Является ли проектная деятельность операционной?

Является ли проектная деятельность операционной?

Назрел вот такой вопрос,
Является ли проектная деятельность операционной?

Чтобы исключить двойные толкования
предлагаются следующие определения:

Проектом, будем называть любую работу, выполняющуюся одноразово и имеющую начало и конец, а реализация проекта приводит к получению уникального результата или продукта.

Операционная деятельность — основная приносящая доход деятельность предприятия и другая деятельность, не являющаяся инвестиционной и финансовой.

Инвестиционная деятельность — приобретение и продажа предприятием долгосрочных активов и других инвестиций (например, приобретение объектов основных средств);

Финансовая деятельность — деятельность предприятия, приводящая к изменениям в размере и составе уставного капитала и заемных средств предприятия (например, получение банковского кредита).

Получается, что когда большинство авторов пытается противопоставить Проектное Управление и Операционную деятельность Они фактически пытаются обсуждать потребительские свойства подушки по сравнению с одеялом.

3835
Комментарии (34)
  • 19 мая 2009 в 02:36 • #
    Игорь Цесельский

    RE ...противопоставить Проектное Управление и Операционную деятельность.
    Мне всегда казалось, что "большинство авторов пытается"
    показать отличие проектной от процессной деятельности.
    Относительно термина проект - https://professionali.ru/Topic/110712

  • 19 мая 2009 в 15:09 • #
    Ruben Girgidov

    замечательно, не в бровь, а в глаз.
    Уже после того, как написал, нашел еще один термино, которым можно охарактеризовать подобную деятельность

    Регулярная деятельность

  • 19 мая 2009 в 19:51 • #
    Александр Шаф

    А как вы относитесь к регулярной проектной деятельности?

  • 19 мая 2009 в 21:05 • #
    Ruben Girgidov

    :)
    вы не поверите, но не вижу противоречия.
    Когда выполнение проектов ставится на поток, отдельные работы, а иногда и все работы становятся не уникальны, а в идеале регулярны (обеспечивая тем самым равномерность нагрузки), тем не менее, достигаемые в рез каждого проекта результаты остаются уникальными.
    Это один взгляд, но есть и другой. Когда говорят о регулярной проектной деятельности имеют в виду регулярность "обертки" проекта, т.е. Управленческая деятельность, финансовая деятельность, согласования, маркетинговая и продажная деятельность и т.п..

  • 20 мая 2009 в 13:37 • #
    Александр Шаф

    Честно говоря, я не понимаю, зачем вы подняли тему.
    Операционная деятельность - действительно основная деятельность компании.
    Если в компании применяется проектный метод, то вся операционная деятельность - это совокупность проектов. Каждый открывается разворачивается и закрывается. В управленческом учете на проект относятся соответсвующие прямые затраты и выручка по инвойсам и потом по факту часть расходов (расчитанная по какому-то принципу), которые нельзя однозначно отнести на этот проект. В бухучете этого вообще нет - там просто поток доходов и расходов.
    Тут все дело в горизонте рассмотрения. Если проект на 15 лет, как например большая стройка или ДОМ-2, то в горизонте 2-3 года определенные виды работ являются процессами и функциями.
    Например, участники дома-2 в горизонте 1-2 года выполняют четко оперделенные функции - они друг друга любят.

    • Комментарий удален
  • 20 мая 2009 в 16:14 • #
    Ruben Girgidov

    спасибо, действительно ценное замечание, что необходимо учитывать еще и горизонт событий.

  • 20 мая 2009 в 02:15 • #
    Игорь Цесельский

    Дело в том, что как проект может быть частью процесса, так и процессы неотьемлемая часть проекта. Это же азбука, и какие авторы, кроме начинающих журналистов, могут этого не понимать?
    Тут суть в характере и конечной цели деятельности, именно это признак различия проекта и процесса.
    "Ограниченное во времени предприятие, предназначенное для создания уникальных результатов (продуктов, услуг)" - однозначно проект.

