6 мая 2009 в 13:12

Забытые даты

Удивительная штука – память. Можно отчетливо, в деталях и подробностях без всяких усилий вспомнить какое-либо событие из давно минувшего детства и, в то же время, совершенно выпустить из виду самые спешные и неотложные дела. Для поддержания памяти в состоянии, наиболее соответствующем текущим потребностям выработано множество научных и народных методов: память теряют, восстанавливают, тренируют, вправляют, промывают, извращают и… вытравливают.
Как показывает практика, все эти методы вполне пригодны и для памяти целого общества, или, на наш, стремительно американизирующийся лад, менталитета. Для поддержания ментальности в состоянии, необходимом для властей с целью увода внимания общественности от животрепещущих проблем используются не только отработанные веками средства идеологической пропаганды, но и вполне обыденные мелочи, например, календари. Даже в самом маленьком, карманном календаре есть даты, выделенные – красные (а почему не желто-голубые?) даты. Если же открыть календарь побольше, то по количеству памятных дат такой календарь мало в чем уступает многотомному энциклопедическому словарю. Нам напоминают о днях Парижской Коммуны, машиностроителя, Иоанна Ветхопещерника, тысячевековом юбилее археологической культуры, не имеющей отношения к нашей истории и представляющей интерес лишь как предмет коллекционирования и т.п. – так нам освежают и вправляют память. Но есть дни и даты, о которых ни один из изданных в Украине календарь либо не сообщает либо сообщает такое… Таких неудобных дат за последнее время было немало, даже если торжественность этих дат санкционированы ООН и ЮНЕСКО: 1997 – год 850-летия Москвы, 2003 – год 300-летия основания Петербурга, 2004 – 350-летие воссоединения Украины с Россией. Об этих датах у нас хранили гробовое молчание. В этом году отмечается 300-летие Полтавской битвы. И, как ни странно, намечены большие торжества. Только вот оказывается, Швеция была нашим союзником в Северной войне (1699-1721), и мы торжественно отметим юбилей нашего совместного поражения.

Ампутированная память
Забытый юбилей 1147–1997 
Старательность, с которой нас оберегают от воспоминаний о полуторатысячелетнем восточнославянском единстве, и изобретательность, с которой нас избавляют от ненужных и вредных воспоминаний, даже не поинтересовавшись мнением носителей этих воспоминаний этой памяти, то есть нас, очень напоминает работу хирурга, ампутирующего у пациента какой-либо не нужный с точки зрения горе-эскулапа орган, и заменяющего на протез, даже не спросив согласия больного.
Поскольку в данном случае пациент – это «Мы, народ Украины» (Декларация независимости), то попытаемся все-таки выяснить, что же нам ампутируют, от какой памяти нас милостиво избавляют Гиппократы от политики (кстати, не дававшие клятву не навредить), что теперь предписано считать чужим и что предлагается взамен.
Как-нибудь, в жаркий летний день спуститесь в приятную прохладу станции метрополитена «Золотые ворота» – это не только транспортный узел, это зал исторической памяти. На колоннах выложены прекрасные мозаичные портреты исторических деятелей древней Руси и Киевских князей от времен Кия, Щека и Хорива до XIII века. Однако смутные сомнения мешают вполне насладиться мастерством художников: что-то не так в этом парадном торжестве. Присмотримся внимательнее. Так и есть – Ярослава Мудрого «похоронили» в 1045 году, хотя на самом деле он скончался в 1054 году. Великого воителя Святослава лишили жизни в 969 году, хотя в 971 году он воевал на Дунае с Византией. Подобные ляпсусы заставляют мобилизовать познания в истории и, с нарастающим изумлением приходится признать, что имена и даты, запечатленные на колоннах просеяны сквозь густое сито национал-шовинистической цензуры. Оказался неугодным князь Михаил Черниговский, занимавший киевский стол во время Батыева нашествия 1238–1240 годов, погибший в Орде за отказ отречься от православия и поклониться языческим кумирам, за подвиг мученичества причисленный к лику святых. Также не найти и еще одного общеправославного святого – Александра Невского, чьи подвиги на ниве служения Отечеству не нуждаются в комментариях, который также был Киевским князем в 1249–1263 годах. Зато представлен Даниил Галицкий, владевший Киевом всего несколько месяцев 1240 года, однако известный также как дважды вероотступник: вначале перешедший в католичество, а затем вернувшийся в лоно православия. Не найти здесь ни Всеволода Большое Гнездо, ни Андрея Боголюбского – великих Киевских князей, ни, тем более, основателя Москвы Юрия Долгорукого, который не только был Великим Киевским князем (1155-1157), но и нашедший вечное упокоение в Киевев церкви Спаса на Берестове, у стен Лавры. Зато представлен Рюрик Ростиславич (1173-1210), князь-расстрига, дважды подвергший Киев опустошительному разгрому (1174, 1204).
Принцип цензуры прост: никто и ничто, связанное с Северо-Восточной Русью, не может быть достойным для Украины (как не вспомнить Париж, где памятники Наполеону, Робеспьеру и Людовику XIV мирно соседствуют и никто не собирается их свергать). С этой целью вновь реанимируют давно отвергнутую теорию о принципиально различном происхождении и развитии общества на территории Южной Руси. Во всяком случае, как идеологическая аксиома, крайним рубежом разделения считается Батыево нашествие, навсегда и окончательно разорвавшее Русь на Россию, Украину и Белоруссию. Разделив исторических деятелей на «наших» и «не наших», идеологические хирурги принялись за раздел культурного и литературного наследия. Так, безусловно, украинскими объявлены «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», на том лишь основании, что созданы эти произведения в Киеве. Следует отметить, что наиболее древний список «Повести» дошел до нас в составе Суздальского летописания XIV века. Только благодаря трехвековым трудам никому не известных Суздальских переписчиков нам знаком не только уникальный труд Нестора, но и само его имя. Список «Слова» был обнаружен Мусиным-Пушкиным в составе Псковских монастырских архивов XVII века, т.е. более полутысячелетия эта эпическая поэма бережно сохранялась на севере Руси и была забыта на юге. Не лишен любопытства и тот факт, что второе по значимости эпическое произведение Древней Руси – «Задонщина» сохранилось в Киевских и Черниговских архивах. Вряд ли такое было бы возможно, если бы наши предки в VIII–XVII веках воспринимали друг друга как иностранцев или инородцев. Былины Киевского цикла (X–XII век) были записаны в XIX веке в Архангельской губернии. Еще более примечательно происхождение «Киево-Печерского патерика» (XIII–XV век), который создавался как результат переписки между Киевскими и Владимиро-Московскими епархиями и монастырями,мыслимо ли совместное творчество протяженностью в несколько столетий, если допустить принадлежность соавторов к разным этническим, языковым, религиозным и культурным системам? Для справки: сведения о подобном литературно-культурном и мировоззренческом единстве между Киевом и Галицией в XIV–XVII веках отсутствуют.
До революции в Киеве, на Владимирской горке была аллея памятников князьям Древней Руси (начиналась там, где сейчас Украинский дом). Сейчас остался лишь памятник Владимиру Святому. А может, стоит восстановить эту аллею?

