РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение Алексея Корнеева «Читаю Сергея...

РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение Алексея Корнеева «Читаю Сергея Есенина…»

Вынужден опубликовать эту рецензию здесь, поскольку автор стихотворения и группы Poetry
Алексей Корнеев внезапно и без объяснения причин исключил меня из своей группы.
Подозреваю, что он сделал это из-за нежелания услышать не очень лестное мнение о своих стихах.

РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение Алексея Корнеева «Читаю Сергея Есенина…»

Читаю Сергея Есенина…
Птиц слышу, летающих в просини.
Жизнь золотом листьев разменяна
Бывает, как деньги, по осени.

По осени в лужи стекается
Дождя отзвеневшее олово.
Как в зеркале, в них отражается
Природа наследия голого.

Кленовыми листьями к замяти
Слетают листки календарные,
Но мы достаём их из памяти,
Как слоги из слов безударные,

И пишем стихи-посвящения
Природе, любви, одиночеству.
Не видим свои прегрешения,
Не верим и верим пророчеству.

Что пишем? Как дождик накрапывал,
Паук-лист схватил жертву-мыльницу
И… Я на листке выцарапывал
Слова, окуная в чернильницу

Перо (наносил их старательно,
Мешая былое и новое).
Прочти эти строки внимательно!
В них тоже есть что-то кленовое.

ПРЕДИСЛОВИЕ. Автор утверждает, что не приемлет штампов и ищет оригинальные поэтические находки – постараюсь учесть это в данной рецензии.
ПОЖЕЛАНИЕ. Перед стихотворением неплохо бы сделать анонс, по прочтении каких стихов Есенина родилось стихотворение, чтобы читателю были более понятны ассоциации автора.
НАСТРОЕНИЕ. Типичнейшая осенняя элегия, кочующая из стихотворения в стихотворение уже века – находок никаких. Да, настроение создано, но под него хочется заснуть, нежели читать до конца.
РИФМЫ. Тут вроде бы всё более-менее гладко, глагольные рифмы не превалируют, но опять же – где стремление к заявленной оригинальности?
А слово «мыльница» похоже задействовано только потому, что к «чернильнице» не удалось подобрать ничего подходящего.
СЛОВАРНЫЙ РЯД и ОБЩИЙ СМЫСЛ. Вроде бы элегия, но при чём здесь «деньги»? Откуда «паук», «мыльница»? Что — деньги только осенью бывают?
А строчка про паука вообще убивает наповал. Похоже, автор тоже не преминул заснуть во время написания под шум накрапывающего дождика, во сне его осенила гениальная находка, и он ринулся продолжать, не обращая внимание ни на какой смысл повествования – какой лист в качестве паука схватил и какую мыльницу? Вы о чём, уважаемый автор? «Не верим и верим» — неудачное словосочетание, одно из слов просит синоним.
ОБРАЗНЫЙ РЯД. Стихотворные образы невнятны, невыпуклы, а ведь именно хороший и «вкусный» образный ряд «делает» стихотворение, такой, например, как у Есенина: «В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот»
Всего две строчки, а какой зримый и завораживающий образ. А здесь в шести четверостишьях нет ни одного запоминающегося, оставшегося в памяти после прочтения, захватившего воображение.
ФОНЕТИКА: Похоже, автор или ни разу не читал свои стихи вслух, или никто не сочинял на его стихи музыку, иначе он сразу бы заметил очевидные фонетические ляпы:
«Птиц слышу» — слова сливаются при произношении, «Жизнь золотом» — то же самое, но в меньшей степени, «Паук-лист схватил» — тоже самое, но в большей степени.
РЕЗЮМЕ: автор хочет привлечь внимание одним шаблонным настроением и шаблонным же размышлением, неплохо вроде бы сделанным, но едва ли способным по-настоящему заинтересовать, поскольку не выстроено в полной мере ни повествование, ни образы. А единственная с позволения сказать «находка» оказалась самым большим ляпом, из чего можно сделать вывод, что от штампов в поэзии крайне трудно уйти, если вообще возможно, а новое ещё нужно уметь правильно использовать.

