Леонид Радзиховский: “Хозяева Кремля могут оставаться на...

Леонид Радзиховский: “Хозяева Кремля могут оставаться на любой срок, какой им захочется!”

Так совпало, что наша беседа с известным журналистом и политологом Леонидом Радзиховским произошла 5 ноября, в день, когда стали известны результаты выборов нового президента США, а президент России выступил с посланием к Федеральному Собранию РФ. Естественно, что эти два ключевых события явились отправной точкой для дальнейшего разговора.

-Уважаемый Леонид, как вы расцениваете заявление Дмитрия Медведева об увеличении срока президентского правления до 6 лет?
-Закон обратной силы не имеет, поэтому это изменение не относится лично к Медведеву, которого выбрали на 4 года, а речь идет о следующем президенте. Совершенно очевидно, что им станет Путин. Дмитрия Анатольевича выбрали по 2012 год, а Владимира Владимировича снова смогут выбрать президентом с 2012 по 2018 год. В России давно говорят об этом, что нужно увеличить срок полномочий президента. Путин сказал, что не хочет пересматривать конституцию, но теперь наверху решили, что это можно сделать. Зачем это нужно делать — понятия не имею! Я этого не понял и из речи Медведева, но мне кажется, что такое изменение не имеет большого значения в России, потому что при нашей системе выборов абсолютно неважно, на сколько лет выбирается президент — на 4 года, на 5 лет, на 6 лет или 10 лет. Хозяева Кремля могут оставаться на любой срок, на который им хочется, могут избираться дважды, трижды, на 6 лет. Я не думаю, что это имеет какое-то принципиальное значение, так как при существующей сегодня политической системе президент России может оставаться на своем посту ровно столько, сколько ему хочется.

-Я правильно понял, что фигуру Дмитрия Медведева вы рассматриваете как промежуточную и не самостоятельную?
-Да, конечно это так!

-Хотелось бы узнать ваше отношение к августовским событиям на Северном Кавказе. Каковы предпосылки, причины и последствия южноосетинского конфликта?
-В свое время я довольно много говорил о том, что война в Южной Осетии никому не нужна — ни России, ни Грузии, ни самой Осетии. Но я грубо ошибся, так как выяснилось, что эта война нужна всем! Почему я считал, что она не нужна России? Мне казалось, что по итогам этой войны пострадает международная репутация России, а выигрыш будет равен нулю. Так оно и оказалось, но зато улучшилось репутация власти внутри российского общества, которому очень понравилось, что Россия разбила американскую марионетку — Грузию. Почему я считал, что война не нужна Южной Осетии? Это очевидно, что никому не нужна война на своей территории. Но, как выяснилось, я и тут грубо ошибся: по крайней мере, руководству Южной Осетии (президент Эдуард Какойты. Прим. автора) эта война была нужна, она закрепила положение президента, и теперь уже никто не думает о том, чтобы его сменить или сместить. Почему я считал, что война не нужна Грузии? Для меня было очевидно, что в ней Грузия будет разбита. И кому нужен проигрыш в войне? Но я и тут грубо ошибся: Грузия, конечно, разбита и потерпела военное поражение, но внутри страны репутация Саакашвили от этого не пострадала, скорей — наоборот, он выступил как спаситель отечества. И более того, Грузия получила довольно большие деньги на восстановление, так что с внутриполитической точки зрения грузинское руководство от этой войны только выиграло. Международная репутация Грузии стала хуже, это правда, но, по-видимому, Саакашвили был столь самонадеян и наивен, что рассчитывал выиграть эту войну военными средствами или думал, что американцы за него физически вступятся или весь мир его признает жертвой русской агрессии. Все три его расчета оказались неправильными: о военном противоборстве с Россией не может быть и речи, так как грузинской армии в природе не существует, американцы и не подумали физически вступаться за Саакашвили, и, наконец, в Европе его воспринимают не как жертву агрессии, а как одну из сторон бессмысленного конфликта. Но это уже ошибка Саакашвили, ведь человеку свойственно ошибаться.

