«Некомпетентность учителя. Кто виноват?»

«Некомпетентность учителя. Кто виноват?»

В последнее время часто ведутся споры о некомпетентности учителей. Одни утверждают, что в этом виноват сам учитель, потому что он сидит на своем месте без развития и заинтересованности. Другие винят систему образования. А кого-то просто не устраивает система повышения квалификации учителей. Например, один учитель задается вопросом (http://direktor.ru/article.htm?id=46): кому нужна компетентность, которую учитель должен обеспечивать себе исключительно сам? Это вполне справедливый вопрос, потому что, по существующему положению дел, учителям приходится все делать самим. Зачастую учителя за свой счет чинят сломанную аппаратуру, на свои деньги заказывают нужную литературу и решают многие другие вопросы самостоятельно.

Говоря о том, сколько забот свалилось на плечи учителей, можно сделать вывод, что и 24-ти часов в сутках недостаточно. Педагогам не хватает времени на повышение квалификации. Кажется, общество забыло о первоначальном предназначении учителя.

Уважаемые педагоги, директора, а существует ли в вашей школе подобная проблема? Возможно, вы приведете примеры успешного решения (http://konkurs.direktor.ru/forum.htm?do=readtopic&id=11) этого вопроса?

3670
Комментарии (51)
  • 22 сентября 2011 в 13:58 • #
    Надежда Казанцева(Ионова)

    Я с вами согласна, общество забыло о первоначальном предназначении учителя.В этом году свалилось столько бумаг., журналов все это нужно заполнить для каких-то проверяющих.Детей учить не когда.Потому что,не хватает времени на подготовку качественного урока.Наша школа напичкана все возможной техникой. Интерактивные доски -.карандаши вышли уже из строя -на какие средства покупать!?Бумагу для принтеров,краску!?А если что-то выйдет из строя.Не говоря уже о том,что я должна протереть везде пыль,цветы обрезать сухие листья,помыть от пыли их.Помыть окна сейчас и заделать на зиму. Написать программу по воспитанию в своём классе.Сводить детей в амбулаторию на прививку,в урочное время,отнести классный журнал в амбулаторию что бы проставили группу здоровья.В начале сентября пройти по закреплённой за мной улице и переписать всех детей в семьях. И это не большая часть того что я сделала за период с 1 сентября.А на верху сидят и что -то все придумывают ,они далеки от жизни,от её действительности.Аппарат чиновничий огромный.нужно их вернуть в школы и пусть внедряют то что напридумали сидя в тиши своих кабинетов!

  • 26 сентября 2011 в 12:35 • #
    Цветкова Юлия

    Надежда, я с вами согласна, что в в своих кабинетах им не увидеть всей критичности ситуации. Нужно немного "разгрузить" и без того занятых учителей за счет уменьшения "работы с бумажками" и отчетами".

  • 22 сентября 2011 в 14:16 • #
    Уля Викина

    мы конечно должны повышать свою квалификацию но здесь правильно написано, когда. урок проведеш к следующим готовится надо, да еще и классное руководство. а работа склассом только оплачивается мало а дел выше крыши. домой пришол к урокам подготовился тетради проверил и упал.когда квалификацию повышать и рад бы да нет времени

  • 22 сентября 2011 в 18:40 • #
    Елена Шестакова

    Уля!!!Вы учитель???А что же столько ошибок?!

  • 22 сентября 2011 в 14:19 • #
    Уля Викина

    а то как теперь учитель должен сдавать на соответствие это вообще какое то унижение. вот придет человек который в школе некогда не работал или с перерывом большим вот пусть и сдает на соответствие. а раз я работаю то какое соответствие....

