13 июля 2012 в 15:01

Вокал

Педагогов вокала объединяет только одно — терминалогия. Но, так как каждый термин каждый педагог понимает и интерпретирует на свой, основанный на личном опыте лад, то возникает разночтение и термин «расплывается», теряя ясность и определенность. Очевидна необходимость в единообразии, некоей общей основе для всех вокалистов, особенно для педагогов.

60
Комментарии (1)
  • 7 октября 2012 в 17:12 • #
    Афлатун Касумов

    Иллюстрированное пособие для вокалистов

    Посвящается Генриетте Владимировне
    (Гитель Вульфовне) Аптер

    Ремесло является подножием к искусству

    Часть первая

    Данная работа не имела бы никакого смысла, если бы не две особенности: первая - звуковая иллюстрация, вторая – изменение моего представления о вокале, сделанные выводы, упорядочение собранных данных, как результат работы над своим голосом. Если, хоть кому-нибудь, данная работа принесет пользу, значит, мои сорокалетние искания были не напрасны.

    Предисловие.

    Петь я начал рано. В моей семье каждый владел каким-нибудь инструментом, и все
    любили петь. К пятнадцати годам голос налился, обрел силу и мощь. В восемнадцать лет
    поступил на вокальное отделение музыкального училища в Баку. Началось мое обучение
    вокальному искусству, растянувшееся на двадцать лет. Думая, что в Питере педагоги лучше, после службы в армии, я уехал из Баку. Следующие восемнадцать лет занятий у двенадцати педагогов показали, что из Баку можно было и не уезжать. В целом, я поступал в музыкальные училища пять раз, и каждый раз учился по два года. Мне казалось, что два года достаточный срок, если не для умения, то, по крайней мере, для понимания того, что у меня в пении плохо и как следует это "плохо" исправить.
    Два слова о том, как я начал работать над своим голосом. Двадцать лет, четырнадцать преподавателей и далекая, несбывшаяся мечта – вот результат моей учебы. Тогда, как говорят на востоке, я положил перед собой папаху и стал думать. Конечно же, вновь перечитал ранее прочитанное. Разумеется, прочитал нечитанное. Но, не нашел ничего, что могло бы мне помочь. Мне было жаль потерянных двадцати лет, значит, мне нужно было во всем разобраться самому. К тому же, с первых дней занятия пением, в будущем, я мечтал стать преподавателем. Необходимо было разобраться в пении досконально, и настолько глубоко, чтобы уметь объяснять ученикам свою мысль точно и ясно.
    Папаха, лежащая там, куда я ее положил, требовала четкой концепции, которой можно было бы следовать. Я хорошо помнил все, что говорил и требовал каждый из моих преподавателей. Но, ясности не было. Одни «почему». Ища ответ и пытаясь логически связать ответ на каждое «почему», я пришел к выводу, что никаких национальных вокальных школ нет. Есть индивидуальная работа педагога. То, что называют «Итальянской», «немецкой», «русской» и прочими школами, имеют в своей основе народное пение, влияние языка и традиций. Например: на «немецкую» школу имеет влияние тирольское пение, а отличительной особенностью является фальцетно-микстовый верх, и касается только теноров. «Русская» - отличается более открытым звучанием – влияние языка и народного пения. Что касается итальянцев, то среди них можно встретить представителей любой школы.
    Итак, папаха ждала. Для ясности, я решил разделить пение на составные части.
    На исполнительство и технику. Появилась хоть какая-то определенность: чтобы хорошо исполнить произведение, певец должен уметь выполнить указанные требования. «Сортировка» требований (нотного материала), показала, что необходимо еще одно деление: звукообразование и голосоведение.
    Вслушавшись с этой точки зрения в пение «самых-самых», я заметил, что у одних то, что называют «опорой», сильнее, прочнее, у других слабее. Если у первых, прочность слышится от нижних нот до верхних, то у вторых, только на верхней части диапазона.
    Первые, нижние звуки формировали точно таким же образом, как и верхние. У вторых, отчетливо слышалась разница: на нижних звуках не было той глубины, что у первых. Значит, нижние звуки можно формировать по-разному. Потратив немало времени и сил, я добился-таки прочного звукоизвлечения (звукообразования) на нижних нотах.
    Нашелся ответ на вопрос, что такое «переходные ноты» - это изменение «манеры» звукообразования.
    Теперь, когда с общей теорией был относительный порядок, можно было подумать и о качестве звука. Каким же должен быть звук?
    Мне ничего не оставалось, как вслушиваться в производимые звуки. Из-за внимательного вслушивания в звук, постепенно стали различаться детали, элементы звука. Возникающие при этом


Выберите из списка
2012
2012