Законодательные основы телемедицинских технологий

Законодательные основы телемедицинских технологий

Практическая реализация утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России № 364 от 28 апреля 2011 года Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (см.— http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/21 ) требует законодательного обеспечения телемедицинских технологий.

Однако во внесенном 21 апреля 2011 года в Государственную Думу законопроекте «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» отсутствуют правовые основы оказания телемедицинской помощи.

Для успешной информатизации здравоохранения России в интересах населения и медицинских работников необходимы поправки статей законопроекта до 20 мая 2011 года, когда Комитет по охране здоровья Государственной Думы рассмотрит законопроект в первом чтении. (см.— http://www.duma.gov.ru/about/events/committees-sessions/ ).

Мои поправки, опубликованные на сайте законопроекта (см.— http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/project ):

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В п. 2 необходимо добавить обязанности человека и гражданина за охрану здоровья:

«2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан, гарантии их реализации»;

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В п.1 по охране здоровья граждан добавить систему мер воспитательного и просветительского характера. Ведь охрана здоровья граждан – первое дело самих граждан.

В п.2 по медицинской помощи частное (услуга) приравнено к общему (помощи).

Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова «Услуга — действие, приносящее пользу». Польза от медицинской помощи возможна как пациенту, так и медицинскому персоналу или учреждению.

В п.2 упущена телемедицинская помощь, оказываемая пациенту медицинским работником дистанционно с использованием телекоммуникаций.

Предлагаю п.2 изложить в следующей редакции:

«2) Медицинская помощь – приносящее облегчение пациенту действие медицинского работника, включающее медицинскую услугу или комплекс медицинских услуг, оказываемых пациенту непосредственно.»

«Телемедицинская помощь – приносящее облегчение пациенту действие медицинского работника, включающее телемедицинскую услугу или комплекс телемедицинских услуг, оказываемых пациенту дистанционно с использованием телекоммуникаций»

В п. 3 по медицинской услуге необходимо включить определение телемедицинской услуги.

В п. 4 по медицинскому вмешательству необходимо включить определение телемедицинского вмешательства.

В п.5 по профилактике необходимо уточнить виды здоровья населения и механизм формирования здорового образа жизни:

«5) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического и физического здоровья населения, включающих формирование здорового образа жизни через систему воспитательных и просветительских мер, …»

В п.6 по диагностике необходимо уточнить механизм распознавания состояний, так как не бывает диагностики состояния здоровья пациента без «точки отсчета» — знания его «нормы»:

«6) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний между «нормой» и различными патологиями …»

В п.7 по лечению частное приравнено к общему, так как лечение может быть не только по назначению медицинского работника.

Следует заменить «лечение» на «медицинское лечение».

По п.8. Пациент обращается к медицинским работникам для облегчения своего психического и физического состояния:

«8) пациент — физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью для облегчения своего психического и физического состояния».

По п.19. Качество медицинской помощи должно определяться не стандартами, а степенью облегчения психического и физического состояния пациента, обратившегося за медицинской помощью:

«19) качество медицинской помощи – степень облегчения психического и физического состояния пациента, обратившегося за медицинской помощью.»

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации

По п.2. Медицинская помощь, облегчающая психическое и физическое состояние пациента, возможна и д

89
Комментарии (6)
  • 16 мая 2011 в 16:03 • #
    Евгений Николаев

    Тема предложена для обсуждения и в экспертной сети по вопросам государственного управления ГОСБУК - http://www.gosbook.ru/node/23407

  • 18 мая 2011 в 14:16 • #
    Евгений Николаев

    Дополнительная поправка к законопроекту.

    Статья 81. Информационное обеспечение управления медицинской деятельностью

    Статья 81 сводит информационное обеспечение в сфере охраны здоровья граждан к решению частной задачи - информационному обеспечению управления медицинской деятельностью.

    Однако в соответствии c утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России №364 от 28 апреля 2011 г концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения должны быть решены и задачи в области непосредственного оказания медицинской помощи и взаимодействия с населением.

    Следует привести содержание статьи 81 в соответствие с утвержденной концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

  • 22 мая 2011 в 12:57 • #
    Евгений Николаев

    За 10 дней 2-го этапа общественного обсуждения проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предложенного Минздравсоцразвития России в преддверии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе, поступило 803 комментария с поправками к статьям законопроекта. Комментарии к 5 из 22 предложенных мной поправок (см. - http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/top):

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:
    1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
    2) права человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан, гарантии их реализации;
    3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан;
    4) права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
    5) права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

    1-ая комментируемая поправка:
    В п. 2 необходимо добавить обязанности человека и гражданина за охрану здоровья:
    «2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан, гарантии их реализации»;

    Комментарии:
    1). Назаров Виталий Юрьевич, эксперт, 16 мая 2011, 19:53
    Перечитайте закон еще раз, в нижестоящей статье все прописано.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    1) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического, характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, должностными и иными лицами, гражданами в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

    2-ая комментируемая поправка:
    В п.1 по охране здоровья граждан добавить систему мер воспитательного и просветительского характера. Ведь охрана здоровья граждан – первое дело самих граждан.