  • 20 мая 2009 в 15:19 • #
    Эдуард Семенов

    Как то в какой то литературе по проектному менеджменту прочитал "проект- Ограниченное во времени предприятие, предназначенное для создания уникальных результатов (продуктов, услуг) (это одно из определений проекта), если отсутствует признак ограничения по времени - это программа, а если отсутствует признак уникальности - это процесс (по другому операция)" и вот как мне кажется в первую очередь надо договариваться о терминах, так же как Проект (Project) отличается от Проекта (ПСД) слышим одно а понятия вкладываются совершенно разные.

  • 20 мая 2009 в 17:09 • #
    Игорь Цесельский

    Безусловно, Проект (Project) отличается от Проекта (ПСД) как балет от бокса).
    Более того, сейчас слово проект перекочевало в медиабизнес (Наш поэкт!!!) и употребляется там чаще ненормативной лексики в речах некоторых политиков.

  • 21 мая 2009 в 11:04 • #
    Эдуард Семенов

    Игорь в своем посте я имел в виду что читая посты выше, мне кажется такой же такой же "бардак" в толковании термина "операция" (операционная деятельность предприятия и операция в проекте такие же разные вещи как PROJECT и ПСД).
    Разницу между PROJECT и ПСД сегодня по моему не понимают ну разве что люди предпенсионного возраста которые в проектных институтах до пенсии досиживают и бльше ничего знать и видеть не хотят.

  • 19 мая 2009 в 21:00 • #
    Анатолий Шиян

    Операционный менеджмент или менеджмент операций - это _составляющая_ любого проекта.
    То, что Вы назвали операционной деятельностью - она не иметт отношения к проекту (или имеет - определение неточное, допускающее "многомыслие").

  • 19 мая 2009 в 21:14 • #
    Ruben Girgidov

    да именно так, почему я эту тему и поднял.

    Определения не мои, могу дать конкретные ссылки, более того эти определения перефраз уважаемого здесь pmbook, только других авторов.

  • 20 мая 2009 в 02:16 • #
    Игорь Цесельский

    Видимо, со ссылок бы и надо начать, иначе не ясен предмет обсуждения.

  • 20 мая 2009 в 16:21 • #
    Ruben Girgidov

    Спасибо Игорь, видимо, это было действительно необходимо.

    PMBook2004 главы:

    1.2.1 что такое проект.
    1.2.2 чем проекты отличаются от операционной деятельности.

  • 20 мая 2009 в 17:15 • #
    Игорь Цесельский

    Я имел ввиду ссылки на конкретных авторов, которые, по вашим словам "большинство авторов пытается противопоставить Проектное Управление и Операционную деятельность".
    Ну не встречал в профессиональных источниках.
    А рассуждения журналистов от... не стоит принимать всерьез, ибо они знаютт все обо всем, но неверно)

  • 20 мая 2009 в 17:41 • #
    Ruben Girgidov

    :) странно,

    PMBook 2004 "Руководство к своду знаний по управлению проектами" третье издание.
    посмотрите главы 1.2.1 и 1.2.2

    Если хотите еще один:
    Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA Эрик Верхуз

    Из тех, что под рукой и на кого можно дать четкую ссылку.

  • 20 мая 2009 в 21:02 • #
    Игорь Цесельский

    Да ведь там нет никакого противопоставления!
    Там объясняется, что в рамках общего бизнес-процесса компании проектная и оперативная деятельность - суть разные категории.
    Под противопоставлением я понимаю несовместимость двух категорий. Либо-либо. Или одна деятельность исключает другую. Так в этом ключе одновременно и параллельно (независимо) существует и оперативная и проектная деятельность в рамках одной бизнес-единицы.
    Я поэтому и просил ссылки , где утверждается именно противопоставление.

