Антикризисные программы на предприятии: изменения в...

Антикризисные программы на предприятии: изменения в договорной и претензионно-исковой работе

Доклад на окружной семинар-совещание на тему: «Деятельность органов государственной власти и бизнес сообщества (работодателей) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по сохранению объемов производства, рабочих мест и трудоустройству высвобождающихся работников в условиях финансового кризиса».
19.02.09

Тема доклада: «Антикризисные программы на предприятии: изменения в договорной и претензионно-исковой работе»

Работая на рынке консалтинговых услуг, в частности юридических услуг для хозяйствующих субъектов, мы наблюдаем то, каким образом предприятия изменяют свою внешнюю политику, стремясь минимизировать потери от кризиса.
Кризис, показал очевидные слабые места у хозяйствующих субъектов.

Среди них, прежде всего, это давно возникший дисбаланс между защитой коммерческих интересов предприятия и клиентоориентированностью (продажами).
В жестких условиях рынка конкуренция производителей ведет к борьбе за рынки сбыта, за клиента. Традиционно это считается благом, поскольку заставляет снижать себестоимость продукции, быть ближе к потребителю.
Однако у этой гонки есть и иная сторона. Она проявляется в излишнем акценте на вопросах сбыта, а не на вопросах защиты коммерческих интересов. РазвитАя система кредитования позволяла отгружать товар с любыми условиями об оплате.
Бум маркетинга все сделал, для того чтобы предприятие старалось, прежде всего, отгрузить, не особо задумываясь при этом об оплате. Взыскивать долгов считалось первой задачей юристов, которая была важнее, чем преддоговорная и договорная работа. Но в силу объективных причин работа по взысканию не столь результативна, как работа отделов продаж. Во-первых, юристы просто не успевают за лавинообразным ростом дебиторки. Во-вторых, к концу судебного разбирательства, которое обычно длится около полугода, сразу исполнить судебное решение в большинстве случаев уже нереально. И для этого есть специальные механизмы отсрочки исполнения решений. А дальнейший шаг – банкротство, в подавляющем большинстве случаев занятие, не оправдывающее затраты.

Сейчас предприятия вынуждены пересматривать свою сбытовую политику, изменяя структуру покупателей, отказываясь от большой массы клиентов с большим процентом неоплаты, на небольшой круг проверенных и надежных клиентов.

Предприятия сейчас стараются обеими руками взяться за вопросы управления дебиторской задолженностью. Только за январь- начало февраля 2009 года количество обращений к нам за взысканием долгов увеличилось в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой динамики не было за почти 15 лет работы нашей компании.
Такая же картина и по динамике обращений за предоставлением разовых консультационно-правовых заключений. И это далеко не только популярные в последнее время вопросы по увольнению. Предпринимателей интересует множество правовых аспектов, касающихся внутренней и внешней работы предприятия.
Это говорит том, что сейчас бизнесмены стараются быть значительно более аккуратными и осторожными. В данных условиях предприятия желают застраховаться от совершения действий, которые могут вызвать излишние претензии со стороны третьих лиц.

Предприятия начинают обращать внимания на ведение договорной работы.
В округе есть такая проблема: в силу низкой динамики смены участников рынка, многие хозяйствующие субъекты знают друг друга в лицо. Это приводит к тому, что внешние хозяйственные отношения зачастую строятся на своячестве, а не на договорной дисциплине.
Анализируя договорную деятельность, можно сказать, что в подавляющем большинстве случаев договорная работа либо вообще не ведется, либо ведется «абы как».
Очень редко можно набрать полный пакет документов, относящийся к спору: правильно составленные договоры, дополнительные соглашения к ним, акты, счета, переписка и т.д., а тем более – в подлинниках.

В результате, в случае обращения в суд, доказательственная база — отсутствует. Иногда вообще непонятно кто и что должен был исполнить.
В таких ситуациях не просто сложно выиграть, но еще и сложно удержать судебное решение, поскольку документация, которая должна доказывать обстоятельства дела, либо отсутствует, либо оформлена неправильно.
Это затягивает в круг судебных инстанций: первая – апелляция – кассация – возврат на первую инстанцию и так далее, очевидно, что это отвлекает ресурсы предприятия.

Причем ошибки одни и те же:
Строители натыкаются на одну и ту же проблему – не указывают в договорах существенные условия (срок начала и окончания работ). В результате — договор считается незаключенным, хоть фактически и исполняется.
Поставщики – при передаче товара по накладным, не берут доверенности у получающего должностного лица, что дает покупателю основание отрицать факт приемки товара.
Заключая договор, не проверяется платежеспособность контрагента, полномочия подписывающего лица и вообще существование этой фирмы.

Все это — ненадлежащая преддоговорная и договорная работа и благо, что хоть сейчас к этому вопросу бизнесмены подходят гораздо более серьезно.

Какие в ближайшее время ожидаются перспективы области антикризисных мер предприятий.
Кризис на то и глобальный, что затрагивает всех участников рынка. Поэтому когда начинается взыскание долгов, это вызывает цепную реакцию.
В среднем, с момента обращения с исковым заявлением в арбитражный суд и до получения исполнительного листа проходит порядка полугода. У судебных приставов-исполнителей исполнительное производство длится не меньше 2-х месяцев…. А фактически по сложным должникам, которых сейчас масса – гораздо дольше.
Поэтому кризис неплатежей между хозяйствующими субъектами, а затем и банкротств не за горами.
Ожидается, что всю весну 2009 года будут идти споры, лето – традиционно – период затишья, осенью будет увеличение исполнительных производств, соответственно с зимы ожидается увеличение количество заявлений о возбуждении процедур банкротства. Так как после этого вводится мораторий на удовлетворение требований всех кредиторов, это даст дополнительную волну неисполнения обязательств.
Еще одну волну дадут обеспечительные меры. В связи с увеличением активности кредиторов, у должников возникает соблазн скрыть активы от взыскания. Для этого создаются новые фирмы, на которые перегоняется имущество. Это негативное явление вызовет увеличение количества ходатайств в суд о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на имущество и счета должников. А это, в свою очередь, вызовет затруднение самих должников в поддержании производства, что только усугубит их финансовое положение и приблизит к банкротству.

Соответственно, что сейчас делают предприятия:

  1. Стремятся зафиксировать задолженность, чтобы не доказывать ее в суде. Фиксация означает разрешение (разногласий) относительно существа обязательств, но без фактического исполнения. Зафиксировать с правовой точки зрения — значит получить признание долга и гарантии его погашения: залог, поручительство, банковская гарантия, отступное, новация и пр.
    Следовательно, будет усиливаться роль претензионной работы.
  2. В этом ключе должны помочь такие направления как посредничество при разрешении споров. Особенно должен быть востребован такой новый для России способ как медиация. Востребован потому что задача медиатора – разрешить конфликт между сторонами не через определения кто прав, а через новирование обязательств. То есть исходя из интересов спорящих сторон работать и в дальнейшем.

Таким образом, именно в настоящее время крайне важно усиливать акценты на консультационной поддержке предпринимателей, в частности, развивать бизнес-образование, поддерживать проведение круглых столов, а также, что самое важное, стимулировать сферу юридического консалтинга по таким направлениям как досудебное разрешение споров и медиация. Только это позволит предпринимателям не увязнуть в судебных спорах, а сосредоточиться на преодолении кризиса.

251
Комментарии (0)

Выберите из списка
2013
2013
2011
2010
2009