      • Комментарии:
        1). Чернов Евгений Александрович, Фельдшер выездной бригады, 16 мая 2011, 2:30
        Я бы предложил жёстко цензурировать телепередачи на околомедицинские темы. А если серьёзно, то все разговоры о воспитании и просвещении взрослых людей — ничтожны. Законами это не делается.
        2). Николаев Евгений Иванович, эксперт, 20 мая 2011, 16:41
        Невежество - главная причина болезней. Воспитывать и просвещать надо и взрослых, если они не в состоянии поддерживать собственное здоровье! Взрослые у нас начинают просвещаться только после "букета" болезней, если хотят продлить свою жизнь!

        Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе**
        7) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболеваний или состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
      • 3-ая комментируемая поправка:
        В п.7 по лечению частное приравнено к общему, так как лечение может быть не только по назначению медицинского работника. Следует заменить «лечение» на «медицинское лечение».

        Комментарии:**
        1). Чернов Евгений Александрович, Фельдшер выездной бригады, 16 мая 2011, 2:26
        Формулировка «медицинское лечение» — страшна.
        2). Денис, эксперт, 19 мая 2011, 17:53
        Чернов Евгений Александрович, страшна или нет - не в этом вопрос. Главное, что многие пункты данного законопроекта совершенствуют существующую систему здравоохранения в той или иной мере.
        3). Доронин Никита Сергеевич, пациент, 20 мая 2011, 12:00
        А чем Вас не устраивает имеющаяся формулировка? Зачем усложнять?
  • 6 июля 2011 в 13:00 • #
    Евгений Николаев

    Речь Л.Рошаля на заседании в Госдуме, посвященная принятию Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 4.07.11 г.

    "Глубокоуважаемый Борис Вячеславович!

    Я подавлен Вашим вступительным словом перед журналистами. Если все решено, то зачем мы собрались. Я даже хотел отказаться от предоставленного мне слова, но все же скажу.

    Путин дал нам очень короткое время, чтобы мы представили дополнительные предложения к проекту Закона от медицинского сообщества. Мы не спали 4 дня. Представили. И что?

    Еще раз повторяю, закон к задержке модернизации не имеет никакого отношения, т.к. модернизация уже идет. Над стандартами и порядками еще нужно работать.

    Никто не говорит, что закон не нужен. В нем есть хорошие вещи. Но я не понимаю к чему такой аврал. Очень жаль, что представителей медицинского сообщества не услышали по важным вопросам.

    Вообще, с этим законом твориться невероятное. Странная ситуация. Он из Минздравсоцразвития был передан правительству, правительство передало в Думу, а потом Минздравсоцразвитие снова открывает обсуждение проекта закона на своем сайте.

    Очень сырой закон передало министерство в правительство. Напор Минздрава известен. Уговорили правительств, и закон попал в Думу. Рабочая группа уже не работает, а работа над проектом продолжает идти активно. Нам интересно, а кто ее проводит вне стен Думы. А если в стенах Думы, то почему без нас?

    Ведь что делали: пообсуждали на рабочей группе, а потом бегут в министерство согласовывать. Без Концепции, но на основании не обсужденных по-настоящему законов, мы проснулись в другой системе здравоохранения.

    Сейчас отбросили рабочую группу и напрямую правят проект закона. Как это можно? Мы что перешли на ручное управление?

    Только что исчезла статья 79, где говорилось о саморегулировании в здравоохранении.

    Статья 79. Управление деятельностью в сфере охраны здоровья граждан

    1. Управление деятельностью в сфере охраны здоровья граждан осуществляется на основе сочетания государственного регулирования и саморегулирования.

    2. Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и включает в себя издание нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих обязательные требования к деятельности в сфере охраны здоровья граждан, и осуществление мониторинга безопасности и контроля за обеспечением выполнения нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан.

    3. Саморегулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях.

    Это - государственно-общественная форма управлением здравоохранением, признанная во всем мире. Введение саморегулирования профессиональной деятельности единственная столбовая дорога к улучшению знаний и умений медиков. В странах, где оно введено, 80% населения довольны врачами, а у нас только около 30.

