Top.Mail.Ru
Использование метода проектов в школе

Использование метода проектов в школе

Уважаемые учителя, аспиранты, работающие в школах!
Я исследую использование метода проектов в школе. Прошу помочь в сборе информации и ответить на вопросы ниже. Просто укажите номера ответов. Ответы можно оставлять на конференции или слать на адрес #. Если у кого-то есть похожий опыт — также буду благодарна, если поделитесь.

  1. Я считаю, что метод проектов:
  2. влияет на индивидуальный прогресс учащихся и его (метод проектов) целесообразно использовать на уроках, начиная с младших классов,
  3. можно использовать в школе, но для старших классов,
  4. школе использовать его рано, т.к. слишком затратно по времени, а отдача мала,
  5. (Ваш вариант)
  6. Я считаю, что индивидуальный прогресс учащихся:
  7. надо бы стимулировать, но не вполне знаю как,
  8. идет сам по себе согласно школьной программе,
  9. надо стимулировать, и я это делаю методом (_____)
  10. другой вариант)
  11. Я считаю, что педагогическое сопровождение:
  12. надо специальным образом организовывать, чтобы эффективно влиять на результативность и прогресс учеников,
  13. существует в силу присутствия учителя на уроке,
  14. я использую в виде (____)
  15. (другой вариант)
  16. Я использую новые разработки и методы:
  17. когда вижу в этом необходимость,
  18. когда спущено сверху администрацией,
  19. для повышения своей категории,
  20. (Ваш вариант)
  21. Для прогресса учеников я использую методы: (ваши варианты)
  22. Сколько в среднем времени у вас уходит в процентах на виды работ в месяц?
    Виды работ (укажите %)
  23. Подготовка и проведение уроков
  24. Проверка заданий, ведение школьной документации
  25. Внеклассная работа (факультативы и пр.)
  26. Обязательные мероприятия (заседания, педсоветы, собрания. аттестации и пр.)
  27. Работа с родителями
  28. Работа с коллегами, обмен опытом, публикации (в т.ч. на конференциях, в методобъединениях, в соцсетях и пр.)
  29. Самообразование, совершенствование методов работы, поиск новинок
  30. Разработка новых методик, программ, внедрение в свою работу и т.д.
    ИТОГО 100%
    Спасибо за сотрудничество!:)
1750
Комментарии (40)
  • 2 июля 2011 в 13:25 • #
    Лев Штернберг

    Екатерина, извините мне, что я не отвечаю на ваши вопросы, но хочу спросить. Я не учитель и не работаю в школе. Но я долгое время прожил в Германии, сам работал репетитором и наблюдал проекты, которыми заняты немецкие школьники.
    И мне сейчас вообще не понятно, что называют "проектом" российские учителя. В России есть такая манерочка: вполне официально применять иностранное слово, смысл которого изначально был совершенно другой.
    Учебный проект в западном понимании - это что-то вроде диссертации, или дипломной, или курсовой работы. Это когда учащийся сам себе выбирает тему, сам себе намечает пути ее реализации, сам выискивает информацию по данному направлению и сам оформляет результаты своей работы. Проекты как правило предполагают некую ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность с реальным результатом, который может быть даже продолжит свое существование и без своего зачинателя, а не только заучивание некоторой суммы знаний. Например, школьный театр, выступающий по детским садам. В объем этого проекта входят и организация репетиционного помещения со всей электроаппаратурой, и оформление документации, и привлечение спонсоров, и актерский тренинг, и детская драматургия - то есть в подобном проекте могли бы защититься сразу несколько учащихся. Может быть пример и помельче: фотовыставка на тему "Разные дети разного мира" - это вполне по силам одному ученику.
    Так понимаются школьные проекты на Западе. А как понимается это слово "Проект" тут, в России? Судя по вопросам, которые вы назвали, понимается совсем не так, как там.

  • При полнейшем согласии позвольте сделать еще небольшую добавку.
    "Проект" так же предполагает как минимум два вида коллективности. Главным образом потому, что за счет проекта нужно изменить существующую ситуацию.
    В случае индивидуального движения (типа диссертационной работы) коллективность организуется на обсуждении индивидуальных движений (методическая рефлексия) - т.е. на ситуацию смотрят с разных сторон и корректируют индивидуальные траектории.
    В случае общей коллективной работы в "производственном процессе" предполагается наличие нескольких специалистов разных специализаций, набор которых только и способен справляться со сложившейся ситуацией.
    Учебный смысл проектной работы состоит в наработке навыков коммуникации и соорганизации с представителями "других" точек зрения.