Юбилеи, о которых не хотят знать 1362–2012, 1380–2010, 1410–2010.
Национальная амнезия
Глядя на первую дату в подзаголовке, человек, даже достаточно подкованный в истории, вряд ли сможет сказать, о чем пойдет речь. А между тем, в тот далекий 1362 год произошло неординарное событие для всей последующей истории Украины. Но, ради поддержания интриги, сначала небольшое вступление.
Монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним иго стали трагедией для всей Руси. Этой трагедии, унесшей множество жизней, посвящен лишь один памятник – мемориальная доска и крест на фундаменте Десятинной церкви в Киеве. По летописному преданию церковь рухнула от обилия людей, пытавшихся в ней спастись. Эти руины тщательно оберегались на протяжении почти восьми столетий. Десятинная церковь была восстановлена, но в гораздо меньших размерах и рядом с историческим местом. Ежегодно, 6-го декабря (день взятия Киева Батыем) в ней служился молебен в память невинно убиенных мучеников Батыева погрома. По иронии судьбы в независимой Украине в этот день празднуется День Вооруженных Сил Украины. Да, у исторической судьбы бывает и очень едкая и злая ирония.
Обескровленная Батыевым погромом, разделенная на множество княжеств Русь стала ареной борьбы между соседними государствами. Волынь и Галиция при слабых потомках Даниила Романовича Галицкого, признавшего власть Ордынских ханов, попали в сферу влияния Польши. Полоцк, Витебск, Минск – избежали татарского погрома и были единственными землями Руси, не платившими дань Орде – обельными (свободными) от дани, откуда и произошло название – Белая Русь. Однако, сохранить независимость и этим землям не удалось – рядом усиливалась Литва. Немалое значение для возвышения Литвы имела и плеяда блестящих правителей – Гедемин, Кейстут, Ольгерд не только отстояли перед натиском немецких крестоносцев, но и включили в орбиту своего влияния русские, прежде всего белорусские земли. С этого времени Великое Княжество Литовское и Русское (официальное самоназвание) стало во многом альтернативной, не подвластной Орде, Русью. Язык дипломатической переписки и официальный придворный язык – русский, свод законов – «Русская Правда» Ярослава Мудрого, господствующая религия – православие, основное население (90%) – русское. Даже враги были общие – немецкие крестоносцы и Орда. И именно борьбе с Ордой, вплоть до унии с Польшей (1389 год) Великое княжество Литовское и Русское уделяло значительные усилия и добилось немалых успехов.
Одной из исторических вех в борьбе с Ордой и стало сражение при Синих Водах (ныне Кировоградская область) 1362 года. После победы над татарским войском Киев был освобожден от ордынского ига. Золотой Орде был нанесен первый сокрушительный удар. Золотая Орда потеряла Приднепровье, Пути сообщения между Крымом и Поволжьем были разорваны, началось обособление Крыма от Большой (Золотой) Орды. Следующий был нанесен в 1380-м году на Куликовом поле Дмитрием Донским.
Интересно, 650-летию освобождения Киева от Ордынского ига, которое предстоит в 2012 году, найдется ли место в общественной жизни Украины, или все внимание займет Евро-2012? И вспомнят ли в 2010 году 630-летие Куликовской битвы?
Эти даты неразрывно связаны хотя бы еще тем, что и при Синих Водах и на Куликовом поле участвовали одни и те же люди.
Так, на Куликовом поле в составе войска Дмитрия Донского были отряды из Южной Руси под предводительством Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, в том числе и киевский отряд их брата – Киевского князя Владимира Ольгердовича (сыновья Ольгерда – освободителя Киева). Мужество южнорусских воинов заслуживает тем более высокой оценки, что их непосредственный властелин – Великий князь Литовский Ягайло являлся союзником Золотой Орды, шел на соединение с Мамаем и находился лишь в одном дне пути от места сражения. Репрессии не заставили себя долго ждать – многие из героев Куликова поля, избежав смерти в бою, сложили головы на плахе, другие, в их числе Владимир Ольгердович – бежали в Москву. Особо примечательна судьба еще одного героя Куликова поля – Дмитрия Михайловича Боброка (Волынского), всю свою жизнь посвятившего борьбе с Ордой. С 1360-х годов он участвует во всех походах Литовского княжества против Орды, участвует в освобождении Киева от ордынского господства (битва при Синих Водах, 1362 год). При этом он не принимает участия ни в одном из конфликтов Литвы с Москвой или Тверью, которых было достаточно много. С середины 70-х годов снова борьба с Ордой, но уже под знаменами князя Дмитрия Ивановича (тогда еще не Донского). 1380-й год – командование Засадным полком на Куликовом поле и решающий удар, принесший победу. Через несколько лет вновь на службе в Литве у Витовта – неизменный участник всех походов против Орды, Дмитрий Михайлович Боброк Волынский не изменил себе до конца жизни – сложил голову в сражении на Ворскле в 1399 году.
Говоря о сохранении исторической памяти, хочется предложить властям задуматься, и среди множества различных мемориалов установить в Киеве, Синих водах и Полтаве памятник действительно великому борцу за свободу Руси – Дмитрию Михайловичу Боброку.
Польско-литовская уния 1389 года, переход Ягайла в католичество, принудительное окатоличивание православных подданных стали причиной восстания, в результате которого Литовским князем стал Витовт, а православие сохранило некоторую автономию.
В 1410 г. грянула знаменитая Грюнвальдская битва. С той и с другой стороны в битве участвовало около 60 тыс. человек – цифра для эпохи средневековья огромная. Польскими войсками командовал Ягайло, а литовско русские возглавил Витовт, участвовали отряды из Чехии и татары. Все это воинство нанесло сокрушительное поражение Ордену. Был убит даже магистр – глава Ордена – фон Юнгинген. Ордену был нанесен страшный удар, от которого он так и не сумел оправиться.
А вспомнят ли в Украине в 2010 году 600-летие этой совместной победы? И Польша, и Литва уже готовятся к этому юбилею, хотя почти половину союзного войска составляли русские полки, в том числе и из Украины. Вспомним ли мы наших благородных и героических предков?
Совместная победа на поле между селениями Грюнвальд и Танненберг привела к заключению в местечке Городло (Восточная Польша) следующей унии – Городельской. Она, впрочем, также оказалась в реальности лишь личной, номинальной – оба государства сохранили свою самостоятельность. Значение Городельской унии 1413 г. состоит в том, что именно с нее начинается весьма неоднозначный процесс – процесс полонизации и окатоличивания Великого княжества Литовского. По условиям унии католики получили определенные привилегии при доступе к «урядам» – государственным должностям. Польская знать браталась с литовской, передавая ей свои гербы, начинала формироваться чуждая народным массам по своей вере и даже этнической принадлежности элита. Другими словами, именно Городельская уния создала предпосылки для наступления Польши на русские земли Великого княжества Литовского.
Свержение ордынского ига в 1480 году (стояние на Угре) дало новый импульс борьбе за воссоединение Руси – многие удельные князья Южной Руси предприняли попытку воссоединится с Москвой. Восстание, потрясшее до основания Речь Посполитую, было потоплено в крови, Киевское удельное княжество в составе Речи Посполитой было ликвидировано, многие участники казнены. Предоставление Москвой убежища изгнанникам стало причиной затяжного русско-польского конфликта, одним из эпизодов которого был добровольный переход в московское подданство Новгород-Северского и Путивльского удельных князей со своими владениями.

