Секретные технологии управления СССР – системы «Спутник» и...

Секретные технологии управления СССР – системы «Спутник» и «Скалар»

Про секретные технологии управления СССР – системы «Спутник» и «Скалар» (генеральный конструктор Кузнецов Побиск Георгиевич) – в книге «Инженерно-экономический анализ транспортных систем. Методология проектирования автоматизированной системы управления. Р.И. Образцова, П.Г. Кузнецов, С.Б. Пшеничников. М., 1990.», доступной в Интернете.

1. Цитата из Приложения 2 «СИСТЕМА СПУТНИК»:
«При разработке системы СПУТНИК предполагалась возможность принадлежности исполнителей обшей программы работ к различным министерствам и ведомствам, т.е. возможность подчинения исполнителей работ как целевым руководителям, ответственным за достижение отдельных подцелей обшей программы работ, так и руководителям подразделений в соответствующих ведомствах, через которые идет финансирование тех или иных элементов работы.

Создание обшей программы работ, исполнители которых имеют различную ведомственную подчиненность, предполагало «прорастание» целевой структуры программы через подразделения различных ведомств. Организационная структура целевой программы порождается системой целей (или подцелей), где за достижение каждой цели отвечает целевой руководитель. На нижнем уровне управления находится целевой руководитель нижнего уровня, называемый ответственным исполнителем работ. Только ответственные исполнители работ представляют в службу сетевого планирования и управления списки работ и их изображение в виде сетевых моделей.

Сетевые модели очень больших планов, имеющие в своем составе сотни и тысячи работ, громоздки и не дают ясного представления о положении дела в разработке. Система СКАЛАР была получена из системы СПУТНИК как укрупненное изображение плана работ по программе. Более того, переход от системы СКАЛАР к системе-СПУТНИК осуществляется легче, чем освоение сразу такой сложной системы, как СПУТНИК.
Тем не менее только в рамках сетевых моделей планов достигается ясное понимание такого элемента плана, как «критический путь» — самая длинная последовательность работ, определяющая минимальное время достижения цели всей программы. Критический путь в символическом изображении плана работ в виде сетевой модели является аналогом основного звена, ухватившись за которое и удается держать в руках всю цепь событий, т.е. осуществлять квалифицированное управление программой. Подобно тому как нахождение основного звена цепи событий требует полноты анализа обстановки, так и для нахождения критического пути предъявляется требование полноты плана.

Вопрос о критическом пути является вопросом о полноте плана. План называется полным, когда в нем перечислены все работы, которые необходимы для достижения конечной цели программы. Пока планы работ содержат десятки и несколько сотен работ, возможна эмпирическая проверка полноты плана. Положение меняется, когда в плане содержатся тысячи и десятки тысяч работ. Для таких планов не существует другого способа для нахождения критического пути, как сетевое представление плана.

Система СПУТНИК представляет собой последовательность процедур — четких предписаний тех шагов, которые необходимы для получения плана, обеспечивающих полноту плана и возможность вычисления критического пути, т.е. управляет составлением плана работ для крупных целевых программ. Действительно, если крупная целевая программа включает в себя сотни тысяч работ, то сам процесс формирования такой программы требует наличия соответствующей системы управления.

Каждый документ, который имеет в заголовке слово «программа», должен содержать ответы на следующие два вопроса: является ли данный документ полным списком всех работ, необходимых для достижения конечной цели программы; известна ли последовательность работ, от которой зависит минимальное время на выполнение всей программы?

Таким образом, для формирования целевых программ необходима система управления, которая обеспечивает получение полного плана работ. Роль такой системы управления и играет система СПУТНИК. Трудность ее освоения становится меньше, если мы не забываем о необходимости получения полного плана и нахождения критического пути в полном плане работ по программе. При ознакомлении с про

129
Комментарии (0)