    В проекте 70 статьи о профессиональных медицинских объединениях, которая так и не была до конца принята, и поручение рабочей группы о работе юристов профессиональных медицинских объединений Думы и Министерства так и не выполнено. Один из наших юристов из Новосибирска не улетела домой 5 дней, ждет, когда это будет.

    Нам интересно - кто ее убрал 79 статью о саморегулировании? Кто отменил статью? Медведев, Путин, Голикова, Кривонос? Кто? В любом варианте это антиконституционно и не прописано в регламенте. На рабочей группе не обсуждалось удаление статьи. Наоборот были предложения по ее усилению. В официальных предложенных депутатами такой поправки нет. Я спрашивал, кто окончательный автор этого закона, которому наплевать на Конституцию, на демократию, на порядок. Кто позорит Думу, Президента и Премьера, которые говорят о необходимости развития гражданского общества. А это и есть саморегулирование профессиональной деятельностью.

    На сайте Минздрава эксперт Брындин, считает, что нужно усилить эту злосчастную статью и дает свою редакцию. Кто и где обсуждал эту поправку, опубликованную на сайте Минздравсоцразвития? На рабочей группе её не был

  • 8 июля 2011 в 10:40 • #
    Евгений Николаев

    "Комсомольская правда" от 07.07.2011 г.:

    "Доктор Рошаль: Закон об охране здоровья отправлен на доработку до осени

    В прямом эфире радио «КП» знаменитый хирург не скрывал радости, что победил здравый смысл и к врачам, наконец, прислушались.

    В эту пятницу во втором и третьем чтении в Госдуме должен был быть принят закон «Об охране здоровья». Как рассказал сегодня в прямом эфире на радио «КП» знаменитый детский хирург Леонид Рошаль, после многочисленных обкаток закон стал боле менее походить на нормальный документ.

    Национальная медицинская палата, которую возглавляет доктор Рошаль, вступила в «Народный фронт»:

    - Но группа людей, которых я уважаю, сказала «нет», то есть стала как-то сомневаться. Честно, и я сам тоже сомневался в какой-то степени. Но потом мы выработали такую форму: если Народный фронт принимает нашу позицию, нашу программу Национальной медицинской палаты, которая направлена на ведение саморегулирование профессиональной деятельности. То есть когда не Министерство здравоохранения, а профессиональные организации занимаются всеми профессиональными делами – аттестацией, сертификацией. В тех странах, где это есть, 80% населения довольны врачами. А у нас только 20-30% довольны врачами. И если принимают нашу программу, тогда мы вступаем, если не принимают – нет. И мы написали официальное письмо. Потом встречались с руководством, и с Володиным встречались, и встречались с Федоровым, директором института, которые рассмотрели и сказали – да, это интересно. Для программы Фронта. И мы решили вступить. Вот сейчас я могу сказать, что мы правильно сделали.

    Что же касается Закона, то Рошаль по-прежнему находит в нем много недоработок.

    О законе

    - Когда мы прочитали этот закон, который был передан в Думу, он был сырой, - рассказывал в "КП" Леонид Михайлович. - Но он прошел первые чтения и сказали, что после первого чтения будет второе чтение и мы там внесем все замечания. Но мы по наивности не могли понять, не знали, что второе чтение буквально через месяц. И потом была создана рабочая группа при комитете по охране здоровья Думы, в которую меня сначала не включили, но я написал письмо Грызлову и он лично включил. И я изнутри знаю, что было на группе. Конечно, работа была проведена немалая, очень много было поправок. Первичных. К тексту, которых надо утверждать во время второго чтения. Была борьба мнений.

    И Закон как бы получился и его можно было бы принять и сейчас, его можно было бы принять и вчера. Но качество этого закона, если бы мы приняли, было бы не очень хорошим. Потому что многих разделов, которые необходимы, там не было в этом законе. И мы, учитывая тот опыт, который мы имели в принятии законов Минздравсоцразвития до этого: о лекарственном обеспечении, по ОМС, введения разных форм новых организаций – когда тоже с таким напором Минздравсоцразвития проталкивал эти законы. Вот по лекарственному обеспечению принял закон, а моментально после этого три поправки вносили. Я говорю – куда торопимся, куда мы бежим, почему не можем спокойно обсудить и выслушать мнение гражданского общества, которое было полностью игнорировано. То есть, у нас есть какие-то медицинские ассоциации, плохие или хорошие, но они есть, и игнорированы до того, когда в Думу они передали документы.