Неудобный юбилей 1654–2004 
Этой дате в Киеве посвящено два монумента – Хмельницкий, указывающий булавой в сторону Москвы, и знаменитая «Радуга».
Усиление экспансии Польши на южно-русские земли привело к тому, что многие князья, бояре и «именитые мужи» перешли на службу в Москву, где не только нашли убежище и новую родину, но и смогли полной мерой реализовать свои военные, административные, политические таланты. Мстиславские, Ромодановские, Голицыны, Глинские, Хованские, Ряполовские, Оболенские, Трубецкие, Одоевские, Бельские – жизнеописания этих и других семей составляют практически полную историю Восточной Европы XV–XVII веков.
Первая попытка объединения всех русских земель была предпринята еще в царствование Ивана Грозного, причем по инициативе самой русско-литовской знати, когда его кандидатура всерьез рассматривалась на вакантный трон Великого княжества Литовского, но печально известные особенности характера Московского царя привели к дипломатическому скандалу и провалу этого проекта. В Польше оценили возможную угрозу и, по условиям польско-литовской унии 1569 года, Литва больше не выбирала себе князя – им являлся польский король.
Следующая попытка воссоединения была предпринята в 1625 году, когда митрополит Киевский просил о принятии Киева «под высокую руку боголюбивого православного великого государя» Михаила Федоровича (первый Романов на троне). Московское правительство, справедливо полагавшее, что Россия, еще не оправившаяся от последствий Великой Смуты и русско-польской войны 1611–1618 годов, не в состоянии вести войну с Польшей, отказало митрополиту, однако с тех пор регулярно выделяло значительные денежные суммы для «поддержания древнего православного благочестия».
В это же время (начало XVII века) в обиход прочно вошли термины, употреблявшиеся и ранее – «Малая Русь», «Малороссия». Некоторые горе-патриоты усматривают в этих словах унижение для национальной гордости Украины и жонглируют противопоставлением Великой и Малой России. Для ясности необходимо сказать, что регионы с приставкой «Малый» есть практически во всех европейских странах, и обозначают исторически центральный регион формирования государственности. Так, в Польше Малая Польша – это окрестности Кракова (столица Польши до середины XVI века), Малая Франция – это провинции Дофине и иль-де-Франс – королевский домен X–XIV веков. Историческим термином Малая Россия следовало бы гордиться, так как это признание и констатация «откуда есть пошла земля русская».
По мере укрепления России призывы к войне с Польшей за воссоединение Южной и Западной Руси (далее – Украина и Белоруссия или Малая и Белая Россия) становились все более частыми и настойчивыми, причем в большинстве своем исходили они не из Москвы, а из Киева и Запорожья. В Москве относились к этим призывам достаточно сдержано, не следует забывать, что первому посольству гетмана Богдана Хмельницкого и войска Запорожского низового (1648 г.) было отказано в приеме в подданство. Окончательно убедить царя Алексея Михайловича удалось лишь третьему посольству Хмельницкого. С этой целью в состав посольства, кроме запорожской старшины, была включена представительная делегация малороссийского духовенства. Именно высшие церковные иерархи украинского православия и сломили упорное нежелание царя начинать войну с Польшей: ему пригрозили отказом поминать в церковных службах и проклятием за нежелание «пострадать за православный народ и веру отцов». Очень религиозный Алексей Михайлович не выдержал такого давления – война была решена. Для России пришла пора решительных действий. В октябре 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 января 1654 г. высказалась за вхождение Украины в состав России.
Кстати, в достаточно обширной дипломатической переписке Хмельницкого с Москвой, Варшавой, Турцией ни разу не употребляется термин «Украина» – везде и всюду употребляются термины «Русь», «русский».
Тема героической борьбы 1654–1667 годов давно стала одним из излюбленных детищ идеологических хирургов, изображающих эту страницу общей русско-украинской истории исключительно в шароварно-казачьих тонах. Подобный «квасной» патриотизм приводит к тому, что история 4–5 миллионного населения Украины (XVII век) подменяется историей очень узкой, изначально ограниченной социальной прослойки – казачества, даже в лучшие времена насчитывающей не более 60 тысяч. С той же старательностью замалчивается роль России в войне 1654–1667 годов, история которой сводится к описанию сражений при Конотопе, Желтых водах и еще двух-трех походов Хмельницкого. Россия и Москва, если и упоминаются, то изображаются в неприглядной роли похитителей плодов побед казачества.
На самом деле театр военных действий был значительно шире и охватывал территорию от Балтийского до Черного и Каспийского морей, при этом основную тяжесть этой борьбы приняла на себя Россия, так как боевые действия велись на трех фронтах: против Польши, Швеции и Турции. В течение 13 лет войны Российским войскам пришлось выдержать более двух десятков крупных сражений, осады и штурмы более чем 50 крепостей.
Вначале война протекала успешно для России: в первую кампанию был взят Смоленск и еще 33 города в Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев и др.). В это же время в пределы Польши вторглись шведы и заняли ее большую территорию. Тогда в октябре 1656 г. Россия заключает перемирие с Речью Посполитой, а еще в мае этого же года начинает войну со Швецией на территории Прибалтики. Овладев рядом крепостей, русские подошли к Риге, но осада была неудачной. Война шла и в землях Приневья, где, в частности, был взят имевший большое стратегическое и торговое значение шведский город Ниеншанц, построенный шведами около устья Невы при впадении в нее речки Охты. Тем временем возобновила военные действия Польша. Поэтому вначале со Швецией заключается перемирие, а затем в 1661 г. – Кардисский мир (в местечке Кардисса около Тарту), по которому все Балтийское побережье оставалось за Швецией.
Война с Польшей, в ходе которой враждующие стороны имели переменный успех, была длительной и закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия на 13,5 лет, согласно которому России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра, а затем заключением в 1686 г. «Вечного мира», закрепившего за Россией на вечные времена Киев.
Трудности войны оказались столь велики, что привели к одному из самых значительных в русской истории экономических кризисов: вследствие постоянной нехватки средств были значительно увеличены прежние налоги и введены новые, в том числе неслыханный ранее налог на сольи вспыхнул знаменитый «Соляной бунт». Не найдя другого выхода, казна стала выплачивать стрельцам жалованье медными деньгами вместо серебряных, что вызвало не менее знаменитый «Медный бунт». Из материалов следственного дела известно, что стрельцов и народ подстрекали к бунту некоторые бояре – противники войны с Польшей за Украину. Для ликвидации последствий бунта и успокоения народа была перелита на монеты дворцовая серебряная посуда и частично конфискована церковная казна.
