Кто должен воспитывать учеников: родители или школа?

Кто должен воспитывать учеников: родители или школа?

Российское законодательство прямо указывает, что воспитание детей — задача не только образовательного учреждения, но и родителей. Однако в России есть много семей, вполне благополучных, которые почти не участвуют в жизни ребенка.
Аналогичная ситуация сложилась и на Западе. По данным журнала «Директор школы» (№ 3 (156) 2011 г.) http://www.direktor.ru/issue.htm?id=13, в США примерно треть всех родителей не занимается воспитанием подростка, не интересуется его успехами в школе. Одновременно растет недовольство участием школы в жизни учеников. В Дании и Японии это привело к увеличению числа судебных исков, подаваемых на образовательные учреждения.
Как вы думаете, почему развитые страны столкнулись с такой проблемой, как нежелание участвовать в воспитании детей? Можно ли изменить сложившуюся ситуацию в России? Кто, по вашему мнению, должен заниматься воспитанием: школа или семья? Целесообразно ли внедрение в России таких инструментов работы, как визит педагога в семью учащегося, посещение родителями уроков, создание совета школы?

8054
Комментарии (28)
  • 22 апреля 2011 в 10:40 • #
    Ольга Неклеса

    Откройте любую школьную программу,на мой взгляд отделы образования берут на себя неоправданно много: "Формирование чувства вины и стыда ,как основы морали" поставило меня в тупик.
    Пример http://nmc.3dn.ru/metod_otdel/Primernaia_obraz_progr.pdf
    Открытые уроки приветствую,в мое время были такие.
    Визит в семью педагога - весьма спорный момент, смотря с какой целью.У моих учителей всегда была такая возможность,но не было надобности ею пользоваться.

    "Нежелание участвовать в воспитании детей" - думаю,такой проблемы нет.Есть проблема "неумения",отсутствия возможности и мотивации.
    Родители низведены до уровня обслуживающего персонала,который, если что,можно и поменять.

    Совет школы может иметь смысл,если он законодательно оформлен ,имеет свой устав,иначе любое его решение,если оно не понравится кому-то из вышестоящего руководства может быть объявлено неправомочным.

  • 9 мая 2011 в 00:47 • #
    Елена Юрьевна Иванова

    "...Визит в семью педагога.." Простите, а зачем к педагогу в семью приходить? И кто будет навещать семью этого самого педагога?

  • 19 июня 2011 в 18:57 • #
    Лидия Марущак

    В советское время была такая форма работы с семьёй: педагоги посещали семьи своих подопечных. Часто эта форма работы была продуктивной:знакомство с родителями в неформальной обстановке. контроль режима дня ученика, проверка его рабочего места, условий проживания. Педагог был реальной фигурой, способной дать индивидуальные консультации родителям, помочь ученику в обучении самоорганизации. Но сейчас другое время : век "железных дверей" и сигнализации. Семья закрылась от всех, школа тоже предпочитает видеть детей преимущественно на занятиях, а родителей на собраниях. Возврата нет. Нужны новые формы работы. Кстати, Интернет отчасти замещает эту нишу ( педагоги общаются с родителями и детьми в виртуальном пространстве), но не у всех есть для этого материальная и интеллектуальная база.

  • 20 июня 2011 в 09:22 • #
    Надежда Казанцева(Ионова)

    Я не понимаю зачем учителю ходить в семью? Это родитель должен прийти в школу и поинтересоваться как успехи у его ребёнка, как и чем он может помочь ему.А то складывается такое впечатления что только учитель должен заботиться об ученике поскольку ему зарплату за это платят.По мнению большенства родителей.

  • 20 июня 2011 в 20:16 • #
    Лидия Марущак

    Вы абсолютно правы: родитель должен прийти в школу и поинтересоваться относительно успехов своего чада.А ещё должен предложить свою помощь (или попросить помощи). Но педагоги и школа должны создать такие условия, которые обусловили бы этот приход, чтобы родители чувствовали, что они нужны, их ждут, с ними готовы сотрудничать. Почему именно педагогический коллектив должен быть инициатором таких отношений? Да потому что такие вопросы под силу решать только профессионалам. А готовы ли мы,педагоги, учитывая отношение к нам государства (унижения, низкая заработная плата), со всей отдачей включиться в эту работу?

