Коммерческая недвижимость: рынок жив, но осторожен

Коммерческая недвижимость: рынок жив, но осторожен

Коммерческая недвижимость: рынок жив, но остороженКоммерческая недвижимость – один из индикаторов самочувствия рынка недвижимости. Кризисные ситуации в первую очередь отражаются на бизнесе и вносят коррективы в бизнес-процессы, в зависимости от спада или роста потребительского спроса.

В последние годы мы наблюдали как небывалый всплеск интереса к строительству бизнес-центров и торговых комплексов, так и большое количество пустующих помещений, массово освобождаемых бизнесменами под давлением неблагоприятных экономических явлений. Что происходит на рынке коммерческой недвижимости в настоящее время, какие помещения наиболее востребованы, насколько сбалансирован спрос и предложение?

Вопросы на эту тему мы адресуем Александру Назарову, одному из самых известных специалистов на рынке коммерческой недвижимости Новосибирска и Сибири, владельцу компании «Назаров и Партнеры»

 — Александр, охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию на рынке коммерческой недвижимости. Какие объекты сейчас востребованы и какие, в основном, предлагаются рынком?


- Я бы охарактеризовал ситуацию одной фразой: «рынок жив, но осторожен». Что это означает? Сделки на рынке коммерческой недвижимости идут, есть достаточно крупные, есть и небольшие, но сломя голову никто никуда не бежит и ничего не покупает. Все решения тщательно взвешиваются и принимаются с оглядкой на напряженную ситуацию на финансовых рынках. В тоже время сказать, что есть какая-то паника среди покупателей и инвесторов, не могу. Ее нет. Чувствуется падение спроса, и в большей степени оно связано с наступившим летом, и, как следствие, с отпусками.

Я всегда говорю, что востребованы хорошие качественные объекты в востребованных местах и с хорошими техническими параметрами, будь то производственные или складские помещения, офисные или торговые. Кстати, последние сейчас пользуются повышенным спросом. Я имею в виду помещения формата street-retail. Я абсолютно уверен, что если обратиться в любую компанию, которая профессионально оказывает услуги на рынке коммерческой недвижимости, то везде скажут, что у них есть очередь из потенциальных покупателей таких объектов, причем с бюджетами от 15 до 100 000 000 и более миллионов рублей. Вот про такие объекты можно сказать, что они в большом дефиците.


- Есть ли в настоящее время дефицит или недостаточно удовлетворенный спрос на определенные коммерческое объекты?

 — Да, есть. На торговые помещения на первых этажах, расположенных на крупных развязках и магистралях, на конечных остановках, в местах высокой пешеходной проходимости. Причем спрос по аренде потихоньку стал удовлетворяться, а вот по продаже — нет. Ситуация даже можно сказать, что тупиковая. Инвесторы лучше купят очень дорогой, но ликвидный объект с ценой 300–400 000 рублей за 1 кв.м, чем за 100 000 рублей в слабом месте. Конечно же, по-прежнему, сохраняется дефицит на небольшие теплые складские и производственные помещения формата 150–300 кв.м и, неожиданно, на земельные участки под жилую многоквартирную застройку.


- Какие бизнес-центры, на Ваш взгляд, являются наиболее успешными проектами из реализованных в Новосибирске за последние годы?


- Однозначно, Гринвич и Кронос. МФЦ выстрелил в десяточку. Можно было бы отметить Хилтон, но очень уж тяжело он заполняется.


- Какие параметы, наряду с расположением коммерческого объекта, являются определяющими при принятии решения о покупке или аренде помещения? Изменились ли эти предпочтения у «посткризисного» бизнеса?


- Да, требования изменились, причем это не следствие кризиса, это желание за свои деньги получать максимальный комфорт и сервис. Очень большое значение стала иметь парковка и климат (вентиляция и кондиционирование). Пожалуй, наряду с месторасположением эти факторы встали в одну линейку.


- Какие офисные помещения чаще всего хотят видеть арендаторы или потенциальные собственники? Каков «портрет» желаемого торгового помещения?


- Наиболее востребованные мелкие офисы 10–30 кв.м, до 50. Они быстро сдаются и их, безусловно, хотят видеть уже отремонтированными. Арендует их, как правило, мелкий бизнес, который не имеет возможность сам вкладывать средства в ремонт. О

101
Комментарии (0)

Выберите из списка
2012
2012