Лениздат.Ру поинтересовался у известных журналистов: Что было...

Лениздат.Ру поинтересовался у известных журналистов: Что было и что будет в медиасреде Петербурга

Что было и что будет в медиасреде Петербурга

Конец года — время, когда принято подводить итоги и строить планы на будущее. Чем же запомнился представителям средств массовой информации год уходящий и на что стоит рассчитывать в году приходящем? Об этом Лениздат.Ру поинтересовался у известных журналистов.

Петр Годлевский, заместитель генерального директора НТВ:

  • На мой взгляд, в этом году не было ярких медиасобытий. Год прошел достаточно ровно и спокойно. Мне кажется, что многие люди главным событием рано или поздно назовут финансовый кризис. Во-первых, его ожидание. Во-вторых, его появление на горизонте. В-третьих, ожидание его последствий в следующем году.
    Год — это очень мало для того, чтобы оценить перспективы такой отрасли, как СМИ. Мне кажется, что следующий год ознаменуется изнурительной борьбой с экономическими неурядицами, поэтому о творчестве и развитии будет говориться очень мало. Когда экономика начнет выправляться — в 2010–2011 году, тогда можно будет выстраивать четкий план.

Олег Засорин, главный редактор газеты «Смена»:

  • В первую очередь запомнились телемарафоны на канале 100ТВ, посвященные защите исторического центра Петербурга и малого бизнеса. На мой взгляд, данные телемарафоны — важнейшее общественно-политическое событие не только в медиамире, но и в жизни города в целом, потому что с такой степенью откровенности у нас мало где сейчас такие темы обсуждаются. Второе событие — это финансовый кризис, который с начала октября впрямую затронул сферу СМИ. Думаю, петербургскую журналистику ждут проблемы, с которыми ей не приходилось сталкиваться даже в самые сложные времена — такие, как середина 1990-х годов, когда в редакциях месяцами задерживали зарплату.
    Год будет тяжелым. Часть проектов уйдет в небытие. Это касается прежде всего газетно-журнальной сферы. Сохранятся только бренды — газеты и журналы с многолетней историей, даже если они убыточны. Их объем и периодичность будут сокращены, но они хотя бы не умрут. Газеты и журналы, появившиеся на рынке в конце 1990-х — начале 2000-х, скорее всего, закроются. Огромные проблемы ожидают и телевидение. Развиваться будут только интернет-СМИ, но не теми темпами, какими они могли бы развиваться, если бы не кризис.

Павел Пашнов, генеральный директор Агентства бизнес-новостей:

  • В воздухе висит тенденция — усиление контроля государства над средствами массовой информации. Финансовый кризис ситуацию еще больше усугубляет. Думаю, развитие СМИ не будет таким бурным, каким было в последние годы. Нужно научиться считать расходы и стараться быть креативным. Необходимо придумывать что-то, приносящее доход.

Виктор Машенджинов, генеральный директор «Первой Медиа Компании», вице-президент Лиги журналистов Санкт-Петербурга, глава международного отдела Союза журналистов Санкт-Петербурга:

  • Насколько я помню, «Новой газете в Санкт-Петербурге» предъявлялись серьезные обвинения в разжигании межнациональной розни. В газетной публикации были процитированы националистические высказывания. Меня поразил этот конфликт. На мой взгляд, ситуация парадоксальная, поскольку «Новая газета» находится на фланге борьбы с националистическими настроениями. Публикация, безусловно, была направлена против проявлений национализма.
    Я думаю, в следующем году все впадут в спячку. Ничего принципиально нового не произойдет. Уверен, что финансовый кризис немного подчистит ряды — жизнеспособные станут сильнее, а то, что обречено, уйдет в небытие.

Андрей Радин, главный редактор 100ТВ:

  • Из печальных событий — это безусловно последствия финансового кризиса для некоторых СМИ. В первую очередь закрытие двух выпусков НТВ.
    Важным медиасобытием, на мой взгляд, является телевизионный марафон на 100ТВ за сохранение исторического центра Петербурга.
    Думаю, если медиасообщество будет держаться вместе, независимо от форм собственности, то мы победим любой кризис. Ненужные издания и программы уйдут, а нужные окрепнут и повысят свой уровень. Существует только два пути выхода из любого кризиса — это вниз и вверх. Середины не бывает. Эта середина, в которой мы сейчас находимся, бестолковые СМИ приведет к нулю, а серьезные СМИ сделает еще сильнее. Главное держаться вместе, и мы победим!

