Равиль Загретдинов, эксперт и медиаконсультант: «Кризис нужно...

Равиль Загретдинов, эксперт и медиаконсультант: «Кризис нужно воспринимать как часть нормальной жизни»

Равиль Загретдинов, эксперт и медиаконсультант: «Кризис нужно воспринимать как часть нормальной жизни»

Редакционной и рекламной политике печатных СМИ в условиях экономического кризиса был посвящен очередной семинар для журналистов, организованный Институтом региональной прессы при поддержке фонда «Новая Евразия».

В качестве ведущего семинара выступил эксперт и медиаконсультант, бывший заместитель главного редактора газеты «Деловой Петербург» Равиль Загретдинов.

Докризисные тенденции

Прежде чем приступить к дискуссии об изменении политики конкретных изданий в нынешних условиях, Равиль Загретдинов предложил поговорить о ситуации с печатными СМИ, сложившейся на момент кризиса.— Печатные издания — это не самый быстро развивающийся сегмент. Многие эксперты считают, что лет через 10–15 их не будет вообще, но не думаю, что для России это правильное утверждение. Наша страна, с одной стороны, сильно отстает по среднему тиражу печатных изданий (согласно данным WAN — Всемирной газетной ассоциации, в России этот показатель составляет 7 тыс. экземпляров, в то время как, например, во Франции — 90 тыс.), с другой — динамика роста тиражей до последнего времени у нас была довольно приличной,— отметил эксперт.
Чтобы удержать имеющуюся и завоевать новую читательскую аудиторию, печатные издания предпринимают множество усилий: проводят редизайн, смену формата, создают онлайн-версии, организуют новые проекты, тратят большие средства на продвижение и маркетинг. Любая новая тенденция заставляет печатные СМИ менять стратегию своего развития.— Опросы показывают, что у современных читателей сократилось время на чтение газет. Появилась категория «легких» читателей, которые пробегают по заголовкам и фотографиям — их свыше 50 процентов, в то время как серьезных читателей не более 20 процентов,— сообщил Равиль Загретдинов. Он привел данные WAN, согласно которым среднее время чтения газет в день составляет: в Китае — 56 минут, в США — 25 минут, в России — 17 минут.— Это говорит о том, что журналистам необходимо создавать все более простые и понятные тексты,— констатировал эксперт.

Все мировые тенденции в сфере массмедиа затронули и российский рынок, заставив печатные СМИ видоизмениться и пересмотреть маркетинговые планы. Многие издания справились с этим вполне успешно и еще совсем недавно хвалились своими показателями.— Так, в первом полугодии текущего года ряд крупных газет заявили об увеличении прибыли по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Комсомолка» говорила о приросте на 65 процентов, «Ведомости» — на 30 процентов, «ДП» — на 25 процентов. Но уже осенью все резко изменилось,— сказал эксперт.
Опасности для массмедиа

По словам Загретдинова, в сфере печатных СМИ все шло относительно благополучно примерно до октября текущего года. На тот момент, согласно данным всемирно известной исследовательской компании TNS Media Intelligence, общий объем рекламы в российских СМИ упал на 9 процентов, причем особенно пострадали еженедельные издания.— Самые заметные события кризиса перечислять можно долго. Продала часть активов газета New York Times. Изменила режим работы персонала Financial Times. Закрыли региональные представительства информационные агентства (например «Росбалт») и телеканалы («Пятый» и другие). «Российская газета», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и другие крупные издания сокращают штатных сотрудников и избавляются от собкоров. «Вечернее время» приостанавливает выпуск, «Дело» рассматривает возможность перехода в интернет-формат. Можно привести и множество других примеров,— сказал он.

Вместе с участниками семинара ведущий попытался определить основные кризисные тенденции на медиарынке. Среди них оказались следующие: отсутствие крупных сделок, увольнение штатных сотрудников, приостановка проектов в издательских домах, сокращение рекламного потока в самых значимых секторах (строительство, автомобильный рынок, финансы, страхование и т.д.), более тщательные маркетинговые исследования, переход на электронные версии и другие. Самое главное, что сделали издательские дома (даже оставшиеся на конец года в приличном плюсе) — сократили все возможные издержки.