-А что вы думаете о последствиях этой войны?
-Что касается последствий, то на Кавказе от этого ровным счетом ничего не изменилось. Южная Осетия как была де-факто частью России и не была де-факто частью Грузии, так ею и осталась. Россия как платила Южной Осетии 100 миллионов долларов в год, так и платит. Дипломатические отношения России с Грузией порваны, но это естественно, раз Россия признала независимость части грузинской территории (как считает Грузия). Однако они и до этого были хуже некуда. А перспективы никакой нет. Россия никогда формально не присоединит Южную Осетию к Северной, потому что это вызвало бы большой скандал, который России абсолютно не нужен. Грузия никогда не откажется от формальных прав на Южную Осетию и Абхазию. Кроме того, эта идея объединяет грузинское общество, а Южная Осетия и Абхазия никогда не вернутся в состав Грузии. Пожалуй, хуже всего досталось Абхазии, потому что она в отличие от Южной Осетии действительно рассчитывала на самостоятельность, и у абхазского руководства и населения хватало наивности полагать, что международное сообщество их признает, но этого не произошло.

-Америка выбрала нового президента. Впервые за всю историю американских выборов им стал темнокожий — Барак Обама. Изменятся ли в этой связи российско-американские отношения?
-Они никак не изменятся, так как единственная живая политическая эмоция в России — антиамериканизм. Это тотальное состояние всего российского общества — от высшего руководства — до самого последнего гражданина. Ничтожная — меньше 1% населения группа не разделяет антиамериканские настроения. Практически все общество в России расколото по массе вопросов, но по одному вопросу оно едино: эмоционально негативное отношение к США. Оно не всегда обозначает негативизм к гражданам Америки, но к государству отношение резко отрицательное, т.к. ему приписывают массу зловещих планов и коварных намерений. Существует теория заговора. Все убеждены, что американцы спровоцировали Грузию начать войну. Более того, распространены абсолютно параноидальные, далеко за гранью психиатрических, рассуждения о том, что американцы устроили экономический кризис, чтобы нанести вред России. Но противостояние с Америкой — это единственная живая эмоция, которая консолидирует российское общество. Заменить эту идеологию нечем. С приходом Обамы это противостояние становится значительно сложнее. Американский империализм, во главе которого стоит негр — это что-то очень сложное. Данный факт будет вызывать дополнительное раздражение, так как в России очень сильны расистские взгляды в классическом понимании.

-Но он, будем объективны, негр только наполовину…
-Для России он для всех — негр, никого не интересует его вторая половина, но я еще раз говорю: негр, белый, красный, желтый, коричневый,— это не важно. Россия обречена на психологическое противостояние с Америкой, так как это основная политическая идея современной России.

-Как вы думаете, почему отношение к Ходорковскому раскололо российское общество на две части?
-Отношение к Ходорковскому не раскалывало общество, так как это не такая значимая тема. 90% населения настроены резко против Ходоровского, может быть, не так монолитно, как по отношению к Америке. Кстати, эти темы взаимосвязаны, так как подавляющее большинство людей уверено в том, что он был американским агентом и по заданию Америки хотел либо захватить власть в России либо продать свою компанию американцам. Это та же самая теория заговора, а Ходорковский — частный случай.

-В чем, по-вашему, причина антисемитизма в России?
-Антисемитизм существует во всем мире, и Россия в этом не исключение.

-Вы думаете, что в России его не больше, чем в других странах?
-Ну, я не замерял уровень антисемитизма у нас в стране. В России вообще более грубые нравы, чем в других странах. Например, в России гораздо выше уровень насилия. На 100 тысяч человек уровень убийств в 7–8 раз выше, чем в Европе. Я сам — еврей, всю жизнь живу в России и могу сказать, что за последние годы я значительно меньше ощущаю напряженность в этом вопросе, чем в молодости. Есть небольшая группа людей (15-20%), которая на всю жизнь «стукнута антисемитизмом», но для большинства российского общества наиболее раздражающим фактором внутри страны являются кавказцы и мусульмане, так же, как и в Европе, где максимально раздражают арабы, что, впрочем, тому, чтобы в европейских странах
оставались радикальные антисемиты. С одной стороны, российские евреи максимально ассимилированы гораздо больше, чем евреи во Франции. С другой стороны, раздражающий фактор, связанный с евреями, заключается в том, что еврейская интеллигенция в России, как и во многих европейских странах, придерживается либеральных, космополитических, глобалистских взглядов и имеет особое отношение к власти. Так как в России силен патриотизм и национализм, то сторонники космополитизма и глобализма вызывают большое раздражение.