  • 3 июля 2011 в 14:54 • #
    Валерий Меренков

    Забавно. Не знал что на западе при подготовке "проекта" "учащийся сам себе выбирает тему, сам себе намечает пути ее реализации". У нас в инструкциях для аспирантов сказано, что Тему диссертации, её цели и пути их достижения определяет Научный руководитель. Неужели мы так отстали от всего мира в формировании самостоятельности молодых людей?

  • 3 июля 2011 в 15:54 • #
    Лев Штернберг

    Мы не просто отстали, мы вообще не в ту сторону идем.
    На западе четыре года начальной школы детей только тому и учат, что выдвигать предложения и вместе с классом планировать пути их реализации. Каждый день начинается с вопроса учителя "Ну, и чем вы хотите заняться сегодня?" Планы, которые российские учителя пишут за год заранее, немецкому учителю и в кошмарном сне не снились. Немецкому учителю будет абсолютно чихать, если в третьем-четвертом классе ученик не умеет элементарно соединять буковки - не это является ценностью для западной педагогики. Ценность - это то, что хочется делать самому ребенку. И задача педагога - помочь ребенку это сделать. Это не значит, что учитель будет объяснять ученику, как это делается. Учитель подчас и сам не разбирается в некоторых детских предложениях. Но учитель учит искать информацию, пользоваться общественными связями, то есть учит ученика учиться самостоятельно. Четыре года начальной школы детям не ставят никаких оценок, а в характеристике отмечают, как ребенок сотрудничает с другими детьми.
    То есть когда на Западе речь идет об учебных проектах в старшей школе (реальная школа или гимназия), то это лишь продолжает традицию начальной школы. С той лишь разницей, что проекты старшеклассников поставлены все-таки ближе к научным дисциплинам, и есть некоторые наборы формул, понятий и законов, изложенных в учебниках, и этот минимум обязателен для всех, за него ставится оценка и именно этот минимум входит в немецкий "ЕГЭ". Однако ни одному немецкому учителю не придет в голову натаскивать учеников на этот минимум.
    "Хочешь - учи. Не хочешь - не учи. Твоя жизнь, ты ею и распоряжайся. Но знай, что от того, как ты сейчас, в школе, распорядишься своей жизнью, зависит всё твое будущее."
    Так вот , знания из учебника - это минимум, которым немецкие учитель и ученики занимаются мимоходом, типа проснувшись зубы почистить. Занимаются же там в основном именно проектами, о которых потом ни в одном тесте или в "ЕГЭ" даже не упомянется, ведь проекты у всех учеников разные, собственные.
    Я много раз наблюдал, как русские дети-эмигранты, приехав из России-Украины классе в 6-9 и имея знания, которые в Германии даже в институтах не преподаются, вдруг оказывались беспомощными в таком стиле работы. Наши школьники не умеют ставить цели, не умеют искать разные решения, не умеют реализовывать свои задумки. Единственное, чему учит российская школа - это тысячи формул и полное подчинение чужому дяде, чаще тете.

  • 5 июля 2011 в 13:53 • #
    Валерий Меренков

    Мне сложно с вами спорить: я не только не имел случая познакомиться с Германской системой образования, но и Российскую-то знаю лишь частично: практически не выезжаю из Смоленска - города консервативного, коррумпированного, и хотелось написать "патриархального", но у нас в Западной России правильнее писать о Матриархальности.
    Не думаю, что Западный путь правильнее Российского. Я считаю, что Резистентность: умение сопротивляться внешним воздействиям - очень важное качество для молодого человека. Если бы Европейская система формирования самостоятельности была эффективна, странам ЕЭС не пришлось бы завозить рабочих из Турции и Арабских стран, а специалистов из стран с авторитарной системой образования. В конце концов, наш ребёнок должен не просто научиться общаться,а должен научиться встраиваться в иерархическую структуру общества, и должен научиться завоёвывать себе место в ней. Ведь пособие по безработице в Германии выше, чем зарплата учителя в России. И авторитарный стиль руководства всего лишь - способ оградить молодого человека от бессмысленной траты сил при осуществлении бесперспективных проектов. У нас смыл имеют лишь 2 занятия: ИЛИ ПОБЕЖДАТЬ, ИЛИ ОТДЫХАТЬ. Остальное - пустое растрачивание жизни.

