«Коммуникативная революция»? Медиа и социальные трансформации...

«Коммуникативная революция»? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989 г.", 21 – 23 мая 2009 г., ЕГУ, г. Вильнюс

From: Лаборатория социальных коммуникаций факультета социологии СПбГУ [mailto:#]
Sent: Thursday, March 05, 2009 6:59 PM
To: Лаборатория социальных коммуникаций факультета социологии СПбГУ
Subject: Конференция «Коммуникативная революция»? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989 г." в ЕГУ.

Приглашение к участию

Европейский гуманитарный университет

(Вильнюс)

Центр CASE, Программа «Социальные трансформации в Пограничье

(Беларусь, Украина, Молдова) и

Лаборатория визуальных и культурных исследований ЕГУ

проводят 21 — 23 мая 2009 года международную конференцию

«Коммуникативная революция»? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989 г.

Communicative revolution? Media and Social Change in Eastern Europe After 1989 

В рамках конференции мы предполагаем обсудить комплекс проблем, связанных со стремительным развитием новых медиа и телекоммуникационных технологий, которые за последние двадцать лет радикальным образом изменили не только нашу повседневность, но также способы политической коммуникации, формы культурного производства и потребления, сферу экономических отношений и модели образования. Для стран бывшего социалистического блока формирование нового медийного ландшафта и приход новых технологий коммуникации происходили одновременно с преобразованиями во всех других сферах,и, более того, в известном смысле они стали движущей силой и основой этих процессов. При этом в одних странах новые медиа эффективно использовались в целях демократизации общества и либерализации экономики, а в других (таких, как Беларусь), напротив, те же средства и инструменты коммуникации не менее эффективно применялись для поддержания и усиления авторитарных политических режимов. К этому стоило бы добавить, что новейшая история Восточной Европы создавалась, архивировалась и обретала интеллигибельный характер благодаря той картине мира, которую создавали визуальные медиа.

Разделение информационных пространств в странах бывшего советского Союза и передел медийного рынка, начавшиеся после 1991 года, привели к тому, что на руинах некогда достаточно гомогенного медийного поля сложились национальные медиа системы, появились новые экономические и политические акторы, сформировались новые формы взаимодействия между локальными и глобальными средствами массовой информации. Вступление в Евросоюз целого ряда бывших социалистических стран (2004 — 2007 гг.) было следующим, после падения Берлинской стены и коллапса Советского Союза, значительным событием, которое сыграло принципиально важную роль в трансформации медийного ландшафта в регионе. Несмотря на то, что далеко не все из бывших социалистических стран получили «прописку» в Евросоюзе, благодаря развитию спутникового телевидения и Интернета жители стран Восточной Европы, некогда отделенные от остального мира непроницаемым «железным занавесом» и получавшие строго дозированную информацию о внутренних и внешних событиях, смогли ощутить себя жителями единой «глобальной деревни», и значение этого фактора имеет решающее значение для анализа политических и культурных процессов в регионе.

Особое внимание мы хотели бы уделить взаимодействию, «старых» (бумажная пресса, телевидение, Веб 1.0) и «новых» (электронная пресса, цифровое видео, Веб 2.0) медиа, зачастую приобретающему характер идеологического противостояния, поскольку, с одной стороны, телевидение было и остается решающим инструментом политического влияния на широкие массы (именно телевидение создало целое поколение новых политических лидеров — «телепрезидентов», чья «харизма» является в первую очередь эффектом медийного воздействия) и сыграло главную роль в утверждении неопопулистской модели политики), а с другой,— формирование альтернативной или контр-публичной сферы становится возможным в первую очередь благодаря Интернету и связанным с ним формами медиа активизма.