  • 20 июня 2011 в 20:16 • #
    Лидия Марущак

    Родители доверяют своих детей школе. И многие готовы сотрудничать со школой. Только не умеют этого делать.Плохо, что и учителя не торопятся этому учиться (нет стимула или отсутствует данная компетенция?). И уже давно большинство родителей не считает, что только учитель должен заботиться об ученике. К сожалению, в данной ситуации крайними остаются дети.

  • 22 апреля 2011 в 16:46 • #
    Римма Петрова

    Действительно, эта проблема сейчас ощущается особо остро. И дело не в том, что в школе не проводится воспитательная работа. Я скажу больше- у меня воспитательный процесс занимает большую часть урока. Проблема в том, что дома это НИКАК не закрепляется. И учитель может хоть лоб разбить, объясняя буквально на пальцах простые истины- ничего на сдвинется с места, если в семье культ чего угодно, только не воспитанного человека!
    И еще... школа-образовательное учреждение. Моя задача- дать знания, которыми не обладают родители. Но заниматься воспитанием ребенка ВМЕСТО родителей я НЕ должна!

  • 21 мая 2011 в 07:03 • #
    Наталья Аверина

    Я с Вами абсолютно согласна. Если население поселка на 95% пьющее, и алкоголь, и негативное отношение к школе в семьях главное , то школа бессильна. В школе работают профессионалы, проводится огромное количество воспитательных мероприятий, но большинство детей, выходя из школы, постепенно становятся пьющими, продолжая следовать там приоритетам, что были в их семьях.

  • 19 июня 2011 в 19:05 • #
    Лидия Марущак

    Наверное, ВМЕСТО родителей Вы не должны заниматься воспитанием ребёнка, но ВМЕСТЕ с родителями - обязательно. От Вашего педагогического мастерства зависит, насколько продуктивно будет это взаимодействие. Конечно, учебные занятия - это основной вид деятельности в школе. Но мы не должны забывать, что с точки зрения гуманистического подхода, занания - это не цель, а средство для развития личности. Наша задача,как педагогов, в этом процессе очень сложна, т.к. в современном обществе зачастую педагогу приходится решать общие задачи не благодаря..., а вопреки...

  • 23 апреля 2011 в 00:21 • #
    Svetlana Pitkova

    Как вы думаете, почему развитые страны столкнулись с такой проблемой, как нежелание участвовать в воспитании детей?
    Мне кажется, что причин несколько: 1) ранние браки приводят к тому, что родители не умеют воспитывать детей в силу своей неподготовленности к семейной жизни и не готовы жертвовать своим временем ради ребёнка 2) нет семейного уклада; неоткуда следовать традициям правильного воспитания через труд, веру, моральные устои 3) мир твердит об инновациях в различных областях жизни, поэтому родители полагают, что это относится и к воспитанию (минимум вложений - максимум достижений)
    4) исчезло понятие философии воспитания 5) воспитание - гораздо более затратный процесс, чем вся остальная деятельность человека: результат непредсказуем и не может быть достигнут «здесь и сейчас»

    Можно ли изменить сложившуюся ситуацию в России?
    В ближайшем будущем вряд ли возможно изменить ситуацию в России. За эти годы большинство духовных ценностей заменились материальными; выросли поколения людей, воспитанных не в лучших традициях нашей воспитательной системы; в соответствии со статусом образовательных учреждений многие представители сферы образования являются больше функционерами, чем воспитателями, общество является больше потребителем, чем партнёром школы.
    Кто, по вашему мнению, должен заниматься воспитанием: школа или семья?
    Воспитание должно охватывать всех участников образовательного процесса. Необходимо наличие воспитательной цели, значимой для учителей, родителей и детей и реализуемой в семье, школе, на улице, в учреждениях дополнительного образования.
    Целесообразно ли внедрение в России таких инструментов работы, как визит педагога в семью учащегося, посещение родителями уроков, создание совета школы? Думаю, что да, но в меру необходимости, а не для галочки.

  • 23 апреля 2011 в 05:10 • #
    Радик Габдрахимов

    Здравствуйте. Действительно ситуация в воспитании сложилась аховая. Родители на мой взгляд поделились на два лагеря. Первые из кожи вон лезут, что заработать меатериальные блага, вторые же - опустили руки, да многие и сами опустились. Учителя же загнаны в угол различными отчетами и т. п., да и реальных инструментов воспитания у них нет. Согласен со Светланой Питковой - нет у нас цели, к которой бы мы шли. Визит педагога в семью, наверное нужен, так в некоторых семьях воцарится спокойствие.

