РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
21 сентября 2011 в 08:55

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 11 

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Ввиду того что на стороне заказчика по договору управления многоквартирным домом чаще всего выступает множество неорганизованных собственников помещений, управляющая организация имеет возможность манипулировать информацией о перечне и стоимости выполненных работ и услуг, состоянии общего имущества и пр. Во многом в целях защиты прав потребителей законодатель установил обязанность управляющей организации регулярно отчитываться об исполнении договора управления многоквартирным домом, а также раскрывать информацию о своей деятельности. В данной статье мы подробнее рассмотрим новый Стандарт раскрытия информации <1>, обязательный для управляющих организаций.
————————
<1> Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ 23.09.2010 N 731.

В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ, введенного Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к определенной информации. Соответствующий Стандарт раскрытия информации был утвержден Правительством РФ и вступил в силу 09.10.2010. Организации, осуществляющие на эту дату деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных согласно ст. 162 ЖК РФ договоров управления, обязаны разместить (опубликовать) информацию в течение двух месяцев, то есть до 09.12.2010. О том, как действовать управляющим организациям, созданным и (или) начавшим функционировать после 09.10.2010, в Стандарте раскрытия информации не уточнено.

Состав информации, подлежащей раскрытию

В п. 3 Стандарта раскрытия информации приведен общий список данных, которые должны быть опубликованы, в п. п. 8 — 14 этот список детализируется.

Общая информация об управляющей организации

Информация из этого раздела соотносится с теми сведениями, которые исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю (пп. «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг). Так, раскрытию подлежат:

  • фирменное наименование юридического лица, Ф.И.О. руководителя управляющей организации либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  • реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (ОГРН, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации);
  • почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления компании, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
  • режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками компании и работы диспетчерских служб.
    Помимо данных сведений, необходимых потребителям, с которыми у управляющей организации уже заключен договор управления, необходимо опубликовать также общие сведения, которые могут дать представление о компании потенциальным потребителям, а именно:
  • перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении организации (адреса домов и общая площадь помещений в них). Заметим, что из формулировки, приведенной в п. 8 Стандарта раскрытия информации, трудно установить, что требуется указывать — общую площадь помещений в каждом доме либо совокупную площадь помещений, находящуюся в управлении компании;
  • перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров. О расторжении договора речь идет в п. п. 8, 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ, а также в гл. 29 ГК РФ, причем прекращение договора в связи с истечением срока его действия нельзя считать расторжением. Таковым является досрочное прекращение обязательств по соглашению сторон, требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной, в связи с существенным изменением обстоятельств, а также по специальным основаниям, прописанным в п. п. 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ;
  • сведения о членстве управляющей компании в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет. Обращаем особое внимание, что на данный момент предприятия, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, не обязаны вступать в подобные объединения, но могут сделать это на добровольной основе.

