К Дню победы телевидение раскрасило старые фильмы о войне

К Дню победы телевидение раскрасило старые фильмы о войне

К Дню победы телевидение раскрасило старые фильмы о войне

Телевидение к празднику Победы раскрасило старые фильмы о войне. Первый канал покажет 9 мая в цвете лучший фильм Леонида Быкова "В бой идут одни «старики», а его вечный соперник-конкурент, канал «Россия» покажет зрителям 4–8 мая цветное кинополотно Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Зачем, спрашивается?

Ладно, можно согласиться, что в случае с Быковым, в каком-то смысле восстанавливается несправедливость, допущенная студией им. Довженко в отношении режиссера, когда ему из-за конфликта с руководством студии в свое время отказали в цветной пленке. А что добавит краска культовому фильму Лиозновой?

«Теперь мы узнаем, какого цвета глаза легендарного Штирлица»,— обещали организаторы перед началом пресс-показа цветного «Семнадцати мгновений весны».

Что я могу на это ответить? Авторам очень удались яркие, красного цвета нарукавные повязки со свастикой на черных эсэсовских мундирах, коричневый партийный китель «правой руки» Гитлера Мартина Бормана, партийный значок Штирлица. Но, честно говоря, по окончании демонстрации нового-старого проекта, я так и не понял, какого цвета у него глаза.

«Свинцовые»,— сказал мне Александр Любимов, куратор проекта от канала «России». – Какие и должны быть у настоящего разведчика".
По его словам, проект по колоризации, который 600 человек готовили три года (шутка ли, раскрасить с помощью компьютера 1500 сцен) и обошелся в довольно крупную сумму, рассчитан прежде всего на молодежную аудиторию, которой по задумке авторов, теперь, в цвете, легче будет воспринимать похождения Штирлица-Исаева-Владимирова по извилистым коридорам Третьего рейха.

На мой взгляд, это сомнительный аргумент. Прежде всего, потому, что 12-серийный фильм о далекой уже войне, в котором почти нет стрельбы, а есть лишь одни разговоры и крупные планы, новым поколением уже почти не воспринимается вообще.

Не раз я, например, с удивлением обнаруживал, что мои, более молодые коллеги не реагируют на анекдоты о Штирлице и Мюллере, поскольку ни разу не смотрели «Семнадцать мгновений весны». В отличие от фильма Мариуса Вайсберга «Гитлер, капут», снятого недавно в стиле кинокапустника по мотивам «Мгновений» с потугами на комедию.

Для того, чтобы поколение next восприняло фильм, его надо не раскрашивать, а кардинально перемонтировать, выбросив большинство диалогов, практически все внутренние монологи главного героя, вместе со знаменитой немой сценой встречи с женой аж на 8 минут. Все оставшееся ужать до одной серии, в которой Штирлиц убьет провокатора Клауса, выкрадет радистку Кэт и обведет вокруг пальца старого хитрого Мюллера.

Другой аргумент авторов – мол, фильм решили воссоздать таким, каким он должен был быть. Хм. Еще один спорный тезис.

Татьяна Михайловна не очень уверена, что хотела снимать в черно-белом цвете",— рассказал Любимов и подчеркнул, что поначалу Лиознова, которой в июле исполняется 85 лет, с большим подозрением отнеслась к идее показать «какого цвета глаза у Штирлица».

Увы, но приходится констатировать, что телевидение, да и кинематограф, за неимением новых идей живут по-прежнему советскими «запасами». То нам показывали «Старые песни о главном», где под новым соусом подавались старые хиты, то начали снимать продолжения знаменитых кинокартин типа «Иронии судьбы-2», где нещадно эксплуатируют однажды удачно найденный сценарий и прежние герои. Не оставляют в покое и самого Штирлица. Режиссер Сергей Урсуляк снимает 16-серийный фильм про молодые годы Максима Исаева, заняв в главной роли актера Даниила Страхова.

С другой стороны, надо отметить, что сама книга Юлиана Семёнова “Семнадцать мгновений весны”, на основе которой снят телефильм, является, скорее вымыслом писателя, нежели сколько-либо исторически достоверной историей.

Из-за этого фильм Лиозновой в свое время не избежал множества ляпов и исторических несуразностей.

