Живопись из Ялты!

Если хотите продать не нужную вещь, назовите ее произведением искусства. (Пабло Пикассо)

Пытаться понять искусство умом, все равно, что пытаться судить о человеке по его тени. (Неизвестный автор)

Науку может всякий изучить — один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать. (Неизвестный автор)

Ларри Гагосян (галерист): В моих руках сосредоточена огромная денежная власть

Елена Рюмина специально для «Бизнес-Стиля»
РБК: Бизнес-стиль, 23.11.2007

27.09.2008

После двух лет переговоров, крупнейший в мире трансатлантический арт-дилер, занимающий второе место в списке 100 самых влиятельных людей в мире искусства (после миллиардера, владельца аукционного дома Cristie's Франсуа Пино, по рейтингу американского ArtReview), владелец пяти галерей по всему миру Ларри Гагосян прилетел в Москву. С 18 по 28 октября в Барвихе Luxury Village были выставлены произведения общей стоимостью до 90 млн долларов из его галерей, имеющих провокационное название «Insight?», что в переводе означает «проникновение», «вспышка», «озарение». В первый же день выставки в Luxury Village в Барвихе были заключены сделки на 7 млн долларов, а 60% всей экспозиции было зарезервировано желающими купить произведения искусства.

Бизнес-Стиль: Ларри, сначала немного об истории Вашей галереи: с чего начался Ваш бизнес арт-дилера и коллекционера? Как Вы им стали?

Ларри Гагосян: Я родился и вырос в Лос-Анжелесе. Закончив университет, сменил много работ, пытаясь свести концы с концами. Вспоминаю себя: работал парковщиком на автостоянке, чтобы прожить. И совершенно не думал, что когда-либо буду заниматься таким бизнесом – покупать и продавать произведения художников, ведь это очень редкий и необычный вид бизнеса, в нем надо хорошо разбираться. Я ничего не понимал в этой области и даже не представлял, что такое художник. Моя жизнь вообще никогда не была связана с искусством.

Но однажды я увидел парня, который продавал постеры – фирменные киноплакаты, которые мне очень понравились. В тот день я принял решение сменить работу парковщика и заняться продажей постеров. И это был счастливый день моей жизни. Я действительно стал продавать постеры, среди которых были и старые, дорогие. Потом я смог открыть маленький магазинчик, где продавал рамы к плакатам и картинам (по данным западной прессы, Гагосян покупал постеры по 2$ за штуку, вставлял их в рамы и продавал уже по 15$ – прим. авт.). От рам было вполне закономерно перейти к картинам. Я набрался смелости и полетел в Нью-Йорк, где сам стал знакомиться с художниками. С этого началась история моего бизнеса как арт-дилера и история моей галереи.

Б.-С.: И сколько лет Вы уже занимаетесь этим?
Л.Г.: 30 лет.

Б.-С.: Каких художников Вы открыли сами?
Л.Г.: Сесиль Браун, Дэмиена Херста, Джеффа Кунса. Наша галерея, естественно, очень серьезно относится к тому, чтобы продвигать карьеры этих художников. Это касается не только бизнеса и продаж картин, но также проявляется в заботе об их развитии.

Б.-С.: Как это? В чем выражается эта забота? Разве можно манипулировать художником, творческим процессом, стимулировать работоспособность художника?

Л.Г.: Вы знаете, художники – очень независимые люди. Многие из них живут очень изолированной жизнью и очень закрытые сами по себе. Ими невозможно манипулировать. Как я могу их стимулировать? Я захожу к кому-то в студию, смотрю, что он сделал за последние полгода, и говорю: «Знаешь, это мне не кажется очень интересным. А вот это – отлично». Я просто пытаюсь дать им лучший совет, какой только могу. Но реакция зависит от самого художника, я не могу ее прогнозировать. Ведь художников много, все они разные. Некоторые очень хорошо настроены, с ними легко налаживается сотрудничество, с другими – труднее. Поэтому я работаю с ними в разных «формах». Я пытаюсь просто поверить в то, что делает художник. Художника всегда надо воспринимать серьезно и прислушиваться к нему. Да, мы работаем с деньгами, деньги здесь играют роль, как и в любом другом профессиональном бизнесе. Но это своего рода такой забавный танец, игра с деньгами. Ты хочешь достичь успеха и художники тоже хотят быть успешными.

