Ручное управление экономикой: как лишить бизнес драйверов...

Ручное управление экономикой: как лишить бизнес драйверов развития и живучести

Ручное управление экономикой: как лишить бизнес драйверов развития и живучестиСообщения СМИ последнего времени пестрят информацией о том, что руководители регионов принимают активные меры по финансированию предприятий регионов через банки, и это почему-то называется инвестиционной деятельностью. На самом деле таковой в России практический не существует. Это обычное кредитование, а с учётом очень больших процентных ставок оно является почти смертельным ударом по оперативным финансам предприятий. Именно поэтому предприятия, куда вошёл банковский капитал как кредитор чаще всего «схлопываются» – банкротятся, чтобы в последующем обслуживать долг только банка. Из-за того, что он как правило, становится основным кредитором и получает возможность внешнего управления. По идее, такое подсаживание предприятий на банковский кредит со стороны региональных властей можно считать «медвежьей услугой» и лоббированием интересов финансовой отрасли в ущерб производству. Будет ли потом предприятие динамично развивающимся – ещё большой вопрос при дефиците оперативных финансов. Кстати, на днях Сбербанк объявил о повышении ставок на 2%, то есть стартовала инфляция, которую сдерживали в период выборов. Можно считать это отмашкой Германа Грефа: цены отпущены – рывок на повышение.

В своё время – около полутора лет назад,— свеженазначенный мэр Москвы Сергей Собянин подвергся критике со стороны практикующих экономистов из-за попытки построить экономику столицы программным методом. То есть для «локомотивных» отраслевых направлений в дальнейшем планировалось разрабатывать целые программы развития. Такое начинание было положено в основу федеральных целевых программ ещё в бытность премьер-министра Черномырдина.

Главным аргументом оппонентов Собянина было то, что сейчас не время для программного, заранее заданного развития. Мировая экономика находится не в том положении, чтобы утверждать наверняка, что будет происходить через год или даже полтора. В силу глобализации это отражается и на экономике России и как калька реализуется и в региональной экономике, и в условиях столицы.

Всем помнится момент, как региональные отделения «Единой России» и правительства субъектов создавали региональные стратегии регионов, которые потом объединились в общую «Стратегию-2030». В целом идея неплоха: возможно, что в целяхсоздания масштабных ориентиров для государственной экономики и направлений развития для федеральных округов метод планирования и применим. Но в отношении регионов – это скорее ошибка. Такое планирование необходимо, когда экономика стабильна и в глобальном, и в локальном понимании, но не тогда, когда финансовый мир дёргается в валютных коридорах, а ряд государств, чьё падение может отразиться на всех участниках мирового рынка, находится на грани дефолта.

Не стоит также забывать, что регионы обладают собственными нерешёнными проблемами экономического характера, которые порой являются исключительно индивидуальными для определённого региона в силу его территориального расположения, промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Эти проблемы характеризуются тем, что решать их нужно незамедлительно и в пожарном режиме, а для этого далеко идущие стратегические механизмы не подходят – нужны тактические инструменты.

Для российской экономики главная стратегия сейчас – создание возможностей развития. Независимо от того, о каком хозяйствующем субъекте идёт речь: энергогенерирующей компании или бабушке, торгующей семечками на привокзальном рынке. Каждый должен ощущать, что его положение не изменится в течение следующего года. И тогда каждый пусть и смутно, но в состоянии будет ответить на вопрос: чем ты будешь заниматься через год, и что из этого получится? Сейчас же этот вопрос для большинства хозяйствующих субъектов скорее риторический.

Нам воочию приходится видеть как властители, начиная от премьер-министра до руководителей регионов, принимают участие в решении производственных вопросов конкретных предприятий. Это в ряде случаев – производственная текучка, где само руководство предприятия должно разобраться. Принятие бизнес-решения при непосредственном участии и даже лоббировании представителей власти – это уже поражение бизнеса. Значит, это единственный движитель и стимул, чтобы существовать предприятию или компании.

Власть, государственная или же региональная, не должна вторгаться в сферу бизнес-деятельности, это старый принцип. Так сохраняется здоровая экономика, при которой ни одна из её частей не загнивает. Никто не отрицает, такие действия – когда государство вмешивается в дела бизнеса – часто совершаются из добрых побуждений, например, когда губернатор с целью спасения какого-либо предприятия принимает максимум мер для его сохранения. Это конечно тут же ставит под сомнение компетенцию самого руководства предприятия: а вы за что получаете зарплату и сами себе начисляете бонусы? Но хозяйствующих субъектов в регионах от производственных комбинатов до частных предпринимателей – десятки тысяч и никому не под силу даже при наличии неограниченной власти поучаствовать в судьбе и спасении каждого на грани банкротства и закрытия. Поэтому необходимо создание условий тактического развития бизнес-единиц, так, чтобы перспективы были видимы и очевидны, а инструменты доступны для всех. Пусть это будут внутрирегиональные биржи, система бизнес-кредитования для старт-апов и так далее. Но в этом и заключается создание активных тактических инструментов, которые могут придать уверенность в существовании, а не только в выживании.