Диана Качалова, главный редактор газеты «Мой район»:

  • Грустно признавать, но медиасобытие, которое всколыхнуло бы всех, в 2008 году не произошло. Наверное, для Петербурга важным мероприятием стал телемарафон, посвященный сохранению исторического центра города, который проводил канал 100ТВ. Его действительно обсуждал весь город, а не только коллеги по цеху. Я очень рада, что следующий телемарафон, посвященный проблемам малого бизнеса, канал 100ТВ готовил вместе с нами. Серьезные проблемы надо поднимать сообща, тогда есть больше шансов добиться успеха. Боюсь, я не оригинальна, но у меня не очень оптимистичные прогнозы на будущий год. И дело не только в финансовом кризисе. На пятки печатным СМИ наступает Интернет. Сегодня многие газеты утешают себя тем, что если совсем не будет денег, то они уйдут в Интернет. Но просто «вешать» тексты печатного издания на сайт, мягко говоря, не продуктивно. Такие сайты сегодня не популярны у пользователей, для успешного интернет-сайта требуется совсем иная концепция.
    Что касается кризиса, то он будет душить не только журналистов, но и читателей. Приведу простой пример. «Джинсы» и раньше было полно в наших изданиях, а теперь, боюсь, ее станет гораздо больше. Соответственно, читателей станут обманывать чаще. Если раньше многие уважающие себя издания отказывались от подобных вещей, то сейчас, когда стоит вопрос «выжить или не выжить», не у всех хватит сил выстоять. Недавно в наш рекламный отдел принесли интервью одного генерального директора с предложением опубликовать его как редакционный материал. Мы отказались. Потом я увидела этот текст в трех петербургских изданиях.

Людмила Фомичева, президент ЗАО «Интерфакс — Северо-Запад»:

  • В принципе, этот год не был отмечен выходом новых изданий, появлением новых СМИ. Поэтому главным событием нынешнего года для медиасообщества можно считать финансовый кризис. С его последствиями в той или иной форме столкнулись все СМИ, поэтому его можно считать настоящим событием. Надеюсь, все журналисты смогут найти работу, найти себя в следующем году. Я слышала, что при Союзе журналистов хотят создать биржу труда уволенных журналистов. Считаю, что хорошая идея, которая сможет помочь найти выход из ситуации, пережить тяжелые времена. Хочется пожелать коллегам успеха и, самое главное, удачи в Новом году.
    Важно не терять чувства оптимизма, мобилизовать все ресурсы и помнить, что безвыходных ситуаций не бывает.

Александр Горшков, главный редактор «Фонтанки.Ру»:

  • Главным событием уходящего года, несомненно, стал финансовый кризис. Судя по всему, он же и останется главным событием как минимум года наступающего. Снизились объемы рекламы, некоторые ресурсы закрылись в связи с финансовыми затруднениями. Однако влияние финансового кризиса при всем своем негативном характере может сказаться на системе средств массовой информации позитивно, очистив перегруженный сегмент рынка от изданий, которые не способны участвовать в конкурентной борьбе, заставит ввести в рамки политику зарплат.
    Более того, можно говорить о том, что внимание горожан к средствам массовой информации, дающим реальную картину событий, растет в условиях кризиса. Подводя итоги работы портала за год, могу отметить, что по отношению к концу декабря прошлого года количество просмотренных страниц на «Фонтанке» возросло на 120 процентов, посетителей сайта стало больше примерно на 85 процентов, при этом в разы увеличилось число горожан, интересующихся разделом «Экономика».
    Доход от рекламы на портале увеличился на 200 процентов. Формулой читательского успеха в нынешних условиях можно считать обращение к темам, которые интересуют горожан.

Игорь Игнатьев, первый заместитель директора петербургской дирекции ВГТРК «Россия»:

  • Год явно не был прорывным для СМИ — для этого не было ни внутренних, ни внешних условий. Политическая и финансовая ситуации такого развития событий тоже не предусматривала. Самое важное для меня то, что сейчас, когда финансовый кризис продолжает сказываться на СМИ, я с определенной финансовой гордостью могу сказать, что в нашей компании влияния кризиса мы не почувствовали. Надеемся, что, по крайней мере, в ближайшие месяцы мы его и не ощутим.
    Никто не уволен, никто не сокращен, ни у кого не понижена зарплата, для меня это чрезвычайно важно. Для меня это самый важный результат, потому что сейчас не то время, чтобы говорить о медиапрорывах.
    Большую часть последнего года я занимался внутренними делами компании, прежде всего, потому что мы вводили новый радиотелевизионный комплекс. Для сотрудников компании, живших до того времени, мягко говоря, в весьма стесненных условиях, это было чрезвычайно важно. Во-первых, вся компания воссоединилась, а во-вторых, сейчас все наши творцы имеют нормальные кабинеты, студии, аппаратные. В начале года мы начнем выходить в цифре, тем самым завершим техническое перевооружение телевидения. Это для меня явилось пусть внутренним, но, безусловно, главным событием уходящего года.