-А тот факт, что некоторые олигархи — Ходорковский, Березовский и Гусинский — евреи, подогревает антисемитские настроения в России?
-Естественно, богатых людей, тем более сколотивших деньги быстро и очевидно с помощью взяток и связей наверху, нигде не любят. В этом смысле Россия тоже не оригинальна, но все перечисленные вами люди давно не олигархи: один из них сидит в тюрьме, два других изгнаны из России и ни малейшего влияния на нее не имеют. Правда в России до сих пор господствует святое убеждение, что все русские миллиардеры — евреи. Это — абсолютная чепуха. Среди крупных бизнесменов России — не более 20% евреев, полуевреев и на четверть евреев. А в той же Москве, где сосредоточены почти все евреи России, они составляют меньше 1% от общего населения столицы.

-Дело в том, что я — родом из Украины, как и некоторые читатели журнала «Партнер», поэтому в заключение нашей беседы хотелось бы услышать ваше мнение о последних украинских событиях.
-Вы знаете, я ничего не понимаю в украинских событиях,— в этом гопаке фигуры так быстро меняются…

-Ну почему же? Там три основных фигуры — два Виктора и одна Юлия.
-Да, но они все время вступают в различные комбинации — из трех цифр возможно шесть комбинаций, и они постоянно меняются: то Тимошенко+Янукович против Ющенко, то Тимошенко+Ющенко против Януковича, так что я не в состоянии за этим уследить. У них своя борьба за власть, и, как говорится, дай им Бог! В России многие считают, что государства под названием «Украина» в природе не существует, что это по-прежнему какая-то российская провинция и она делится на две части — хорошую восточную русскую и плохую — американскую западенскую. Я не разделяю такой точки зрения, так как для меня Украина — иностранное государство!

С Леонидом Радзиховским беседовал Евгений КУДРЯЦ

(Журнал «Партнер», ФРГ)

(http://journalisti.ru/?p=1424)

172
Комментарии (17)
  • 12 декабря 2008 в 03:07 • #
    Сергей Кушнеров

    "Совершенно очевидно, что им станет Путин"
    :) не очевидно,

  • 12 декабря 2008 в 03:09 • #
    Евгений Кудряц

    Там видно будет:)

  • 12 декабря 2008 в 09:41 • #
    Владимир Черноусов

    Не очевидно, что ДАМ будет Президентом 4 года. А Путин будет или нет, то они там без нас решат )))) Одно ясно, это будет Питерский.

  • 12 декабря 2008 в 20:55 • #
    Джульета Джантеева

    Хотелось бы порекомендовать известному журналисту и политологу Л. Радзиховскому повысить свой уровень профессионализма и получить этнологическое образование прежде чем, заключать, что для " большинства российского общества наиболее раздражающим фактором внутри страны являются кавказцы и мусульмане".За такие заявления можно и к ответственности привлечь. А по большому счету, Россия и без Кавказа не может, и с Кавказом не может. Разве не так?

  • 13 декабря 2008 в 04:29 • #
    Марина Завадская

    Уважаемая Джульетта, это реальность, увы. Даже у нас, в Приморье, где рядом Китай и потому у нас много китайцев. "Черных" (прошу прощения за термин, но из песни слова не выкинешь) не любят сильнее. Или так: они раздражают больше. Почему? Потому что векдут себя как хозяева, потому что больше взяток раздают и потому меньше отвечают за всевозможные свои нарушения. Ну и еще много мелочей.
    Что же касается ваших слов о том, что сначала надо получить этнологическое образование, а потом говорить о "наиболее раздражающем факторе", то позвольте вам дать встречный совет: прежде всего получите журналистское образование, а потом уж оценивайте журналистское творчество. Прежде получите архитектурное образование, а потом уж возмущайтесь точечной застройкой. Прежде получите литературоведческое образование, а потом уж говорите, что этот писатель вам нравится, а тот - нет.
    Вам не кажется, что пожелания сначала получить некое специальное образование, а потом уж... - это прямая дорога к абсурду?