  • 20 мая 2009 в 21:37 • #
    Ruben Girgidov

    ну не знаю, наверное я не прав, но для меня если написано, что проектная деятельность в отличие от операцонной является ... Это означает в том или ином роде противопоставлением, хотя я согласен реально это две разные категории и их нельзя сравнивать (с чего собственно обсуждение и началось).
    А имеет смысл противопоставлять процесс и проект или регулярную деятельность и проектную деятельность

  • 20 мая 2009 в 22:41 • #
    Игорь Цесельский

    Я вижу так - любое определение должно быть функционально. Веревка как вервие простое тоже определение, но неприемлемо в силу практической неприменимости.
    Цель выделения способа решения определенного класса бизнес-задач методом проектного управления (как специфической категории методов управления) и состоит в том, чтобы очертить круг задач, решаемых в рамках этого метода оптимальным образом.
    А PMBoK на основании практики такого управления фиксирует на данный момент наиболее употребляемую и общепринятую практику проектного управления для наиболее распространенного круга бизнес-задач, не более того.
    То есть, наверное, можно решить данную задачу как методом проектного, так и процессного управления, но оптимальным будет все-таки один из них в данном конкретном случае.

  • 20 мая 2009 в 13:55 • #
    Анатолий Шиян

    Понятно, спасибо.

  • 20 мая 2009 в 17:29 • #
    Анатолий Шиян

    Понятно.

  • 21 мая 2009 в 18:32 • #
    Борис Вольфман

    Рубен. Очень правильный вопрос Вы поставили.
    Я отвечаю однозначно: вся деятельность подразделения делится на проектную и операционную.
    Определение проекта берем от PMI.
    Все остальное - операционная деятельность.
    В Департаменте программных разработок к операционной деятельности я отношу:
    - консультирование продакт-менеджеров и саппорта;
    - совершенствование процессов;
    - освоение новых технологий (если это не связано с конкретным проектом) и т.п.
    То есть работы, эпизодические, которые трудно планировать, но выполнять обязательно для жизнеобеспечения и развития.
    я отвожу при планировании деятельности Департамента 20% на операционную деятельность, остальное проекты: выпуски очередных релизов.
    В строительстве та же философия:
    проект - строительство дома, но нужно оценить новые заказы, участвовать в анализе днефектов в предыдущих проектах и т.п.
    Процесс - это немного другое:
    Опять же в программных разработках:
    системный анализ;
    разработка кода;
    испытания и т.п.
    Процессы входят в проектную и операционную деятельность.
    Процессы должны быть ПРАВИЛЬНЫЕ.
    -

  • 22 мая 2009 в 20:26 • #
    Ruben Girgidov

    Спасибо, интересное мнение. Не могу сказать, что согласен, но почему бы и не представить работу таким образом, хотя как мне кажется, такой подход больше подходит для IT разработки, но не для производства.

  • 23 мая 2009 в 01:07 • #
    Борис Вольфман

    Рубен.
    А чем отличается производство программных продуктов от производства мыла, телевизора или автомобиля.
    Я имею ввиду не серийное производство (это не проект, а операционная деятельность), а выпуск новой модели, добавление функции, усовершенствование конструкции - то есть, то, что можно отнести к ПРОЕКТУ - созданию новой ценности со сроками, бюджетом, планами, рисками и т.п..

  • 28 мая 2009 в 15:59 • #
    Ruben Girgidov

    Отличается.
    "обвязка" проекта, которую вы назвали бюджет, план, риски все осталось, но вот внутри (специфика построения плана, специфика отслеживания изменений, специфика непосредственно управления и т.д. это отличается)
    Не скажу, что сильно. Критериев несколько:

    первый критерий: проектные управленцы, вполне успешные в других областях часто проваливаются при разработке ПО

    второй критерий я для себя сформулировал следующим образом:
    проект разработки ПО отличается тем, что при определенном подходе к проектированию ПО, практически с самого начала проекта можно получить и при необходимости использовать конечный результат. Фактически аналогов этому не много, исключение составляет:
    некоторые варианты проектов по изменению бизнес процессов
    некоторые проекты проектирования (зданий, автомобилей, и т.п.) именно проектирования, а не внедрения или производства.