Кроме собственных военных издержек из Москвы ежегодно отправляли в Войско Запорожское пушки, порох, оружие и по 35–50 тысяч рублей деньгами – суммы по тем временам колоссальные: за рубль серебром можно было купить 100–120 пудов зерна, а за 500–1000 рублей полностью снаряженный военный корабль.
Однако были примеры и другого рода. Князь В. Голицын (отец будущего временщика при царевне Софье) за свой счет снарядил два полка (2000 человек), князь Ромодановский (отец сподвижника Петра I) – полк, боярин Матвеев – полк и т.д.
Воссоединение России и Украины поставило Москву перед необходимостью решать еще одну, на первый взгляд неожиданную задачу – религиозную. За три века разделения митрополий накопилось множество различий в особенностях отправления культа: не совпадали перечни святых и, как следствие, не совпадали церковные календари, так как каждый день посвящался памяти определенного святого, тексты праздничных богослужений на многие праздники оказывались различными, что вносило определенные сложности в повседневную религиозную жизнь. Для устранения разночтений созывалось три (!!!) церковных собора, первый из которых 1656–1657 годов вошел в историю как «Церковная реформа Никона». О связи церковной реформы с воссоединением Украины и России почти не говорится, хотя эта связь самая непосредственная. В новый, общерусский пантеон святых были внесены как южно-русские, так и московские святые. Исправление «Житий святых», «Минеи четьи» и других книг проводилось по южно-русскому, точнее, Киево-Печерскому образцу, в спорных случаях обращались к наиболее древним из имевшихся греческим книгам. Некоторые из священнослужителей не только отказывались принять реформу, но и призывали к отказу от любых книг, где были хоть малейшие разночтения и придерживаться исключительно самых древних книг. Так возникло движение старообрядцев или раскольников. Собор 1662 года с участием кроме Московского, еще трех Вселенских патриархов, санкционировал переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. С этого момента, в течении почти двух веков, именно малорусское духовенство определяло церковную жизнь России, составляя от половины до трех четвертей высших иерархов русской церкви и членов Священного Синода. Но именно в церковном вопросе еще раз проявили себя противники борьбы за Украину. Именно аристократы-старообрядцы были самыми яростными сторонниками немедленного мира с Польшей и отказа от Украины «навечно».
Примечательно, что на территории Украины старообрядчество не встречалось – вся Малая Россия была за воссоединение. Как ни впечатляет художественная сила «Боярыни Морозовой», следует помнить, что боярин Морозов (муж прототипа героини В.И. Сурикова) был уличен в переписке с Польшей, за что и был казнен. Боярыня Морозова, после казни мужа продолжала переписку с Польшей, и даже прятала у себя на подворье польских лазутчиков. Однако женщин на Руси не казнилиее лишь сослали…
Стоит также отметить, что, вплоть до ликвидации Гетманства и Сечи при Екатерине II, Украина сохраняла не только достаточно широкую автономию, но даже многие атрибуты государственности. Отношения царского двора с Гетманством строились с соблюдением дипломатического протокола и соблюдением всех дипломатических формальностей.
«…И ис той Малой Росии для всяких дел присылаются посланцы, от гетманов полковники, от полковников сотники и ясаулы и казаки, по 20 и по 30 и по 50 и по 100 человек, и дается им на Москве корм и питье царское и конской корм и дрова, поденно; а у царя они бывают у руки, и подносят листы от кого присланы, и те листы переписывают и потом указ и отпуск чинят; а на отпуске у царя бывают они у руки против того ж что и на приезде, и грамоты к гетманом и к полковником и к сотником посылаютца за болшою государственною печатью…» (Г. Котошихин «О России в царствование Алексея Михайловича»)
Для справки: протокол отношений с Гетманством соответствовал протоколу приема послов (посланцев) таких государств, как Дания, Венеция, Саксония. Более высокие нормы протокола применялись лишь к «великим государствам», таким как Франция, Польша, Англия…
Крым, формально автономный, о подобных вольностях даже не мечтает.
Также немало мифов создано на тему ограбления Украины москалями после воссоединения. Однако и источники, и современники имели иное мнение:
«…29. Приказ Малые Росии; …А ведомо в том Приказе Малая Росия, войско Запорожское казаки и городы Киев и Чернигов, с товарыщи, с того времяни как отлучилися они от Полского короля и учинилися в подданстве под царскою рукою. А доходов с тое Малые Росии не бывает ничего, потому: как царь принимал их под свое владенье в подданство, и он обещался им и чинил веру на том, что им быти под его владеньем в вечном подданстве по своим волностям и привилиям, как были они в подданстве у Полского короля, ни в чем не переменяя и волностей их не отнимая….» (Г. Котошихин «О России в царствование Алексея Михайловича»)
Подобное положение дел сохранялось еще полтора века. В письме императрицы Елизаветы (1740-1761) говорилось: «… и даже неуместно говорить, что от столь богатой провинции мы не только не имеем никаких доходов, но и ежегодно посылаем туда по 50–70 тысячь рублей серебром…»
Основное содержание этих вольностей и привилегий, «как при польских королях было» заключалось в вопросах экономических, и, прежде всего, в крестьянском вопросе. Боярин Бутурлин по пути на Переяславскую Раду с удивлением доносил в Москву, о том, что целыми волостями к нему являлись формально свободные крестьяне и просились «хоть в крепость, но под Москву». Формально крепостное право на территории Украины не существовало, однако все крестьяне считались арендаторами помещичьей (или полковой казачьей) земли и обязаны были отрабатывать пять дней в неделю, причем отработка была подушной – то есть каждый, старше 14 лет обязан был являться на барщину. Кроме того, существовало огромное количество податей и поборов, которые крестьяне обязаны были либо оплачивать деньгами, либо вновь-таки отрабатывать. В России же барщина была подворной (с каждого крестьянского двора на барщину являлся один работник) и барщина законодательно ограничивалась тремя днями в неделю. Таким образом, степень экономического угнетения формально свободных крестьян в зоне Pax Polonia (польского права) была в несколько раз выше, чем в зоне русского крепостного права. При этом вороватость казацкой старшины уже в те годы стала нарицательной:
« Государь об этом спрашивает не для того, чтоб доходы были надобны в царскую казну, но для того: государь узнал, что на гетмана и полковников козаки бунтуют, будто они доходы сбирают на себя, а им жалованья не дают.» (Г. Котошихин «О России в царствование Алексея Михайловича»)

