Дм.Быков: слово о профессионале.

Дм.Быков: слово о профессионале.

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна Дм.Быков: слово о профессионале.
Народная артистка СССР,
Герой Социалистического труда,
лауреат Ленинской премии

Родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец — Плисецкий Михаил Эммануилович (1901—1938), генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля», репрессирован и расстрелян. Мать — Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна (1902—1993), актриса немого кино. Супруг — Щедрин Родион Константинович (1932 г. рожд.), композитор, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий.

Отчаявшись найти журналиста, который сумел бы помочь написать ей книгу, не исказив ее собственную интонацию, Плисецкая написала сама. Ярко, образно и максимально откровенно рассказала о своей жизни. И дала совет будущим поколениям: «Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались». Совет основан на главном выводе, сделанном из прожитой жизни: «Характер — это и есть судьба».

Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия. Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточно трех слов: «гений, мужество и авангард».

Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе. Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение. После того как Президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления». Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь». Падение социалистического строя в одной отдельно взятой стране Плисецкая переживала как собственное торжество. К тому времени она, словно личного врага, ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой — тиранила, годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось… https://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D1%82%D0%BE%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8 °C%20%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8 °C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5/%D0%9 °F%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8 °F%20%D0%9 °C%D0%B0%D0%B9%D1%8 °F%20%D0%9 °C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Дмитрий Быков: «Смерть Майи Плисецкой и ее великая истина»
18 мая в 19:21

В этом году Майе Михайловн­е Плисецкой исполнилось бы 90. Одна из величайших балерин ХХ века ушла из жизни в Мюнхене, где вместе с супругом Родионом Щедриным они жили последние годы. Свой прах Плисецкая завещала развеять над родной землей, каковой для нее без всяких вариантов была Россия…

Андрей Вознесенский называл Плисецкую звездой, адской искрой: «Такая гибнет – полпланеты спалит». Но вот умерла Плисецкая – и хотя весь мир скорбит, Россия провожает ее удивительно тихо, и сама эмоциональная ровность этого прощания резко контрастирует с ее собственной взрывной природой.

Да, великая; да, символ русского искусства во всем мире, показавшая «им там», что такое русский балет (на это теперь особенно упирают). Что такое собственно дар Плисецкой, почему по ней сходили с ума, почему она не только «им там», но и нам здесь объясняла, что такое подлинный артистизм и гениальная одаренность – об этом почти все молчат. Смерти Прокофьева, умершего в один день со Сталиным, страна не заметила; смерть Плисецкой растворяется в громе парада, в спорах о юбилее Победы, тонет в угрозах и опасениях, да и по совести говоря – много ли осталось людей, помнящих ее? Давно не выступала, жила за границей, превратилась в символ. Говорят, имела капризный и трудный характер. Иногда кажется: вспомнили, чтобы забыть окончательно.

Между тем Плисецкая принадлежала к удивительному отряду людей, многое себе позволявших. Напоминала она об одной великой истине, актуальной, кстати, и для нынешней России: хочешь быть защищен – стань незаменимым, единственным. Все остальные, включая первых лиц государства, заменяются, когда нужно. Но если ты умеешь что-то, чего не умеет никто больше, – у тебя есть шанс прожить свою жизнь не на четвереньках. Ты можешь позволять себе капризы, резкости, отважные и отчаянные поступки, защищать Солженицына, как Ростропович, и даже селить его на своей даче, негодовать по случаю реабилитации Сталина, как Плисецкая, и защищать Параджанова, как она же, и свободно жить и танцевать на Западе вопреки неизменной во все времена советской ксенофобии (до такой риторики, как сейчас, в семидесятые не доходило, но практика отличалась мало).

Она была настоящей советской звездой, прекрасной представительницей богемы, из тех, кто собирался у Лили Брик на Кутузовском – там она и познакомилась с Родионом Щедриным, тогда начинающим, но уже триумфальным композитором, – у Аксенова, у Вознесенского, в тогдашнем Доме актера, где сходились мастера, а не спонсоры. Тогда, в советской теплице, в искусственной замкнутости, – я ничуть не ностальгирую по ней, просто понимаю, что сегодня хуже, – поэты дружили с художниками, звезды балета – с режиссерами, идеология никого не ссорила (разве что отметались самые уродливые крайности), и жива была память о добрых нравах искусства. Протестовать было принято не тогда, когда кого-то награждали, а когда кого-то, напротив, обходили. Коллективными были не доносы, а письма в защиту и поддержку. То есть доносы тоже были, в том числе на Плисецкую, но их авторам не подавали руки. Советский мир отличался от нынешнего главным образом тем, что при сходных действиях говорились другие слова и людям случалось еще испытывать чувство неправоты; одним это кажется лицемерием, другим – правилами приличия. Плисецкая этот кодекс блюла неукоснительно.