Скорее всего, проблема заключается в привычке дальнего планирования и неспособности реагировать на ситуации и, тем более, разрешать их. Всё бизнес-сообщество сражается за уменьшение времени принятия решений – так, чтобы обозначенная проблема решалась в максимально короткие сроки. Но эта направленность ещё не принята нашими ни политическими, ни административными органами. И зря. Возможно, также как и в бизнесе– пора расформировывать отделы правительств регионов и муниципальных образований и формировать из них временные штабы по решению некоей проблемы или достижению определённой цели. Пусть со стороны это выглядит как административный местный МЧС, но в большинстве случаев это просто необходимо, чтобы справляться с текущими задачами. Потому что можно месяцами из отдела в отдел, из министерства в министерство пересылать резолюции, но так и не получить даже крохотного эффекта.

Это вопрос эффективности и оптимизации полномочий властных органов. Почему-то это крайне актуально для бизнеса, но административными ресурсами не востребовано. В России «вертикаль власти» простирается вплоть до законодательных собраний, а дальше? А дальше по убеждению многих – болото. Муниципальные образования оказались перед лицом самоуправления – так и нужно начиная с низов использовать инструменты оперативного реагирования, так, чтобы сделать жизнь на местах комфортной, а бизнес – условно безрискованным. Текущие экономические задачи проще решать на уровне регионов и городов не в режиме тягомотины и тягучки, а в оперативном режиме.

361
Комментарии (6)
  • 2 апреля 2012 в 02:50 • #
    Игорь Банкиръ

    А как же всякие региональные комитеты по поддержке предпринимательства малого и среднего бизнеса, бизнес-ангелы, кстати по поводу кредитов, хозяйственники могут вернуть проценты уплаченные по кредитам через комитеты апк, РСХБ вообще под довольно мелкий процент дает ссуды. человек занявшийся предпринимательством всегда может найти реального инвестора. нужна своя фишка - тогда будт реальные инвестиции а под бизнес типа отроем в гараже шиномонтаж или привезем шмотки из турции конечно никто не будет давать деньги, этого г*вна итак полно...

  • 2 апреля 2012 в 05:04 • #
    Павел с

    1. практикой РСХБ сельхозпроизводители не довольны. Кредиты идут только на определенные категории заемщиков, а по остальным есть только правила в инструкциях, но кредитов для них нет.
    2. региональные комитеты реальной власти не имеют. В регионах всё прогнуто под губернаторов, руоковдителей комитетов могут менять как пешки. Значительных ресурсов у них нет, значит и возможностей тоже. Ситуация на местных уровнях идет в гору только если там находится конкретный сильный лоббист, возглавляющий ассоциацию или союз (все что угодно, но не в рамках госсети). Иногда такой человек может взять и дополнительную позицию в госслужбе, возглавить комитет и т.д. но своих обычных позиций не оставляет.

    По теме поста:
    эту проблему (самостоятельности регионов и оперативности) пытаются решить не один год, да с механизмами сложновато. Прохождение информации сверху донизу и обратно имеет свои законы, и имеет свои фильтры. Вот если бы эти "ненужные уловности" убрать при коммунизме бы зажили :)) но так не бывает.

    Проблема "дать деньги в регионы и дать самостоятельность" натыкается на несоответствие администривно-территориальных границ регионов с экономическими, т.к. бизнес Москвы и Питера уже с начала 2000-х годов пошел в регионы и подчиняться администрации не собирается, поэтому администрация опасается куда-либо вкладывать, поскольку может создать ресурсы, которыми в конечном счете воспользуются другие регионы и т.д. Кроме того, многие вопросы решаются только на федеральном уровне, это крупные проекты, а также вопросы связанные с согласованием множества структур.
    Основная задача регионов не давать а создавать условия для предпринимательства и инвестиций, а это не столько проблема обладания деньгами, скокльо вопрос прозрачности, предсказуемости и согласованности. Для бизнеса не всегда важно плохие условия или хорошие, гораздо важнее чтобы условия НЕ МЕНЯЛИСЬ в худшую сторону, но таких гарантий бизнес получить не может.
    Кроме проблем вертикали есть недостаток согласованности местных ветвей власти друг с другом, оттого местный бизнес тоже начинает лихорадить и инвестиции туда не идут. На предсказуемость это тоже влияет.