К сожалению, насчет «чистых рук» и сейчас мы недалеко ушли из XVІI века. Налоговая система Украины по своей громоздкости и обременительности и сейчас занимает одно из «самых почетных» мест в мире. Что уж говорить об уровне жизни «маленького українця», о доходах и пенсиях «пересічного громадянина» и о том, сколько раз нас грабили банки, пирамиды, трасты, «Элиты» и «любі друзі», особенно когда «ці очі не бачили».

Естественно, подобное положение вещей никоим образом не устраивало центральную власть в Москве. По мере измен и мятежей казацкой старшины объем вольностей и полномочий Гетмана при каждом очередном заключении кондиций (договоров) с Войском запорожским низовым сокращался. Так, после измены Выговского, Гетман и Войско Запорожское были лишены прав ведения войны без согласия Государя. Интересно, как бы отнеслась Киевская власть, если бы Крым настаивал на праве иметь свою армию? Несколько позже Гетман был лишен права самостоятельных внешних сношений без согласия Москвы (однако кто решится предложить, чтобы какая-нибудь область имела самостоятельное право внешних сношений, минуя согласие центральной власти?).
Памятник Хмельницкому, по-видимому, сохранят, разве что развернут булавой на Запад. Что же, еще одной иронией исторической судьбы станет больше. А вот над «Радугой» нависли тучи.