Сергей Балуев, главный редактор журнала «Город 812»:

  • Для нас — то, что журнал снова стал выходить, теперь под новым названием. Если издание работает по актуальным темам, то читателей удастся сохранить.
    Кризис и сопутствующие ему темы остаются актуальными, поэтому интерес к серьезным изданиям, которые об этом пишут, должен возрасти. Делать прогнозы по поводу того, что ждет медиасферу с приходом кризиса, я не могу, они неутешительны. Поэтому надеюсь, что это не скажется серьезно на количестве СМИ и журналистов, которые в этих СМИ задействованы. В новом году хочу пожелать коллегам остаться на своих старых рабочих местах.

Елена Зелинская, вице-президент «Медиасоюза», член Общественной палаты:

  • На мой взгляд, главное медиасобытие 2008 года — это то, что мы в первый раз выиграли информационную войну у наших западных коллег в освещении пятидневной войны. Российские журналисты во время августовских драматических событий выполняли свой профессиональный и гражданский долг. Мы долгие годы усердно доказывали себе, что журналистика — это бизнес. Это, действительно, так. Тем не менее всегда оставалось чувство неудовлетворенности. Журналистика — это все-таки особое видение своего долга — во время войны наши журналисты пробивались и показывали происходящее в Южной Осетии. Нам было продемонстрировано, что современный российский журналист — это профессионал. Главной составляющей профессионализма является понимание своего гражданского и журналистского долга.
    В наступающем году нас ждут трудности, нервозность, сокращенные рекламные бюджеты, повышенные расценки на бумагу. Руководители изданий должны продемонстрировать свою предпринимательскую жилку. Необходимо справиться со всеми трудностями и удержать то, что мы создали за 18 лет. Это отрасль, которую мы создали собственными руками. Журналистский бизнес, на мой взгляд, это одна из самых устойчивых отраслей сейчас. Руководители СМИ, общественные организации должны очень много сделать для того, чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, смягчить те трудности, которые нас ожидают. Мы должны показать, что кое-чему научились за эти годы.

Виктор Резунков, корреспондент петербургского бюро радио «Свобода»:

  • Главное медиасобытие заключается в том, что в связи с экономическим кризисом закрываются газеты, увольняются журналисты. Вышеперечисленные последствия кризиса демонстрируют беззащитность и несамостоятельность в экономическом плане российских СМИ. Думаю, этот процесс будет продолжаться. Неспособность выживать даже крупным средствам массовой информации вне зависимости от рекламы, от внешних факторов, пожалуй, самое главное медиасобытие в жизни России.
    К сожалению, многие журналисты окажутся «за бортом». На мой взгляд, кризис приведет к тому, что те люди, которые возглавляют очень многие медиа, сохранят
    свои посты и, как это не парадоксально, будут получать еще больше денег. Все это, безусловно, негативно скажется на качестве газет, телепрограмм и радиопередач. В журналистике останутся в основном «чиновники от прессы», которые на самом деле не способны написать даже статью, не говоря уже о репортаже или качественной передаче. Они могут только руководить, подчиняясь установкам сверху. Журналистика окончательно перейдет в «получиновничью кассу».
    Но с другой стороны, у меня теплится маленькая надежда, что этот кризис поможет оздоровить медиапространство. Во-первых, могут появиться новые СМИ, которые не будут зависеть от Кремля или от Смольного. Во-вторых, думаю, произойдет своеобразный прорыв, когда телевидение, радио, газеты будут не способны скрыть информацию о массовых акциях протеста, соответственно, не исключаю вероятности того, что российские СМИ постепенно начнут избавляться от цензуры.

Подпись: Алиса Кустикова, Александра Гармажапова

Источник: Lenizdat.ru

26.12.2008

133
Комментарии (1)
  • 27 декабря 2008 в 14:07 • #
    Али Мухиэддин

    насчет послабления цензуры, думаю, вряд ли. скорее наоборот будет усиление цензуры на центральных телеканалах и СМИ. в таких условиях больше будет развиваться интернет.
    когда смотришь ТВ или читаешь журнал часто думаешь, что цензура необходима, т.к. слишком много дешевых и глупых передач, статей и т.д., которые так или иначе формируют восприятие среднего человека. другой вопрос как цензура применяется?
    здесь могут быть расхождения. СМИ, как и любой другой продукт на рынке должны контролироваться в том, что касается качества. вопрос в интеллектуальном потенциале цензора. плюрализм мнений и доступность информации все же являются необходимостью в наше время, как и в любое другое.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?