  • 22 сентября 2011 в 18:27 • #
    Лидия Марущак

    Понятно, почему возник такой вопрос. Все, кому не лень, обвиняют учителя в некомпетентности. И,конечно, считают, что во всём виноват он сам.. А кто же ещё?
    Мне кажется, что некомпетентность специалистов в системе образования не вина, а беда.
    Начнём с самого определения компетентности. Сколько их, этих определений компетентности и компетеции, появилось в последнее время - трудно сосчитать. Учёные и исследователи до сих пор спорят, а вердикт уже готов - учитель не компетентен.
    На учителя возложен такой широкий спектр обязанностей ( то, что перечислила Н. Ионова - далеко не всё, но учитель с ними справляется, иначе не будет учебного процесса и не будет системы образования), что впору удивляться: как некомпетентный человек с этим всем управляется? А главное, многие компетенциии реализует "безвозмездно, т.е. даром". Может, это покажется отступлением от темы, но вспомнила свой поход в стоматологическую поликлинику: осмотр полости рта - 200р, чистка канала - 500 р.,, рентген - 200р. и тд. - лечение 1 зуба - 2 тыс. р.. Это было несколько лет назад. И я, педагог, получающий за всё:часы, тетради, кл. руководство- 2,5 тыс. р., тогда подумала: " Если бы учителю платили за все его операции, то ему было бы с чем пойти к врачу".
    Но вернёмся к пресловутой компетентности учителя. Учитель получает профессию в ссузе,вузе, на курсах повышения квалификации. Там тоже много говорят о компетентности, подчёркивая, что учитель должен быть компетентным и должен нести в школу компетентностный подход. но, как правило, занятия пролходят в такой форме, что учитель не понимает, чем,собственно, его занятия или занятия "некомпетентных" учителей, у которых он учился, отличаются от этих, на которых его учат, как стать компетентным.
    Конечно, всё это не снимает с учителя ответственности за его компетентность. Но только пока не будут решены проблемы в системе образования в целом, учитель будет работать "не благодаря, а вопреки",потому что ему предлагают "пойти туда, не знаю куда и найти то, не знаю, что". Правда, при этом его всегда будут упрекать в некомпетентности. Ведь так же проще объяснять пробуксовку всяких там модернизаций. Так уж повелось, что у нас всегда виноват стрелочник.

  • 22 сентября 2011 в 21:09 • #
    Маша Иванова

    Если бы каждый отвечал за свою собственную работу, а не винил во всем общество или систему образования в целом...

  • 23 сентября 2011 в 18:03 • #
    Лидия Марущак

    Извините, каждый и так отвечает за свою собственную работу. Только функционал учителя так раздут и размыт ( настолько, что собственно учебному процессу в нём остаётся не так много времени) , а стимулы так неадекватны, что проблема остаётся. Я согласна с Вами в одном: к учителю должны предъявляться самые высокие требования, только при этом стимулирующие факторы ( моральные, материальные, духовные) должны быть адекватными, чтобы в этой профессии оставались действительно достойные педагоги, способные выстроить свою образовательную систему в соответствии с запросами времени.

  • 24 сентября 2011 в 00:32 • #
    Марина Переверзева

    Все правильно Вы написали!

  • 23 сентября 2011 в 21:16 • #
    Вячеслав Вегера

    Да, виновата система оплаты труда учителя и размытые критерии оценки эффективности его труда. Оценить труд учителя не просто конечно, но можно сделать намного лучше.
    Мне кажется, очень много надо платить учителям младших классов, причем разработать систему оценки труда именно учителя: в какой состоянии принял учащихся и в каком выпустил. Часто учителя получают хорошие результаты за счет отбора способных детей (чаще это ранее кем-то подготовленные)..

  • 24 сентября 2011 в 18:00 • #
    Лидия Марущак

    Большая ошибка нынешней ситстемы образования как раз и состоит в том, что появляются попытки решить проблему, отрывая одно звено от другого( отдельные с концепции стандартов для начального, среднего, старшего, профессионального образования и повышения квалификации). Невозможно, стимулируя развитие только одного звена или отдельных звеньев, добиться хорошего результата. Это как в любой системе, даже оттопления: могут быть прекрасные трубы, замечательный коллектор, прекрасные радиаторы и даше хорошие специалисты, но если не будет обновляться и стимулироваться вся система - тепла не будет. Низкий поклон учителям начальных классов ( я бы даже начала с воспитателей), но без связи с другими звеньями образовательной цепочки их усилия не будут оправданы. То же и с учащимися: можно вырвать отдельных "одарённых" детей или , напротив, "отстающих" и направить средства на стимулирование их обучения, но это лишь нарушит гармонию развития поколения в целом.