Да, этим людям многое позволялось. Да, у них водились деньги, по советским меркам огромные, по западным – скромные. Но какая независимость без денег? Да, их баловали власти. Но какая в России свобода без возможности влиять на эти власти, входить к ним без очереди? Вспомним, только богема да физики из шарашек обладали тут подлинной независимостью – из унижений собственное достоинство не делается, оно в этой среде не развивается. Она расширяла границы русской балетной классики, уходила от нее, от дисциплинарно-канонического, парадно-имперского балета, которым восхищался мир, втайне ужасаясь самодисциплине, муштре и абсолютной верности традициям. Уже ее «Кармен-сюита» была революцией, почему ее и цензурировали нещадно, ругая за «эротизм» (за это же в свое время, за тридцать лет до того, разносили «Катерину Измайлову» Шостаковича). Да и что это такое – «Бизе – Щедрин»?! Плисецкая танцевала лет на двадцать дольше, чем позволяет все тот же возрастной канон. Я успел ее увидеть на сцене – в «Лебедином озере», где она танцевала Одетту – Одиллию. Одиллия мне понравилась больше, она была ярче, притягательнее, страшнее. Было мне лет восемь, а десять лет спустя я протиснулся в зал студенческого театра МГУ, тогда еще на углу Моховой и Герцена, где была творческая встреча с Плисецкой, шестидесятилетней, выглядящей едва на сорок. Поражали ее дружелюбие и резкость – абсолютная открытость в сочетании с безупречным достоинством. Этот тип женщины – скорее «шестидесятницы», чем шестидесятницы, – сейчас абсолютно исчез. В нем было сочетание ума, сексуальности, самодисциплины, одиночества, некоторого надрыва. На таких женщинах стояла советская система в последние годы – мужчины, если честно, деградировали быстрей, а женщины приспособились.

В это время Плисецкая станцевала свои знаменитые авангардные балеты – «Анну Каренину» и «Чайку». Ей можно было уже ничего не делать, почивать на лаврах, танцевать иногда на гастролях «Лебедя» или писать мемуары (она и мемуары умудрилась написать так, что книга «Я, Майя Плисецкая» обсуждалась с восторгом и негодованием, раскалывала и провоцировала аудиторию). Но она продолжала работать, подставляясь, вызывая восхищение и негодование, раздражая и удивляя.

В Советском Союзе были люди – прежде всего люди искусства, хотя и в науке их было немало, – которые считали, что общественная жизнь их касается; что в башне из слоновой кости отсиживаться неприлично, а карьерану что карьера? Советская власть не слишком охотно высылала своих звезд за границу: чтобы лишили гражданства, надо было упорствовать, как Солженицын, или нарываться, как Любимов. Теперь тоже ничего особенного сделать не могут: ну, лишат финансирования – можно ведь найти, под громкое имя дадут… Но сегодня всех сковал оцепеняющий страх, а при советской власти его не было. Был азарт игры со стареющим зверем. Плисецкая, дочь расстрелянного отца и сосланной матери, была человеком с убеждениями, и не модными, а выстраданными, простите за штамп. У нее, как у многих советских звезд, было обостренное и, думаю, гипертрофированное чувство собственного достоинства, то особое самоуважение, которое присуще прежде всего профессионалам.

Профессионалов у нас традиционно мало, достоинства еще меньше. Мы все «боимся себе позволить». А она не боялась, потому что с ней ничего нельзя было сделать. Власть боялась реноме, а избивать женщин на улице еще не было принято. Понятно теперь, почему артистов, подобных Плисецкой, и личностей ее масштаба здесь долго еще не будет? Вполне может получиться, что и никогда.

814
Комментарии (19)
  • 22 мая 2015 в 11:53 • #
    Сергей Белашов

    "Родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец — Плисецкий Михаил Эммануилович (1901—1938), генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля»"

    - Чтобы стать Плесецкой в России нужно не только иметь талант, но еще и родиться в семье руководящего работника.

  • 22 мая 2015 в 16:06 • #
    Давид Ш Гройсман

    "Чтобы стать Плесецкой в России нужно не только иметь талант,
    но еще и родиться в семье руководящего работника."

    Ну, Сергей! Вы уж совсем занизили льготную планку
    объективных возможностей для таланта в России.
    Вы просто не дочитали до весьма существенного
    факта в биографии балерины. И если его дочитать,
    то, скорее всего, Ваше утверждение объективнее
    прозвучит в небольшой редакции:

    "Чтобы стать Плесецкой в России,
    нужно не только иметь талант,
    но еще и родиться в семье руководящего работника",
    репрессированного и расстрелянного.