926
Комментарии (9)
  • 31 июля 2009 в 21:46 • #
    Татьяна Камилова

    Про паука , схватившего мыльницу, согласна абсолютно. Как и вцелом с рецензией на это стихотворение.
    Но... может, не судить, да не судимы будем?:).
    Хотя исключение из группы без объяснения причин- это не очень красиво. Вот и меня небезызвестный Жуков исключил из группы в отместку на мои нелестные отзывы о нем, чем только подтвердил мои предположения о том, что он ....:)))

  • 31 июля 2009 в 22:22 • #
    Андрей Воскресенский

    Татьяна, у нас с Алексеем были весьма бурные и нелицеприятные прения об этике поведения, общения, творчества. Данная рецензия - аргументированная попытка показать, что можно критиковать конструктивно и объективно, без перехода на личности, без забрасывания грязью, тем более что стихи опубликованы автором - следовательно, с его стороны подразумевалось ожидание какой-то читательской реакции.

  • 31 июля 2009 в 23:14 • #
    Татьяна Камилова

    Про настроение я с Вами , как читатель с рецензентом, не согласна- заснуть совсем не хочется. И если не брать в рассчет бессмыслицу про паука, я бы сказала, что стих мне понравился:)

  • 1 августа 2009 в 08:47 • #
    Андрей Воскресенский

    Сколько людей, столько и мнений.

  • 13 августа 2009 в 11:28 • #
    Алексей Корнеев

    Нелестное мнение называется критикой, со словом "нормальная" – она имеет большее значение, нежели лестное мнение. Когда всё хорошо, тоже – нехорошо. На чём учиться? Понятно, что лучше на чужих ошибках, но ведь и свои неизбежны.
    Не ошибается тот, кто ничего не делает.
    Успеха достигает тот, кто постоянно совершенствует своё мастерство (в любой сфере деятельности).
    Причина исключения из группы Poetry вполне понятная – в переписке "настроение создано, но под него хочется заснуть, нежели читать до конца", "образы невнятны, невыпуклы", иными словами: полное отсутствие у собеседника желания понять написанное и корректно вести переписку, как настоящий профессионал. Чувство юмора тоже иногда должно присутствовать, впрочем, как и воображение. Кто хочет чего-то достичь – ищет способ, нет – причину.
    Нравится, не нравится – дело сугубо личное. "Сколько людей, столько и мнений."

  • 13 августа 2009 в 18:38 • #
    Андрей Воскресенский

    Если собеседник позиционирует себя как истинный профессионал, что он должен сделать? Не раздувать конфликт, "подливая масло в огонь", а по возможности погасить его в зародыше, избрав верный и уважительный тон общения. Исключение из группы - проявление не силы, а слабости как нежелание вести полемику, не опуская её до уровня фельетона, и принимать критические стрелы в адрес и своего творчества, и своей этики.
    Ошибки делают все, а профессиональная критика бывает и положительной, хотя и субъективной - от этого никто не застрахован, но прислушиваться к ней - отличительная черта настоящего автора-профессионала.
    Успех - вещь социальная и преходящая, если для кого-то это - самоцель в отрыве от результатов, можно пожелать ему удачи.

  • 14 августа 2009 в 09:48 • #
    Алексей Корнеев

    Желаю удачи!...

  • 15 августа 2009 в 19:32 • #
    Андрей Воскресенский

    Взаимно!

  • 17 августа 2009 в 11:02 • #
    Алексей Корнеев

    "Избрав верный и уважительный тон общения, масло в огонь подливать не буду." Попробую "погасить конфликт в зародыше". Отсутствие принятия стрел критики в свой адрес и взаимопонимания с Вашей стороны не является проявлением силы. Вам свойственно давать советы, а самому к ним не прислушиваться. Все что-то должны, кроме Вас. Превалирующая роль написанных когда-то либретто. Если есть желание вернуться в группу Poetry, даю зелёный свет с надеждой на корректное (профессиональное) общение в дальнейшем. Маленький совет: не наступайте второй раз на одни и те же грабли!