Информация об основных показателях финансово-хозяйственной
деятельности

Подчеркнем, что в п. 10 ст. 161 ЖК РФ и пп. «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации сказано о необходимости раскрывать информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом). Между тем пп. «а» п. 9 Стандарта раскрытия информации требует опубликовать годовую бухгалтерскую отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему. Как известно, годовая отчетность содержит данные по всем видам деятельности организации, поэтому Стандарт раскрытия информации не уточняет, а скорее расширяет перечень публичной информации. Также следует упомянуть, что рассмотренная обязанность возложена на управляющие организации независимо от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения, следовательно, публиковать годовую отчетность должны в том числе общества с ограниченной ответственностью и компании-"упрощенцы". Правовой акт не содержит никаких указаний насчет момента раскрытия данной информации, однако представляется, что публиковать годовую бухгалтерскую отчетность следует только после утверждения ее в установленном законодательством порядке (например, общим собранием участников ООО). Соответственно, до 09.12.2010 должна быть опубликована отчетность управляющей организации за 2009 г.
Кроме этого, к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности отнесены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, и расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами. Полагаем, что здесь речь идет о доходах и расходах в целом по договорам управления многоквартирными домами, а не об услугах непосредственно по управлению (за исключением коммунальных услуг, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества).
В нормативном документе не конкретизировано, за какой период следует приводить информацию о доходах и расходах, но из того, что публикации подлежит годовая отчетность, можно предположить, что нужно показывать доходы и расходы за тот же год.
Примечательно, что в пп. «б», «в» п. 9 Стандарта раскрытия информации говорится, что названные показатели определяются по данным раздельного учета доходов и расходов. Действующее законодательство не содержит требований о ведении раздельного учета доходов и расходов по деятельности в сфере управления многоквартирными домами в отличие от любой деятельности, являющейся регулируемой (см., например, п. 6 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109). Единственное указание на отражение доходов и расходов по какому-либо виду деятельности отдельно можно найти в п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 21.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации» соответственно. В первом из приведенных Положений говорится: выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. В бухгалтерском стандарте, посвященном учету расходов, содержится логическое продолжение данной фразы: в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. В связи с этим доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами, можно определять на основании формы 2.
Однако следует оговорить два неоднозначных момента. Во-первых, если организация не осуществляет никакой иной деятельности (иные доходы составляют менее 5% общей суммы доходов), никакого подразделения на доходы и расходы по разным видам деятельности в учете не будет. В этой ситуации представляется обоснованным раскрывать информацию о доходах в целом. Во-вторых, абз. 2 п. 9 и п. 20 ПБУ 10/99 позволяют компании при условии соответствующего упоминания в учетной политике признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости оказанных услуг полностью в том отчетном периоде, в котором они возникли. Указанные затраты не будут показаны в составе расходов по какому-либо одному виду деятельности в отчете о прибылях и убытках. Получается, что раздельный учет таких затрат не организован, но бухгалтерское законодательство и не обязывает управляющую компанию это делать. При отсутствии специальных указаний в Стандарте раскрытия информации управляющая организация вправе самостоятельно выбрать принцип формирования показателя, названного в пп. «в» п. 9 Стандарта раскрытия информации: показать только производственные затраты по виду деятельности либо распределить управленческие расходы на основе какого-либо выбранного критерия (данное распределение осуществляется исключительно для целей раскрытия информации, но не для целей бухгалтерского учета).

Работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества

Как следует из п. 10 Стандарта раскрытия информации, в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме опубликованию подлежат данные только о работах (услугах), выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией. Следовательно, если какие-либо работы (услуги) осуществляются путем привлечения сторонних компаний, сведения о них не раскрываются. Итак, должна быть опубликована информация о двух группах услуг:

  • услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества из числа услуг, поименованных в Правилах содержания общего имущества;
  • услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией.
    В п. 11 Правил содержания общего имущества приведен весьма обширный перечень действий, направленных на содержание общего имущества. С учетом прямого упоминания в пп. «а» п. 10 Стандарта раскрытия информации именно этих услуг у управляющей организации нет обязанности конкретизировать те или иные услуги и работы — достаточно ограничиться названным перечнем и выбрать из него те действия, которые она осуществляет собственными силами. Вместе с тем следует признать, что подобная информация может оказаться весьма неинформативной.
    Услуги, которые считаются связанными с достижением целей управления домом, перечислены в пп. «б» п. 10 Стандарта раскрытия информации. К ним относятся:
  • услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов (вероятно, здесь имеются в виду так называемые услуги по заключению договоров ресурсоснабжения, однако данный подход противоречит действующим Правилам предоставления коммунальных услуг, согласно которым управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг. Не исключено, что приведенная формулировка указывает на общие тенденции в развитии регулирования деятельности по предоставлению коммунальных услуг);
  • заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). Заметим, что управляющая организация не обязана оказывать собственникам помещений подобные посреднические услуги, это предмет согласования воли сторон договора управления;
  • охрана подъезда;
  • охрана коллективных автостоянок;
  • учет собственников помещений в многоквартирном доме (по нашему мнению, регистрационный учет собственников помещений, а также просто хранение актуальной информации о собственниках помещений не являются услугой управляющей организации. Это действие, осуществляемое ею в силу договора управления и (или) обязательных требований закона <2>. Тем не менее в силу требования Стандарта раскрытия информации следует упомянуть об учете собственников, если управляющая организация обеспечивает его собственными силами);
  • иные услуги по управлению многоквартирным домом.
430
Комментарии (1)
  • 27 октября 2011 в 04:01 • #
    Наталья Демидова

    Маладец!!! ПЕРЕПИСАЛ ПРАВИЛА! УМНИЧКА! Нам это все правительство выслало!


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008