    И посчитайте, какой силы нужно иметь талант,
    чтобы с таким приданным... стать Плисецкой.

    Вот теперь вперед и с песней: "Молодым везде у нас дорога..."

  • 22 мая 2015 в 18:26 • #
    Сергей Белашов

    Все представители нынешней "творческой интеллигенции" имеют репрессированных родственников. Это закономерность?

  • 22 мая 2015 в 18:49 • #
    Давид Ш Гройсман

    Все представители нынешней "творческой интеллигенции"
    имеют репрессированных родственников. Это закономерность?

    Вряд ли нынешняя "творческая интеллигенция" может иметь
    репрессированных родственников. Ну, разве что во втором-третьем
    поколении назад, и уж никак не в виде отказной нагрузки.
    Может, у всех родственники под расстрельными статьями ходили?
    Им и не снились прелести сталинского периода. А уж о закономерности
    и говорить не приходится.
    Откуда Вы это взяли? Поделитесь! Какое у Вас "восторженное" мнение
    обо ВСЕХ представителях нынешней "творческой интеллигенции"!

  • 23 мая 2015 в 10:32 • #
    Сергей Белашов

    Аксеновы родом из Магадана 37го.
    https://professionali.ru/Soobschestva/xx_vek_blagodarya_i_vopreki/-antonina-aksenova-ja-ne-zhivu-proshlym-no/?utm_source=ForumDigest_mobile&utm_medium=email&utm_campaign=20-04-15
    Антонина Аксёнова: "Я не живу прошлым, но я помню о нем"

  • 23 мая 2015 в 11:11 • #
    Давид Ш Гройсман

    Этот пример в пользу чего?

  • 24 мая 2015 в 13:16 • #
    Сергей Белашов

    Копните биографию любого известного нынешнего демократического либерального "творческого интеллигента", выйдете на 1937 г. Не случайно Сталин их давил, представляя до чего они доведут СССР и Россию..

  • 24 мая 2015 в 13:34 • #
    Давид Ш Гройсман

    Сергей! В России, действительно, сейчас очень непросто.
    И особенно эта непростота заметна по очевидной полярности отношения
    людей к политике нынешнего правительства России. Одни на него молятся, другие, глядя в будущее, разве что крестятся - даже явные атеисты.
    Но с этим ничего нельзя поделать.
    Я почитал Ваш еще не подтвержденный к открытию топик и вижу,
    что Вы человек весьма широко образованный. Такому образованию
    позавидовать можно, а Вы при этом как бы не у дел. Это же катастрофа самосознания.
    Эпоха постперестроечного периода как бы выбила из общественного
    сознания прежде существовавший в СССР культ образованности.
    Последствия известны - у руля деловары, порой безграмотные, и главное, бездушные.
    Я не знаю, что Вам еще сказать.
    Вы, действительно, хотите опубликовать топик "Блоггер Галковский о Белашове..."? Или подождем - может передумаете?

  • 25 мая 2015 в 13:20 • #
    Сергей Белашов

    Как была опубликована работа К. Маркса "Капитал"?
    Никто не желал читать этой работы.
    Ф. Энгельс вынужден был дать под другим псевдонимом отрицательный отзыв. В результате "Капитал" стали читать и раскупать.
    Публикуйте этот пасквиль. Я к нему приложу документы из опубликованной моей книги "Последний Моссовет" его опровергающие, доказывающие гнилость и мерзость тех, кто вооруженным путем захватил власть в СССР и расстрелял Верховный Совет РСФСР 4 октября 1993 г.

  • 26 мая 2015 в 00:56 • #
    Давид Ш Гройсман

    Ваш топик опубликован. Просто его перенесли в раздел Объявления.
    https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/blogger-galkovskij-o-belashove-i-ego-knige/

  • 24 мая 2015 в 13:38 • #
    Давид Ш Гройсман

    Вот - я не успел... Кто-то из админов уже его открыл.
    Но если передумаете, можно закрыть.

  • 26 мая 2015 в 19:15 • #
    Сергей Белашов

    Да кто ж его будет читать в разделе объявлений?

  • 26 мая 2015 в 21:50 • #
    Давид Ш Гройсман

    Тем не менее читают. А вернуть в основной формат нельзя -
    нет такой опции.

  • 24 мая 2015 в 20:16 • #
    Давид Ш Гройсман

  • 24 мая 2015 в 20:17 • #
    Давид Ш Гройсман

  • 24 мая 2015 в 20:21 • #
    Давид Ш Гройсман

  • 24 мая 2015 в 20:27 • #
    Давид Ш Гройсман

  • 24 мая 2015 в 20:29 • #
    Давид Ш Гройсман

  • 24 мая 2015 в 20:30 • #
    Давид Ш Гройсман


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011