  • 23 апреля 2011 в 09:44 • #
    Виктор Попов

    Странно поставлен вопрос -" Кто должен воспитывать учеников: родители или школа?"- т.е. или родители, или школа! Думается мне, что если учеников будет воспитывать только школа (а она этим очень хорошо занимается), то результат будет "не очень", точно такой же результат будет, если воспитанием занимаются только родители! Очень хорошего результат можно добиться, если воспитанием будет заниматься и школа и родители, при чём, в самом тесном взаимодействии! Все мы видели к чему приводят не обдуманные законы, я сейчас вспомнил о новом законе, который "уравнивает" всех желающих для зачисления в выбранную школу. Как говорил известный политик -" Хотели как лучше, а получилось, как всегда!"- Если заглянуть в существ проблемы то......из за чего между родителями такой ажиотаж, в вопросе зачисления именно в эту школу, а не в близлежащую, но...... без имиджа "успешной". Давно известно - реклама двигатель торговли, в данном случае реклама данного учебного заведения поставлена на широкую ногу. В округе "всем" известно, какая это замечательная школа, сколько в ней компьютеров, какие блестящие и успешные выпускники и прочая, и прочая! Никто из родителей не удосужился посмотреть и проанализировать подбор кадров, не поговорил с выпускниками и родителями других школ - как их детям в другой школе комфортно или нет, а что касается компьютеров, их количества и интерактивных досок, то это вообще отдельный разговор. Так я приближаюсь к существу вопроса..... всем этим родителям которые расталкивая друг друга локтями, ругаясь, стараются записать своих чад в эту великолепную, как им кажется школу, кажется, что......стоит их ребёнку попасть в эту школу и....... потом уже ничего не надо будет делать..... ни домашнего задания, ни проверять дневники, ни учить с ребёнком уроки, т.е. тратить своё драгоценное время на обучение и ВОСПИТАНИЕ своего чада, а собственно говоря - зачем? Он теперь учится в такой великолепной школе, где все либо медалисты, либо победители всевозможных олимпиад, конкурсов и т. д! Теперь есть время отрешиться от обучения и воспитания и потратить его на бизнес, которым занимаются родители! Считаю, что самое пассивное воспитание - это личный пример семьи, когда вечером и вообще в свободное время вся семья собирается вместе, за ужином или за какой то общей работой, может даже за чтением книги, но...... если родители занимаются только добыванием денег и дети их не видя неделями, о каком воспитании вообще может идти речь? Но родителям кажется, что...... он же отдал своего ребёнка в ТАКУЮ школу, почему же ребёнок плохо учится, имеет замечания по поведению, начинает грубить родителям? А потому, что родители для него чужие люди и обязаны обеспечивать его материально, а настоящие авторитеты, для него те кто рядом, друзья (у которых стержень по крепче), подруги, его "тусовка". Я не хочу бросать тень на все "элитные" школы, но....... кто ни- будь делал анализ - из тех успешных учеников, которые и на конкурсах предметных и на олимпиадах ит. д.- есть репетиторы или хотя бы кто то, кто занимается с ним в неурочное время? Уверен, что таких будет большинство, так пусть родители зададут себе вопрос, а сколько же тогда процентов успеха можно отнести к школе, если ребёнок занимается дополнительно с репетитором? (вспоминается один случай, когда девочка с родителями приехала из Америки, где они прожили достаточно долго, естественно она училась в американской школе - новая школа, куда её зачислили, выставила её на предметную олимпиаду по английскому языку и..... девочка занимает первое место, которое естественно приписывается элитной школе! Включается реклама..... полный успех школы и учителя, в обучении английскому языку!). В простых не элитных школах, всё абсолютно то же самое, но....... пластик не тот, окна деревянные, фойе плиткой не выложено и т. д, родители не понимают, не это главное в школе а коллектив..... учителя, ученики, родители! Традиции (некоторые школы существуют 70 - 100 лет) , тёплая атмосфера, хороший подбор кадров - всё это и есть ХОРОШАЯ школа, а не раздутая реклама, что наша гимназия или лицей или прогимназия (каких только назва