  • 13 декабря 2008 в 10:25 • #
    Джульета Джантеева

    А почему это вас так задело,Оксана? Я участвую на конференциях разного уровня и формата посвященных СМК и занимаюсь исследованием медиавоздействия на массовое сознание и этноконтактное поведение людей с разной социокультурной идентификацией .
    Каждый человек должен отдавать отчет своим словам, произнесенным на публике, тем более журналист и политолог. Особенно чутким надо быть, когда речь идет об этнической тематике. Именно потому, что ПРЕДСТАВИТЕЛИ одного народа стараются очернить другой НАРОД и возникают межэтнические конфликты. И в этом немалую роль играют СМИ. Будьте, пожалуйста, и вы осторожнее. Ведь там у вас квазихозяева "черные", а власть многое может...
    По вашей информации получается, что "черные"(как вы выражаетесь) инспирируют и культивируют коррупцию в Приморье? Но, я более чем уверена, что так смело рассуждать вы можете только здесь, а опубликовать у себя материал по проблеме коррупции с привлечением фактов и участием в этих процессах "черных"(опять-же слова "песни", выбранной вами), вы навряд ли осмелитесь. Или я не права?
    И еще, в Москве, например, проблема получения этнологического образования журналистами, работающими в данном направлении, обсуждалась еще в 2003-2004гг. Тогда же были открыты специальные курсы. И на мой вопрос,заданный декану факультета журналистики МГУ Вартановой Е.: :"Нужно ли иметь этнологическое образование журналисту, освещающему этнические проблемы?", она твердо ответила: "Да!" Но похоже, что вы с этим не согласны. Очень жаль, что вы не понимаете глубины проблемы с далеко идущими последствиями.
    И подбирайте другие "песни", с более лояльными, что ли, словами. Аналогичных песен много и про других, но это не значит, что мы с вами может так безответственно ими апеллировать. Пожалуйста, поймите все правильно. И не затрагивайте интересы и чувства целых НАРОДОВ.

  • 13 декабря 2008 в 14:57 • #
    Марина Завадская

    Джульетта, где ваши глаза? Меня зовут Марина, а не Оксана! Или вы видите только то, что хотите? Ваши проблемы. Но на меня их не надо перекладывать.
    Я вам рассказала о настроениях в нашем крае - или, Уже, в нашем городе. Яркий пример. Автомобильная пробка. Темпераментный кавказец по фамилии Гамидов выскакивает из своего авто, подбегает к стоящему впереди и требует дороги. Не слишком разумное действие, верно? Ведь пробка и ее рассасывание не зависит непосредственно от водителя предыдущего авто. Пассажир переднего водителя (пенсионер, отец водителя) нелицеприятно высказывается о Гамидове. Гамидов вынимает Осу и стреляет в пенсионера. Попадает в висок, пенсионер умирает.
    Гамидова арестовывают, судят, и судья Павлов выносит решение: сколько-то там условно, т.к. Гамидов был в состоянии аффекта.
    Начинаются стихийные выступления граждан против приговора. В результате приговор отменяют, судью СНИМАЮТ (крайне редкий случай), дело отправляют на новое рассмотрение. "Судья Павлов" и "Гамидов" до сих пор в городе в ходу, как имена нарицательные (как и "аффект").
    Вот вам пример отношения к "черным".
    Я действительно об этом не пишу. Потому что не считаю нужным увеличивать Разрушение. А национальная рознь - это Разрушение.
    У меня есть несколько знакомых из т.наз. "черных" - те, кто давно в нашем городе живет. Это просто знакомые - как и другие, их я "черными" не называю и не считаю. В нашем дворе дворники последний год из "черных". И недавно я поймала себя на том, что я тоже говорю это слово ("черные") - в разговоре с подругой по телефону, мы обсуждали работу дворников, и пришли к выводу, что "черные" просто не знают, что такое снег. Но это был наш частный разговор. Мы просто не знаем национальность наших дворников и применяем общегородской термин - без ненависти и уничижения.
    А вот о коррупционере Ахояне наша газета пишет. Не потому, что он "черный", а потому, что коррупционер.
    В коррупции нет национальности. И Ахояну далеко до "не-черного" (если можно так выразиться) бывшего мэра Николаева, по бандитской кликухе Винни-
    Пух.
    Что касается вашего пассажа "Будьте, пожалуйста, и вы осторожнее. Ведь там у вас квазихозяева "черные", а власть многое может...", то давайте считать, что его не было. Проблема в том, что это коррупция на бытовом уровне, который касается ВСЕХ. Потому народ и возмущается. На коррупционных верхах, повторяю, нет национальности. Из верхнего руководства больше русского Дарькина поносят, чем того же Ахояна. Потому что Дарыч - губер, а Ахоян - так себе, депутат.
    Но настроение народа, масс создает их повседневная жизнь. Если хозяйка мелкой торговой точки жалуется, что ее проверяют что ни день, а соседа-кавказца - нет, потому что он платит проверяющим - то...
    И еще такой момент. У женщин нет души - по Корану. А по Библии - есть. И когда продавец урюка смотрит на женщину (а на базар ходят в основном женщины, тем более бабушки - хранительницы традиций) как на существо без души (это ведь чувствуется), то будьте уверены - эта бабушка всем домашним и всем подругам расскажет о том, как "черный" оскорбил ее на базаре. Она наверняка не знает об особенностях взгляда на женщин из Корана, но она это чувствует. Это, между прочим, ГЛАВНАЯ нестыковка наших двух культур (и религий). И она никуда не денется!
    В финале повторю еще раз. Я не испытываю неприязни, отторжения и тем более ненависти к людям иных национальностей и культур. Я все-таки воспитана в советское время, когда был №Союз нерушимый республик свободных". Но я вижу, что сейчас все не так. Я отвергаю темы, которые могут породить национальную рознь, чтобы не умножать Разрушение. Но я вижу, что оно ЕСТЬ.
    Что с этим делать? Предложите!

