Борьба за персонажи «Союзмультфильма»

Борьба за персонажи «Союзмультфильма»

Борьба за персонажи «Союзмультфильма»В советское время никто и представить себе не мог, что персонажи популярных мультфильмов могут приносить прибыль производителям игрушек, канцелярских товаров или, например, глазированных сырков. Заморское слово «мерчандайзинг» было неизвестно.

Теперь актуален вопрос: кому производители детских товаров должны платить за тиражирование образа Чебурашки или Винни-Пуха? Юристы утверждают, что вопрос правообладания следует решать в соответствии с законодательством, действовавшим в то время, когда произведение создавалось. Золотая коллекция советских мультфильмов, создавалась при Гражданском кодексе РСФСР от 1964 года, согласно которому за киностудией «Союзмультфильм» закреплялись права на аудиовизуальное про изведение целиком, а за его непосредственными авторами — права на составные части мультфильма. То есть композитор был обладателем прав на свою музыку, сценарист — на свой сценарий, художник — на свои эскизы и весь созданный им видеоряд и т.д. Проще говоря, если используется фрагмент фильма — доход получает студия, а если только изображение персонажа (а в подавляющем большинстве случаев так и бывает) — платить следует автору этого образа, то есть, как правило, художнику-постановщику.

Однако «Фильмофонд» иначе трактует этот закон. На своем сайте он разместил строгое предупреждение о том, что только ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» является обладателем всех исключительных прав на мультипликационные фильмы, созданные на киностудии «Союзмультфильм», включая составные части и элементы мультфильмов (в том числе оригинальные названия, аудио- и видеоряд, фрагменты и персонажи). Такая несправедливость воз мутила сообщество аниматоров и вызвала серию судебных процессов по вопросу принадлежности авторских прав на персонажи.

Получилось, что «Фильмофонд» не только отнял доходы у студии, но и присвоил себе авторские права конкретных людей, среди которых Федор Хитрук, Леонид Шварцман, Эдуард Назаров, Франческа Ярбусова и многие другие. Все они всемирно признанные художники, которые живут в России. В материальном плане более чем скромно. Хотя, работай они в Голливуде, могли быть более чем состоятельными.

Несмотря на сложности, в России, опять же несистемно, от случая к случаю, возникают анимационные проекты, которые приносят значительную коммерческую выгоду своим создателям. Главный из них — сериал «Смешарики» студии «Петербург» под руководством Анатолия Прохорова и Ильи Попова. Забавные истории про круглолицых зверей успешно показывают не только на российском телевидении, но и в США, Германии, Великобритании, на Украине. Тут как раз отлично работает пресловутая система «мерчандайзинга» — на ура раскупаются игрушки, майки, книжки и канцтовары с героями сериала. В декабре 2011 года в прокат выйдет полнометражный фильм «Смешарики. Начало» в 3D, продюсером которого выступил обласканный в Голливуде Тимур Бекмамбетов.

Другой пример — серия полнометражных мультфильмов для семейного просмотра о русских богатырях петербургской студии «Мельница». На экраны уже вышли четыре фильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловейразбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица». В создании первого участвовал оскаровский номинант Константин Бронзит, а последний был спродюсирован Сергеем Сельяновым. Однако на этом поле тягаться с заокеанской продукцией нам все равно бессмысленно.

Российская анимация знаменита во всем мире авторскими работами непревзойденного художественного качества, которое невозможно сохранить, если производство ставится на коммерческие рельсы.

Все перечисленные проблемы были озвучены на встрече с председателем правительства. Кроме того, был высказан ряд предложений не только по реанимации «Союзмультфильма», но и по созданию нового культурного центра, который должен стать и студией, и школой, и кинотеатром, и музеем, и площадкой для детского творчества. Рабочее название для такого места — Дом российской анимации.

Дав добро на создание ДРА, премьер Путин пообещал аниматорам существенно усилить финансирование мультипликационных фильмов, ликвидировать злополучный «Фильмофонд» и оказать оперативную помощь «Союзмультфильму».

На мультипликацию пообещали выделить значительные суммы — в 2011 году финансирование мультипликации увеличат на 500 миллионов рублей, что утроит запланированный бюджет. А в 2012 году на анимационное и детское кино выделят аж 1,5 миллиарда рублей.

Источник www.segment.ru

549
Комментарии (0)

Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009