  • 5 июля 2011 в 16:38 • #
    Лев Штернберг

    Страны ЕЭС не ввозят себе рабочих из Турции и Арабских стран. Потому что в странах ЕЭС и без турков огромная безработица. Однако страны ЕЭС не могут и запретить туркам приезжать, потому что это оговорено европейскими законами. Вот турки и едут сами, никто их не ввозит и не зовет. Кстати сказать, большинство турков в германии сидит на пособии. А немцы работают.

    Побеждать без собственного желания? Из-под чужой палки? Вы шутите наверно. Опишите мне хоть одно достижение вашей взрослой жизни, которого вы достигли без собственного желания и через самопринуждение. Не думаю, что вы хоть что-то назовете. Всё, чего вы добились, было следствием только вашего собственного желания. В противном случае вы не добились ничего.

  • 10 августа 2011 в 11:18 • #
    Александра Елатомцева

    Мне кажется, что у нас несколько другая порода людей. Если, например, у нас в школе задать вопрос:"Ну, и чем вы хотите заняться сегодня?", то, скорее всего, большинство учеников постарается просто сорвать урок или предложат пакость или развлекательную программу.. И неизвестно сможем ли мы измениться в ближайшее время. Я в этом сильно сомневаюсь.

  • 10 августа 2011 в 14:36 • #
    Лев Штернберг

    То есть, получается, что у наших школьников нет ни интересов, ни дел, ни увлечений, которые они с удовольствием выполняли бы самостоятельно или небольшими группами во время уроков, и единственное на что они способны по собственному желанию - это попакостить? Так кого же мы растим? А как же былые кружки в домах пионеров и в домах культуры? Почему там дети не срывали занятий и не пакостили?

  • 11 августа 2011 в 14:13 • #
    Александра Елатомцева

    Они и сейчас есть, такие дети. Только их не так уж много.
    И они как раз и ответили бы что то дельное на выше указанный вопрос. Но к сожалению, большинство их бы не поддержало.
    И кружки, и дома детского творчества тоже есть. Спортивные посещают многие, а остальные все те же избранные и наиболее интеллектуально развитые.
    У нас в прогимназии много кружков, есть секция карате, бассейн. Но все равно многие дети предпочтут просто беситься, чем развивать интеллект.

  • 11 августа 2011 в 14:54 • #
    Лев Штернберг

    Ах, я не знаю более благоприятного места для бесения, чем театральная студия. Однако если театральную студию ведет чопорная, "благопристойная", скованная дамочка, то я не знаю, что может быть на свете скучнее такой театральной студии. Вероятно, очень-очень многое зависит от личности педагога, от его собственных способностей и от установок. Я вам так скажу, я бы и сам не пожелал "развивать интеллект" в том ключе, как это у вас сейчас прозвучало - ни сейчас, будучи взрослым, ни в детстве. Развивать интеллект - это не дело, это не деятельность, это не занятие, это не творчество. В детстве я с удовольствием бесился. И на мое счастье мне попались (или я им попался) взрослые люди, которые умели беситься тонко, на тему, продуктивно, позитивно. К сожалению, современная школа таких педагогов категорически отторгает из своих кадров, даже если они нечаянно там оказались. Школа строго регламентирована, методики формируются по принципу репродуктивности, "воспроизводимости" - чтобы у каждого учителя получалось одинаково, всё как у всех. Искоренение творческих импульсов оказывается чуть ли основной целью всей образовательной системы. Даже если творчество и упоминается как позитивная задача, то непременно в строго ограниченных рамках и опять же по принципу "как у всех, одинаково". Не знаю как вы, но будь я школьником - я бы в таких условиях взбесился, причем совершенно непродуктивно и даже, может быть, асоциально.
    Однозначно, чтобы менять систему образования и воспитывать иную породу людей - надо прежде всего менять кадры.