  • 13 декабря 2008 в 20:24 • #
    Джульета Джантеева

    Марина, я приношу свои извинения и, впредь, буду более внимательна при обращении по имени. Несмотря на то, что вы потрудились и изложили многие факты, все же, чувствуется ваша неприязнь к большинству иноэтничного населения Приморья. Культурный человек и в приватных беседах не будет использовать аналогичную терминологию. И как можно называть "черными" своих знакомых и преступников, мусульман и христиан(армян)? В этом плане Л.Радзиховский был более последовательным, когда говорил о кавказцах и мусульманах. А по какому признаку вы идентифицируете "черных"? По световой гамме? Тогда обратите внимание на то, что брюнетов(-ок) и блондинов(-ок) хватает у всех.
    Обращаюясь к гендерному аспекту выбранной вами социально-бытовой сферы отмечу, что отношение к женщине здесь зависит, во многом, от самой женщины. Вы ведь не можете отвечать за слова той бабушки, которую обидел иноверец.А может она спровоцировала к себе такое отношение? И причем тут вера? В исламе к женщине относятся благосклонно, если она знает свое место и признает верховенство мужчин. Ее боготворят за то, что она -мать детей и хранительница семейного очага.
    Я так же, как и вы воспитана в советское время, но не могу утверждать, что сегодня в образовательных заведениях воспитывают в духе антисемитизма и шовинизма. Другой вопрос, что эти явления, имевшие тогда латентную форму, в силу определенных факторов (глобализация, вестернизация, регионализация и т.д.), сегодня получили угрожающие формы и масштабы. И с этим надо бороться. Прежде всего, надо уделять большее внимание упреждающим мерам: воспитывать в духе толерантности и придерживаться этого принципа всем,везде и во всем. Но, к сожалению, это невозможно! И будет так, наверно, всегда. Все зависит от уровня культуры.

  • 14 декабря 2008 в 14:41 • #
    Марина Завадская

    Джульетта, У меня нет неприязни к людям иной национальности. Я просто ТРАНСЛИРОВАЛА месное мнение. Мне оно не нравится. Но, с другой стороны, мне не нравится покупать шаурму, поскольку на меня продавец смотрит как на пустое место. Сами понимаете, я не могу продемонстировать ему, что ЗНАЮ СВОЕ МЕСТО (поскольку я его знаю в совершенно в иной культуре). В данное время я не покупаю шаурму - из-за внезапного запрета со стороны медиков. :) Это в некоторой степени выход из ситуации - но лично для меня... А что вы скажете об остальных женщинах Владивостока?
    Именно из мелких деталей складывается ненависть. Вот китайцы (это для нас, с одной стороны, более актуально, поск. Китай рядом, с другой - они обособлены, поэтому менее актуальны) имеют дурную привыку громко плевать, где стоят. Ну, мы, ессно, возмущаемся. А На самом деле это предписывает им национальная традиция: они так отпугивают злых духов. Но когда кто-то из наших, русских, видит, как китаец громко плюет под ноги, - кто знает об их китайских духах?
    Повторяю еще раз. У Большой Коррупции нет национальности. Но наша жизнь складывается из мелочей. И как в мелочах обозначить границу между ПРОСТО КУЛЬТУРОЙ (другой) и ХАМСТВОМ?
    На самом деле я пару раз сталкивалась именно с этим - НЕПЕРЕХОДИМОЙ границей культур. И останавливавлась. Поскольку не считала себя способной ОБЪЯСНИТЬ эту границу... и преодолеть ее. Хотя, нсли честно, общая причина была чисто криминальная... Но национальный фактор на порядок, а то и два увеличивал опасность конфликта...
    Национальный вопрос плднимает такую муть с глубины некотрорых душ... что я предпочитаю не мутить. Я осознаю границы своих возможностей. И предпочитаю их не переходить - чтобы не запустить НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ процесс.
    Вот только что узнала, что одна из наших журналисток, НЕ ОСОЗНАВ границы своих возможностей, запустила неконтролируемый процесс в борьбе с повышением пошлин на иномарки. процесс, на мой взгляд, хорош. Но неконтролируемость его - огромный минус.
    Вы со мной не согласны?