Имплантация 1709–2009 

Этот юбилей в Украине не забыт. Напротив, торжества начались задолго до лета. В марте вспомнили, что 2009 год – год 370-летия одного из героев предстоящего юбилея – гетмана Ивана Мазепы.
Действительно, Мазепа – один из колоритных и противоречивых персонажей своей эпохи. Впрочем, сама эпоха была преисполнена колорита и противоречий, достаточно упомянуть лишь некоторых современников Мазепы: Людовик XІV, Петр I, Ньютон, Лейбниц, Феофан Прокопович… Покровитель искусств и работорговец, продавший в Крым более 50 тысяч украинских крестьян, меценат и лютый крепостник, первый кавалер Ордена Андрея Первозванного и изменник своему государю и покровителю – таков был Мазепа.
Неоднозначная личность в неоднозначное время в неоднозначной стране – такова его судьба.
В Северную войну (1699-1721) было втянуто полтора десятка стран Европы – от России до Англии, от Швеции до Турции, и далеко не для всех из участников цели войны были очевидны. Россия «рубила окно в Европу», Швеция пыталась стать региональным гегемоном – здесь все ясно. Совершенно иначе обстояло дело для других стран, особенно для Польши. В Польше королевский трон занимал саксонский курфюрст Август ІI, у которого были свои интересы (нижняя Саксония) в войне со Швецией. Для Польши основной целью было достигнуть реванша после Тридцатилетней войны и восстановление своих позиций в Прибалтике (прежде всего, возврат Риги). Однако Польша осознавала свою слабость – польский сенат не дал согласия на войну. Таким образом, сложилась двойственная ситуация – польский король вел войну, в которой Польша, формально, не принимала участия. Такого рода формальности никаким образом не смущали Карла XIІ – он решительно перенес военные действия на территорию Польши. Более того, заняв Варшаву, он принудил Сенат низложить Августа IІ и избрать нового короля – Станислава Лещинского. В Польше сложилось двоевластие – два короля, две армии, две войны. Украина, разделенная между Польшей и Россией, в этих условиях оказалась даже не между двух – между четырех огней: Россия, два короля в Польше, да еще и Турция периодически вмешивалась в польскую усобицу. И все это на фоне шведских грабежей и контрибуций. При этом обострились противоречия между аристократией (казачья старшина) и рядовыми казаками и крестьянством (о причинах подробно сказано в предыдущем разделе). Война, особенно с приближением военных действий к территории Украины приводила к усилению административного присутствия России, и, как следствие, к расширению зоны российского крестьянского права. Крестьянство было безусловно за Россию, и первое, что привлекало – трехдневная барщина. Казацкая аристократия (старшина) левобережья Украины также сохраняла верность Петру, вполне обоснованно рассчитывая на земли, должности и титулы. Правобережная старшина напротив, опасалась расширения влияния России и введения трехдневной барщины, так как это существенно сказалось бы на их доходах. Для части рядового казачества с левобережья, принадлежавшего России, все более реальной становилась перспектива, в случае победы России, вернувшись в свои села стать крепостными. Это привело к восстанию Кондратия Булавина. Справедливости ради следует отметить, что все эти внутренние, тыловые конфликты мгновенно угасали с приближением шведов.
На Правобережье, принадлежащем Польше, среди старшины и местной аристократии царила полная растерянность. Два короля – один союзник России (Август IІ), другой – Швеции (Станислав Лещинский). Оба требуют верности. Пока Карл XІI вел войну в Прибалтике, Голштинии и Саксонии – казачество хранило верность Петру и Августу, но с переносом военных действий на территорию Белоруссии и Украины разброд и шатания усилились. Созрел заговор с целью перехода на сторону, как тогда казалось, сильнейшего, который возглавил Гетман. Таким образом, Северная война привела к острому внутреннему конфликту среди казачества и, как следствие, этот конфликт приобрел некоторые черты (некоторые—потому, что это противостояние было исключительно внутри социальной верхушки и не затрагивало основную массу крестьянского населения) гражданского конфликта. Категорическим противником заговора выступили православная церковь и духовенство, так как установление власти католической Польши или протестантской Швеции неминуемо привело бы к гонениям на православие, что московский царь, не допустил бы по определению. Ввиду отсутствия поддержки, заговор превратился в мятеж незначительной части казаческой аристократии.
Как точно сбылись слова Шекспира: «мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе».
Мазепа ненадолго пережил свое поражение. Тем больший интерес представляет судьба его сподвижников. И вновь приходится признать, что легенды о репрессиях против борцов за «Шведскую Украину» не выдерживают критики. Трижды Петр объявлял амнистию изменникам, и никто из добровольно возвратившихся не потерял ни чести, ни жизни, ни имущества. Напротив, Даниил Апостол, примкнувший к измене Мазепы, впоследствии, после Скоропадского стал Гетманом с полного одобрения Петербурга. Декабрист Муравьев-Апостол – один из потомков Даниила Апостола. И вообще, отношение в России если не к мятежникам, то к их детям и родственникам было довольно своеобразным: мятежный стрелец Григорий Орел перед казнью сказал Петру «Отойди, государь, я здесь лягу». Эти слова, преисполненные мужества настолько поразили царя, что дети мятежника были взяты на обучение и воспитание за счет казны. Внуки этого стрельца настолько знамениты, что в особом представлении не нуждаются – это братья Григорий и Алексей Орловы – могущественные фавориты Екатерины ІI – блестящие флотоводцы и военачальники. Кстати, никто из ближайших родственников Мазепы не только не пострадал, но многие из них сделали блестящую карьеру.

348
Комментарии (36)
  • 6 мая 2009 в 13:14 • #
    Тарас Варварич

    Памятников этой дате не так уж и много. За исключением Полтавского мемориала монументальных сооружений практически нет. К значительным достижениям мазепинского периода предлагается отнести "Конституцию" Пилипа Орлика. Самое любопытное, что эта конституция предлагалась на утверждение Карлу XIІ в Бендерах, где оба находились под почетным арестом у турок. Два неудачливых беглеца, будучи интернированными в третьей стране, разрабатывают конституцию для страны и народа, не принявшего их. Если говорить об этом документе более серьезно, то следует отметить, что ни о какой независимости в нем нет и речи, чего, например, стоит фраза:"…щоб найясніша королівська величність і його наступники - найясніші королі Швеції - довічно довольнялись титулом покровителів України". Даже по содержанию, титул, предлагавшийся шведскому королю, мало чем отличался от титула Российского государя:"…хранитель и оберегатель…".
    Есть еще несколько более печальных памятников – могильные плиты в Лавре над захоронением Искры и Кочубея. Когда-то, еще при царях, в Киеве был установлен памятник этим борцам с изменой Мазепы. Стоял он на нынешней Европейской площади, около филармонии. Сам памятник не сохранился, но постамент от него остался, хотя и был перенесен на другое место – сейчас на этом постаменте стоит не менее знаменитая "Пушка" у выхода из станции метро "Арсенальная".
    Если считать переход Мазепы на сторону шведов внутренним гражданским конфликтом в Украине, то, с целью исторического примирения, стоило бы, наверное, последовать примеру Испании, где воздвигнуты памятники и республиканцам и франкистам. Почему бы наряду с установлением памятника Мазепе не восстановить памятник Искре и Кочубею? Почему не поставить памятник Скоропадскому и его прямому потомку последнему гетману Украины?
    Бесспорно, создание новой национальной идеологемы – дело многотрудное, и во многом неблагодарное. Единственное несомненно – невозможно создать что-либо исключительно на отрицании. Очень не хотелось бы, чтобы в погоне за более чем сомнительными сиюминутными клановыми выгодами народ с великой и многогранной историей вынужден был оправдывать печальную истину: "Великие нации гордятся своими достижениями, все прочие своим унижениями"

  • 6 мая 2009 в 13:17 • #
    Татьяна Камилова

    Большое спасибо, много интересных фактов

  • 6 мая 2009 в 13:22 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Спасибо, что хоть Вы это помните и напоминаете!