  • 11 августа 2011 в 15:12 • #
    Лев Штернберг

    Да, и еще важный момент.
    Западные дети поначалу ничуть не отличаются от российских. А если по-честному, то - отличаются в очень "отрицательную" сторону. Они не знают запретов, не знают наказаний, окриков, надзора. Приходящие в первый класс детишки - просто бешенные, таких детей российский учитель не выдержал бы. И всю начальную школу, четыре года, учителя занимаются именно тем, что учат детей не просто беситься, а беситься с умом, развивая при этом интеллект. Учат самоорганизовываться (что отнюдь не значит "подчиняться" и "сдерживаться"). Учат ставить себе задачи.
    Российские учителя этому детей не учат, а потому дети этого и не умеют. Потому у нас, как вы сказали, "порода людей такая".

  • 11 августа 2011 в 19:09 • #
    Александра Елатомцева

    На счет учителей и их манеры работать я с вами совершенно согласна. Любое проявление яркой, живой индивидуальности воспринимается как грубое нарушение правил. Отсюда конфликты, срывы, отсутствие желания идти в школу.. Доходит до абсурдного: даже на огоньках, где детям положено беситься, начинается обучение и четкая организация.
    Понятно, что это не ушедшие пока традиции советской, марширующей и салютующей школы. Но хуже то, что мало кто из педагогов и руководства это понимает и поэтому нет никого по настоящему желающего кардинально что то поменять.
    И еще.) У нас тоже стали появляться дети, приходящие в сад или в 1 класс в бешеном состоянии. Правда их, конечно, не учат правильно беситься.

  • 3 июля 2011 в 16:12 • #
    Лев Штернберг

    Вы, Валерий, наверное не очень себе представляете, что значит на западе ювенальная юстиция и как она влияет на педагогическую философию. Родителям и учителям категорически ЗАПРЕЩЕНО принуждать ребенка к тому, что он делать не хочет. Не хочет учить математику - и не надо! После начальной школы спокойно пойдет в основную школу, а потом пойдет работать, это тоже нормально для человека. Не захочет идти работать - и не надо! Некоторое время ему поплатят пособие, а потом посадят на голодный паек. Не захочет работать и в этом случае - это его жизнь, может жить и на улице.
    Родителей в случае принуждения лишают родительских прав, а учителя увольняют как профнепригодного. И как выясняется, в такой системе западные дети вовсе не желают бездельничать. С удовольствием бездельничают только эмигрантские дети, которые привыкли всё делать из-под палки и которые норовят при любой возможности отлынить от чужих заданий.

  • 5 июля 2011 в 13:56 • #
    Валерий Меренков

    Я не уверен, что без принуждения можно научить молодого человека преодолевать себя.

  • 5 июля 2011 в 16:00 • #
    Лев Штернберг

    Преодолевать себя? Это когда "не хочу, но делаю"? Вы правы, без принуждения это наверное невозможно. У нас потому весь народ делает то, что не хочет, по-другому не умеет.
    Западный народ делает то, что хочет. Чувствуете разницу в подходах?

  • 5 июля 2011 в 16:22 • #
    Ирина Горячёва

    Вы обсолютно правильно рассказали о методе проектов в современной российской школе. Эти проекты выполнятся как группрй учащихся. так и одним ребенком. Мне кажется, что данные вопросы немного уводят читателя от основного в этом методе.

  • 2 июля 2011 в 16:36 • #
    Валерий Меренков

    1. (3). Нельзя сказать, что метод неэффективен, но времени на него требуется в 3-4 раза больше, чем обычно предусматривается программой.
    2. (4) Идёт сам по себе согласно его биологическому взрослению. Учитель должен лишь разъяснять неясные ситуации и предостерегать от доверия ложным авторитетам.
    3. (1-4) Требует особой подготовки учителя. И не должно осуществляться неподготовленным педагогом.
    4. (4) Когда вижу возможность их применить.
    5. Индивидуальную работу.
    6.
    1)61%
    2)0% - делаю всё на уроке
    3)0%
    4)1%
    5)2%
    6)1% -
    7)30%
    8)5%

  • 3 июля 2011 в 13:56 • #
    Оксана Савватеева

    Учитель действительно должен быть теоретически подготовлен к этой деятельности.Я считаю,что её нужно начинать в начальной школе.В этом учебном году я впервые использовала метод проэктов, с учениками 2 класса был поставлен спектакль по сказке "Теремок" С.Маршака. Всё что зависело от меня , я выполнила. Дети и родители все довольны! Но есть одно большое "НО" ,если бы не наша нищета......Не было музыкального сопровождения и декораций. А это печально.....