  • 14 декабря 2008 в 19:10 • #
    Джульета Джантеева

    Марина, никто вас не заставляет покупать шаурму. Признаться, я ее тоже не покупаю, поскольку предпочитаю свои национальные блюда, но это не связано с боязнью косых(или каких-то там еще) взглядов продавца или запретами медиков. Пусть лучше запретят выпускать некачественный продукт, чтобы жалающие могли его потреблять. Вообще, я не понимаю, зачем вам нужно, чтобы продавец смотрел на вас ни как на "пустое место"? Неужели важно то, КАК на вас смотрит продавец? Лучше будет, если он "пристанет"? Из вашего текста мне даже не понятно, кто выступает в качестве продавца -русский или кто-то еще? Ответ на этот вопрос тоже может внести некоторые коррективы. Для меня безразлично -КТО продает продукт и КАК он на меня смотрит, главное-ЧТО я покупаю у этого человека.
    Китайцы есть и у нас, но их гораздо меньше, чем у вас. Поэтому таких массовых явлений, о которых вы пишете, мы у себя - не наблюдаем. Однако, зная характерную для ханьцев особенность, могу отметить, что им свойственно насаждать свои нравы, нежели заимствовать. Это касается всех сфер жизнедеятельности.И ваши примеры тому подтверждение. Если взять, экономический аспект, то тоже можно заметить: китаец, не будет как японец, заимствовать ведущие идеи, а затем воплощать их в конкурентноспособные товары в своей стране, а будет стараться открыть какую-нибудь фирму в другом государстве. Но, все же, думаю от китайцев есть и какая-то польза вашему краю и нашему государству. Несколько ранее я слышала по ТВ, что имелись законопроекты, по которым китайцы могли получить российское гражданство.Но, из-за опасения массовой миграции на пустующие сибирские территории и как следствие -возможное возникновение проблемы китайского сепаратизма через одно-два поколения, эти проекты были пересмотрены. Но чем все окончилось так и не поняла.Являются ли китайцы Приморья гражданами РФ? Если да, то это усложняет многое...
    По поводу "непереходимой"(ваше определение) границе культур - я не читала ни одной научной(значит доказанной) работы, поскольку мы все относимся к роду человеческому и у нас много общего, главное- надо это общее захотеть найти. Люди из одной культуры, порой, могут быть на двух противоположных полюсах и не понимать друг друга,а в худшем случае, даже конфликтовать. Истории известны и братоубийства в силу расхождения взглядов, ревности и т.д.
    А про влияние этнического фактора на ситуацию вы заметили верно. Мы, живя в полиэтничном и поликонфессиональном регионе(на Кавказе проживают представители свыше 100 народов,исповедующие разные религии) очень осторожны в общении с представителями другого народа. Уж слишко много различий -в языке, традициях, укладе жизни, религиии, понимании статуса в обществе и т.д. Поэтому надо себя контролировать. Вот почему я написала, что Радзиховский заслуживает, как минимум, привлечения его к ответственности за затронутые интересы кавказцев, мусульман в Европе(арабов) и РФ. Между тем, в истории имеются случаи, когда даже высланные на Кавказ русские ученые, ассимилировались(значит выучили язык, приняли веру и т.д.) и признавали себя кавказцами всю оставшуюся жизнь. Одним из последних, известных мне примеров, является Ю.А.Жданов -бывший зять И.Сталина (первый муж С.Алилуевой), крупный ученый-кавказовед.Он умер в конце 2006г. в Ростове -н/Д. Он был уникальным человеком, умеющим быть "своим" среди любого народа нашего региона,т.к. он был кавказцем. Сегодня, я уверена, ни каждый горец назовет себя кавказцем, он обязательно подчеркнет именно свою национальность. Таких людей как Ю.А.Жданов единицы, но это яркие примеры. Или, взять того же Наполеона,про которого все энциклопедии пишут, что он корсиканец. Но, этнически он итальянец,т.к. и мать, и отец -итальянцы. Это все я пишу для того, чтобы люди не обобщали все и всех, когда речь ведут об этнической принадлежности героев рассказов. Иначе, как вы написали, может ресурсов не хватить, чтобы дать всем ответ.А такой момент может наступить. И в этом я с вами согласна.

