ФЬЮЖН - КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНД ИЛИ ИГРА В СЛОВА?

ФЬЮЖН - КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНД ИЛИ ИГРА В СЛОВА?

Когда слово «фьюжн» применяется к дизайну интерьера и ресторанной кухне, к дефиле мод и салону красоты, этюду маслом и набору посуды для кофе, невольно задумываешься: фьюжн — это снова соединение всего и вся? Микс, эклектика, постмодернистский коллаж? Или все-таки что-то другое?

166
Комментарии (15)
  • 4 марта 2009 в 01:20 • #
    Валерий Козлов

    Это модное словечко

  • 4 марта 2009 в 07:43 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    А что вообще обозначает это слово?

  • 4 марта 2009 в 11:20 • #
    Елена Николаева

    Собственно, термин «фьюжн» («fusion») пришел из англоязычного специализированного лексикона и в переводе с английского означает – сплав, расплавление, смешение (mixing) или объединение (uniting) , а также слияние (идей и качеств) . «Fusion» может также относиться к сплавлению металлов, ядерному синтезу, срастанию биологических тканей, слиянию клеток, соединению генов, хирургической технике соединения двух позвонков и слиянию двух монокулярных изображений на сетчатке правого и левого глаза в единый зрительный образ.
    В лингвистической типологии выделяют фузионные языки (языки синтетического типа с неаффиксальной морфологической техникой выражения граммем). В области психологии «fusion» - смешанные чувства, а также как уравновешенное единство инстинкта жизни и смерти. В социокультурном плане «fusion» может обозначать политический блок или особый тип общественного объединения, в том числе спортивного и религиозного.
    В культуре фьюжн первоначально относился к смешанному музыкальному жанру джаз рок, затем к смешанным стилям интерьера: европейский восточный, затем ампир хай-тек, готика кантри и т.п.
    Сейчас фьюжн - еда, посуда, далее везде...

  • 4 марта 2009 в 12:07 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Спасибо большое за просвещение!

  • 4 марта 2009 в 14:16 • #
    Sergey Stelmashonok

    Елена, как Вы совершенно верно отметили, фьюжн как таковой в культуре и, в частности, джазе существует никак не менее 50 лет, так что "игра в слова" началась достаточно давно)). Понятие "тренд", которое куда как более молодо, пожалуй, тоже можно отнести к новоязной игре, что, впрочем, отнюдь не негативно.
    Просто мы становимся все ближе к "руглишу", на котором общается юное поколение наших эмигрантов. В любом случае, это более познавательно, нежели "медвед", "креведко" и иже с ними, хотя и менее радикально.

  • 4 марта 2009 в 23:24 • #
    Елена Николаева

    Сергей, все же Ваша позиция как художника: имеет ли фьюжн какие-то типологические отличия от всех других смесей - функциональные, семантические или еще к-н. другие?
    Скажем в изобразительном искусстве, подпись под этюдом "Фьюжн 1 (2,3)" в плане профессиональной терминологии легитимна или это изыски авторов?

  • 5 марта 2009 в 10:12 • #
    Sergey Stelmashonok

    Елена, спасибо за тонкое замечание. Однако, если мы берем конкретный указанный Вами случай, а именно процесс, происходящий в голове художника, называющего свое произведение, то надо отметить, что художник в первую очередь стремится выразить себя в создании изображения, и в последнюю очередь - в названии, чаще всего являющемся констатирующим к видимому на холсте.
    Существуют, конечно, пример Дали в его автопортрете, изображающем автора маленьким, когда художник думал, что он - девочка и заглядывал вглубь моря (за точность названия по памяти не поручусь)).
    С другой стороны, витиеватость в названиях может прикрывать и некоторый недостаток содержания в произведениях искусства.
    Поэтому "Фьюжн 1 (2,3)", равно как и "Этюд 1 (2,3)", или "Взгляд 1 (2,3)" возможны, поскольку являются выражением мыслей автора в данный момент времени.
    Есть еще одна точка зрения, которая тоже имеет право на жизнь: дело художника рисовать, искусствоведов - трактовать, как им угодно, а зрителя - принимать или отвергать и то, и другое.

  • 6 марта 2009 в 00:49 • #
    Елена Николаева

    То есть: это кто на каком "языке" мыслит и в какой вселенной живет - у кого "Этюд № 157", у кого "Фьюжн 42", а у кого "Без названия"...

  • 6 марта 2009 в 01:18 • #
    Sergey Stelmashonok

    Совершенно справедливо! Все зависит от культурного уровня творческого индивидуума (извините за пафос), его подкованности в той или иной области науки и техники, или даже просто от эмоционального всплеска субъекта в данный момент времени (последнее, происходящее под воздействием алкоголя или разновидностей кумара, аналитике не поддается).
    При этом принцип генерирования названия достаточно ясен и объективен, и мы могли бы проанализировать примеры от начала начал искусства, через средние века (Босха, например) и далее сквозь модернизм к современности.
    Вопрос в том, стоит ли заниматься этим - ведь, когда все раскрыто, становится чуть меньше милых секретов, создающих особую ауру вокруг творческих персон))).

  • 8 марта 2009 в 12:38 • #
    Sergey Stelmashonok

    Вот как раз пример работы с совершенно ясным смыслом:-)

  • 4 марта 2009 в 16:23 • #
    Анна Владимирская

    мне кажется наиболее интересным в связи с этим понятием вопрос: есть ли границы между неким новшеством (по происхождению типа микс или коллаж, в общем фьюжн) и эклектичностью в плохом смысл - слепым склеиванием? Как они осознаются профессионалами в разных областях?

  • 4 марта 2009 в 23:34 • #
    Елена Николаева

    Спасибо, Анна, что расширили область дискуссии. Очень сложный вопрос для современной кульутры и цивилизации. Новшество по большей мере теперь уже и не новшество совсем, сколько новая комбинация старых элементов. Отличия лишь в типе комбинации и качестве "склейки". Слепое склеивание же - кругом: от политиков, которые пытались организовать "фьюжн" из российской климатической и исторической данности и амерканскими экономическими технологиями, до студентов, которые курсовую миксуют из двух-трех скаченных из Интернета рефератов...По Шпенглеру, это последняя стадия локальной цивилизации... Правда, он же определил русской (сибирской) цивилизации еще много столетий развития. Немного обнадеживает, особенно на фоне кризиса больших идей.

  • 4 марта 2009 в 23:57 • #
    хххх ххх

    ...это что-то вроде коктейля идей, образов

  • 5 марта 2009 в 00:00 • #
    Елена Николаева

    Господа художники, а кто-нибудь из Вас сам лично делал что-то, что называл или осознавал как фьюжн?

  • 5 марта 2009 в 10:35 • #
    Sergey Stelmashonok

    Елена, должен отметить, что в обозначении техники выполняемой художником работы (холста, графического листа и т.д.) существует устоявшийся термин - "смешанная техника", которая может включать в себя все, что угодно.
    И сюда могут входить коллаж, фьюжн, микс, коктейль, смесь, мешанина, месиво, замес и еще миллион обозначений.
    Вероятно, есть художники, которые, творя, фиксируют в уме: "а сейчас я делаю фьжн". Однако, при всей любви к экспериментам, у меня подобного не встречалось: все-таки прежде всего обращаешь внимание на эмоции и содержание, а собственно техника исполнения приходит сама, в зависимости от решаемых задач.