Минздравсоцразвития о проекте ФЗ «Об охране здоровья граждан...

Минздравсоцразвития о проекте ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации»

21 апреля 2011 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации».

В преддверии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе 11 мая 2011 года Минздравсоцразвития открыло второй этап его открытого общественного обсуждения. Минздравсоцразвития рассчитывает, что принятие законопроекта позволит решить следующие основные задачи:

«Создать основополагающий закон в сфере здравоохранения с учетом имеющегося опыта и достижений.

Установить организационную структуру, определив основы взаимодействия государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Защитить право граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Определить механизм выбора пациентом врача и медицинской организации.

Закрепить единые стандарты и порядки оказания медицинской помощи на всей территории России.
Отрегулировать вопросы вспомогательных репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство и др.).

Определить основы системы трансплантации органов и тканей.

Включить определение редких (орфанных) заболеваний, что позволит разработать и реализовать положение об обеспечении граждан лекарственными препаратами для лечения таких заболеваний.

Обеспечить право бесплатного нахождения с ребенком одного из родителей (или законного представителя) в стационарных условиях на весь период лечения.

Зафиксировать бесплатное оказание паллиативной помощи неизлечимо больным людям.»

Комментарии к внесенному в Государственную Думу проекту ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» см.— http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/ .

166
Комментарии (5)
  • 12 мая 2011 в 14:46 • #
    Евгений Николаев

    Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/105/Zakon_19_04_2011.doc

    Презентация проекта закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» - http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/105/zakon_ob_ohrane_zdorovyya_grazhdan1.ppt

  • 13 мая 2011 в 15:35 • #
    Евгений Николаев

    Заявление Исполкома Пироговского движения врачей России о необходимости отзыва законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

    21.04.2011г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако до сих пор так и не утверждена Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г., не понятно, в чем состоят проводимые реформы, что меняют внедряемые проекты, что скрывается за словами о модернизации (кроме ожидаемых денег). Все основные положения проекта Концепции, появившейся в 2008 г. основывались на прогрессивном увеличении финансирования здравоохранения в рамках сложившейся порочной функциональной структуры отрасли. Хорошо известно, что само по себе увеличение финансирования практически не влияет на организацию, качество и эффективность оказания медицинской помощи.

    Законопроект по «Основам охраны здоровья…» был в срочном порядке внесен в Государственную Думу, несмотря на признание в выступлении председателя Правительства В.В.Путина на Всероссийском форуме медицинских работников (12-13 апреля 2011 г.) необходимости активного участия медицинского сообщества в обсуждении перспектив развития здравоохранения и того, что отраслевое медицинское законотворчество должно не предшествовать, а следовать за Концепциями развития.

    Недолгая практика «всенародного» обсуждения законопроектов на основе новых информационных технологий пока приводит лишь к тому, что в законопроекте устраняются стилистические ошибки и жаргонизмы, очевидные нелепицы, но не учитываются принципиальные возражения. Таким образом, обсуждения происходят «для галочки» и профанируются. Четырехкратная «редакция» данного законопроекта практически ничего не дала. Не вызывает сомнения, что Парламентские слушания, по сложившейся практике последних лет, принципиально ничего не изменят, а все вопиющие недостатки и несуразности новых «Основ охраны…», получат легитимацию.

    Если оценивать законопроект Министерства здравоохранения и социального развития РФ, то он направлен на снятие ответственности за охрану здоровья граждан с государства, с перекладыванием ее на врачей, пациентов, работодателей, регионы, муниципалитеты, при одновременном значительном расширении полномочий профильного ведомства, возможности бесконтрольного распоряжения средствами и инфраструктурой здравоохранения через систему медицинского страхования.

    Одновременно все значимые положения, подлежащие законодательному регулированию, переадресовываются в сферу ведомственного нормотворчества.

    Профессиональный юридико-правовой и медико-организационный анализ «Основ охраны…» выявил те недостатки принципиального характера, которые исключают его рассмотрение в качестве проекта закона, важнейшего для судьбы граждан страны и отечественного здравоохранения на многие годы вперед.

    Так в законопроекте нет ни слова о главенствующей роли врача в системе, об обеспечении бесплатности общедоступной медицинской помощи для граждан, о бесплатности жизненно необходимых медикаментов для всех граждан. В нынешнем виде проект «Основ охраны…» представляет собой низкокачественную ведомственную инструкцию, не обобщенную единой логикой, начиная с названия, не соответствующего его содержанию. В нем речь, в основном, идет не об охране здоровья (т.е. системе здравоохранения), а о подсистеме оказания медицинской помощи. Авторы законопроекта не продемонстрировали понимания различий между этими понятиями. Здравоохранение, уже на уровне закона, перестает быть системой социального выравнивания, отражающей социальную солидарность, коллективную ответственность всех слоев общества за состояние здоровья населения и за равный доступ к медицинской помощи.

    В законопроекте смешано публичное и частное право. Медицинские, а не правовые категории, становятся отправной точкой правового (!) акта. Мерой правового регулирования авторы законопроекта признают только административный императив ограничений и запретов. Нормы права, пригодные для целей регулирования гражданского оборота, в законопроекте отсутствуют. Декларативность большинства

  • 14 мая 2011 в 13:40 • #
    Евгений Николаев

    В экспертной сети по вопросам государственного управления ГОСБУК редактор Полина Давлетшина попросила меня прокомментировать сложившуюся на сегодня ситуацию:

    «Уважаемый Евгений Иванович! Абсолютно не понятная история с обсуждением законопроекта и принятием его профильным комитетом ГД РФ. Как, на Ваш взгляд, Минздраву удалось за несколько дней собрать необходимые поправки и предложения и передать их в ГД или же это не правильно представленная информация в СМИ? Может вам стоит поднять эту тему и написать пост?»