Ну, например, в поездке с пастором Шлагом Штирлиц слушает песню «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф, хотя песня была написана только в 1959 году. В Берне нет Цветочной улицы. Советский разведчик пользуется в оперативной работе диктофоном Siemens, который на самом деле — советский диктофон «Электрон-52Д» выпуска 1969 года. А Геринг и Геббельс, на самом деле имели высшее, а не среднее образование, как это представляется в «информации к размышлениям». IV управление РСХА (гестапо) и VI управление (политическая разведка) располагались в разных зданиях Берлина и Мюллер не мог встречаться в одном служебном коридоре с Шелленбергом и Штирлицем. И т.д.

А самая большая ошибка или фантазия автора – в том, что в службе безопасности СС, да еще в чине полковника мог служить лишь тот, кто был способен доказать чистоту своей крови аж до 1750 года. Тщательно проверялось и происхождение всех родственников соискателя, даже дальних. Например, по церковным книгам, которые педантичные немцы вели не один век.

Все это было прекрасно известно советской разведке, а потому авантюры в виде Штирлица (кстати, такая фамилия в Германии не встречается) ее руководители бы не допустили. Проще было завербовать этнического немца. Что, на самом деле и произошло, например, с гауптштурмфюрером СС Вилли Леманом, шефом реферата общей контрразведки гестапо, позднее разоблаченным и казненным.

Иными словами, Юлиан Семенов в свое время создал талантливый миф, который Татьяна Лиознова превратило в гениальное кино, обогатившее народной фольклор множеством анекдотов.

С этой точки зрения, колоризация картины никак не сможет повредить исторической правде. За ее отсутствием. Напротив. Как выразился один герой Грибоедова, «пожар способствовал ей много к украшенью».

Глядишь, после просмотра фильм ожидает новая волна популярности и новые анекдоты. Что-то типа, «оказывается, Штирлиц был белым человеком».

В общем, как принято выражаться в молодежной среде, все «чисто по приколу».

Подпись: Сергей Варшавчик

Источник: РИА «Новости»

30.04.2009

403
Комментарии (12)
  • 30 апреля 2009 в 15:58 • #
    Татьяна Камилова

    Я с трудом расстаюсь с привычными вещами.
    По мне -лучше первоначальный
    вариант:),как бы ни красили ,ни разоблачали и пр преобразования ни проводили.

  • 30 апреля 2009 в 23:13 • #
    Альбина _Ахметова

    В старых фильмах нередко использовали хронику. И черно-белым изображением все это хорошо сочеталось, а теперь будет дисбаланс. Или хронику тоже покрасили?))

  • 1 мая 2009 в 00:17 • #
    Елена Николаева

    "Или хронику тоже покрасили?)) "
    5+

  • Как сейчас модно говорить: "плюспяцот".

  • 1 мая 2009 в 16:59 • #
    Воробьев Василий

    Глупости это всё, несусветные.Горестно и грустно...Нашли чем хвалиться.Быковские фильмы хороши своей душевностью,а ч/б приближает их к хронике.Я читаю лекции студентам,они смотрят эти фильмы и плачут,а затем заходят на сайт посвященный Быкову,чтобы побольше узнать о нём и времени, это поколение Next!
    Ну,давайте ещё всю хронику раскрасим,а потом похвалимся, какую сумму на это грохнули.Лучше бы сняли на эти деньги воспоминания о том что ещё не отражено в воспоминаниях последних ветеранов.
    Уходят же они!!! С каждым днём!!!

  • 1 мая 2009 в 17:16 • #
    Воробьев Василий

    Что касается "Семнадцати мгновений",для меня,наверное больше важна замечательная атмосфера фильма,а не перечисление несущественных деталей,какие в великом множестве можно найти в любом фильме,если постараться.И пусть стараются,если хочется,а я и мои друзья с удовольствием смотрим этот фильм хоть и в Ч/б варианте.Что заставляет многократно смотреть эти наши замечательные фильмы? Загадка...
    Но пусть она останется неразгаданной.
    Светлых и Добрых дней всем!

  • 2 мая 2009 в 13:29 • #
    Юлия Зудилина

    Мои знакомые ветераны сказали, что это "приятный сюрприз ко дню победы"..)))
    А мне все равно, какой фильм-ч/б, цветной...
    я как смотрела его раз в год так и буду смотреть!!

    С наступающим!