  • 7 октября 2011 в 13:12 • #
    Елена Иванова

    Да, Вы совершенно правы. Система оценки почему-то строится на том, как сдали дети экзамены - чем больше баллов, тем успешнее считается педагог. А вот меня уже долгое время мучает вопрос: считать ли себя компетентным педагогом, если мой 9 класс сдал экзамены в среднем на "удовлетворительно"? С точки зрения формальной - гнать меня в три шеи из школы надо. Но! Я пришла в класс (тогда 8-й), в котором из 14 учеников по итогам 2-й четверти не успевали 9. И не по одному предмету. Прежний классный руководитель "сбросила" этих детей мне. В 8-м пришлось оставить одного. В 9-м добавилось 3 второгодника. Я выпустила ВСЕХ. Кто знает, чего мне это стоило? В отчетах по предмету в графе "уровень обученности" ставила 0, поскольку ни "4", ни "5", естественно, поставить не могла. А мои коллеги из соседней гимназии просто отчисляют таких детей, чтобы они не портили показатели. Как результат, эти дети идут к нам. Сейчас в 10 классе 6 новеньких, у которых неизвестно как получены аттестаты. Что я могу сделать, если эти дети привыкли к тому, что им ставят "3" просто так? Какие результаты ожидать через 2 года? Сколько потратить сил на то, чтобы ЗАНОВО отработать всю программу, которую они не знают совершенно? Так кто я: профессионал или халтурщик?

  • 7 октября 2011 в 18:23 • #
    Лидия Марущак

    К сожалению, в педагогике только на словах значится, что эффективность работы преподавателя можно оценить, только сравнивая развитие его учащихся с ними самими (до и после обучения). На самом деле уже в период дифференцированного обучения, когда классы поделили на "коррекционные", ""гимназические" и "классы здоровья" ( в разных школах они называются по-разному, но суть не меняется)- по-прежнему оценивают компетентность педагога по количеству отличников и участников, победителей олимпиад. И бывает просто обидно за педагогов, которые, получая гроши ( ведь у них троечники) , терпеливо бьются с педагогически запущенными ребятами, удерживая их за школьной партой, вовлекая в воспитательные мероприятия и борясь за положительные результаты обучения. Такое ощущение, что государство не заинтересовано в том, чтобы создавать условия для полноценного образования каждого ученика. Может быть, это тоже признак некомпетентности тех, кто принимает решения?

  • 8 октября 2011 в 19:48 • #
    Natasha Ivanova

    Дай Бог Вам здоровья и сил, чтобы дальше так работать. Есть не только балловая оценка нашей деятельности. Добрые человеческие отношения, а они, по всей вероятности, у Вас с ребятами сложились, не измеришь никакой оценкой или баллами. Будьте уверены, эти дети приведут свих детей именно к Вам. Это очень высокая оценка труда учителя, правда она не для чиновников. Её в нужную клеточку не "забьёшь".

  • 11 октября 2011 в 01:51 • #
    Вячеслав Вегера

    Вот я именно об этом! Я знал немало учителей, которые считали себя хорошими специалистами и на этом основании открывали классы с повышенной подготовкой, а на этом основании, в свою очередь, отбирали себе наиболее способных учащихся. А скорее всего тех, кого что-то ранее хорошо подготовил: родители, репетиторы или такой же брат учитель, только честный...

  • 25 сентября 2011 в 13:55 • #
    Надежда Казанцева(Ионова)

    Я с Вами согласна.Из этого всего вырвана еще одна очень важная цепочка, как мне кажется-это родители!Они ведь только требуют от школы.от учителя чтобы дети были отличниками.Причём сами 7лет не вкладывают в воспитание ничего.А затем надеются что кто-то из их детей один сделает "конфетку".Но как известно, берёза не родит яблоню!

  • 25 сентября 2011 в 19:09 • #
    Лидия Марущак

    Вы абсолютно правы ! Семейное воспитание тоже должно быть в этой общей концепции, так же должно финансироваться и поддерживаться интеллектуальным ресурсом. Тогда можно будет всерьёз рассуждать о компетентности и компетенциях педагога на разных уровнях ситемы образования.. Мы к этому непременно придём. Я оптимист.

  • 26 сентября 2011 в 19:16 • #
    Natasha Ivanova

    Согласна с мнением о родителях. Очень многие из них самореализуются в своих детях, забывая о том, что ребенок является зеркалом внутрисемейных проблем. Очень хочется, что-бы зерколо было красивое, а не кривое.

  • 27 сентября 2011 в 18:14 • #
    Лидия Марущак

    Вообще-то педагог должен помнить, что в его воспитательной системе должно быть место и для родителей. Согласна, что запросы родителей бывают неадекватны их вкладу в воспитательный процесс. Но одна из задач педагога - вовлечение родителей в совместную деятельность по созданию условий для развития личности ребёнка. Перагог - профессионал в этом деле, а родитель - дилетант, хоть и заинтересованное лицо. А у нас зачастую работа с родителями зачастую сводится к " чистке" на родительском собрании или очередному сбору гуманитарных взносов.