    И случилось, что нас всех позвали фактически в Думу после заседания координационного совета, на котором присутствовал Путин, которому я сказал: Владимир Владимирович, зачем такая торопливость, что случится, если закон мы примем на три месяца позже? И он сказал – никакой спешки в этом нет. Кроме того, он сказал, что надо различные медицинские ассоциации привлечь в Думе к закону. И это случилось беспрецедентно, ни при одном законе такого не было, когда в комиссию рабочую были приглашены представители медицинского сообщества различных ассоциаций. И мы там обсуждали вопросы. Но все равно, понимаете, конечно, сегодня закон лучше, чем он был при поступлении, вне сомнения. Но какие-то главные вопросы, которые волнуют нас, они там не были до конца освещены.

    Вот есть неотложная помощь, скорая помощь, это вне зависимости, имеешь ли паспорт ил

  • 8 июля 2011 в 10:40 • #
    Евгений Николаев

    "Комсомольская правда" от 07.07.2011 г.:

    "Доктор Рошаль: Закон об охране здоровья отправлен на доработку до осени

    В прямом эфире радио «КП» знаменитый хирург не скрывал радости, что победил здравый смысл и к врачам, наконец, прислушались.

    В эту пятницу во втором и третьем чтении в Госдуме должен был быть принят закон «Об охране здоровья». Как рассказал сегодня в прямом эфире на радио «КП» знаменитый детский хирург Леонид Рошаль, после многочисленных обкаток закон стал боле менее походить на нормальный документ.

    Национальная медицинская палата, которую возглавляет доктор Рошаль, вступила в «Народный фронт»:

    - Но группа людей, которых я уважаю, сказала «нет», то есть стала как-то сомневаться. Честно, и я сам тоже сомневался в какой-то степени. Но потом мы выработали такую форму: если Народный фронт принимает нашу позицию, нашу программу Национальной медицинской палаты, которая направлена на ведение саморегулирование профессиональной деятельности. То есть когда не Министерство здравоохранения, а профессиональные организации занимаются всеми профессиональными делами – аттестацией, сертификацией. В тех странах, где это есть, 80% населения довольны врачами. А у нас только 20-30% довольны врачами. И если принимают нашу программу, тогда мы вступаем, если не принимают – нет. И мы написали официальное письмо. Потом встречались с руководством, и с Володиным встречались, и встречались с Федоровым, директором института, которые рассмотрели и сказали – да, это интересно. Для программы Фронта. И мы решили вступить. Вот сейчас я могу сказать, что мы правильно сделали.

    Что же касается Закона, то Рошаль по-прежнему находит в нем много недоработок.

    О законе

    - Когда мы прочитали этот закон, который был передан в Думу, он был сырой, - рассказывал в "КП" Леонид Михайлович. - Но он прошел первые чтения и сказали, что после первого чтения будет второе чтение и мы там внесем все замечания. Но мы по наивности не могли понять, не знали, что второе чтение буквально через месяц. И потом была создана рабочая группа при комитете по охране здоровья Думы, в которую меня сначала не включили, но я написал письмо Грызлову и он лично включил. И я изнутри знаю, что было на группе. Конечно, работа была проведена немалая, очень много было поправок. Первичных. К тексту, которых надо утверждать во время второго чтения. Была борьба мнений.

    И Закон как бы получился и его можно было бы принять и сейчас, его можно было бы принять и вчера. Но качество этого закона, если бы мы приняли, было бы не очень хорошим. Потому что многих разделов, которые необходимы, там не было в этом законе. И мы, учитывая тот опыт, который мы имели в принятии законов Минздравсоцразвития до этого: о лекарственном обеспечении, по ОМС, введения разных форм новых организаций – когда тоже с таким напором Минздравсоцразвития проталкивал эти законы. Вот по лекарственному обеспечению принял закон, а моментально после этого три поправки вносили. Я говорю – куда торопимся, куда мы бежим, почему не можем спокойно обсудить и выслушать мнение гражданского общества, которое было полностью игнорировано. То есть, у нас есть какие-то медицинские ассоциации, плохие или хорошие, но они есть, и игнорированы до того, когда в Думу они передали документы.

    И случилось, что нас всех позвали фактически в Думу после заседания координационного совета, на котором присутствовал Путин, которому я сказал: Владимир Владимирович, зачем такая торопливость, что случится, если закон мы примем на три месяца позже? И он сказал – никакой спешки в этом нет. Кроме того, он сказал, что надо различные медицинские ассоциации привлечь в Думе к закону. И это случилось беспрецедентно, ни при одном законе такого не было, когда в комиссию рабочую были приглашены представители медицинского сообщества различных ассоциаций. И мы там обсуждали вопросы. Но все равно, понимаете, конечно, сегодня закон лучше, чем он был при поступлении, вне сомнения. Но какие-то главные вопросы, которые волнуют нас, они там не были до конца освещены.

    Вот есть неотложная помощь, скорая помощь, это вне зависимости, имеешь ли паспорт ил