Б.-С.: Вы всегда заключаете эксклюзивные контракты с художниками?
Л.Г.: У меня есть эксклюзивные контракты со многими современными художниками. Но необходимо время, чтобы понять, нужно ли заключать с тем или иным художником эксклюзивный контракт.

Б.-С.: Как Вы охарактеризуете работы, которые привезли в Россию?
Л.Г.: Мы привезли в Россию 40 работ лучших мировых художников ХХ и ХХl века, из общего собрания всех моих галерей. В экспозиции в Барвихе было все – от работ Пикассо, Миро и Уорхола до самых современных и актуальных художников – того же Дэмиена Херста, Сая Твомбли, Илья Кабакова. Некоторые работы выставлялись здесь впервые в мире, – Дэмиен Херст сделал специально для этой выставки свою работу «Происхождение Мидаса» с разрисованными настоящими бабочками (ее приобрел с выставки Михаил Фридман – прим. авт.), Джефф Кунс тоже сделал одну работу, Сесиль Браун – три.

Б.-С.: Каков был ценовой диапазон вещей, выставленных на продажу в Барвихе, и какой арт-объект самый интересный и дорогой в Вашей личной практике арт-дилера?
Л.Г.: Мне всегда неловко говорить о ценовом ряде, это считается неприличным. Хотя цены есть, и, если кто-то захочет что-то купить, то цены можно обсудить. Ценовой диапазон очень широк.

Б.-С.: Вас называют одним из самых влиятельных арт-дилеров и галеристов в мире.
Л.Г.: Я не знаю, что значит «влиятельный», в чем измеряется влияние. Подразумевается, что я и моя галерея очень влиятельны, и что мы представляем многих из величайших живущих сейчас художников ХХ и ХХl века. Это тяжелая работа – открывать самых значимых художников среди сейчас живущих. Я развиваю галерею, представляя миру самых невероятных, на мой взгляд, художников, – возможно, через это я имею влияние. Если честно, не думаю, что являюсь какой-то влиятельной фигурой. Возможно, я становлюсь более влиятельным, увеличивая влияние арт-бизнеса в мире. Я занимаюсь продажами и делаю бизнес с любым, кому это нравится. Конечно, получение удовлетворения от развития карьеры художника – чувство, не сравнимое ни с чем. Но это и очень большая ответственность, ведь в моих руках сосредоточена огромная денежная власть.

Б.-С.: Как Вы откомментируете слова ваших коллег о Вас: «Oн может купить вещь за 1000 долларов, а продать за 1 000 000 долларов»? Многие коллекционеры открыто завидуют этому Вашему таланту и таланту открывать будущих «звезд» арт-рынка среди художников. Как Вам удается это? И можно ли этому научиться?
Л.Г.: Я не знаю, честно говоря, как мне удается, не знаю, может ли любой этому научиться. Но при желании научиться можно всему. Например, я не умею говорить по-французски. И Вы можете меня спросить, почему я не говорю по-французски.

Бизнес, которым я занимаюсь – это комбинация разных вещей: смешение интуиции, знаний о художниках, их искусства, знание рынка искусства. Надо знать также, кто может быть потенциальным покупателем, в какой стране. У меня всегда есть моя собственная информация, но уважительно я к ней отношусь или нет, зависит от источника, откуда я эту информацию получил. Это целый комплекс всего и интуиция – только его часть.

Я трачу много энергии на свой бизнес, много путешествую, общаюсь с покупателями, но мне нравится мой бизнес, я получаю огромное удовольствие, занимаясь им. Самое главное – надо любить то, что ты делаешь, иначе ничего не получится.

Например, в Америке Вы можете пройти любые курсы, на которых учат, как заниматься бизнесом в искусстве. Но я не учился этому специально. На мой взгляд, надо обладать энтузиазмом и иметь определенное чутье. Покупать вещь за тысячу и продавать за миллион долларов случается не очень часто, но я занимаюсь этим (смеется).

