Где хорошо преподают журналистику

Где хорошо преподают журналистику

Инновационная модель подготовки журналиста

Российские факультеты журналистики стремятся к обновлению образовательных моделей, без которых трудно достичь органичного взаимодополнения инфинитивов — <учить> и <учиться>. <Учиться на журналиста> — без устали пробовать себя на практике, не ограничиваясь теорией, как бы ни была она полезна и мудра. Практика — трудная проблема журналистского образования. Где и когда ей быть, в каких дозах и — главное — на каких <площадках>? Например, будущих актеров, как правило, обучают мастера в учебных театрах.

Трудно вообразить, что произошло бы с образовательным процессом в театральных институтах, если бы их питомцы с первого же курса расходились по разным профессиональным площадкам, в поте лица трудились бы там и собирались бы вместе в вузе только в свободное от творческих проб время.

Полный абсурд! Однако на журфаках чаще всего именно так и бывает. Раннее (чуть ли не с первого курса) погружение в суровую <взрослую> жизнь, нередко отрицательное обаяние масс-медийных поводырей и, как результат, вечное — с профессией <на дружеской ноге>.

Что подобным проблемным вызовам пробуют противопоставить на факультете филологии и журналистики Саратовского университета? Последовательную и полноценную учебную практику в самом университетском образовательном пространстве. С этой целью на факультете созданы лаборатория печатной и интернет-журналистики, выпускающая учебную газету и организующая работу школы юного журналиста, и лаборатория электронных СМИ с учебной студией радио и телевидения.

Учебная газета <СтудГород> выходит с 1999 года. В СГУ им. Н.Г. Чернышевского принципиально отказались от распространенного в России варианта выпуска учебного периодического издания — самодеятельной газеты, не выходящей за пределы факультета. Учебная газета студентов-журналистов имеет городское значение. Основные средства на издание редакция зарабатывает самостоятельно, размещая рекламные объявления. Особого внимания заслуживает тот факт, что газете удается конкурировать на рекламном рынке саратовских СМИ с городскими газетами, не ставящими перед собой учебных задач.

Лаборатория электронных СМИ обеспечивает методическое и техническое сопровождение дисциплин специализации, предоставляя возможность студентам разных курсов осваивать тонкости журналистского мастерства в условиях, приближенных к живой профессиональной практике. Техническое оснащение лаборатории позволяет производить полноценные радиопрограммы разных жанров и достаточно современные и качественные информационные видеовыпуски.

На базе лаборатории организована учебная студия телевидения и радио, целью которой стало осуществление регулярного вещания университетской службы радио и — в близкой перспективе — непрерывной подготовки телесюжетов. Под руководством преподавателей факультета и сотрудников лабораторий начинающие журналисты получают первоначальные профессионально надежные навыки ответственной практической работы. Непрерывная практика органично сочетается с разносторонней подготовкой, в которой одно из центральных мест отводится профессиональной этике журналиста.

В целом образовательная модель строится следующим образом: лекционные курсы по истории и теории журналистики читаются профессорами и доцентами факультета, семинары по журналистскому мастерству ведут опытные журналистыпрактики из печатных и электронных СМИ, факультетские лаборатории дают возможность ежедневного приобщения к профессии.

640
Комментарии (27)
  • 11 января 2009 в 11:12 • #
    Владислав Зубарев

    Вы с какой целью разместили здесь так много букв?))

  • 11 января 2009 в 11:46 • #
    Владислав Зубарев

    Что вы имеете против букв? Но если они вам не нравятся, можете изъсняться смайликами. Цель здесь одна - дискуссия. Этот материал опубликован в ведомственном журнале "Аккредитация в образовании" с целью поделиться с профсообществом своими достижениями в сфере подготовки журналистов. Здесь же неоднократно высказывались суждения о бесполезности работы журфаков. Это всего лишь другая сторона медали - с позиции факультета журналистики. И слова об отрицательном обаянии масс-медийных поводырей доказывают, что существует некий водораздел между теоретической и практической журналистикой. Вот об этом и хотелось бы поговорить.

  • 11 января 2009 в 12:18 • #
    Владислав Зубарев

    Вот так бы и писали)) А то не поймешь кто на ком стоял))
    Да, нужны журфаки. Но, поверьте мне, все эти лаборатории, как правило, не более, чем лаборатории, где снимают сюжеты о ковыльках. Водораздел между теорией и практикой существует в принципе, а не только в журналистике)))) Только вот в реальной жизни, все перемешивается.

  • 11 января 2009 в 12:33 • #
    Владислав Зубарев

    Мой практический журналистский опыт говорит, что на 70% работа журналиста - это социальная психология, умение лавировать между влстями, непосредственным руководством и обществом. Не вырулил, не справился с управлением - вылетел из обоймы. Хорошо лавируешь - честь тебе и хвала. Боюсь, что этому на журфаках не учат.

