Блоги - прототипы СМИ нового типа?

Блоги - прототипы СМИ нового типа?

Здравствуйте!
Давно интересуюсь блогами как СМИ «нового типа», различными новыми медиа, журналистики 2.0 и хочу сделать её темой своей дипломной работы. Кое-какие соображения и догадки уже есть. Впрочем, наверняка не оригинальные и где-то уже опубликованные.
Сначала развивал мысль о том, что блоги — журналистика нового типа по технологии wiki — то есть, коллективная.
Теперь думаю, что блоги — это всё же не СМИ, а новый канал СМИ со своими характеристиками (нерегулярная периодичность, мультимедийность, высокая интерактивность, нерегламентируемая коллективность творчества, доступность публикации). Упор опять же на коллективность творчества.
Итоговый продукт в блогах — это не публикация материала. С публикации первого поста процесс только начинается. Продукт — срез общественного мнения, информационное поле по теме.
Также есть догадка, что блоги в том виде, в котором они есть сейчас, неперспективны. Думаю, что они станут прототипами новых СМИ. Какими я их вижу: многочисленные авторы пишут в многочисленных рубриках (возможно, таких же, как и у традиционных он-лайн СМИ — типа «политика», «общество» итд). Блоги в нынешнем виде либо останутся такими, как есть, либо трансформируются во что-то вроде информационных лент (из-за расположения постов снизу вверх по дате).
Мысли в таком духе. Также планирую затронуть тему микроблоггинга.

В связи с этим, вопрос к интересующимся, знающим, профессионалам, учёным.
Что вы сами думаете насчёт блогов как нового канала СМИ? Какими видите их роль в коммуникациях? Может, посоветуете какую-нибудь литературу по теме или же сами выскажете свои мысли?
Тем самым очень мне поможете! Заранее спасибо!

126
Комментарии (30)
  • 30 марта 2009 в 18:39 • #
    Армен Каладжян

    То, что Вы называете прототипами, уже есть. Например Хабр. У них тоже есть свои минусы.

  • 30 марта 2009 в 20:47 • #
    Василий Морозов

    Хабр конечно, однако там рубрики больше похожи на теги. впрочем, действительно, это так. А какие минусы вы видите?

  • 30 марта 2009 в 21:03 • #
    Армен Каладжян

    Минусы такие же, как в любом народном творчестве - плохо контролируемое качество, общее снижение профессиональной планки

  • 30 марта 2009 в 18:44 • #
    Ачкасова Наталия

    Да, и уже давно. :)

  • 30 марта 2009 в 20:48 • #
    Василий Морозов

    просто дело в дальнейшем развитии таких "новых СМИ". вот мне и интересно, как будут развиваться.

  • 31 марта 2009 в 00:32 • #
    Ачкасова Наталия

    Предугадать даже на 50% в НАШЕМ обществе это не удасться. Полицейское государство, увы.

  • 31 марта 2009 в 15:44 • #
    Василий Морозов

    Государство-то, может, и полицейское, а тенденции мировые.. Поэтому, надеюсь, государствона развитие журналистики в интернете особо не повлияет..

  • 31 марта 2009 в 16:11 • #
    Ачкасова Наталия

    Вы оптимист. :)

  • 31 марта 2009 в 16:19 • #
    Василий Морозов

    Спасибо! случается порой!))

  • 30 марта 2009 в 18:55 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Тема по блогам интересна и актуальна, по блоговой журналистике насчитывается, может быть, десяток книг.
    Определение блога - это принципиально важный вопрос, от которого зависит общее представление о всей блогосфере и, соответственно, действенность и эффективность практических действий.
    Конечно, блоги - это не СМИ, не каналы СМИ, хотя многие из них имеют признаки редакции. Отождествлять блог со СМИ можно лишь по наличию связей, которые, например, в печатных СМИ превышают 1000 (читателей) адресатов. Касаемо интернет, уровень адресации должен быть значительно выше.
    Скорее всего блог можно определить как информационно-коммуникативный центр, специализированный на совместном развитии определённой темы.

  • 30 марта 2009 в 19:11 • #
    Армен Каладжян

    1000 читателей для блога уже мелочь даже в Рунете. Популярные англоязычные блоги имеют аудиторию десятки тысяч, даже более сотни тысяч.
    Если СМИ - это средство массовой информации, то блоги - СМИ, т. к. это средство/ способ информировать массы. Причем некоторые блоги транслируют эксклюзивную информацию, которую сложно найти где-либо еще.
    То, что блоги не причисляют с СМИ - результат инерции сознания и законов.

  • 30 марта 2009 в 20:50 • #
    Василий Морозов

    Спасибо за ответ! Не можете подсказать таких книг по блоговой журналистике? сколько проблемой этой занимаюсь, не находил ещё..

  • 30 марта 2009 в 21:05 • #
    Армен Каладжян

    По блоговой журналистике нет на русском, про блоги есть несколько. Смотрите лучше на amazone, на инглише.
    На русском советую книгу Антона Попова "Блоги. Новая сфера влияния"

  • 31 марта 2009 в 11:53 • #
    Василий Морозов

    Из русских есть вроде как все. Попов есть, есть "Эпидемия контента", есть "Разговор дороже денег", есть "...как создать и раскрутить".
    Спасибо, на амазоне посмотрю!

  • 30 марта 2009 в 19:01 • #
    Александр Папичев

    СМИ описанного Вами типа как раз запустил сейчас я. Оно уже неделю как работает.

  • 30 марта 2009 в 20:55 • #
    Василий Морозов

    Заходил на сайт, однако внимательно пока не рассматривал. Скажите, а "журналистов" как-то стимулируете к публикации? Или процесс по привлечению на самотёке? Или только на рекламе?