  • 18 июля 2011 в 18:02 • #
    Екатерина Исраилова

    :))) вот, вот... постановка спектакля С. Маршака ! - конечно же ПРОЕКТ!!!ныне очень модно приурочить к ведению проектной деятельности вообще все подряд. И что великолепно, что в теории и на бумаге это очень даже ладненько смотрится. Странно толлько, что этоа супер иннавационная форма проходила под иными названиями:это называли просто самодеятельностью, позже- театрально-постановочной деятельностью детей под руководством учителя, немного позднее это стало модно называть коллективно-творческим делом, ( короче, как говорилось в фильме "он же Гога, он же Гера, он же Гоша..."а вот теперь можно обозвать модным словом "ПРОЕКТ", обставить все соответствующей макулатурой и ...- ву а ля, вы занимаетесь внедрением инновационных технологий в заплесневелое российское образование

  • 4 июля 2011 в 11:24 • #
    Ирина Чапкевич

    Спасибо за предложенную тему.Рада помочь колллеге в сборе информации.
    1.1
    2.4 по-разному
    3.1
    4.1
    5 индивидуальная работа
    6.1.20% 2.10% 3.10% 4.10% 5.10% 6.10% 7.20% 8.10%
    Интересно было почитать пор немецкий опыт

  • 4 июля 2011 в 21:11 • #
    Svetlana Pitkova

    1.1;
    2.3 - раздаю стики;
    3.3- обмена информацией;
    4.4.- когда их нахожу;
    5. поощрения;
    6. 1-20%, 2- 10%, 3- 5%, 4- 5%, 5-10%, 6-5%, 7- 25%, 8-20%

  • 10 июля 2011 в 23:59 • #
    Печникова Екатерина

    После прочитанного о зарубежном подходе к образованию, многое становится понятно.В России ,как всегда, хотят соединить всё: и своё обучение "из под палки" с методом натаскивания и перекинуться на зарубежный опыт,который в полной мере у нас никогда не пройдёт,т.к. мы не перестроились и полной свободы нет у учителя,а о какой свободе ученика может идти речь.Метод проектов-это своеобразный инновационный подход к обучению.С одной стороны его нужно (даже обязательно нужно)вводить,с другой стороны все вводят по-своему.Я ввожу метод проектов с первого класса,не знаю насколько это близко к идеалу,но как проект будет называться и каким образом выполняться выбирают дети,согласно учебному плану(естественно).Ребятам очень нравится.

  • 12 июля 2011 в 17:06 • #
    Наталья Валерьевна Шилина

    Мы со студентами выявляли как можно использовать метод проектов при математическом развитии младших школьников. И пришли к выводу, что и на уроках математики в начальных классах и во внеурочной деятельности метод проектов позволяет организовать познавательный процесс так, что каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, творчество и у детей при выполнении проектов формируются устойчивые математические представления по исследуемой ими проблеме. И что очень важно уже в младшем школьном возрасте дети занимаясь исследованиями по определенной теме учатся получать информацию из различных источников, учатся выстраивать логику и последовательность своего исследования, учатся формулировать гипотетические предположения и их доказательство. Эта тема важна и Действительно нужно четко определиться, что значит "Метод проектов" и что значит "Организовать проектную деятельность детей в процессе обучения" и как это связано с организацией исследовательской деятельностью детей. Многие учителя эти понятия отождествляют

  • 12 июля 2011 в 19:28 • #
    Владимир Стебнев

    интересно какие темы проектов можно предложить ученику 3-4 классов-"рядовому"

  • 15 июля 2011 в 22:23 • #
    Печникова Екатерина

    По предмету "Окружающий мир" очень много тем (авторы Г.Г.Ивченкова и И.В.Потапов)

  • 30 августа 2011 в 16:55 • #
    Владимир Стебнев

    vj;yj edbltnm rfrjqnj dfhbfyn ltncrjuj ghjtrnf

  • 20 августа 2011 в 10:35 • #
    Наталья Валерьевна Шилина

    Темы проектов для учащихся младших классов:
    1. Этот удивительный квадрат.
    Ребенок изучает свойства квадрата и анализирует как эти свойства используются, предлагает свои варианты использования свойств этой фигуры
    2. Как можно использовать форму пирамиды
    3. Мой школьный портфель
    и т.п.