  • 24 апреля 2011 в 10:31 • #
    Маша Иванова

    Совершенно согласна с Виктором Поповым! Отвечать за воспитание ребенка должны родители, а школа должна быть в этом активным помощником.
    Но как бы в пылу этого спора, среди рассуждений об общей цели и моральных ценностях, не забыть, что ребенок - это не безмолвный кусок гранита, из которого можно вырезать все, что захочется. Это отдельная личность со своими желаниями, стремлениями, со своей позицией. Так что прежде чем втолковывать ему "прописные истины", неплохо было бы узнать, а что он сам думает по этому поводу...

  • 8 мая 2011 в 19:00 • #
    Анастасия Купцова

    по собственному опросу родителей старшей дошкольной группы могу сказать, что, по крайней мере, в детском саду родители оставляют моральное и духовно-нравственное воспитание за собой, в то время как в подготовке к школе они выступают как помощники.
    на мой взгляд, родители прививают ребенку определенный взгляд на мир, являясь для него моделью для подражания. в отношении родителей к детскому саду и школе ребенок может черпать мотивацию для обучения. в любом случае, мне так же кажется, что постановка "или" в этом вопросе слишком радикальна.

  • 9 мая 2011 в 00:59 • #
    Елена Юрьевна Иванова

    Интересный, с этой точки зрения, случай произошел со мной. Однажды в 2.00 ночи меня разбудил звонок. Голос на той стороне провода потребовал ответить, где сейчас находится Алена. Ничего не подозревая, но ощутив внутреннюю панику (Алёной зовут мою старшую дочь), я ответила, что она, наверное дома с мужем. На том конце возмущенно возопили: "С каким мужем?!!" Теперь уж растерялась я . После нескольких минут я разобралась, что звонят из милиции и разыскивают мою ученицу. На мой резоннй вопрос: а почему вопрос адресован мне, а не матери, последовал ответ, что я плохой классный руководитель. Вот так дела: мама, которая не знает, где в 2.00 находится ее дочь 15-и лет, значит, хорошая, а я, посторонний, в общем-то, человек - плохая.

  • 28 мая 2011 в 23:05 • #
    Римма Петрова

    Елена, нас поставили уже в такое положение, что любая поломойка может позволить себе гаркнуть нам в лицо все, что взбрело в голову. Что уж про милицию говорить.....

  • 9 мая 2011 в 19:47 • #
    Лидия Марущак

    Вопрос поставлен правильно, но не корректно. Нельзя противопоставлять родителей и школу, что сейчас,к сожалению, происходит. Декларируемый во всех документах по образованию гуманистический подход предполагает диалог, соглашение, сотрудничество определить как приоритетные типы взаимодействия всех участников образовательного процесса (администрации, преподавателей, учащихся, родителей). Цель такого сотрудничества - создание условий для развития и самореализации личности. Сотрудничество возможно при наличии,как минимум, трёх составляющих: осознание общих целей, взаимомоложительное отношение друг к другу и субъектная позиция всех участников взаимодействия. Координаторами таких отношений должны быть педагоги, как специалисты. Парадокс заключается в том, что школа, успешно справляясь с написанием проектов современной гуманистической воспитательной ситемы, на деле разобщает всех предполагаемых субъектов взаимодействия. Мероприятия, которые проводятся (очень нужные и полезные!), становятся целью, а учащиеся, педагоги, родители - средством. А ведь должно быть всё наоборот. Вот и получаем результат: вроде бы и все воспитательные мероприятия проведены, а ученики зачастую люто ненавидят школу, в которой нет места для их дружеских встреч и вечеров; родители боятся встреч с педагогами, так как не ждут от них ничего, кроме очередного сообщения о "гуманитарных" взносах; педагоги устали от растущего в геометрической прогрессии бумажничества и неадекватной заработной платы. Пора от теории переходить к практике и не гнаться за формальными показателями, а строить в школах настоящие гуманистические воспитатетельные ситемы, в которых основой является коллектив как организация и психологическая общность учеников, педагогов, родителей.