    Мой ответ:
    «Уважаемая Полина! На самом деле история с обсуждениями законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» достаточно прозрачная. В Государственную Думу законопроект внесен от имени Правительства России, поэтому Минздравсоцразвития уже не имеет полномочий для передачи необходимых поправок в Государственную Думу.
    11 мая 2011 года Минздравсоцразвития фактически в помощь Государственной Думе открыло специальную площадку для второго этапа открытого обсуждения законопроекта. На 13 мая поступило 323 комментария с поправками к статьям законопроекта - http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/project/1#add-comment .
    Профильным комитетом Государственной Думы по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является Комитет по охране здоровья, который рассмотрит законопроект 20 мая 2011 года - http://www.duma.gov.ru/about/events/committees-sessions/ .
    Тему я поднял как в своих блогах, так и в сообществе «Медицина и фармация» социальной сети «Профессионалы.ру» - https://professionali.ru/Topic/32523055

    Ссылка на обсуждения - http://www.gosbook.ru/news/23035

  • 5 июня 2011 в 15:10 • #
    Евгений Николаев

    31 мая 2011 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    Председатель Комитета Государственной Думы
    по охране здоровья Ольга Борзова выступила
    на пленарном заседании и отметила:

    «Целесообразность принятия федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не вызывает сомнений. С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года существенно изменились правовые и экономические условия: проведены реформа местного самоуправления; административная реформа; монетизация льгот. Приняты новые редакции Трудового кодекса, Налогового кодекса, Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях; изменились организационно-правовые формы юридических лиц. Руководством страны поставлена задача и выделены огромные средства на реальную модернизацию здравоохранения.

    В действующие Основы много раз вносились изменения. Вместе с тем они не отражают современной ситуации с разграничением полномочий, новых финансовых отношений, сдерживают модернизацию отрасли.

    В 2010 году принят Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который в значительной степени изменил финансовые потоки в здравоохранении и компетенцию субъектов РФ в этой сфере.

    Принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - это следующий этап комплексной модернизации нормативно-правовой базы здравоохранения.

    Предметом регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья между гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

    Уточняются полномочия органов власти всех уровней и их финансовое обеспечение. Предусматривается закрепление полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенных на органы местного самоуправления, на уровень субъектов РФ. Это положение направлено на усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    В законопроекте закрепляется приоритет прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и устанавливаются механизмы обеспечения государственных гарантий.
    В отличие от действующих Основ в законопроекте раскрывается механизм выбора врача и медицинской организации.

    Важнейшим моментом является обязательность выполнения порядков и стандартов медицинской помощи на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

    Считаем чрезвычайно важными нововведения законопроекта, касающиеся вопросов редких заболеваний, в силу тяжести их течения, социальной незащищенности больных и потребности в дорогостоящем лечении.
    Впервые введено понятие паллиативной медицинской помощи, что представляется чрезвычайно важным для неизлечимо больных людей. Оказание этой помощи бесплатно в рамках Программы государственных гарантий позволит облегчать страдания таких больных.

    Непременное условие модернизации здравоохранения - повышение квалификации медицинских работников. Законопроект повышает требования к их подготовке.

    Данный законопроект имеет первостепенное значение для защиты прав детей, женщин, семьи. Он устанавливает право на выбор участкового педиатра, право семьи на выбор семейного врача. Также закрепляются права на охрану и поощрение материнства; обеспечение беременных женщин и матерей медицинской помощью, обеспечение полноценным питанием беременной женщины, кормящей матери, детей до трехлетнего возраста.

    Создаются правовые условия для охраны репродуктивного здоровья. Закрепляется право несовершеннолетних на профилактические осмотры и диспансеризацию, оказание медицинской помощи и медицинскую реабилитацию.

    Урегулирован вопрос о совместном пребывании родителей с бол

  • 13 июля 2011 в 22:38 • #
    Евгений Николаев

    В связи с переносом принятия ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" на осеннюю сессию Государственной Думы, экспертная сеть по вопросам государственного управления ГОСБУК предложила тему "Общественная экспертиза проекта ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Мой комментарий в теме:

    "Для общественной экспертизы закона « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» достаточно ответить на следующие вопросы:

    1. Какова главная цель закона?
    2. Каков ЗАМЫСЕЛ (или какова концепция) достижения главной цели закона?
    3. Кто подготовил закон?
    4. В чьих интересах подготовлен закон?
    5. Какие количественные критерии качества в законе?
    6. Кто в первую очередь должен отвечать за здоровье граждан?
    7. Из чего складывается здоровье граждан?
    8. Как зависят телесное и психическое здоровье пациента от здравости его ума?
    9. Почему человеку всего не хватает, кроме собственного ума?

    Кратко мои ответы:
    1. Главная цель закона – нездоровье (болезни) граждан.
    2. Контроль и управление нездоровьем граждан.
    3. Минздравсоцразвития.
    4. Минздравсоцразвития.
    5. Не связанные напрямую с повышением продолжительности жизни населения.
    6. Сами граждане.
    7. Из образа жизни, окружающей среды и наследственности.
    8. Непосредственно.
    9. Не знаю.

    Вывод - содержание закона не соответствует его названию!
    Охрана здоровья должна быть первым делом самих граждан!
    "

    См. - http://www.gosbook.ru/node/28074