  • 6 мая 2009 в 13:29 • #
    Тарас Варварич

    К сожалению, где-то это просто забыли....
    У нас, в Украине -- ВЫБИЛИ и продолжают выбивать

  • 6 мая 2009 в 13:54 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Известная задача политиков - сделать людей манкуртами; Иванами. не помнящими родства...
    А Вы могли бы создавать фрагменты исторических сведений? Типа календарь? Можно пока размещать на сайтах... Но можно собрать данные и выпустить книгу. Тот же самый учебник по истории?
    Я сам занимаюсь такой работой, но больше - в области языка...

  • 6 мая 2009 в 13:57 • #
    Тарас Варварич

    я этим и занимаюсь, в свободное от основной работы время
    В Украине опубликовать эту статью отказались даже левые и (формально) пророссийские издания

    Готовлю такого же типа работы по экономической истории и истории гос. строительства (с правовой точки зрения)
    от Киевской Руси до СССР

  • 6 мая 2009 в 14:02 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Отлично! Чем смогу - тем помогу!

  • 6 мая 2009 в 14:10 • #
    Тарас Варварич

    рад сотрудничеству
    спасибо за поддержку

  • 6 мая 2009 в 14:19 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    ОК, Будет, что интересное - пишите в личку или на e-mail: #
    С праздником Победы наступающим!

  • 6 мая 2009 в 14:23 • #
    Тарас Варварич

    Спасибо. Вас также с годовщиной нашей ОБЩЕЙ победы

    #

  • 6 мая 2009 в 17:22 • #
    АЛЛА ОЛЕНЮК

    ДЕНЬ ПОБЕДЫ - ПРАЗДНИК ВСЕЙ СТРАНЫ.
    ДУХОВОЙ ОРКЕСТР ИГРАЕТ МАРШИ.
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ - ПРАЗДНИК СЕДИНЫ
    НАШИХ ПРАДЕДОВ, ДЕДОВ И КТО ПОМЛАДШЕ.
    День Победы — праздник победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Отмечается 9 мая. Нерабочий день в России, Казахстане, Беларуси, Украине, Азербайджане и некоторых государствах на территории бывшего СССР.
    Введён в 1945 году, однако с 1947 года долгое время фактически не отмечался и являлся рабочим днём: впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия. В том же юбилейном 1965 году День Победы стал нерабочим. После распада СССР некоторое время парады в День Победы не проводились, возобновили эту традицию в юбилейном 1995 году. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады на Красной площади стали проводить ежегодно — но без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники.
    В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.
    МАЙСКИЙ ДЕНЬ СВЕТА И РАДОСТИ,
    ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ, ЧАС ПАМЯТИ.
    БУДЕТ ОН ВЕЧНЫМ ДНЕМ МЛАДОСТИ.
    ВАШЕГО МУЖЕСТВА, ДОБЛЕСТИ.
    НЕТ У ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО
    БОЛЕЕ ЧИСТОГО ПРАЗДНИКА.
    ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ МЛАДШЕГО

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Soviet_Znamya_Pobedy.svg
    Знамя Победы

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/Za_pobedu_nad_germanie.jpg
    Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Reichstag-Russisches_Graffiti.jpg
    Подписи, оставленные советскими солдатами на стенах Рейхстага, сохраняются и сегодня

    http://semerca.hoter.ru/image/2808/27973_764px-Wilhelm_Keitel_Kapitulation.jpg
    Подписание капитуляции

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Marshals.jpg
    Маршалы СССР Георгий Жуков и Константин Рокоссовский на Параде Победы в Москве

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6d/Order_Victory.jpg
    Орден «Победа»

    http://www.9maya.ru/2009/04/20/video-voennyj-parad-pobedy-na-krasnoj-ploshhadi-9.html
    Военный парад Победы на Красной площади 9 мая
    ПАРАД ПОБЕДЫ
    нажмите ссылку и обновить

    http://www.9maya.ru/2008/12/22/pesni-voennykh-let-v-mp3.-chast-2.html
    Песни военных лет
    Военные песни
    нажмите ссылку и обновить

    Мы про войну только в книгах читали.
    Фильмы смотрели - и то замирали
    В ужасе, гневе и боли сердца.
    Вы не в кино, а в бою до конца.

    Насмерть стояли, спасая свою
    Родину, город свой, дом и семью.
    Все, что вам дорого, любо и свято,
    Что было в сердце любого солдата.

    Благодарить мы могли б неустанно.
    Разве затянутся прошлого раны?
    Ждут не хвалебных речей ветераны,
    А чтобы память была постоянной.

    Помним и ценим. Для нас вы - как звезды,
    Мир на земле вашим подвигом создан.
    Вас поздравлять с Днем Победы готовы
    В праздники, будни, все снова и снова!

    http://image055.mylivepage.ru/chunk55/1628838/2808/1210329615_9_.jpg
    С днём ПОБЕДЫ!
    Я понимаю, что значит Победа
    Для ветеранов, познавших все беды
    Страшной войны, уцелевших надеждой,
    Что День Победы придет неизбежно.

    http://www.greenmama.ru/dn_images/01/24/97/85/12103289261782_cimg3609.jpg
    http://kaliningradfirst.ru/wp-content/uploads/2008/05/18.jpg
    «Георгиевская ленточка» — некоммерческая и неполитическая патриотическая акция, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая в России с 2005 года. С 2006 года акция «Георгиевская ленточка» проводится ежегодно с 24 апреля по 12 мая.