Б.-С.: На Ваш взгляд, арт-дилер может создать «звезду» из неизвестного на арт-рынке художника или нет?
Л.Г.: Да, если это очень хороший художник. Люди говорят про меня: «Ларри может взять что угодно и потом продать это.» Это неправда. Художник должен иметь талант. Может быть, такая большая галерея, как моя, может себе позволить взять на какое-то время произведения малоизвестного художника, чтобы потом посмотреть, будут ли они популярны, вызовут ли интерес. Но Вы не можете просто так «промоутировать» его, сделать его знаменитым за счет рекламы.

Б.-С.: Дэмиен Херст, удостоенный знаменитой премии Тернера, разрабатывает джинсы известной марки. Делает ли это его искусство более модным?
Л.Г.: Я думаю, что взаимосвязь современного искусства и дизайна, в том числе и дизайна в одеждене новость. Это было и раньше. Пикассо сотрудничал с дизайнерами одежды Баленсиагой, например. Правда, это не «удешевляет», не занижает планку искусства, а моду не приближает к искусству. Это всего лишь своего рода PR современного искусства – то, что привлекает к себе внимание прессы. Но искусство само по себе от этого не меняется.

Б.-С.: Вы дружите с художниками, чьи работы Вы продаете?
Л.Г.: С какими-то художниками у меня очень тесные отношения – мы вместе обедаем, дружим семьями, вместе проводим отпуск и я становлюсь членом их семей, а они – моей. С кем-то из них завязываются и деловые, и дружеские отношения, с кем-то – только деловые. Это зависит и от самого художника.

Б.-С.: Ваш выбор всегда гарантирует, что это топ-работы или это топовый художник в мире?
Л.Г.: У меня есть мои галереи, и я очень горд «своими» художниками. Я был бы рад ответить «да», но отвечать так – не совсем в моем характере. Кто-то другой имеет другие ценности, и его мнение может отличаться от моего. В каждой стране есть свои ценности. Я люблю художников, которые могут быть «переводимыми» на языки других культур, которые много путешествуют, чьи работы могут вызывать интерес и в Москве, и в Корее, и в нью-йоркском даунтауне, и на Манхеттене. Я работаю по всему миру. Но для этого художники должны постоянно что-то постоянно создавать! Если художник производит одну работу в пять лет, я уже ничего не могу сделать!

Б.-С.: Есть ли работы художников, с которыми Вы никогда не расстанетесь, которые Вы оставляете у себя дома? И что это за работы?
Л.Г.: У меня, безусловно, есть и своя собственная коллекция работ, которые нравятся мне и моей жене. И это, наверное, неизбежно. Если у вас есть галерея и вы занимаетесь продажей произведений искусства, вы сами становитесь частью этого процесса. У меня дома хранятся работы тех же авторов, которые выставлены в моих галереях по всему миру. Но эти работы я никогда не продам, потому что это – мои личные сокровища, имеющие другую, личную, эмоциональную ценность. Они стали уже частью меня самого.

Б.-С.: Почему Вы решили привезти работы из своих галерей в Россию?
Л.Г.: В России коллекционирование уже имеет свою традицию, и, что очень важно для меня, Россия – страна, имеющая длиннейшую историю искусства. Это очень особенная страна с большими традициями и историей, с крупнейшими музеями, такими, как Пушкинский и Эрмитаж. Уже сейчас в России есть целый ряд коллекционеров, заинтересованных в сотрудничестве с нашей галереей, и развитие класса коллекционеров, в частности, современного искусства, в России стало основной причиной моего согласия сделать выставку здесь.

Б.-С.: Вы не собираетесь после этого открывать свою галерею в России?
Л.Г.: Пока у меня нет таких планов. То, что вы видите сегодня – это своего рода эксперимент. Все зависит того, как все пойдет. Пока я не знаю наверняка, буду ли я это делать, вернусь ли я в Россию. Может быть, я это и сделаю.
ссылка на статью.

http://www.gif.ru/themes/culture/gagosian-moscow/v-moih-rukah-sosredotochena/

Это было вступление.

Решила подготовить Вас к принятию следующей информации:

я молодая перспективная художница из Ялты, пишу в авторской технике живописи (многослойный коллаж на холсте инкрустированный полудрагоценными камнями и золотом).
Предлагаю будущим Ларри Гагосянам Владимирам Логвиненко, Чарльзам Саачи повнимательней отнестись к данной статье и к моему предложению.
С уважением,Ольга.