  • 27 сентября 2011 в 22:25 • #
    Natasha Ivanova

    Вы не заметили, что часть,подчеркиваю часть родителей, знают, причем очень убеждены в этом, "от чего и чем лечить и кого и как учить".
    А задач у педагога много, а компетнтности - понятие очень расплывчатое.....

  • 28 сентября 2011 в 19:17 • #
    Лидия Марущак

    Да, конечно. Но самоучение, как и самолечение может привести к непредсказуемым результатам. А если серьёзно: вы разве отрицаете, что всегда работа с ро дителями была одной из функций педагога. В гуманистьической воспитательной системе предлагается сотрудничество всех субъектов образовательного процесса ( в том числе, ученика), но организация этого сотрудничества - педагогическая задача учителя.

  • 28 сентября 2011 в 23:50 • #
    Natasha Ivanova

    Данная задача не может состояться без согласия и согласованных действий всех участников образовательного процесса.

  • 29 сентября 2011 в 17:50 • #
    Лидия Марущак

    Вы правы. Пока разговоры о гуманизации образовательного процесса будут вестись только на бумаге, в отдельно взятой группе трудно построить гуманистическую воспитательную систему. Но можно хотя бы пытаться. Работая в педагогическом колледже, преподавала некоторое время курс "Современные воспитательные системы" ( собственно, стандарт тот же, что и в "Теории воспитательной работы", но направленность другая: не просто воспитательная работа, а теория работы воспитательной системы, что очень актуально. Но курс был только на ДП "Организаторы внеклассной работы", всем осчтальных по-прежнему учат воспитательной работе в школе в отрыве от понимания сути воспитательной системы ( а на уровне класса она тоже может быть) и месте педагога в ней.

  • 28 сентября 2011 в 00:31 • #
    Вячеслав Вегера

    Родитель может и непрофессионал, но он заказчик, это его дети, а не общества или государства. Тонкий вопрос...

  • 28 сентября 2011 в 23:48 • #
    Natasha Ivanova

    Заказчик чего?!? Образовательный процесс не может быть результатом. Невозможно процесс воспитания выразить в денежном эквиваленте. По теории и практике образования (дидактике) процесс образования и воспитания является неразделимым. Вопрос - что покупаем?
    Странная полемика, поскольку тема дискуссии - компетенции учителя.

  • 29 сентября 2011 в 18:05 • #
    Лидия Марущак

    Эффективность образовательной системы ( которая включает и обучение и воспитание ) оценивается и по процессу и по результату ( существуют критерии оценки и того, и другого). Компетентность учителя нужна и для организации процесса ( той части, что находится в его компетенции), и для получения результата ( хотя цель-результат, т.е личность учащегося, соответствующая заданной модели выпускника, -наверное, скорее результат работы всей системы образовния

  • 30 сентября 2011 в 22:37 • #
    Natasha Ivanova

    И, все таки, что подразумеваем под компетентностями учителя?

  • 1 октября 2011 в 20:28 • #
    Лидия Марущак

    В двух словах, наверное, ответить на этот вопрос сложно, а если коротко (одно из определений) : " Профессиональная компетентность - это определенный круг профессиональных знаний, умений , навыков и ГОТОВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ"

  • 2 октября 2011 в 13:58 • #
    Надежда Казанцева(Ионова)

    Условия меняются.Общество тоже меняется,живём не при социализме! А школа осталась там!И от учителей требуют чтобы они "работали за себя и за того парня" если кто еще помнит, что это такое!

  • 2 октября 2011 в 17:53 • #
    Лидия Марущак

    Почему-то пропали характеристики компетентности, которые я перечисляла после определения.
    Основные характеристики компетентности педагога
    (Э.М. Никитин, к.п.н. ): личностно-гуманистическая ориентация; способность к системному действию в профессионально-педагогической ситуации; ориентация в предметной области; владение современными педагогическими технологиями; взаимодействие с информацией и передача учебной информации; креативность в профессиональной сфере; наличие рефлексивной культуры; эмпатия; толерантность.

  • 2 октября 2011 в 18:11 • #
    Лидия Марущак

    Тут я с Вами абсолютно согласна. Например, в школах ( и в ссузах) сейчас лихо сократили должности психологов, социальных педагогов, методистов, ороганизаторов внеклавссной работы. Это значит, что их функции также возложены на плечи учителя ( не считая функций завхоза, строителя, бухгалтера, уборщицы и пр., и пр.). Чтобы выполнять все эти функции качественно элементарно времени не хватит даже у самого компетентного специалиста, а учитель берётся за всё и всё делает . Странно было бы если бы при этом у него всё получалось на самом высоком уровне ( зачем тогда вообще существовали раньше эти специалисты?). Вообще как-то это всё получается унизительно и омерзительно для педагога, которого сделали заложником повышения качества при экономии средств.