Соответственно, перед нами стоит задача исследования и оценки эффектов и последствий своеобразной «коммуникативной революции», произошедшей после 1989 года в бывших социалистических странах. Однако цель конференции состоит не только в том, чтобы произвести картографирование нового медийного и медиализированного пространства, сформировавшегося в странах Восточной Европы за последние двадцать лет, но и в том, чтобы осуществить критическую рефлексию в отношении исследовательских стратегий и методов, применяемых к анализу новых культурных практик и форм взаимодействия медиа, политики и культуры. Иначе говоря, мы надеемся, что в рамках совместного обсуждения данных проблем удастся ответить на вопрос о том, с помощью каких аналитических моделей и концептуального инструментария данная проблематика исследуется в гуманитарных и социальных науках в странах Восточной Европы.

Для обсуждения на конференции мы предлагаем примерный список тем и вопросов, который может быть расширен и дополнен:

Медиатизация политики и деполитизация публичной сферы
Медиа, неопопулизм и восточно-европейские демократии
Региональные и национальные медиа системы в условиях глобализации
«Политическая экономия» восточно-европейских масс медиа
Пассивные граждане VS активные потребители? Постсоветское телевидение и маркетизация культуры и политики
Разрушение приватности и техники наблюдения в эпоху телекоммуникационных технологий и компьютерных сетей
Социальные, этические и юридические аспекты соотношения приватного и публичного в современных масс медиа
Креативность как товар: создание и распространение медиа форматов
Дигитальная культура и проблема интеллектуальной собственности
Медиализированная повседневность постсоветского города
Национальные киноиндустрии в условиях конвергенции медиа: производство, распространение и рецепция кино в Восточной Европе
ТВ и Интернет: визуальная стилистика, информационные функции, практики потребления
Интернет-сообщества и социальные сети на постсоветском пространстве (Livejournal, odnoklassniki, vkontakte, etc..)
Кибер-протест: медиа активизм, публичная сфера и гражданское общество
Новые медиа — новая академия?
Статус и функции «экспертного знания» в масс медиа
Визуальные исследования, феминистская теория, антропология медиа, критическая политэкономия и другие методологии исследования медиа как социального института и как средства коммуникации
Социология массовых коммуникаций: между маркетинговыми исследованиями и обслуживанием власти?

Языки конференции -белорусский, русский,украинский, английский.

Заявки на доклады или панели (три-четыре участника, объединенных общей темой) принимаются до 15 марта 2009 по адресу: # с пометкой «конференция». В заявку просим включить: краткое CV, контактную информацию и резюме доклада (объемом до 300 слов). О решении отборочного комитета будет сообщено до 10 апреля 2009 года. Комитет конференции: Владимир Дунаев, Светлана Наумова, Павел Терешкович, Альмира Усманова, Елена Матусевич (координатор), Дмитрий Коренко (координатор).

Участникам конференции высылается приглашение для получения литовской визы; оплачивается проживание в гостинице (с завтраками). Оргкомитет обладает небольшими средствами для оплаты проезда. Участников, нуждающихся в финансировании проезда, просим сообщить об этом в заявке с указанием пункта отправления и стоимости (минимальной) проезда до Вильнюса. Для участников, прошедших первый тур отбора заявок и запросивших финансирование от организаторов конференции, будет организован дополнительный конкурс дорожных грантов. В случае отказа в финансировании, участники, прошедшие первый тур отбора, по-прежнему могут участвовать в конференции.


Мария Вейц

кoординатор проектов

лаборатория социальных коммуникаций
факультета социологии СПбГУ
#
#

+ 7 (812) 577 12 83 
+ 7 (921) 309 82 48 
193060, Санкт-Петербург,
ул. Смольного д. ⅓, 9 подъезд, ауд. 332

219
Комментарии (1)
  • 6 марта 2009 в 03:05 • #
    Владимир Лупашко

    Доброго времени суток!

    Спасибо за приглашение.

    Принять участие не смогу - запускаю проект.

    Буду благодарен за материалы с конференции.

    С уважением,

    Лупашко Владимир Владимирович

    #


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008