161
Комментарии (10)
  • 1 апреля 2009 в 00:39 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Искренне буду рад сотрудничеству, уважаемая Ольга!
    В Москве бываете?

  • 1 апреля 2009 в 00:57 • #
    Ольга Щербакова -Magdalina

    К сожалению не так часто как хотелось бы! Но в Москве есть брат , он мой арт-представитель .
    Спасибо за интерес к теме ! Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

    п.с. А вы, бываете в Ялте? Буду рада показать местные достопримечательности .

  • 1 апреля 2009 в 01:08 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Не, дальше Гурзуфа не заезжал... А обсуждать программы продвижения нужно совместно. Брат - Ваш продюсер?

  • 1 апреля 2009 в 01:19 • #
    Ольга Щербакова -Magdalina

    Брат мой представитель . Он мои уста и ноги в Москве : договаривается о контакте , встречает картины и тд. Продюсера я как раз ищу.

    Могу похвастать : была замечена известным московским коллекционером Владимиром Логвиненко , даже отмечена как" самая креативная художница Ялты".

    Прошу прощенья , удаляюсь в Мир реальный , завтра рано вставать ( уже сегодня) .
    Спокойной ночи!

  • 1 апреля 2009 в 01:34 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    ОК! Спишемся!

  • 1 апреля 2009 в 09:51 • #
    Владимир Дубровский

    Ощущение красоты, спасибо. Феодосия - город художников присоединяется. В наших местах просто нельзя не стать художником.

    За окном - солнце, высокое голубое небо украшено белыми облаками - сады цветут и это не шутка :)

  • 1 апреля 2009 в 11:36 • #
    Ольга Щербакова -Magdalina

    Спасибо Феодосия ! Рада Владимир за Ваше чудесное настроение ! Да,Крым это благостное место на Земле. Кафа - "Богом данная " , как здорово сказано!

  • 1 апреля 2009 в 17:58 • #
    d D

    Конечно интересная полемика но помоему бесполезная, в Москве хорошие работы продать ещё сложнее чем где либо, в преходах перед ЦДХ продают работы теже художники что и в самом ЦДХ и работы те же, не все конечно но ...
    И народ не знает куда кидаться в переходах тоже самое выставлено и дешевле, а галерещики работают только на себя - художник получет от продажи своих работ в галереях те же деньги что в переходах а остальное - вернее львинную долю владелец галереи... А настоящую стоимость художник никогда не узнает, если только случайно... ему (художнику) отдаются копейки...
    Поэтом у есть два варианта - либо самому писать, продвигать и самому же продавать свои работы. Получая реальные деньги за своё творчество...
    Но для этого нужно время и деньги... чтоб никому не кланяться...
    Либо отдать всё на откуп галеристам и писать как большинство ширпотреб...
    http://foto.mail.ru/mail/vadim.vyshinskiy/

  • 1 апреля 2009 в 23:14 • #
    Ольга Щербакова -Magdalina

    Здравствуйте Вадим.Полемики пока нет :-),но разговор интересный.Следует учитывать специфику перехода и рядов ЦДХ-представленная живопись расчитана на людей со средним или ниже среднего достатком.Из этого,конечно же,не следует,что уровень работ низкий,есть превосходные экземпляры.А галерейщиков тоже следует понять-небольшой процент свежих идей и интересных работ заставляет брать то,что есть.И,если художник получает те же деньги,то какая разница,какой процент получает галерейщик за свой труд?Страннно жадничать,если люди берут работы на продажу и отдают реальные деньги.А по поводу реальных денег-художник стоит ровно столько,сколько готовы дать за его работу,не делая PR ходов и грязных скандалов,не продашь низкокачественную(в художественном смысле) работу продать практически не возможно,выше головы не прыгнешь.И галерейщикам кланятся и заискивать не нужно-просто показать вкусное,и всё.
    Продвинуть свои работы самому достаточно тяжело,для этого нужен дар продавца,а у художников дар иного рода,единицы способны сочетать в себе эти таланты.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?