  • 4 мая 2009 в 21:33 • #
    Дмитрий Рущин

    Начал смотреть цветную версию "17 мгновений весны". Сразу поразила летняя зеленая листва в начале февраля 1945 года под Берлином. Перестарались при раскраске или это просто не было видно в черно-белом варианте?

  • 4 мая 2009 в 22:50 • #
    Татьяна Рущина

    Питерские коммунисты против «раскрашенного Штирлица»
    Члены КП Петербурга и Ленобласти собираются подать в суд на телеканал «Россия» из-за цветной версии «Семнадцати мгновений весны»
    Саша ПЯТНИЦКАЯ — 04.05.2009
    http://www.kp.ru/online/news/480977/
    Своеобразный подарок зрителям телеканала «Россия» ко Дню Победы члены организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» расценили как насилие над культурой, издевательство над любимым киногероем Штирлицем и плевок в душу себе лично. О чём и заявили «с высокой трибуны» своего официального сайта.

    Питерские коммунисты собираются подать в суд на телеканал за то, что тот подготовил цветной вариант знаменитой 12-серийной киноэпопеи о советском разведчике по роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны».

    «Телекиллеры с РТР потратили огромные деньги, чтобы превратить любимый миллионами пронзительный и стильный фильм о войне, о замечательном советском разведчике, о борьбе с фашизмом в дешевую раскраску, соответствующую низкопробным стандартам современного российского телевидения», - заявляют члены КП ЛО.

    «Коммунисты Петербурга и Ленобласти заявляют о своем категорическом несогласии с подобными экспериментами, являющимися чудовищным насилием над советской культурой, над великой эпохой и ее эстетикой. Наглая антиисторичная безкультурная выходка РТР - лишь пробный шаг. Если не будет ее решительного осуждения и неприятия со стороны общества, следующим этапом надругательства над советским кинематографом будет страшная и грубая компьютеризация персонажей, введение в фильм о Штирлице или «Адъютанте его превосходительства» порнографических сцен, надуманных эпизодов антисталинской тематики, пошлая аранжировка песни-лейтмотива. Все на продажу, все позволено, все ради роста рейтинга и кассового успеха – так можно зайти слишком далеко!» - говорится в гневном обращении питерских коммунистов.

    Причём решение о колоризации (раскраске) одного из самых любимых фильмов российского телезрителя далось телеканалу непросто. Руководил колоризацией Александр Любимов с участием режиссера картины Татьяны Лиозновой, и они отдавали себе отчёт, что «поднимают руку на святое». Во время работы над цветной версией «Семнадцати мгновений весны» они очень старались, чтобы фильм в новом обличье понравился всем поколениям телезрителей, и при этом не утратил своей индивидуальности.

    Питерские же коммунисты уверены, что «фильм-эпоху» сознательно «превратили в комикс», дабы фильм о Штирлице не «пробуждал у зрителя чувство гордости за СССР, за Верховного Главнокомандующего, за разведчиков, воспитанных Ф.Э.Дзержинским».

    «Черно-белый скупой кинофильм создавал у россиян опасное для власти впечатление о войне, где сила духа советского социалистического человека и сталинский реальный социализм побеждали фашизм и американских заговорщиков. Фильм - эпоха, фильм-реликвия, фильм - хроника стал неприемлем для провластного ВГТРК. Уничтожить Штирлица побоялись, и тогда было решено превратить его в комикс», - уверяют члены КП ЛО.

    «У Любимова и его сообщников поднялась рука на светлые, словно высеченные из камня, образы полковника Исаева, радистки Кэт, пастора Шлага, антифашиста Плейшнера. Совершено не только позорное и варварское раскрашивание, но и исправление якобы «неточностей», переозвучание целых эпизодов, ликвидация «логических нестыковок» - по сути речь идет о злодейском и преднамеренном покушении на сокровищницу советского киноискусства. Превращение исторического фильма с огромной воспитательной миссией в вестерн, в заведомый вымысел, стремление затерять великий фильм среди тысяч современных отвратительных цветных киноподелок о войне – вот цель этой явной идеологической диверсии!» - говорится в полном негодования послании.

    В сообщении отмечается, что коммунисты Петербурга как телезрители намерены отстаивать в суде «свое право смотреть фильм в первозданном виде».

