Политологи раскрывают механизмы "черного пиара"

Политологи раскрывают механизмы "черного пиара"

Политологи раскрывают механизмы «черного пиара»

«Возрождение практики информационных войн и трансформация их ведения. Причины и следствия». Пресс-конференция под таким названием состоялась 14 апреля в пресс-центре информационного агентства РИА «Новости».

Участие в ней приняли генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов и генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Конференция началась с краткого рассказа Дмитрия Орлова об известных информационных войнах 90-х годов — конфликте Потанина с Березовским, «войнах» Гусинского и т.п., — трансформировавшихся затем в корпоративные конфликты, порождением которых, по мнению политолога, как раз и являются информационные войны нового поколения. Орлов отметил их отличительные черты: постоянный характер «боевых действий»; распространение любой информации, дискредитирующей правящую элиту; непременная реакция западной прессы.

Михаил Виноградов представил рейтинг резонансности информационных конфликтов, разработанный фондом «Петербургской политики» совместно с Агентством политических и экономических коммуникаций. Согласно этому рейтингу, информационные войны бывают высокой, средней и низкой, а также отрицательной резонансности. Чем ярче конфликт отразился в прессе и чем сильнее повлиял на принятие решений правящей элитой — тем выше его резонансность, пояснил политолог. Таким образом, к информационным войнам высокой резонансности Виноградов отнес кампанию против бывшего президента Ингушетии Мурата Зязикова и обсуждение в прессе убийства бывшего редактора «Ингушетии. Ru» Магомеда Евлоева. А например, второе «дело ЮКОСа», по мнеию Виноградова, является событием, спровоцировавшим информационную войну «средней резонансности». Пример войны «отрицательной резонансности», то есть вызвавшей результат, противоположный желаемому, — широко известное "дело «Мечела».

Валерий Хомяков в своем выступлении заострил внимание на том, что информационные войны делятся на внешние и внутренние, причем региональный аспект гораздо более значим. Хомяков подчеркнул, что конфликты с участием СМИ разгораются в основном во время избирательных кампаний по выбору губернаторов, так как «в регионах есть что делить и за что бороться».

Интересный оборот конференция приняла, когда журналисты напомнили участникам, что они два месяца назад сами стали закоперщиками одной из информационных войн: именно на их совместной конференции были распространены материалы, компрометирующие сенатора от Тувы Сергея Пугачева. «Тогда мы жестко заявили о том, что будем исследовать подлинность этих документов», — парировал Хомяков. Как оказалось, представленные материалы были недостоверными. Руководитель Совета по национальной стратегии назвал их «ксерокопиями, причем не самого хорошего качества» и объяснил причину их появления: они были сфабрикованы для дискредитации Пугачева. «Мы стали объектами масштабной провокации, в PR-кампанию против Пугачева я поневоле оказался втянут вместе с коллегами-политологами и депутатами Государственной думы», — заявил он. Сейчас совет «отзывает все свои запросы относительно сенатора Пугачева в государственные и правоохранительные органы, сделанные в феврале».

Его коллегу Дмитрия Орлова удивляет то, что произошло сразу после февральской пресс-конференции: сразу несколько СМИ второго эшелона сообщили о том, что он обвинил Пугачева в мошенничестве. «Этого не было, — сказал Орлов. — Также я не обнародовал негативные факты биографии сенатора. Никаких компрометирующих его материалов никому не предоставлял. Я направил опровержения в добрых полтора десятка СМИ. Сегодня в этом зале я снова подтверждаю: то, что приписывается мне в связи с Пугачевым, — ложь, и ложь грубая».

Орлов считает, что таким образом в стране пытаются создать политический кризис: «По сути, речь идет о попытках дискредитации не Пугачева, а действующей власти в целом».

Подводя итог конференции, Дмитрий Орлов вспомнил о необходимости «регулярной комплексной работы по продвижению имиджа России на Западе» (такая работа успешно велась во времена СССР) и выразил сожаление, что «сегодняшней системе не хватает той креативности, энергии и убежденности».

Подпись: Наталья Ушакова

Источник: «Новая газета» № 40 от 17.04.2009

17.04.2009

169
Комментарии (8)
  • 19 апреля 2009 в 20:23 • #
    Евгения Ковчежец

    "Чем ярче конфликт отразился в прессе и чем сильнее повлиял на принятие решений правящей элитой — тем выше его резонансность, пояснил политолог".
    Ну, предположим, "отразился". А как, простите, посчитать, насколько сильно "повлиял"? Политолог не поделился технологией вычислений?

  • 19 апреля 2009 в 22:11 • #
    Сергей Глухота

    Потому что нет ткой технологии. Все это мистечковые размышления.

  • 20 апреля 2009 в 06:56 • #
    Евгения Ковчежец

    Господи, господа! Простите, что не поставила ехидный смайлик в конце поста: думала, и без того все сказано.

  • 20 апреля 2009 в 13:29 • #
    Сергей Глухота

    Я уже давно ставлю такую приблуду как - SARCASM
    :D
    У всех людей чувство юмора разное

  • 19 апреля 2009 в 21:29 • #
    Сергей Глухота

    Это механизмы? Эти механизмы знает каждый пятиклассник.

    Простите конечно, но когда кто-то говорит "я скажу вам то что вы никогда бы не узнали", то слушать его отпадает желание. Потому что из-за политкорректности ни один политтехнолог не расскажет истинные догматы технологии. Да и не знает он их, так как в каждом отдельном случае разрабатывается своя стратегия и набор инструментов - банальный стратегический маркетинг.

  • 19 апреля 2009 в 23:40 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Интересно, а на какую аудиторию рассчитано данное мероприятие? На детский сад? По-моему, дети уже круче разбираются в технологиях пиара, чем уважаемые докладчики. Скорее всего, это попытка скрыть, что на самом деле происходит в сфере столкновения идеологий.

  • 20 апреля 2009 в 00:10 • #
    Виталий Челышев

    Кто-то перед кем-то по необходимости или на всякий случай захотел оправдаться. Единственное, с чем согласен, информационные войны, в уменьшенной, но столь же безобразной форме, перекочевали в регионы, потому что на федеральном уровне все давно сожгли свои картонные мечи в едином костре вдумчивого благоразумия. О прошлом не говорю. Прошлое прошло. А в нынешней ситуации, когда борьба протекает только под ковром, у политтехнологов нет интереса в войнах, которые лишь сужают их будущие горизонты. Заработать - и остаться в живых (т.е. при бизнесе). Вот и весь расклад.

  • 20 апреля 2009 в 07:01 • #
    Евгения Ковчежец

    В точку. Только заработать и остаться в живых - в контексте, по-моему, одно и то ж.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?