    третий критерий: огромное количество изменений в проекте, т.е. иногда в несколько раз превышающее общее количество требований.

    четвертый критерий: постоянная технологическая новизна и практическая не возможность генерации шаблонов (можно, но сложно и часто, к тому времени, как появляется шаблон он устарел)

  • 28 мая 2009 в 16:35 • #
    Борис Вольфман

    Я бы выделил два отличия: один продукт "мягкий", другой - "твердый".
    К мягкому продукту более жесткие требования к профессионализму.
    Производительность труда талантливого программиста и среднего - мин. 1 к 10, мах 1 к бесконечности.
    Но это не особенности проектного менеджмента, а особенности производства, которые следует учесть в управлении проектом, не более.

  • 29 мая 2009 в 18:40 • #
    Ruben Girgidov

    в целом так и есть.
    только ехидно спрошу, а что такое особенность менеджмента, как не учет особенностей производства.

  • 29 мая 2009 в 19:30 • #
    Борис Вольфман

    Рубен. Под особенностями менеджмента я понимаю, например, такие вопросы, как наличие технического лидера в команде проекта и его роль.
    В проектах инновационных, связанных с высокими технологиями, в каждом проекте должны быть два лица, ответственных за проект и мотивироваться исключительно по результатам проекта менеджер и team-leader. Ответственность за архитектурные решения несет team-leader, за сроки, бюджет, управление качеством - менеджер.
    С производственными проектами не знаю, нужно ли двоевластие. Нет опыта.
    В программных разработках есть принципы, которые руководитель проекта обязан учитывать, а в управлении производством - нет. Требования, в процессе разработки менять, (уточнять) можно, про управление производственными проектами ничего сказать не могу.
    Управление качеством может быть организовано по разному.
    Повторяю, под особенностями менеджмента, я понимаю организацию фаз проекта, организацию проектной бригады и т.п.

  • 29 мая 2009 в 20:57 • #
    Ruben Girgidov

    Смотрите, в принципе фаз в IT ни кто не отменял, но сейчас в IT используется понятие итерации (ну это вы и без меня знаете), которая по структуре маленький проект в проекте и прогоняет разработку системы через все фазы раз за разом, добиваясь последовательного приближения проекта к цели.
    Такой метод в производстве, строительстве и т.п. не применяется об этом я писал в другой ветке.

    Результатом итерации является конечный продукт (если конечно итерации правильно организованны), не просто отсечки в проекте. Вот это и был второй критерий.

    Дополню, организация проектной бригады действительно не специфична, организация фаз специфична. Не целиком, но есть существенные отличия см. выше.
    Организация контроля качества думаю, что специфична, т.к. требования к качеству от проекта к проекту меняются в очень широких пределах и контроль качества должен следовать за требованиями, а не догмам.

    К стати, предлагаю закрыть эту дискуссию здесь. Очень уж много времени тратим, хотя это очень интересно. Встретимся и об этом тоже поговорим.

  • 29 мая 2009 в 21:11 • #
    Борис Вольфман

    Рубен. Фазы и итерации ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ. Каждая итерация- мини проект: в котором есть фазы: начало, планирование, разработка, завершение.

  • 23 июня 2009 в 14:36 • #
    Ruben Girgidov

    Здравствуйте Борис.

    Как я и говорил приехал в Москву. Сегодня вторник и я планирую завершить все дела, а завтра встретиться пообщаться. Поскольку у меня каких-то конкретных планов нет, то место и время выбирайте вы, когда будет удобно. Как вариант, к примеру на ланч. Пришлите, пожалуйста, телефон, чтобы мы могли созвониться, мой телефон +7(905)2001666. Он иногда может быть вырублен, роуминг... Но думаю все будет в порядке.

    С наилучшими пожеланиями
    Рубен.

  • 23 июня 2009 в 15:22 • #
    Борис Вольфман

    ОК! Не знаю, как сложится завтрашний день, Сделаю все возможное. Борис.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008