, в плане багтрекинга и багфиксинга, улучшения и доработки старых и разработки новых сервисов, а также, в дальнейшем, оптимизации работы с базой и распределения нагрузки, отдается на аутсорсинг. В этом случае контроль за работой программистов выполняет менеджер, который перед вами отчитывается и вся головная боль лежит на его плечах.
    Случай, когда программистов набрали по одиночке - это значит, что человек, который несет за проект отвественность, не позаботился о том, чтобы просчитать риски или действует так в целях экономии (понятно, что все, кто обращается к фрилансерам, действуют в целях экономии, но я подразумеваю уже крайности), поскольку отдать проект фри-ланс команде будет дороже чем самому все контролировать и оплачивать работу фри-ланс одиночек, но это вариант, зачастую, тупиковый. Поскольку одиночки-программисты - это как лебедь рак и щука. У каждого свой стиль, свой опыт, свое мнение итд и каждый будет писать свои куски по своему. Тот, кто при этом будет заниматься сборкой кусков, будет вспоминать этих товарищей недобрым трехэтажным словом. Да и контроль одиночек - это нетривиальная задача сама по себе, поскольку как правило и хорошего фри-ланс специалиста идет одновременно несколько заказов, но он далеко не всегда умеет распределять время и задачи так, чтобы уложиться при этом в срок. одиночек разумно брать на проекты с которыми в состоянии достаточно быстро справиться один программист. Интернет-СМИ под это не попадают.
    Ну и в любом случае, сначала нужно предоставить грамотное подробное Тех. задание на разработку. Если работать по договору, то ТЗ идет как Приложение.

    Что касается заключения договора, то обычно заключается он на время разработки первой версии проекта. Потом уже заключается новый договор на поддержку. Для контроля работы используйте онлайновую трекинговую систему (их полно в нете), общайтесь не по аське а по скайпу и голосом, но дублируйте все итоги общения в почту. Если человек пропадает, пользуйтесь. в конце концов, мобильным. В договоре должно оговариваться время, которое он должен присутствовать в онлайне. Если вы хотите, чтобы он присутсвовал 8 часов подряд - это надо оговорить отдельно. Потому что фрилансер, как человек, который сам распоряжается своим временем, сам решает, когда ему удобно присутствовать. То есть он может 2 часа утром посидеть, 2 часа днем, и 4 часа ночью. Плюс, учитывайте, разницу в часовых поясах. Ну остальное - это уже вопрос личной отвественности специалиста и вашего умения управлять и мотивировать. Используйте кнут и пряник, то есть премии и штрафы. Можно сменить специалиста, но это означает некоторый застой в проекте, поскольку новому специалисту придется еще разобраться в том, что там понаписывал предыдущий и только потом приступать к выполнению прямых обязанностей.

  • 13 января 2009 в 16:32 • #
    Евгений Евгененко

    Спасибо, очень интересно написали

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?