  • 11 января 2009 в 12:52 • #
    Владислав Зубарев

    Ну, социальная психология это не только лавирование. Журналистам важно уметь работать на своего потребителя, а из вузов приходят гении, которые стремятся скорее себя показать, нежели рассказать людям о чем-то. Слабая филологическая подготовка. Практически, нулевые познания в коммуникативных технологиях, в психологии восприятия и модели восприятия людьми информации разного рода.

  • 11 января 2009 в 13:07 • #
    Владислав Зубарев

    Хороший журналист - это еще и харизматическая личность, имеющая за душой какой-никакой жизненный опыт. Не зря при советской власти на журфаки охотнее брали людей с опытом - после армии или работы на предприятии - чтобы было о чем говорить с читателем. К сожалению, сейчас публицистика не в моде, мнение журналиста считается лишним, засоряющим "кристалл" информации. Но выхолощенная от субъективного взгляда заметка становится скучной, похожей на изделие ширпотреба, а не "индпошива".

  • 11 января 2009 в 13:11 • #
    Владислав Зубарев

    Не всегда и не везде мнение журналиста уместно))
    И не всегда журналист должен быть харизматиком. Знаю огромное количество "унылых зануд", которые пишут блестящие статьи.
    Публицистика всегда в моде (посмотрите на рост популярности блогов), но стоит помнить, что, к примеру, новости всегда стремятся к объективности. Другой вопрос, что достичь 100% объективности не удастся, потому, как журналист тоже человек. Да. и не нужна 100% объективность))

  • 11 января 2009 в 13:33 • #
    Владислав Зубарев

    Вот-вот, беда в том, что еще не устарела привычка верить печатному слову, картинке в телевизоре, радиодискуссии. А это всего лишь взгляд журналиста на события, не более того. Мы же отдаем себе отчет в условности событий на театральных подмостках Но почему власти так всерьез реагируют на высказанное журналистом мнение, будто бы это документ, обязательный к исполнению. Не случайно публицистика ушла в блоги. Там не действует закон о СМИ,

  • 11 января 2009 в 13:55 • #
    Владислав Зубарев

    Власти реагируют, как правило, на нежелательную правду))
    И, хоть, в блогах не действует Заком о СМИ, уголовные и административные дела уже имели место быть.

  • 12 января 2009 в 18:34 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    К сожалению, составляя авторский курс по психологии журналистики 5 лет назад, я столкнулась с ограниченностью материалов по проблемам воздействия и восприятия текстов СМИ аудиторией. Сейчас другая ситуация. Мне помогла СПб школа. Я согласна, что необходимо уделять внимание психологии общения, массовой коммуникации, проблемам социальной психологии. Использовать в преподавании активные методы обучения.

  • 12 января 2009 в 19:03 • #
    Владислав Зубарев

    Если, что могу поделиться материалами, наработками, опытом.

  • 12 января 2009 в 20:13 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    С удовольствием приму Ваше предложение.

  • 12 января 2009 в 18:27 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    Социальную психологию и психологию журналистики на журфаках преподают... Результат коммуникации в журналистике - творчество,текст. И этому тоже надо учить. А вот как? -другой вопрос. ...Новые стандарты ГОС ВПО покажут, С уважением.

  • 12 января 2009 в 18:35 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    Насколько я поняла из обсуждения новых госстандартов, их изюминка заключается в том, что оцениваться будет не только период обучения, но и карьера выпускника. Иными словами, вуз напрямую будет заинтересован в трудоустройстве и продвижении своего воспитанника. Отсюда, наверное, и практикоориентированные модели обучения.

  • 12 января 2009 в 20:06 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    В новых стандартах вуз формирует компетенции, а не как раньше знания, умения, навыки - компетентностный подход. И основная задача - подготовить конкурентноспособных, мобильных выпускников.

  • 11 января 2009 в 14:59 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Во-первых, составной частью современной журналистики является реклама. Рекламное дело, по моим данным, серьёзно нигде на факультетах журналистики не преподают. Действительно, будущему журналисту сложно полноценно освоить даже имеющуюся программу.

    Второе. По вашему описанию видна системность в работе. Но эта системность замыкается сама в себе. Т.е. теорию и практику ведут одни и те же люди. На мой взгляд, в учебном процессе нужна такая системность практики, когда будущие акулы пера пробуют себя в практической деятельности независимых компаний, представляющих различные профильные СМИ.

  • 11 января 2009 в 16:55 • #
    Виктор Кондаков

    Все хорошо, только не понял, в чем заключается инновационность. Таким образом журналистов готовят на всех журфаках. Сегодня главное - определить тот минимум знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник на выходе.