  • 2 октября 2011 в 20:03 • #
    Natasha Ivanova

    Из сборника Компетентностный подход в педагогическом образоавании прпод ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой:"Под пророфессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей." К базовым компетентностям относят: видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процксса, партнерами школы, создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду и ....

  • 2 октября 2011 в 23:44 • #
    Вячеслав Вегера

    Ха-ха...

  • 3 октября 2011 в 19:56 • #
    Natasha Ivanova

    Если я Вас правильно поняла, вам "очень понравилось...."

  • 3 октября 2011 в 21:00 • #
    Лидия Марущак

    И в этом сборнике (обозначенном Вами) , в том числе, ещё одно видение компетентности и компетентностей педагога ( но оно не противоречит обозначенному выше). Анализ педагогической профессиональной компетентности представлен в работах разных учёных (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Е.П. Тонконогая, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, В.Ю. Кричевский, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова, В.М. Шепель и др). Мало того, этот вопрос не раз обсуждался педагогами на конференциях и семинарах разного уровня. Проблема состоит в том, что при наличии многих источников, определяющих компетентность и компетентности педагога, при этом нет основополагающих документов, утверждённых министерством образования, в которых чётко были бы обозачены не только показатели профессинальной педагогической компетентности, но и критерии, определяющие необходимый уровень её сформированности . Единые квалификационные характеристики ( как и ЕТС) были успешно отменены, а что мы имеем взвмен? Действительно, "ха-ха". Это было бы смешно, если бы...

  • 4 октября 2011 в 21:26 • #
    Natasha Ivanova

    В место квалификационной характеристики мы имеем новые правила аттестации педагога балловую систему оценки качества труда учителя для начисления одной из частей заработной платы. Что касаестся первого - время покажет, куда перегнетсяч палка, потому что по документам учитель не прошедший аттестацию должен быть уволен с занимаемой должности. Что качается второго - часть критериев педагогами не выполнима, поскольку не все из них готовят ребят на ЕГЭ или ГИА. Вообщем .....

  • 4 октября 2011 в 22:54 • #
    Вячеслав Вегера

    Да, определение компетентности типа объяснение неизвестного через непонятное...)))))))))

  • 5 октября 2011 в 19:27 • #
    Лидия Марущак

    Да, я читала новые Положения и рекомендации по аттестации педагогов. В них больше вопросов, чем ответов. Поболловое стимулирование труда тоже небесспорно, т.к. Положение о начислении баллов разрабатывается внутри образовательного учреждения на основании этих рекомендаций. причём директор может по своему желанию поменять показатели и критерии ( такой прецендент был в нашем колледже, когда преподаватели ринулись зарабатывать баллы, а потом оказалось, что критерии несколько изменились...). Мне особенно нравится пункт, в котором говорится (кстати, вполне логично), что педагог, не прошеший аттестацию, будет уволен. А кто же останется в школе? Ведь и сейчас там работают в основном пенсионерки или люди предпенсионного возраста. Скорее всего бкдет, как "Маленьком принце" Экзюпери ( помните короля):" Ты можешь судить крысу, которая живёт на моей планете. Время от времени ей можно выносить смертный приговор, но потом её обязательно нужно помиловать, потому что крыса у нас одна и её надо беречь..."

  • 5 октября 2011 в 20:54 • #
    Natasha Ivanova

    Про крысу я как-то и забыла...... Должен же быть кто-то мальчиком для порки, как у Твена. Только, почему-то, последние два десятилетия мальчиков два: учителя и врачи......

  • 5 октября 2011 в 21:02 • #
    Natasha Ivanova

    Просто в каждом виде человеческой деятельности есть своя система координат. Очень возможно, что для вас как и для большенства наблюдателей за тем, что происходит в системе образования, некоторые ситуации не очень понятны. Очень многие (обватели) считают, что учитель отвел урок и дальше "бездельничает". Урок - это только верхушка айсберга, очень маленькая. Обо всем остальном,далеко не понаслышке, знают в семьях педагогов. И родные стараются помочь в этом нелегком трде.