  • 20 июля 2011 в 12:59 • #
    Екатерина Исраилова

    Опираясь на тот факт, что ведение проектной деятельности предполагает хотя бы мало мальское владение навыкамии научно-исследовательской самостоятельной деятельности, диву даешься,насколько передавое наше российское образование, потому как только у нас возможно внедрение данной2 инновационной технологии не только в старшей и средней школе, но и в младших классах. Да что там в младших классах... вот пришлось мне поработать в детском саду, так и там проекты. И без них никуда. Если воспитптель не прописал его использование , то ему не полагается стимулирующей надбавки к зарплате. Смешно, ей богу, будто у нас вообще никаких эффективных методов и технологий не существует... Вот и получается анекдотическая ситуация, что проектной деятельностью занимаются дети уже с ясельного возраста(и это я ни капельки не утрирую), так что ко времени поступления в школу они уже должно быть асы. Только почему вот качество российского образования при этом неуклонно падает...

  • 10 августа 2011 в 14:01 • #
    Лев Штернберг

    "Только почему вот качество российского образования при этом неуклонно падает..."
    --------------------
    Это зависит от того, что вы называете "качеством образования". Если вы подразумеваете оценки за знание грамматики, то введение метода проектов способно лишь ухудшить эти оценки и это знание грамматики. Ведь время на проект школьник должен откуда-то взять, и отрывает он это время конечно же от заучивания правил, а не от собственного сна и не от развлечений. А если бы "качеством образования" вы называли бы реально написанную школьником и реально изданную школьной типографией книжку стихов, например, то оценки были бы совсем иные. Один школьник получил бы оценки за стихи, другой - за орфографическую корректуру этих стихов, третий - за художественное оформление книжки, а четвертый - за организацию школьной типографии. Это было бы другое образование, не нынешнее, с другими критериями качества.

  • 19 августа 2011 в 10:45 • #
    Екатерина Исраилова

    Я не могу не согласиться, что метод проекта, может быть весьма эффективным, НО !, 1), только лишь при условии существования и попутного использования и других методов и технологий, позволяющих активизировать оставшиеся в пассиве (по причине универсально используемого проектного метода) мышц образовательного продукта;
    2)при условии творческого подхода в использовании проекта не только со стороны учеников, но и, конечно же , преподавателей,
    при отказе от его формального применения по причине того, что использование Проекта стало в российском образовании обязательно-принудительным, при отсутствии таких же санкций к другим методам и технологиям;
    3) при условии отказа от излишнего « кутания» любого маломальского проекта в одежды сопроводительной документации (О, бог инноваций и изобретений! Когда же ты что-нибудь новенькое предложишь для наших проверяющих органов?!)
    Что касаемо моего понимания «качества образования». Оно , в принципе соответствует определению понятия «качества»( СОВОКУПНОСТЬ свойств и признаков, определяющих соответствие образцу, пригодность к чему-л.), применимого к образованию. Да, я за творчество и самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, но грамматика с элементарными вычислительными навыками тоже должны быть на определенной высоте, для меня это тоже одни из критериев общей культуры)

  • 19 августа 2011 в 14:45 • #
    Лев Штернберг

    "для меня это тоже одни из критериев общей культуры"
    ----------------------------
    Да, понимаю. Для вас это один из критериев общей культуры. Жаль только, что вы, учителя (вернее, сама педагогическая система), забыли при этом спросить у учеников, что сами они считают критериями. Вы свои критерии навязываете всему обществу, в то время как культура-то у общества вовсе не общая, а очень-очень разнообразная.
    Представьте себе, например, что я, профессиональный актер, лауреат многих чтецких конкурсов, вдруг начну утверждать, что школьные учителя литературы в массе своей бескультурны в литературе и совершенно не владеют умением декламации. Формально я буду прав, ибо в этом случае оценю учителей-литераторов по своим критериям. Так же я могу заявить о бескультурности учителя, мямлящего очередную тему перед спящим классом - как можно! учитель не владеет элементарным умением привлечь внимание, быть интересным! И в моих критериях при этом никак не будет значиться, сколько дат и имен помнит этот вялый учитель. Бескультурный, и всё тут.
    Вот и получается - культура у нас разная, и критерии у каждого свои. Забавный факт, что верхушка образовательной системы старательно заставляет учителей прислушаться наконец не к собственным учительским критериям, а к пожеланиям и критериям учеников, хотя бы старшеклассников. Так нет, учителя стоят стеной, ибо для них нет ничего важнее собственных критериев.

