Экранопланы: на грани двух стихий

Экранопланы: на грани двух стихий

Экранопланы: на грани двух стихий

В результате многолетних исследований Робертом Людвиговичем Бартини была разработана «Теория межконтинентального транспорта земли». По мнению Бартини, межконтинентальным транспортным средством Земли должна быть амфибийная самоходная транспортная машина, способная взлетать и садиться по-вертолётному (или с использованием воздушной подушки) на любую более или менее плоскую площадку (суша, вода, лёд), имеющая грузоподъёмность, как у больших судов, а скорость и навигационное оборудования — как у самолётов.

В результате конструкторского осмысления полученного таким образом идеального облика транспортной машины, постоянно имея ввиду, что «летающие крыло» — наиболее рациональный по весовой отдачи самолёт, Бартини разработал проект «2500».

«2500» — самолёт-амфибия, который имел центроплан — летающие крыло размером с футбольное поле и массу 2500 тонн. Верхняя поверхность самолёта вполне могла бы служить палубой летающего авианосца. В качестве энергетической установки рассматривалась возможность использования ядерной силовой установки.

Реализацией идей Р.Л. Бартини стал проект противолодочного СВВП-амфибии ВВА-14

Экранопланы: на грани двух стихий
7-го апреля 1989 года, в норвежском море погибала атомная подлодка «Комсомолец». Оставшиеся в живых члены команды, покинули горящую лодку. До своего берега было 1000 км, ветер, ледяная вода, шторм. Гидросамолёты сесть не могли, плавбаза не успевала. Сброшенные авиацией спасательные плоты, разметало ветром. Погибло 42 человека. После этой катастрофы правительством было принято решение о создании для ВМФ опытного поисково-спасательного экраноплана (ПСЭ).

За основу ПСЭ был взят ракетный экраноплан Лунь. Корпус очередного экраноплана Лунь и основные системы движения на тот период были уже смонтированы, но дальнейшая постройка, ввиду конверсии производства, прекращена. К 1991 г. был закончен технический проект ПСЭ, выполнявшийся параллельно с доработкой и переоборудованием экраноплана в эллинге.

В средней части ПСЭ расположен медицинский блок, состоящий из операционной, реанимационной и послеоперационной палат, перевязочной и других медицинских помещений с соответствующим оборудованием, в том числе, противогопотермическим и для дезактивации спасенных. В «кормовой» части — помещения для спасенных, оборудованные авиационными креслами и специальными койками-носилками, а также помещение для спасенных на платформе в носовой части корпуса.

В перекрестии киля и стабилизатора расположено помещение поста наблюдения, из которого осуществляется приборный и визуальный поиск объектов и людей, а также управление спасательной операцией после посадки экраноплана на воду. Поисковое оборудование ПСЭ состоит из оптической, телевизионной, инфракрасной поисковой аппаратуры, двух радиолокационных станций, одна из которых имеет высокую разрешающую способность, радиолокационных и связных пеленгаторов, мощных прожекторов и др. ПСЭ Спасатель оборудован автоматизированным навигационным комплексом.

Для ПСЭ Спасатель разработана схема применения экраноплана в поисково-спасательной операции:
1) дежурный экраноплан находится в пункте базирования с готовностью выхода в море 15 мин.
2) по тревоге на экраноплан принимается команда медработников и команда спасателей (в зависимости от типа аварии).
3) после получения приказа на выход в море экраноплан выруливает на гидродром, взлетает и осуществляет перелет в экранном режиме в район аварии.
4) при приближении к району нахождения аварийного объекта экраноплан выполняет подлет на высоту 100—300 м и производит поиск объекта подобно самолету.
5) после обнаружения аварийного объекта и обозначения его радиолокационными буями-ответчиками экраноплан совершает посадку.
6) затем экраноплан подходит на расстояние несколько десятков метров к аварийному объекту, ложится в дрейф и разворачивает спасательные работы, используя самоходные надувные спасательные шлюпки для подбора и доставки потерпевших в район закрылков экраноплана.
7) здесь при помощи посадочных пневматических устройств спасатели и медработники поднимают людей на крыло и размещают в помещениях.

Базирование экраноплана с целью обеспечения выхода в море в кратчайший срок предусмотрено на плаву у стационарных или плавучих причалов.

Экранопланы: на грани двух стихий
Профессии, связанные с морем, считаются одними из самых опасных в мире. Самые страшные категории морских аварий – «опрокидывания и конструктивные повреждения». Как правило, такие аварии происходят при плохих метеоусловиях (сильный ветер и волнение) и на большом удалении от берега. Нередко помощи приходится ждать сутками.

Для спасения людей требуется специальная техника, которая должна быстро прибыть к месту аварии, организовать спасение потерпевших с оказанием неотложной медицинской помощи и доставить спасённых как можно быстрее в ближайший порт. Ни один из видов существующей морской поисково-спасательной техники не в состоянии обеспечить эти требования. Спасательные суда имеют очень низкую скорость. Спасательные вертолёты имеют маленькую дальность полёта. Поисково-спасательные самолеты аэродромного базирования могут оказать только пассивную помощь – сбросить полезный груз.

У инженеров конструкторских бюро Антонова и Алексеева была идея создания такой спасательной системы. Ей могла бы стать авиационно-морская поисково-спасательная система Ан-225/Орлёнок, состоящая из самолёта Ан-255 и спасательного экраноплана, прототипом для которого послужил бы транспортно – десантный экраноплан Орлёнок.

Идея вот в чём: самолет с экранопланом «на спине» быстро прибывает в район бедствия и начинает поиск пострадавших. После их обнаружения экраноплан запускает двигатели и, отделившись от носителя, планирует и совершает посадку на воду. Подойдя к терпящим бедствие, он разворачивает спасательные работы. По их окончании экраноплан направляется в ближайший порт и передает спасенных на берег.

Проект предусматривал 7 баз по всему миру, которые позволяли бы обслуживать все зоны наиболее интенсивного судоходства и морского промысла, гарантированно доставляя спасателей к месту бедствия за 2–4 часа. Планировалось, что ежегодно проводилось бы 210–250 спасательных операций со спасением 2700–3100 человек.

Экранопланы: на грани двух стихий

Концепция сверхтяжелого гидросамолета предусматривает выполнение полетов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

Также возможно использование Бе-2500 для доставки десантных подразделений быстрого реагирования, проведения спасательных операций на море, а также в процессе разведки и добычи полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов. Эксплуатация и базирование гидросамолета может осуществляться в рамках инфраструктуры крупных существующих морских портов.
Разработка ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева».

420
Комментарии (0)