  • 8 октября 2011 в 23:24 • #
    Вячеслав Вегера

    Нет, я наблюдателем не всегда был, даже повышал квалификацию учителей. ))) В курсе дела учительских трудов и директорских критериев.

  • 8 октября 2011 в 23:29 • #
    Вячеслав Вегера

    Вы мечтаете формализовать учительскую работу?? Может это и возможно, если увеличить финансирование образования раз в 10. Причем сначала на учебную базу школ и педвузов, современную технику и оборудование,зарплату преподавателям и только параллельно с этим есть смысл разрабатывать научные критерии эффективности работы учителя.

  • 9 октября 2011 в 19:28 • #
    Лидия Марущак

    Совсем нет. Учительскую работу даже при великом желании невозможно формализовать, т. к. создавать условия для развития личности, которая не всегда предсказуема, может только творческий человек. Я мечтаю о том, чтобы учитель перестал заниматься всем подряд и бесплатно. Должен быть определён тот необходимый оптимум компетенций для учителя, в рамках которых он может нормально заниматься творчеством, не упуская того необходимого, что обязательно для всех. Достойная минимальная ставка за добросовестное выполнение этого функционала и, конечно, стимулирование тех, кто делает открытия вместе со своими воспитанниками. Вы абсолютно правы: без увеличения финансирования сферы образования, опирающегося на достойную концепцию развития, разговоры о компетентности учителя в большинстве своём останутся только разговорами.

  • 9 октября 2011 в 22:07 • #
    Вячеслав Вегера

    Насчет всем подряд это верно, даже и за деньги это не надо бы делать. Творить учитель должен бы не в одиночку , а коллективно, согласованно с остальными учителями, которых координирует директор, имеющий учительский опыт и второе незаочное образование менеджер в образовании.

    Размечтался я что-то(((( Наверно к перемене погоды...

  • 9 октября 2011 в 23:25 • #
    Natasha Ivanova

    Мечтать надо. Без нее никакое творчество, в том числе и педагогическое, невозможно. А "реформа школы" провозглашена 16. апреля 1986 года Совмином СССР и до сих пор .......

  • 10 октября 2011 в 20:48 • #
    Лидия Марущак

    Мы все мечтаем вместе с Вами. А то ведь до абсурда доходит: наш зам. по воспитательной работе заявляла: " Я потому и знаю хорошо, как надо работать классному руководителю, что сама ни разу этим не занималась". Конечно, здорово, когда во главе воспитательной системы стоит по-настоящему компетентный человек. Тогда эта система, действительно, будет существовать и будет гуманистической не на бумаге, а в реальности.

  • 28 сентября 2011 в 11:55 • #
    Цветкова Юлия

    Мне кажется, что учитель в любом случае должен поддерживать контакт с родителями. А родителям, в свою очередь, не помешало бы почаще интересоваться и проявлять интерес к учебному процессу.

  • 28 сентября 2011 в 14:15 • #
    Надежда Казанцева(Ионова)

    Не мешало бы с новыми стандартами, персонально для педагогов в сутках добавить 24часа еще.Что бы оставалось время на личную жизнь,на воспитание своих детей,на общение с мужем,посещение выставок,театра,концертов,заняться своим любимым занятием-повязать,порисовать сходить в гости к друзьям,посетить своих родителей,посетить спорт зал, сходить в салон красоты...или педагогу это не обязательно!?

  • 29 сентября 2011 в 18:22 • #
    Лидия Марущак

    В школе с удовольствием остаётся работать только тот, для кого его работа совпадает с его хобби.
    А салон красоты..
    Эх, если бы это было возможно, я бы все, что связано с ваянием имиджа учителя, доверила лучшим специалистам, работающим на базе школы и за счёт государства. Ведь первый, кто преподаёт для учащихся уроки вкуса - учитель ( не считая родителей, конечно). Мечтать, говорят, не вредно...

  • 10 октября 2011 в 14:08 • #
    Надежда Казанцева(Ионова)

    В смысле хобби- это муж,воспитание собственных детей,забота о своих родителях,друзья!? Я что-то не поняла!
    А вот с имиджем учителя я согласна с Вами.

  • 10 октября 2011 в 20:56 • #
    Лидия Марущак

    Вы ведь говорили не только о семьё, но и о " повязать, порисовать..." Что касается семьи, в любом случае нужно помнить, что работа и хобби - это средство для самореализации, а семья - это наша жизнь, ради которой , собственно, мы и совершаем подвиги. Может, я не права...