  • 15 декабря 2008 в 06:40 • #
    Марина Завадская

    Я рада, что на самом деле, как выяснилось, наши позиции близки. Не со всем я согласна, что вы говорите, но это несогласие в деталях.
    Китайцы в Приморье в подавляющем большинстве не граждане России. Но русские девушки, бывает выходят за китайцев замуж, особенно в деревнях: русские-то пьют и ленятся, а китайцы непьющие и трудолюбивые. Выгодные женихи! В этом случае китайцы могут получить гражданство РФ.

  • 15 декабря 2008 в 19:09 • #
    Джульета Джантеева

    Марина, я тоже рада тому, что у нас много общего и мы с вами не заканчиваем дискуссию на печальной ноте.И все же, вам свойственно обобщение.Зачем теперь всех русских под одну гребенку? Уж о своих-то не надо так опрометчиво и откровенно...

  • 15 декабря 2008 в 21:38 • #
    Марина Завадская

    Джульетта, откровенно - это другое. Откровенно - это то, что в Приморье растет замечательная конопля. Которую выращивают жители разваливающихся деревень. И это похуже пьянства.
    А с другой стороны, в воскресенье наши автомобилисты провели замечательную акцию.
    Бывает всякое и всякие.

  • 16 декабря 2008 в 20:35 • #
    Джульета Джантеева

    Вот это уже мне нравится больше.Действительно, бывают "всякие" среди ВСЕХ.

  • 13 декабря 2008 в 10:28 • #
    Джульета Джантеева

    А почему это вас так задело,Оксана? Я участвую на конференциях разного уровня и формата посвященных СМК и занимаюсь исследованием медиавоздействия на массовое сознание и этноконтактное поведение людей с разной социокультурной идентификацией .
    Каждый человек должен отдавать отчет своим словам, произнесенным на публике, тем более журналист и политолог. Особенно чутким надо быть, когда речь идет об этнической тематике. Именно потому, что ПРЕДСТАВИТЕЛИ одного народа стараются очернить другой НАРОД и возникают межэтнические конфликты. И в этом немалую роль играют СМИ. Будьте, пожалуйста, и вы осторожнее. Ведь там у вас квазихозяева "черные", а власть многое может...
    По вашей информации получается, что "черные"(как вы выражаетесь) инспирируют и культивируют коррупцию в Приморье? Но, я более чем уверена, что так смело рассуждать вы можете только здесь, а опубликовать у себя материал по проблеме коррупции с привлечением фактов и участием в этих процессах "черных"(опять-же слова "песни", выбранной вами), вы навряд ли осмелитесь. Или я не права?
    И еще, в Москве, например, проблема получения этнологического образования журналистами, работающими в данном направлении, обсуждалась еще в 2003-2004гг. Тогда же были открыты специальные курсы. И на мой вопрос,заданный декану факультета журналистики МГУ Вартановой Е.: :"Нужно ли иметь этнологическое образование журналисту, освещающему этнические проблемы?", она твердо ответила: "Да!" Но похоже, что вы с этим не согласны. Очень жаль, что вы не понимаете глубины проблемы с далеко идущими последствиями. Как видите, люди более высокой квалификации, это осознают.
    И подбирайте другие "песни", с более лояльными, что ли, словами. Аналогичных песен много и про других, но это не значит, что мы с вами можем так безответственно ими апеллировать. Пожалуйста, поймите все правильно. И не затрагивайте интересы и чувства целых НАРОДОВ.

  • 12 декабря 2008 в 22:31 • #
    Руслан Набиев

    Согласен с Джульеттой, Леонид Радзиховский все таки скучен в своих суждениях, не увидел аналитического суждения, обыденное сборное мнение человека смотрящего тв.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008