  • 19 августа 2011 в 17:25 • #
    Екатерина Исраилова

    Ну вот... Увы . Вы оказались любителем поспорить. Спорщики ,как правило, глухи на одно ухо и слепы на один глаз. Надеюсь эти недуги не Ваши.
    Ключевые слова в моем определении качества "ОДНИ ИЗ..."
    Воспользуюсь мещанским образом колбасы. :) - Вот так вот культура и колбаса.Супер!
    Конечно же соблюденный критерий состава мяса в этом продукте весьма важен,однако критерии соблюдения технологии, добавки специй и т.д., согласитесь, тоже нужны , Иначе же это не колбаса.

    Я-то как раз яростная сторонница реформ в образовательной Российской системе. Я в своей, хотя и пока еще не слишком долговременной педагогической практике, стараюсь опробывать всевозможные инновации. Однако, в силу практической направленности моей деятельности, до недавнего времени, могу убедиться в косорукости нас-инноваторов.( И ,кстати, полностью соглашусь с Вашим взглядом на узость и малочисленность критериев профессионализма учителей.
    С уважением.

  • 19 августа 2011 в 18:03 • #
    Лев Штернберг

    Я не пытался задеть Вас лично, Екатерина. Я знать Вас не знаю, и Ваших педагогических установок тоже, поэтому я никак не покушался на Вашу персону. Извините, если это ненароком мелькнуло в моих словах.
    Однако согласитесь, что... Собственно, Вы уже согласились, чего повторяться.
    Да, Вы правы, я действительно "любитель поспорить" на эту тему. Как видите, в этом топике меня тут через раз, хотя автор темы вовсе и не я. Так случилось, что я в свои школьные годы так эту школу невзлюбил, что через много лет вернулся в нее из другой профессии, с целью эту систему изменить. Вот один из путей, который я выбрал: http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/2/2.html. Вроде бы это всего лишь урок по чтению. Но это совершенно иная педагогическая технология, с совсем иными образовательными целями. (Нет, в этом видеоролике не идет речи о проектах).

    Образ колбасы и ее стандарта очень хорош. Только я смотрю на стандарты несколько с иной позиции. Все ученики очень разные, кто-то питается морковкой, кто-то пирожными, кто-то любит рыбу... Вкусы порой зависят не просто от капризов и разбалованности, а от индивидуальных особенностей пищеварения, от личной химии каждого человека. Разные потребности у разных людей. А школа предлагает ученикам только колбасу. И если вдруг ученик просит клюкву, то школа говорит: "Нет, клюква не соответствует стандарту колбасы". В лучшем случае учитель оказывается способен предложить ученику колбасу с вкраплением ягодок клюквы. Учителя называют это педагогической инновацией.
    Буду рад, если Вы, Катерина, согласитесь с таким поворотом образа.

  • 19 августа 2011 в 21:56 • #
    Екатерина Исраилова

    Не стоит извиняться, я по природе вовсе не обидчивый,касаемо себя, человек. А вот мне с учителями как раз то повезло. Быть может потому, что главными моими учителями были мои родителя: мама учитель начальных классов и вечный новатор, и папа - физик, так и не смогший ужиться в системе из-за своей несистемности. Ну и вышла я - уже не мыслящая себя вне образования, и ненавидящая ее стереотипность всеми фибрами своей души. Тоже ищу пути. Поработала в школе, поработала в саду - и там, и там успешно.Давала мастер-классы по проектной деятельности , открытые уроки по обмену опытом, видела талантливых учителей, но так придавленных системой... Хочется масштаба, что ли... вот сейчас устроилась в управление образованием, чтобы узнать эту машину изнутри, а ,быть может, что-то и менять. ( стыдно, наверное, в такие годы оставаться идиалистом).Вопрос то не шуточный: либо мы ее реформируем, либо она нас окончательно деформирует.
    Так что мы чем-то похожи.

    (А Ваша система по обучению чтению показалась очень интересной. И это не из соображений - дабы "не нападайте на меня", а так как есть. Уже осваиваю ее на сыне без пяти мянут первокласснике и дочери четырех лет)

  • 19 августа 2011 в 22:45 • #
    Лев Штернберг

    На ловца и зверь бежит ))). Именно для четырехлеток мои игры и хороши. Раньше - слишком сложно, позже - слишком просто. Ваш сын пощелкает мои ребусы как орешки, не напрягаясь. Девочке очень кстати окажется и математика. http://www.rebus-metod.com/shop/page/6 Взгляните этот раздел, там есть пара хороших находок.