    Лидер КП ЛО Сергей Малинкович сообщил журналистам, что именно сейчас юристы работают над иском против телеканала и автора проекта «раскрашенного Штирлица». Он надеется, что иск будет принят к рассмотрению, поскольку «здесь з

  • 4 мая 2009 в 22:57 • #
    Татьяна Рущина

    Киношедевры как книжка-раскраска
    04.05.2009
    http://www.fontanka.ru/2009/05/04/119/

    Новые версии знаменитых фильмов - Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики» Леонида Быкова - к празднику Победы дебютируют в цветном варианте. Любимый народом Штирлиц предстанет перед телезрителями в цветном мундире 4 мая, а фильм Леонида Быкова мы увидим 9 мая. Продюсеры убеждают в том, что эти работы дадут фильмам новую аудиторию. Молодежь, утверждают они, не станет смотреть шедевры прошлых лет без современной картинки. Однако этот двойной удар по телезрителям вызвал полярные мнения. Одиозные коммунисты Петербурга и Ленинградской области уже заявили, что будут судиться с авторами «колоризации», посягнувшими на святое. «Фонтанка» попросила своих экспертов высказаться о телевизионной новации.

    Режиссер, глава Союза кинематографистов Петербурга Дмитрий Месхиев: Начнем с того, что черно-белые варианты фильмов не уничтожены. Никто не отнимал их у народа, художественное решение не пострадало. Если бы было иначе, я первый вышел бы с протестом. Что же касается того, что сделано, то судить об этом можно только по одному фактору — понравится ли телезрителям. Если это сделано качественно и хорошо, а, судя по рекламе, это именно так, то ничего плохого не вижу. Я думаю, что в принципе это можно делать, если черно-белое решение не было авторским замыслом. Пытаться сделать цветное кино из черно-белого начали еще в 20-е годы 20-го века, но такого масштабного проекта, как реализовывает сейчас телеканал «Россия», еще не было. Насколько мне известно, этой работой там занимались несколько лет. Это большая серьезная работа. Признаюсь, что я бы, например, переделал ряд своих старых фильмов на современном техническом уровне. Первым из них стал фильм «Над темной водой» - он уже переработан. Я за прогресс.

    Режиссер Владимир Бортко: В те времена, когда снимались эти фильмы, цветная пленка уже была. Если бы авторы хотели сделать цветное кино, то они бы его и сделали. Зачем сейчас влезать в этот замысел? Только для того, чтобы заработать больше денег?

    Кинопродюсер, композитор Андрей Сигле: В принципе, в кино можно делать всё. Делают же ремейки фильмов. Мне кажется, в данном случае следует говорить именно о ремейке — это уже не оригинал. Ведь цветное и черно-белое кино несут совсем разную смысловую нагрузку. С другой стороны, в фильме играют те же самые актеры, и делают это все так же гениально — любим мы эти картины не за цвета. Все это, скорее, рекламный трюк. Вполне возможно, что он даст результат, и фильмы посмотрят больше зрителей, чем если бы их просто поставили в сетку телеканалов. Может быть, это такое решение для кризисного времени, когда денег, чтобы поразить телезрителя, у каналов нет, а привлечь чем-то внимание хочется. Но никакой катастрофы я не вижу. А ответ могут дать только зрители. Вопросов, связанных с этой работой, хватает, но, прежде чем их задавать, нужно посмотреть, что нам предлагают. Раскрасить фильм не просто — любой оттенок несет свою художественную нагрузку. Какого цвета занавески, какого оттенка зеленое сукно — все это важно. Сейчас мы с Александром Сокуровым работаем над «Фаустом», и наша команда проводит настоящие исторические изыскания. Мы изучаем живопись тех времен, исторические труды, пытаемся разобраться с каждой деталью, которая несет и художественный, и исторический смысл. Если «Первый» и «Россия» работали так же, то это может получиться хорошо. А если просто раскрасили картины, как детскую книжку-раскраску, то... будет мертвый новодел, подобный тому, что нам в последнее время предлагают в Петербурге вместо исторических зданий.