    СПАСИБО ВСЕМ ВЕТЕРАНАМ ЗА ТО, ЧТО МЫ ЖИВЁМ!
    http://photos.lifeisphoto.ru/28/0/287463.jpg
    http://www.russianlook.ru/preview/5494CF65DFEE59968F672B845F2608E2/LVV020-17.jpg
    http://photos.lifeisphoto.ru/0/0/7723.jpg
    http://photos.lifeisphoto.ru/7/0/76346-511.jpg
    http://photos.lifeisphoto.ru/7/0/76222.jpg
    Война, она и есть – война...
    Тем, кто опален дыханьем лютым

    http://photos.lifeisphoto.ru/7/0/78870.jpg
    http://photos.lifeisphoto.ru/28/0/284912.jpg
    http://

  • 6 мая 2009 в 17:35 • #
    Тарас Варварич

    Благодарю Вас от всего сердца.
    Мой дед брал Берлин, я храню его кортик и предам свим детям
    а дядя навеки остался в Трептов-парке (убит 2-го мая, из-за угла)

  • 6 мая 2009 в 17:56 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Потрясающе!
    Всё прочитал внимательно... Чрезмерно признателен, везде, где уместно - буду использовать.
    Спасибо огромнейшее!

  • 18 мая 2009 в 14:03 • #
    Тарас Варварич

    Не могли бы Вы порекомендовать к изданию где-либо?

    Заранее благодарен.

  • 18 мая 2009 в 14:13 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Это уже нужно обсуждать с учётом продаж конкретного издания.

  • 6 мая 2009 в 16:35 • #
    Людмила Логвинова

    Тарас, скажите, пожалуйста, кто это все выбивает? Может просто многим это не интересно. История был мой любимый предмет в школе, да и сейчас я много читаю. Но среди моих знакомых мой интерес разделяют не многие.
    А у нас все крайности - или "НАСАЖДАЮТ" или "ВЫБИВАЮТ". Да кому это нужно.
    Но это лирика.
    Тарас, от меня Спасибо за интересную информацию.

  • 6 мая 2009 в 16:58 • #
    Тарас Варварич

    ВЫБИВАЕТ наша (чумная) власть. если следовать их концепции, то мы участвовали во 2-ой мировой (не в ОТЕЧЕСТВЕННОЙ) на стороне Германии
    Тарас Бульба (Гоголь) воевал не с поляками, а с москалями.
    Русские жандармы еще в 19-м веке запарывали под Львовом насмерть учителей украинской словесности (а ведь это была АВСТРИЯ!!!!)
    самое грустное, что все это понемногу вписывают в наши учебники истории...

  • 6 мая 2009 в 18:29 • #
    Марианна Сазонова

    Что делать?! Давайте объединяться! Лично это чувствую на своей шкуре - сын школьник.

  • 7 мая 2009 в 00:55 • #
    Людмила Логвинова

    Есть и недоучки, есть и дебил(ы) у власти. Что поделаешь?! И такое бывает.
    Самой охота придурка придушить за то, что фашистов (упавцев) приравнял к Войнам. Но ни кто же не говорит, что жители УССР воевали на стороне Германии.
    Хотите просвещать?! Отлично. Есть Интернет. Есть Люди, которым это интересно, в т.ч. и те, кто предложил помощь на этой конференции.

  • 6 мая 2009 в 14:36 • #
    Константин Грибач

    Могу помочь

  • 6 мая 2009 в 14:38 • #
    Тарас Варварич

    я весь внимание

  • 6 мая 2009 в 14:39 • #
    Константин Грибач

    #

  • 6 мая 2009 в 14:41 • #
    Тарас Варварич

    что от меня требуется?

  • 6 мая 2009 в 14:42 • #
    Константин Грибач

    Пишите на ящик - там вся конкретика произойдёт

  • 6 мая 2009 в 19:10 • #
    Александр Васин

    Новые историки пишут будущее Украины-

    в Германии полицией был задержан украинский
    министр внутренних дел,за пьяный дебош
    Тимошенко-взяла за границей милиард
    американской бумаги,на предвыборную компанию

  • 6 мая 2009 в 21:25 • #
    Евгений Розанов

    Прочитал. Огромное Вам спасибо!

  • 7 мая 2009 в 13:50 • #
    Дмитрий Мищенко

    Спасибо! Давно хотел восполнить эти знания, теперь будем помнить и детям своим расскажем

  • 7 мая 2009 в 14:07 • #
    Тарас Варварич

    если желаете, могу направить и другие материалы

  • 7 мая 2009 в 16:27 • #
    Людмила Логвинова

    Тарас, добрый день.
    Как видете, благодарных читателей хватает - пишите.
    А как насчет сайта "пробелы в учебниках истории" (например)?

  • 7 мая 2009 в 16:37 • #
    Тарас Варварич

    подобные есть, но на мой взгляд, одни слишком сухи (академичны) на других выкладывают всякую ересь

  • 13 мая 2009 в 09:43 • #
    Дмитрий Мищенко

    Буду очень признателен высылайте на адрес: #

  • 13 мая 2009 в 11:56 • #
    Тарас Варварич

    уже выслал, буду признателен за ваше мнение

  • 9 мая 2009 в 11:46 • #
    Сергей Гавриленко

    ПО ПОВОДУ ЗАБЫТЫХ ДАТ...
    БЛАГОДАРЮ АВТОРА ТЕМЫ ЗА СТОЛЬ ПОДРОБНЫЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!
    СО СВОЕЙ СТОРОНЫ ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО НАША ГРУППА "ЛЕТОПИСЬ" СЕЙЧАС СНИМАЕТ НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ "КОМЕНДАНТ ПОЛТАВЫ. ДНЕВНИК ОБОРОНЫ КРЕПОСТИ", КОТОРЫЙ КАК РАЗ И ДОЛЖЕН ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЮ О ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЕ КРЕПОСТИ ПОЛТАВА, В 1709 ГОДУ...

  • 13 мая 2009 в 11:56 • #
    Тарас Варварич

    если смогу быть полезен, всегда к Вашим услугам

  • 13 мая 2009 в 12:20 • #
    Сергей Гавриленко

    С удовольствием воспользуемся Вашим предложением. Нам сейчас крайне нужна поддержка людей заинтересованных в нашем проекте. Мой e-mail: #. Skype: gavrilenko1966. Буду рад нашему общению!!!

  • 13 мая 2009 в 14:05 • #
    Тарас Варварич

    я всегда был за то, чтобы историю, в общем-то одну из самых точных наук, освободили от роли проститутки (извините за грубое слово, но иначе не скажешь) от идеологии


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009