  • 30 марта 2009 в 21:26 • #
    Александр Папичев

    Будем стимулировать со временем. Материально. Стратегию и технологию сейчас вырабатываем. думаю, будет что-то типа "напиши N публикаций - стань платным автором - получи деньги за заметку, набравшую рейтинг не ниже X". Иными словами, на вознаграждение сможет претендовать хорошо зарекомендовавший себя автор, поставляющий эксклюзивные материалы.

    Сейчас еще просто рано говорить о мотивациях. Еще и неделя-то полностью не прошла.

  • 30 марта 2009 в 19:20 • #
    Инга Токманцева

    Мне кажется, что надо еще затронуть темы не коммуникации как таковой, а условия, цели, причины и особенности создания блогов и их отличия от традиционных бумажных и даже электронных СМИ. И рассмотреть плюсы и минусы. Например, простота и дешевизна создания подобного СМИ или центра коммуникации. Вместо того, что бы вкладывать «тыщи и мильоны» в бумагу, аренду, зарплату и охрану можно просто публиковаться в Интернете. Минус – трудно найти много читателей, трудно сделать свое СМИ (блог) интересным. Отсюда оригинальный выход, которого нет в «бумаге». Блоггеры готовы платить за то, что бы на их блоги заходили посетители и писали комменты в форумах.

  • 30 марта 2009 в 20:53 • #
    Василий Морозов

    Возможно. Только я думаю, что блоги сами по себе неперспективны как СМИ и перейдут в что-то другое. Ведь персональный журнализм ещё в 19 веке отжил своё. И тут дело именно в коллективности..

  • 30 марта 2009 в 21:47 • #
    Инга Токманцева

    Прошу прощения, но я об отжившем в 19 веке персональном журнализме не знала. А может быть, он тогда просто был раньше времени? А теперь, когда резко возрос уровень индивидуальных интеллектуальных ресурсов за счет повышения образования, расширения информационного поля - начинается еще один этап, возможно, тоже ложный, но это тоже можно доказать или отразить в дипломе. С другой стороны сейчас много говорят, что журналистика станет нишевой, общенациональные каналы отомрут, люди будут искать информацию по целевым группам. И блоги там будут кстати. Кроме того, блоги можно рассматривать как пробу пера: создал блог, начинаешь вести его и понятно есть читатели или нет, хочешь каждый день обновлять, готов идти навстречу спросу. Не получается - на свалку истории. Пролучается - делаешь сайт, газету, программу ТВ.

  • 31 марта 2009 в 15:40 • #
    Василий Морозов

    Тот персональный журнализм явно ложным не был. И долго существовал, и такие зубры создавали его, как Дефо, Свифт и другие.
    Сейчас новый период - или существуует, или только грядёт. Может быть, назвать его "Журнализм 2.0" - от коллективности если идти.
    А блоги как пробу пера... Сомневаюсь. Это новый канал коммуникации ,я считаю. Хотя многие против говорят. А уж канал этот можно использовать как угодно - на то они и новые!

  • 31 марта 2009 в 10:28 • #
    Юрий Гладкий

    У меня два своих блога adeator.com и carbeed.com. Разная тематика. Лично я считаю, что традиционные СМИ теряют позиции и читателей, который уходят именно к авторам блогов, которые обычно практики и более интересные с профессиональной точки зрения, нежели традиционные редакторы.

  • 31 марта 2009 в 12:08 • #
    Василий Морозов

    Традиционные СМИ теряют позиции, это точно. Я лишь пытаюсь понять, блоги такие, как есть сейчас, станут популярными, или же сама блоговая система - коллективное творчество, гражданская журналистика итд - будет в основе новых СМИ.
    Проще говоря, блоги - тупиковая ли это ветвь или будут развиваться как-то, во что-то другое. Каково ваше мнение?

  • 1 апреля 2009 в 10:20 • #
    Юрий Гладкий

    Исходя из наметившихся тенденций, во-первых люди все больше заводят блоги, дневники и странички. Это первый уровень.

    Второй уровень - это люди, которые ранее вели свои ЖЖ, блогспоты и пр. бесплатные сервисы, но теперь, получив приличную порцию читателей уходят на стенд-элон блоги со своими доменными именами и тематикой.

    Третий этап - заработок на блогах. Когда люди начинают зарабатывать на популярности своего блога, они становятся куда оперативнее нежели СМИ и, как показывает мировой опыт, более влиятельны и интересны компаниям, т.к. борются за уникальный контент и представляют конкретного человека, а не всю редакцию. Человек, который, например, ходит по автошоу в Женеве, может подключившись к Вай-фай выкладывать все происходящее онлайн. СМИ как правило более медлительны с учетом ряда необходимых утверждений у руководства, соблюдение формата издания и пр.

  • 1 апреля 2009 в 14:42 • #
    Василий Морозов

    АБсолютно с Вами согласен. А есть соображения насчёт четвёртого этапа?))

  • 31 марта 2009 в 16:25 • #
    Дмитрий Воронцов

    Я предлагаю обсудить развитие блогов на Профессионалах http://www.professionali.ru/Topic/1002154

  • 31 марта 2009 в 16:31 • #
    Дмитрий Рущин

    По моему мнению, обсуждение блогов более органично проходит в группе "Журналистика и коммуникация", чем в группе "Новые связи и возможности".

  • 31 марта 2009 в 18:47 • #
    Дмитрий Воронцов

    Да я не против.Так что ,вы думаете о появлении блогов на Профессионалах?

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?