  • 11 января 2009 в 17:21 • #
    Виктор Кондаков

    Видимо, инновационность заключается в издании собственной городской газеты, составляющей конкуренцию "взрослым" СМИ. Жаль, что не сообщается, где работают выпускники журфака, удается ли им ужиться с медийным руководством, имеющим отрицательное обаяние. Из заметки косвенно вытекает, что преподаватели факультета несколько критично настроены к прессе и пытаются своих питомцев уберечь от ее пагубного влияния. В этом и странность.

  • 11 января 2009 в 20:16 • #
    Виктор Кондаков

    Я. конечно, не видел учебного плана, в том числе и насчет газеты. Если в ней работают студенты 4-5 курсов, то это хорошо. если студенты младших курсов, то это недопустимо. Газета - это производство и потому учебные цели отходят на второй план. У меня (если я преподаватель) студент на написание одной заметки тратит минимум месяц. При этом мы с ним отрабатываем детально каждый шаг. А когда студенты приходят ко мне в газету, то им приходится выполнять ту же самую работу за пару дней. Как вы понимаете качество материала при этом страдает. Приходится самому доводить его до кондиции. Но если вы имеете отношение к преподаванию в СГУ, попробуйте опубликовать здесь учебный план, тогда понятно будет, инновация это или нет. Из собственного опята преподавания могу сказать - залог успеха в команде. В журналистике это особенно важно.

  • 11 января 2009 в 20:56 • #
    Виктор Кондаков

    Нет, я имею отношение не к преподаванию в СГУ, а к журналу. И как журналиста -практика меня интересуют формы подготовки юных дарований. Вот вы говорите о своем опыте работы с начинающими журналистами, от которых требуется быстрая и качественная работа, что в принципе на начальном этапе карьеры невозможно. Западная модель построения редакции предполагает наличие репортеров, так сказать, ног газеты, и рерайтеров, доводящих добытую в полевых условиях информацию до ума. Это естественная карьерная лестниц, где и начинающему найдется место. У нас же каждый журналист и швец, и жнец, и на дуде игрец, поэтому в редакционной работе ценится опыт.

  • 11 января 2009 в 22:31 • #
    Виктор Кондаков

    Подготовка журналиста во-многом зависит от работодателя. От того, насколько ему нужны качественные журналисты. Обычно работодатель изпользует знакомое "числом поболее, ценою подешевле". Сегодня никто не заинтересован брать начинающих журналистов и доводить их до ума. Тем более посылать их на курсы повышения квалификации. В провинции контент не играет никакой роли.

  • 11 января 2009 в 18:13 • #
    Екатерина Трофимова

    Уважаемые коллеги... Я всегда считала, что стать журналистом, поступив в университет в 16(17?) лет сразу из школы - НЕВОЗМОЖНО! Можно научиться неким приемам, правилам игры... Журналистами становятся после. После многих лет различной занятости, после всякого приобретенного (ВСЯКОГО!) опыта жизненного.
    Можно учить детишек, можно даже их обнадеживать - что вот они становятся (станут, стали) настоящими журналистами... Но после 5 (6) лет учебы - если сразу из-за парты - станут они попугаями... в лучшем случае.
    Может, я это сейчас не в тему... Но - наболело. Попробуйте для себя лично перечислить тех "журналюг", которых вы уважаете. Сколько из них были взращены в аудиториях и сразу оттуда взлетели?
    ИМХО - можно деток готовить в журналисты, да хоть на уши вставать, без разницы... Как ни готовь это "молодо-зелено" - все одно - обман.

  • 11 января 2009 в 20:22 • #
    Виктор Кондаков

    Я попал в журналистику в 20 лет. Из жизненного опыта - 2 года службы в рядах ВС. Так что не опыт делает журналиста, а желание работать. Его, главным образом, и нужно воспитывать. Другое дело, что сегодня жизненный опыт, гражданская позиция - вещи абсолютно ненужные. Сегодня услышал условия конкурса "Стань журналистом", что проводит "Радио России" совместно с журфаком МГУ. Поразило одно - темы работ не предполагают выявления своей гражданской позиции...

  • 11 января 2009 в 20:30 • #
    Екатерина Трофимова

    Виктор, вы верите в "чистоту" состязаний? В непредвзятость оценки и проч. и проч.?
    Не так уж и давно была свидетелем того, кого и как отбирали в победители первого конкурса "Покори Воробьевы горы" (не знаю уже, был ли далее 2, 3-й и т.д.). Ставка там была покруче - зачисление в МГУ. Среди заданий для детей в том числе было и такое - написать эссе. Рулил многим, если не всем, "МК".
    С тех пор как-то у меня поубавилось оптимизма в отношении всяческих подобных конкурсов...

