Дмитрий Глуховский: "Честной политической журналистики в...

Дмитрий Глуховский: "Честной политической журналистики в нашей стране быть не может"

Дмитрий Глуховский: "Честной политической журналистики в нашей стране быть не может"
«Честной политической журналистики в нашей стране быть не может»

Один из успешных молодых писателей, автор нашумевшего фантастического романа «Метро 2033» (продан тиражом 300 тыс.) 29-летний Дмитрий Глуховский по образованию журналист. Он и поныне продолжает работать по специальности, ведет каждодневные дневные эфиры на «Радио Маяк», а книги пишет в свободное время. На днях Дмитрий привез в Петербург новый роман «Метро 2034» и ответил на вопросы Lenizdat.ru.

Lenizdat.ru: Дмитрий, вы ведь из журналисткой семьи?

  • Отец работал в Гостелерадио, мама — в ТАСС. Оба окончили журфак МГУ. Мама писала статьи в газеты и работала в фотохронике ТАСС. Папа, правда, давно ушел из профессии, занимался бизнесом – от производства мебели до торговли красной икрой. Потом все «схлопнулось», родители уехали в Германию лет восемь назад, но сейчас вот возвращаются. В Германии тоже делать особо нечего…
    Я после средней школы отправился в Израиль. Зарубежное образование показалось более перспективным, чем российское, да и стоило намного дешевле. Я выучил иврит и учился в Иерусалимском университете. Окончил факультет журналистики и международных отношений. После этого уехал в Германию и год жил там. Где и начал писать «Метро 2033» (действие происходит в московской подземке после ядерного взрыва. – Авт.). Потом переехал во Францию, где с 2002 по 2005 год работал на телеканале Euronews — редактором, корреспондентом. Озвучивал русскоязычную версию программы. Делал репортажи для Deutsche Welle. Писал немножко для «Аргументов и фактов».
    В 2006-м вернулся в Москву. Два года работал корреспондентом телеканала Russia Today – англоязычное вещание — уже на английском языке. Я был в Кремлевском пуле. Продолжал делать репортажи для радио Deutsche Welle. В последнее время работал руководителем редакции интернет-вещания на Russia Today. Сейчас веду ежедневные эфиры на радио «Маяк». Каждый день по три часа, с 14.00 до 17.00. Сейчас «Маяк» — не столько музыка, сколько разговорная станция.

Lenizdat.ru: Выходите в эфир под своей фамилией?

  • Да, конечно.

Lenizdat.ru: Вас там позиционируют как писателя Глуховского?

  • Секрета из этого нет, но стараюсь не педалировать эту тему, потому что слишком разные виды деятельности. Хотя время от времени я об этом говорю, тем более «Маяк» поддерживает, в том числе информационно, мою книжку. Поэтому в эфире может быть упомянуто, что я еще и писатель.

Lenizdat.ru: В общем, журналистикой зарабатываете на жизнь?

  • Особенно раньше. Был период, когда сразу работал и на Russia Today, и на «Маяке», и еще подрабатывал в издательстве «Популярная литература»… На книги особенно не рассчитывал. Но сейчас подхожу к такому жизненному моменту, когда надо выбирать. Если и в дальнейшем буду относиться к книжкам как к хобби, видимо, вряд ли будет получаться больше, чем одна книжка в три-четыре года. А если сосредоточится, может получиться что-то большее.

Lenizdat.ru: Когда вы поставите точки над «и»?

  • На радио у меня очень хорошее, понимающее руководство. Они сознают, что роман «Метро 2034» стал для меня очень серьезным испытанием, потому что это была действительно круглосуточная работа. Я занимался не только текстом, но еще и продюсированием этого проекта. Мои тексты сначала появляются в Интернете в виде сайта и в Livejornal, а в окончательной версии – в книжном переплете. Весь последний год ушел на это. И сейчас, когда книжка вышла, думаю только об одном – отпуске. Хочу настоящих школьных каникул – уехать к морю. К счастью, дорогое мое руководство радио «Маяк» готово предоставить такую возможность. У меня нормально отпуска не было лет с восемнадцати.