  • 26 мая 2011 в 23:39 • #
    Валерий Митраков

    Вообще вопрос поставлен так ненекорректно, что в нем заключен только один ответ: "Конечно, учеников должна воспитывать школа и только она". А, вот наших детей воспитывать должны семья, школа, окружающая социальная среда. Это, конечно, здорово, если в семье царит любовь и уважение, в школе - творческая, взаимоуважающая друг друга общность учеников и учителей, а государство работает как единый организм, в котором уважение друг к другу, доброта, честность и т.д. Поэтому, для меня важно, чтобы в поднятой проблеме стоял третий, абстрактный, грозный, безликий - государство. Оно незримо и негласно стоит над семьей и школой. Оттуда сверху через Законы, экраны телевизоров, чиновников и т.д. идет тот широкий поток грязной мутной воды, которая сносит, мешает взрасти всему доброму внизу. Отсюда, 70 % населения страны мечтает уехать за границу, пьянство и наркомания выкашивает молодежь, слово неперспективное стало популярным (закрываются тысячами школы, исчезают с карты села, города), семья уже не ячейка общества, да и как ею она может стать, если демографическая яма становится глубже с каждым годом, по опросам уже 80% детей не хотят ходить в школу, отсюда идут вопросы: кто виноват, что не так воспитывают; или кто должен воспитывать.
    У нас в стране исчезли идеалы, общественный труд в школах запрещен (дети становятся потребителями), оценка играет роль насилия и пугала, творческая работа вязнет в бумагах и инструкциях, ЕГЭ изгоняет из образования последние крохи воспитательной работы, т.к. учеба становится потогонной системой, а родителей самих надо воспитывать, открывать для них семейные ликбезы, т.к. число мордобоев и не дай бог чего-то худшего будет расти.
    А так, конечно, главное не опускать руки учителям. В данной поставленной проблеме я их ставлю на 1 место. Надо бороться за наших детей, любить и уважать их. Только живая творческая работа в сплоченном коллективе уважающих друг друга детей и взрослых может творить чудеса. На 2 место родителей: не жалейте своих детей, а любите и берегите их. А на 3 место наше безликое государство в лице...: берегите и уважайте в конце-концов свой народ, страну.

  • 28 мая 2011 в 17:46 • #
    Бабенко Светлана

    Воспитательный процесс-очень трудоёмок и неблагодарен,если за задание можно поставить оценку,ту или иную,как оценивается ВОСПИТАНИЕ?Очень сложно разговаривать с родителями на эту тему, когда говорят "это Вы должны,это Вы не воспитали...Из жизни..едут 2 бабушки в трамвае, вошла толпа подростков стали громко разговаривать,хамить..реплика бабушек..."куда же школа смотрит",моё мнение это ОБЩАЯ проблема и решать её надо СООБЩА : СЕМЬЯ - ШКОЛА- ГОСУДАРСТВО.
    Посмотрите,что творится на экранах телевизоров,идут правительственные заседания- драки,ругань и тд.,фильмы- либо УЖАСЫ, ДРАКИ, СЕКС- где КУЛЬТУРА????
    Откуда возьмутся ВОСПИТАННЫЕ дети,если МЫ первоначально - разлагаем, куда пропали наши ТРАДИЦИИ,в семьях перестали обращать внимание . на то,чем занят РЕБЁНОК- отсюда складывается,что ХОЧУ,то и ТВОРЮ, потом ещё добавляют мамы и папы- что РЕБЁНОК лучше знает как себя вести,а нецензурно обругал,так это шутка такая,до чего же МЫ дошли- ДЕГРАДАЦИЯ, если МЫ не объединимся в решении этой ПРОБЛЕМЫ,что будет ЗАВТРА, кого пошлют подростки в шутку или кто будет нас лечить,учить наших внуков,УПРАВЛЯТЬ!!!!

  • 12 июня 2011 в 00:22 • #
    Печникова Екатерина

    Мне кажется воспитанием детей должны заниматься родители,учителя и психологи (если это необходимо). Нет чужих детей, т.к. они-это наше будущее.Нужно работать с родителями,а не бояться их.А некоторых родителей нужно ещё самих воспитывать.

  • 18 июня 2011 в 16:33 • #
    Бабенко Светлана

    Здравствуйте,Екатерина!Поделитесь, пожалуйста,опытом,как Вы воспитываете родителей,занимаемых должность директора училища,депутата от города и т.д.,Вы -убеждаете,что они не правильно воспитывают, доказываете свою точку зрения или просто лебезите перед ними,а может у Вас есть свой подход,поделитесь,если это не секрет!