    И вот тогда Вы увидите, что заниматься надо вовсе не заучиванием буковок, но - развитием психофизики ребенка. Его внимание, память, ритмичность, слух, артикуляция, комбинаторные способности - вот что должно быть целью образования, а не бесконечное количество знаний. Ну, я надеюсь, что Вы это увидите в моих игрушках...

  • 20 августа 2011 в 00:24 • #
    Лев Штернберг

    Катерина, я видел ваши комментарии к видеоролику. Вы, вероятно, еще не добрались вот до этого сайта http://www.rebus-metod.com, и вот до этой статьи http://www.rebus-metod.com/shop/page/18. Наверное при чтении статьи Вас ожидает небольшой шок, как всё запутано-перепутано. Но зато вы увидите, что МА-СКА или МАС-КА оба неправильны с точки зрения исходного старославянского слогообразования. МА-СЪ-КА - все слоги в старославянском считались открытыми, и безударная "еръ" тоже была гласной. Принципы устного русского языка за тыщу лет почти не изменились, а теорию письменности тыщу раз успели изменить.

  • 20 августа 2011 в 16:43 • #
    Екатерина Исраилова

    Ну тут, Лев , позвольте с Вами не согласиться. Орфоэпические нормы языка тоже подвижны и , пожалуй, не в меньшей степени( а то и в большей)
    Так практически бесследно исчезли носовые гласные. Процесс естественной замены редуцированных гласных в сильной позиции на полноценный гласный звук( простите мне использование привычной мне терминологии) отразившийся еще задолго реформы 20- века в памятнимках древнерусской письменности - тому пример.
    Думается, что слогообразующая роль редуцированного звуков в слабой позиции действительно утрачивалась постепенно. Доказательство: в стихосложении уже 18 века слоги со слабыми редуцированными уже не учитываются что млжно заметить при определении размера. Т.е подобные слоги - как ритмообразующая единица слова уже не выделялись.
    ну а в настоящее время используемый и доступный всякому в школе принцип определения слогограницы - скандирование - и подавно не позволит выделить слог -СЪ- в слове маска.
    Так что я относительно слогоделения сторонница принципа возрастающейзвучности.

  • 20 августа 2011 в 17:39 • #
    Лев Штернберг

    ОК, не возражаю. Это и впрямь дела давно минувших дней, даже лет, даже веков. И на три слога делить слово МАСКА я не призываю. Два так два. Однако настаиваю ))), что звука три.
    Судя по Вашей оговорке ("простите мне использование привычной мне терминологии"), статьи мои Вы прочитали и они, на мое удивление, протеста у Вас не вызвали. Вы очень редкий учитель, Катерина. Большинство учителей говорят что это - бред и ересь. Если бы не практические результаты Ребус-метода и Слогофона - я бы и нажежд не имел бы учителей образумить. А так потихонечку эти методики расползаются по стране, а вместе с ними и идеи нового образования. Правда ведь, это здорово, когда ребенок сам хочет учиться , и сам умеет учиться?

  • 22 июля 2011 в 12:32 • #
    Козина Елена

    Замечательно, что метод проектов вызвал такую дискуссию среди коллег, но к сожалению из этой же дискуссии видно, насколько мало известно о методе, от этого возможно и споры. Особенно прослеживается взгляд на метод как на зарубежный, чуждый и несовместимый с нашей системой образования. Поскольку я при подготовке диссертации познакомилась с темой поглубже, хочу предложить ссылку на свою статью ftp://lib.herzen.spb.ru/text/kozina_113_131_136.pdf
    Надеюсь она будет интересна и полезна коллегам. Но если коротко, то мое мнение, что умение работать над проектом необходимо каждому из нас и учить этому надо начинать как можно раньше. Но при обучении он не должен быть главным и основным. Это требует иных условий и навыков у самого педагога. Лучше всего использовать его во внеклассной работе, параллельно с обучением. Нашу систему надо сохранять, а то, что дало эффект, брать на заметку и вводить по мере сил.

  • 27 июля 2011 в 21:32 • #
    Печникова Екатерина

    Спасибо, действительно информация интересна и полезна.