Депутаты Мосгордумы одобрили концепцию медиаобразования:...

Депутаты Мосгордумы одобрили концепцию медиаобразования: Школьников научат читать газеты между строк

Школьников научат читать газеты между строк

Депутаты Мосгордумы вчера одобрили концепцию медиаобразования — нового предмета, который предлагают ввести в столичную школьную программу специалисты МГУ. Школьников 7-8-х классов хотят научить сопоставлять информацию из разных газет, радиостанций и телеканалов для выработки «осознанного отношения» к новостям с целью защиты «от воздействия СМИ как инструмента в руках политиков и властных элит». В учительской среде считают, что новая дисциплина лучше будет усвоена старшеклассниками.

Концепция введения в школьную программу предмета «медиаобразование» обсуждалась на вчерашнем совместном заседании комиссий Мосгордумы по науке и образованию и охране общественного здоровья. Ее автор, декан журфака МГУ Елена Вартанова поясняет, что в России «перемены глубоко затронули СМИ», в результате чего политические элиты стали воспринимать их как «инструмент манипулирования электоратом» и средство формирования устраивающего элиты общественного мнения. «Это вызывает у аудитории, привыкшей верить СМИ, противоречивые чувства — от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ»,— разъясняется в тексте концепции (имеется в распоряжении «Ъ»). С целью защиты от «манипулятивного воздействия СМИ» как «инструмента в руках политиков» госпожа Вартанова предлагает сызмальства учить граждан «осознанному отношению» к новостной продукции.

Медиаобразование предлагается включить в учебные планы средних школ в виде «специальных или обязательных курсов». Авторы концепции апеллируют к опыту Великобритании, Австралии и cкандинавских стран, где медиаобразование направлено «на все группы населения», а школьников, в частности, мотивирует к принятию «осознанных решений». В концепции приводится пример школьного курса для учащихся 7-8-х классов. Он состоит из семи занятий, в ходе которых школьникам предлагается выяснить «отношение между содержанием СМИ и реальными событиями» и ответить на вопросы, могут ли СМИ «сообщать неправду или полуправду» и как это влияет на «события действительности». В качестве домашнего задания предлагается провести анализ, как одни и те же события освещаются по «Первому каналу», РТР, НТВ, в «Комсомольской правде», «Ведомостях» и «Коммерсанте». «К примеру, когда человек идет на выборы, он должен понимать, что мнение на телеканале недостаточно для того, чтобы составить полную картину о политике. Надо почитать газеты, посмотреть информацию в интернете»,— объяснила «Ъ» одну из целей медиаобразования декан журфака МГУ.

Столичные депутаты идею специалистов МГУ одобрили. Глава комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмила Стебенкова считает, что «мы можем научить ребят отфильтровывать полезную информацию от манипулятивной», а глава думской комиссии по науке и образованию Евгений Бунимович заявил, что посещать уроки медиаобразования «ученики будут с меньшим отвращением, чем все остальные». В итоге депутаты договорились предложить этот предмет в качестве факультативного десяти столичным гимназиям, предварительно выяснив мнение департамента образования мэрии Москвы. В департаменте образования предмет тоже считают интересным, однако к его введению в школьную программу даже в качестве факультатива относятся настороженно. «В последнее время ввести те или иные факультативы предлагают много организаций, и если их все принимать, дети будут учиться круглосуточно»,— пояснил пресс-секретарь ведомства Александр Гаврилов. Директор центра образования Царицыно N548, член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский называет идею медиаобразования «актуальной», но считает, что преподавать медиаобразование логичнее в старших классах.

Подпись: Александр Ъ-Воронов

Источник: «Коммерсантъ» № 92 от 26.05.2009

26.05.2009

119
Комментарии (8)
  • 26 мая 2009 в 13:30 • #
    Дина Троицкая

    Надо обучать логике и системности мышления, а не применению этих методов в каждом конкретном случае.

  • 26 мая 2009 в 15:35 • #
    В К

    .
    ...это решение уже на порядок круче всего, чему учат в других странах, постепенно и до системы с логикой дело дойдет ...)))))))

  • 26 мая 2009 в 16:02 • #
    Дина Троицкая

    Мне детей жалко... Зачем им Ведомости и Коммерсант? С детства будем приучать к биржевым играм и спекуляциям? Лучше бы кружки делали по интересами - физика, химия, биология, экология... Ум и интерес к науке поддерживали...

  • 26 мая 2009 в 16:33 • #
    В К

    .
    Прошу не забывать, дети 21 века - это не дети 20 века, это быстро думающие, свободные от штампов и традиций в мышлении.

    Умение абстрактно думать теперь важнее умения тусоваться в кружках по интересам, тем более, что дети теперь имеют пямять круче и думать могут быстро, им бы учителей по-современнее, да поумнее, ну а кому надо и интересно, все равно выучат, остальным важнее что то иное.
    Вместо жалости лучше бы порадовались...

  • 26 мая 2009 в 16:06 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Школьники будут понимать так, как понимает наиболее авторитетный для них советник - учитель. А не так, как требуют интересы истины или объективность.

  • 26 мая 2009 в 16:37 • #
    В К

    Чуть предлагаю уточнить
    "школьники будут понимать так, как понимает наиболее авторитетный для них учитель - это их родители" и прежде всего мать.

  • 28 мая 2009 в 07:40 • #
    Василий Морозов

    Сам имею отношение к медиаобразованию, и думаю, что эту инициативу должны и другие регионы перенять. А про то, что будут читать "Ведомости" и "Коммерсантъ" - своё мнение можно учиться вырабатывать и на массовой печати (акцентирую - не жёлтой, а именно массовой), и на молодёжной.

  • 23 июня 2009 в 14:32 • #
    Любовь Миронова

    Очень жалко, что такого предмета не было у нас. Очень хорошо, что школьников будут учить "фильтровать" информацию.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008