  • 18 июня 2011 в 16:44 • #
    Бабенко Светлана

    Вот Вам наглядный пример,надеюсь,Вы дадите достойный ответ на него,мама бросила "2-х несовершеннолетних детей на бабушку (которая живёт в деревне),на сегодня бабушка сильно заболевает, мама детей едет срочно помогать,при этом бросает ещё одного ребёнка в городе, оставив на подружку,которой безразлична участь ребёнка,обещает вернуться,но пропадает на 2 месяца,ребёнок,оставленный в городе,начинает курить,пить,входить в компанию таких же сложных подростков.а мама звонит по телефону и сообщает,что не может приехать, КАК ВЫ БУДЕТЕ ВОСПИТЫВАТЬ ТАКОГО РОДИТЕЛЯ,поделитесь ОПЫТОМ!

  • 24 июня 2011 в 23:03 • #
    Печникова Екатерина

    В нашей школе тоже есть такая мама,которая бросила двоих детей от разных браков на бабушку.Мы проосто стараемся помочь этой семье,конкретно детям.С мамой бывают редкие беседы при встрече.Просто ей хочется создать семью,а не получается.Некоторым родителям советуем обратиться в Центр психологической поддержки.

  • 24 июня 2011 в 22:50 • #
    Печникова Екатерина

    Либезить не перед кем не надо.Кому то достаточно личного примера, кому-то даю почитать труды Лазарева С.Н.,Курпатова.Таких родителей,как депутат от города,я не встречала.

  • 25 июня 2011 в 00:52 • #
    Бабенко Светлана

    Молодцы у Вас родители ещё сами литературу читают,а у нас настолько заняты работой (бизнесом),что предпочитают обращаться к специалистам- социальным работникам,психологам,социальному педагогу,невропатологу,психиатру,наркологу.юристу и т.д.,а те которые бросают детей,им никто и ничто не нужно,ни Лазарев,ни Курпатов,а мне по душе труды К.Д.Ушинского, В.М.Бехтерева.,Л.С.Выготского.,К.Г.Юнга,Л.Д.Столяренко и т.д,только я их родителям не даю читать,а стараюсь в беседах, на практике применять,что-то доводить до родителей.

  • 25 июня 2011 в 08:36 • #
    Татьяна Плужникова

    Всем здравствуйте. Давно слежу за развитием этой темы. Споры не угасают. Конечно, вопрос воспитания детей уч. заведением или родителями острый, но на мой взгляд, роль родителей в этом вопросе должна быть первостепенной. Но мы с Вами знаем, что семьи разные. И к сожалению, общение в некоторых сводится к вопросу "как дела", и, не дожидаясь ответа, или отвечая сам за ребёнка "нормально", процесс воспитания заканчивается. Тогда ребёнок и приходит к нам, ищет свою отдушину. Я согласна, что преподаватель на уроке должен давать знания, но уважаемые коллеги, как же реализация воспитательных целей? Для чего классные часы, организация внеклассных занятий? Откройте не только свои двери для маленьких друзей, но и души, и вопрос о воспитании решится сам собой.
    С окончанием учебного года!
    С уважением руководитель по учебно-воспитательной работе Полиграфический колледж 56.

  • 28 ноября 2012 в 17:13 • #
    Татьяна Старцева

    Работая длительное время в школе,пришла к выводу -пдегогу не стоит ходить в семью. Не стоит подставлять себя и родителей.Можно встретится с такой не лицеприятной ситуацией...Лучше встречаться с родителями на территории школы. А по поводу кто должен заниматься воспитанием, однозначно, - все идет из семьи.Воспитанием заниматься надо когда еще не родился и до 5 лет - дальше идет только коррекция и развитие.

  • 6 июня 2013 в 15:56 • #
    Таня Судакова

    Мое твердое убеждение...."Все начинается с семьи!"; отвечать за воспитание должны только родители, а педагоги даны в помощь (хотя многие родители и не особенно нуждаются в этой помощи и советах); родители воспитывают то, что будут пожинать в старости....и за это ответственность лежит только на мамочках и папочках (как на законных представителях детей) и не даром говорится "Дети отражение родителей"!!!! И надо помнить об этом!!!!!!!