Lenizdat.ru: Но почему вы к журналистике относитесь как к ремеслу?

  • «Евро ньюс» — это информационный конвейер, телевизионные новости — тоже. Безусловно, есть журналисты, в чей работе творческая составляющая превыше всего, правильнее их будет назвать публицистами: Политковская, Минкин, Парфенов… У меня как-то не получалось обрести большую свободу действий в области журналистики.

Lenizdat.ru: А если вам, как Сергею Минаеву, поступит интересное ТВ-предложение?

  • Не исключаю такой возможности, но мне неинтересно заниматься политикой, я глубоко убежден, что честной, полноценной политической журналистики в нашей стране быть не может. Сам я по убеждениям демократ и либерал. Но не вижу, как могу честно говорить о своей политической позиции на нынешнем ТВ. С другой стороны, если я держу свои убеждения при себе, то никто мне не запретит их высказывать в курилке или на кухне. Никто не будет, слава Богу, в отличие от советских времен, за мной гоняться, вычислять меня, преследовать и дискриминировать… Я вполне мог бы вести научно-популярные тематики или какую-то социалку. Или беседы с умными интересными людьми о литературе и так далее. Я, правда, в литературе не очень хорошо разбираюсь (смеется). Можно было бы поговорить просто о жизни. Мне телевидение интересно еще тем, что за день можно записать четыре передачи на месяц вперед, а потом заниматься исследованием мира. На радио в режиме каждодневного эфира, конечно же, я связан по рукам и ногам.

Lenizdat.ru: Насколько серьезны разговоры о съемках фильма, о выходе компьютерной игры по вашим романам?

  • Кино на стадии проработки контракта, над игрой идет работа. Главное, что мои книги тронули людей. У «Метро 2033» совокупный тираж 300 тысяч, и люди продолжают читать, друг другу советовать. Рекламная кампания длилась полтора месяца, но книга уже два года стоит на хороших местах, ее покупают, спрашивают. Сейчас вышел роман «Метро 2034» — продолжение подстегнет интерес к первой части. А там, глядишь, фильм будет, игра выйдет.

Lenizdat.ru: Роман уже переведен на другие языки?

  • Начали с болгарского. Потом в Германии был издан тираж 40 тысяч на немецком. Они очень довольны, говорят, что не ожидали такого успеха. У меня постоянно берут интервью, я ездил в Германию на промо-тур. На днях должно приехать швейцарское ТВ в Москву, снимать программу о русской фантастике на примере «Метро 2033». В мае выходит испанский вариант романа, осенью – английский. Всего права проданы в 20 стран.

Lenizdat.ru: Фантастические вещи рассказываете…

  • Видите, идет проникновение такое. То есть Интернет поддерживает книгу, игра поддерживает книгу, книга – игру – и там и там реклама. И есть надежда, что те, кто сыграют, пойдут и прочитают, и наоборот.

Lenizdat.ru: Дмитрий, коллеги завидуют вашему успеху? Ведь известно, что нет журналиста, который в душе не мечтает написать роман…

  • Может быть, но у радийщиков-телевизионщиков нет навязчивой мысли о романе. Поэтому на работе все доброжелательно относятся, хотя немножко подкалывают.

Lenizdat.ru: Они будут завидовать, если вы на ТВ появитесь!

  • Вот тут начнется (смеется)! А что касается зависти, то чувствуется даже не зависть, а проявление легкой неадекватности со стороны наших фантастов. Конечно, не о Лукьяненко речь, ему-то что до меня, а вот писатели средней руки, не очень тиражные, они уже нервничают. Потому что ведь все мечтают о книге с огромным тиражом, а на парня в 25 лет это «вдруг» свалилось. Но время все рассудит, расставит нас по своим местам…

Подпись: Михаил Антонов, фото Михаила Садчикова-младшего

Источник: Lenizdat.ru

24.03.2009

241
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008