    Писатель Андрей Константинов: Во-первых, мы опять видим неприятное соревнование двух телеканалов. У одних «В бой идут одни старики», у других «17-й мгновений весны». Кто у кого какие идеи берет взаймы - непонятно, но наблюдать это, все равно, не очень приятно. Второй момент — я не вижу в этом никакой национальной трагедии, но и ничего хорошего тоже не видно. Есть уже сложившиеся произведения, которые культовыми и любимыми стали в другом виде. И тут вдруг

  • 6 мая 2009 в 10:14 • #
    Евгений Кудряц

    чем бы не тешились!:)))))))

  • 10 мая 2009 в 16:22 • #
    Татьяна Рущина

    «Стариков» расцветили, чтобы вступить в бой за телерынок?
    http://spb.kp.ru/daily/24290/485779/

    Первый канал ответил авиаударом по конкурентам.
    Новая версия знаменитого фильма на Первом канале как ответ на раскраску сериала про Штирлица на канале «Россия»
    Сергей ПОНОМАРЕВ — 10.05.2009

    9 мая в самый, как говорится, прайм-тайм Первый канал нанес ну очень яркий ответный удар телеканалу «Россия». Причем не просто, а «авиаудар». Тем самым был открыт новый этап в извечной конкурентной борьбе за зрителя, рейтинги и, соответственно, рекламные доходы. Нет, каналы и прежде потихоньку воевали, вооружившись приёмами контрпрограммирования (это когда рейтинговая передача на одном тут же перекрывается не менее рейтинговой на другом), и вели друг с другом в буквальном смысле холодную войну, в результате которой на голубом экране на долгие месяцы воцарился сплошной звездный ледниковый период (он же – периодический звездный лед).

    Но такого, что случилось в последнюю неделю перед Праздником Победы и в сам этот день, еще не было: в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «модифицированной», а в реальности не очень качественно раскрашенной, произвольно перемонтированной, весьма спорно доозвученной и нещадно сокращенной отечественной киноклассики. Сначала на «России» запустили любимый сериал режиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» с героями, которые после перекраски как будто вернулись в рейх из отпуска на Мальдивах. А потом почти в том же загорелом обличии Первый преподнес актеров, исполняющих роли в не менее любимом военном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

    Впрочем, ответный ход бойцов Константина Эрнста оказался куда более скромным: всё же хоть и полнометражная, но односерийная картина – это вам не 12-серийный сериал, который нам предъявили бойцы Олега Добродеева. Возможно, потому и ущерба для первоисточника оказалось поменьше – цветная копия, кроме слишком уж ярких красок, вступающих в некоторый диссонанс со стилистикой фильма, от черно-белого оригинала почти не отличается. Хотя и особых плюсов в таком раскрашивания я лично не вижу…
    Повторю вопрос, который меня не оставляет с просмотра первых кадров «Мгновений» (и он только усилился, когда Первый начал демонстрацию раскрашенных «Стариков»): зачем это было сделано? И за сколько?

    Вы спросите: а почему я пишу об этих работах в такой сугубо счетоводческой манере? Мол, где же обсуждение художественных достоинств обеих лент? Где рассказ о титанических усилиях тех, кто «внес новые краски в архаичное черно-белое кино»? Честно говоря, обсуждать эти мифические «улучшения» даже не хочется: о художественных достоинствах или недостатках уместно спорить, когда речь идет об оригинальном произведении. А когда мы имеем дело с переделкой-перекраской-перелицовкой классики, можно лишь горестно вздыхать и обсуждать разве что сугубо технологические приемы и методы, которые «киномаляры» при этом использовали…
    Уверен: к заботе о молодых зрителях, которые якобы приобщаются к святой теме только тогда, когда святое предстанет перед ними в цвете, эти манипуляции отношения не имеют. Как к реакции на просьбы старшего поколения – тем более. Старшее поколение скорее озадачено. Если, конечно, не возмущено. Значит, что?

    Говорят, переделка (перекраска, перемонтирование, доозвучка и т.д.) «Семнадцати мгновений весны» обошлась в 3,5 млн. долларов – почти в 120 млн. рублей. Существенные деньги понадобились и для подготовки новой цветной версии фильма «В бой идут одни «старики». Добавьте сюда совсем не маленькие затраты на рекламные ролики и вставки, продвигающие новодел на обоих каналах. При любом раскладе затраты выходят на менее 150 млн. рублей.

    Для сравнения: это ровно половина сметной стоимости строительства многопрофильного госпиталя для ветеранов войны на 200 коек, который был сдан в прошлом году в Пензе. В этом же году к 9 мая, к примеру, в Туле отремонтировали для ветеранов 18 квартир из расчета до 30 тыс. рублей на каждую – на большее в тульском бюджете денег нет. В Оренбурге и Нижнем Новгороде участникам войны подкинули к празднику по 500 рублей, в Курске – по 6


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008