  • 2 апреля 2012 в 09:48 • #
    Игорь Банкиръ

    Павел, Вы случайно не коммунист?

  • 2 апреля 2012 в 23:49 • #
    Павел с

    я бизнесмен, беспартийный, по образованию экономист, а по духу государственник. 14 марта делал доклад по ВТО, разумеется готовился, хотя и помимо ВТО есть о чем поговорить. Созданные недавно агенства, сейчас используют краудсорсинг, так что высказываться можно по любому вопросу. Если предложения дельные, их заметят.

  • 2 апреля 2012 в 23:49 • #
    Павел с

    я бизнесмен, беспартийный, по образованию экономист, а по духу государственник. 14 марта делал доклад по ВТО, разумеется готовился, хотя и помимо ВТО есть о чем поговорить. Созданные недавно агенства, сейчас используют краудсорсинг, так что высказываться можно по любому вопросу. Если предложения дельные, их заметят.

  • 3 апреля 2012 в 01:55 • #
    Игорь Банкиръ

    так вот, беспартийный Вы наш Бизнесмен, хочу обратить Ваше внимание на такие государственные и банковские инициативы, доподлинно известные, о которых Вы можете прочитать в доступных источниках интернета и на официальных сайтах компаний :
    1) РСХБ предоставляет кредиты по упрощенным условиям, и для постоянных клиентов по сниженным ставкам, конечно это не 0,5-1,5% как в развитых странах, но это и не 17-19% обычного нецелевого кредитования. примерная ставка 8-10% при этом различные схемы погашения подбираются в том числе и в связи с сезооностью бизнеса, как вам наверняка известно, мясо-молочный и зерновой бизнес имеют совершенно различную динамику в течение года, (имеется в виду предприятия полного цикла производства и переработки, а не частные ритейлеры), так же комитеты АПК (хоть и с задержкой) проводят погашение процентов по кредитам хозяйственников не зависимо от форм собственности.
    2) некая организация под названием "Опора России", сайт которой Вы легко можете найти в интернете оказывает всестороннюю поддержку молодым малым и средним предприятиям, в том числе проводит обучающие школы предпринимательства на которых знакомит со всеми налоговыми и пенсиоными сборами, учит грамотно управлять своим бизнесом, консультирует в дальнейшем по вопросам развития предпринимательства и заполнении отчетности, предоставляет денежные суммы (средства федерального бюджета, надеюсь Вам не надо объяснять почему это делает общественная организация а не администрации), предоставляет банковские гарантии при нехватке собственно залога при взятии ссуд в коммерческих банках, сами предоставляют займы с процентной ставкой близкой к ставке рефинансирования.
    3) если мы возьмем стартапы предпринимательства то сейчас очень интересный подход демонстрирует совет ветеранов совместно с центром занятости в Омской области, они представляют не стандартные 58800 как во многих регионах России а сумму порядка 800 000 рублей, при хорошем написании бизнес плана, так вот там пенсионеры объединяются в группы и открывают бизнес со стартовым капиталом в несколько миллионов рублей.
    4) Белгородская область предоставляет сумму на развитие в виде грантов, а не в форме возмещения затрат на бизнес, как это сделано например у нас в области.
    5) селигеровский проект "молодой предприниматель" продвинутый в думу уже заработал в областях с существующим молодежным парламентом, и в этом году будет запущен в других регионах, суть проекта - обучение молодых людей предпринимательству, помощь в формировании их идеи,...... и выделение гранта на реализацию лучшего проекта, не говоря уже о том что за этим проектом будут тщательно наблюдать многие бизнесмены и вполне возможно, что повезет не только официальному победителю, но и всем кто сможет представить достойные идеи.
    не знаю стоит ли вам рассказывать про бизнес-ангелов и остальные варианты поддержки бизнеса.

    Относительно вступления в ВТО, если вы учили матчасть или хотя бы смотрели аналитические программы на РБК, то Вам должно быть доподлинно известно что удар примут на себя только гиганты и монополисты, малый и средний бизнес будет только расти на фоне упрощенных таможенных регистраций а так же льгот. врядли средняя рыболовецкая компания Норвегии работающая на внутреннем рнке рванется завоевывать страну медведей и балалайки, а вот то что наши бизнесмены уже готовят стратегии по вторжению на европейские рынки уже доподлинно известно всем, и европейцы тоже напрягись в ожидании Россиян.


Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012