  • 11 января 2009 в 22:34 • #
    Виктор Кондаков

    У меня тоже никаких иллюзий в отношении подобных конкурсов не возникало. Но, согласитесь, если в условиях заранее прописаны такие условия, что от будущего журналиста не требуется обозначения своей собственой позиции, это, как говорится, симптомотично....

  • 11 января 2009 в 23:46 • #
    Ирина Розина

    Вот еще много букв на эту же тему на портале научных исследований СМИ и методик журналистского образования. правда вместо инновационной модели использовано название практико-ориентированное обучение - другими словами, но озвучена таже проблема:

    http://mediascope.ru/old/index.php?option=com_content&task=view&id=357&Itemid=9

    Видимо у вас в СГУ пример успешной реализации подобной модернизации? А есть ли другие успешные примеры в нестоличных вузах?

    Фатеева И.А. Практико-ориентированное обучение журналистике: традиции и перспективы
    ....
    б) практико-ориентированное обучение в вузе (в том числе по типу творческой специальности)

    Журналистику часто называют творческой специальностью. Но формально и классификатором специальностей 1993 года, и ныне действующим ОКСО она таковой не признается, т.к. входит в группу «гуманитарные науки», а не в специальности культуры и искусства. Тем не менее некоторые атрибуты (типа творческого конкурса, творческой дипломной работы, творческого досье как «допуска» к госэкзамену, дисциплины «Журналистское мастерство» и т.п.) дают основания добиваться ее признания в качестве творческой. Наиболее последовательно этот статус отстаивают преподаватели факультета журналистики Воронежского госуниверситета (особенно профессор Л.Е. Кройчик).

    В чем нам видится специфика практико-ориентированного вузовского обучения журналистике как творческой специальности? Она описывается следующими моментами:

    – при приеме на специальность творческий конкурс не просто должен присутствовать в структуре приемных экзаменов, но должен быть решающим вступительным испытанием;

    – основными методическими приемами, используемыми в учебном процессе, должны быть разного рода тренинги, учебно-производственные формы учебы (учебные СМИ), деловые игры и др. активные формы; доля лекционно-семинарских занятий должна быть сведена к минимуму, и они практически не должны использоваться на профильных дисциплинах;

    – основная фигура в среде преподавателей – это действующий журналист, редакционный работник, специальным образом подготовленный к преподавательской деятельности;

    – основные зачетные работы, курсовые и в особенности дипломные работы должны быть обязательно творческими по типу, т.е. представлять собой журналистские тексты, а не рефераты, доклады, исследовательские опусы и т.д.;

    – целью занятий должно быть развитие творческих задатков студента (фантазии, воображения, креативности, литературных способностей и т.д.), а не развитие памяти, восприятия, аналитических, логических способностей и тому подобных рациональных качеств;

    – соотношение общеобразовательных и специальных предметов должно быть, безусловно, в пользу вторых;

    – среди общеобразовательных предметов приоритет должен быть на стороне литературы, изобразительного искусства, фотографии, музыки, театра и других дисциплин, «погружающих» студентов в атмосферу искусства и творчества;

    – освоение студентами практических навыков и умений должно осуществляться на базе стабильно работающих, качественных, независимых и хорошо оснащенных медиапредприятий (газет, журналов, телеканалов, радиостанций, интернет-порталов и т. д.) и др.

    Думается, что учебный процесс с заданными выше параметрами логичней всего выстраивать в вузе типа института культуры и искусства, а еще лучше в специализированном журналистском вузе, учреждать которые сегодня могут (но почему-то не учреждают) медиапредприятия и медиахолдинги. Но даже исторически традиции педагогики искусства, которым три с лишним столетия, были скорее не учтены, чем учтены при создании системы журналистского образования. Наиболее показательными нам кажутся следующие исторически сложившиеся черты педагогики искусства: 1) специализированный характер учебных заведений; 2) демократичность, обусловленная тем, что издавна творческие профессии не были престижными для аристократии, поэтому в учреждения искусства принимали людей невысокого социального статуса; 3) значительная степень независимости от государства (как правило, такие вузы частные или общественные); 4) прием по творческому конкурсу.

    Нельзя обойти вн

  • 12 января 2009 в 01:36 • #
    Виктор Кондаков

    Идея хорошая, но утопичная. Особенно впечатлил пункт про погружение "в атмосферу искусства и творчества". Беда многих провинциальных журфаков в том, что они существуют на базе филфаков. Если филологи учат журналистов, это смерть профессии. С другой стороны, сам преподаю на актерском курсе и многое переношу оттуда на преподавание журналистики.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?