Отличия от кризиса 1998 года

Говоря о кризисе 2008 года, эксперт сравнил его с ситуацией 10-летней давности.— Многие воспринимают нынешний кризис с неким ироническим пессимизмом и далеко не так трагично, как 10 лет назад. Между тем я убежден, что настолько опасной ситуации в стране еще не было. Кризис 2008 года затрагивает всю мировую экономику, и, возможно, выходить из него придется гораздо дольше,— сказал Равиль Загретдинов. По его словам, нынешний кризис ударил не только по финансовому, но и по реальному сектору экономики. Его основные особенности: перегрев кредитного рынка, кризис ликвидности, перегрев фондового и сырьевых рынков. Несмотря на всю опасность ситуации, по мнению эксперта, шансы нормально работать у СМИ есть, и их нужно использовать. При этом идею просить помощи «сверху» он считает неэффективной: — Как только проблемы в отрасли стали очевидными, медиасообщество принялось думать о том, нельзя ли попросить помощи у власти, например выбить льготы по налогам, по подписке и так далее. Появились идеи создать рабочую группу для помощи журналистам, оставшимся без работы, учредить биржу труда для сотрудников СМИ и так далее. Но нормальные издательства понимают, что власть им мало чем поможет, у нее слишком много других проблем. Пресса должна помогать себе сама!

Лекарство от «ДП»

Несмотря на различия в ситуациях 1998-го и 2008 года, по мнению Равиля Загретдинова, некоторые антикризисные меры, предпринятые 10 лет назад, будут актуальны и сейчас. Он рассказал о действиях конкретного регионального издания — газеты «Деловой Петербург» — в 1998 году и о том, к каким результатам они привели.— Когда случился кризис, газета оказалась в очень сложном положении. Наши шведские акционеры ломали голову над тем, что делать с изданием, затраты на печать которого взлетели на 60–70 процентов от общих расходов. Решено было предпринять ряд антикризисных мер. Прежде всего мы договорились с финской типографией о снижении цен на печать. Затем реорганизовали работу рекламного департамента — с учетом рекламных ниш, освобождающихся в связи с закрытием других изданий. Помимо этого, мы ввели рубрику «Лекарство от кризиса», где публиковали реальные истории о бизнес-решениях предприятий. Мы использовали возможность привлечения в газету специалистов, которые раньше были для нас недоступны, в частности мы пригласили уволенных сотрудников банков, страховых и консалтинговых компаний для работы аналитиками и обозревателями… Так мы пережили трудные времена, и уже в конце 1999-го — начале 2000-го чувствовали себя совсем неплохо и даже укрепили свои позиции на рынке, получив порядка 200 новых рекламодателей,— сообщил эксперт.

При помощи журналистов, участвовавших в семинаре, Равиль Загретдинов сформулировал и некоторые другие антикризисные рецепты. В их числе — более четкое определение миссии и ценностей издания, диверсификация рекламного портфеля, обнаружение точек будущего роста, жесткий контроль над продажей рекламных площадей и организацией подписки, избавление от непрофильного бизнеса, усиление роли обратной связи с читателем и открытый диалог топ-менеджеров с персоналом. Эксперт подчеркнул необходимость проморекламы СМИ в период кризиса: — Маркетинговая активность издания должна сохраниться, хотя это будет очень непросто — с учетом нехватки средств на основную деятельность. И все же газета или журнал должны продолжать продвигать себя, но не наружной рекламой, а другими методами, например при помощи проведения различных конференций, акций, круглых столов, а также информационной поддержки тех или иных мероприятий. Но самое важное — издание должно сделать свой контент максимально полезным, публиковать как можно больше информации о том, как выжить в кризисных условиях.

Благоприятные возможности

  • Китайский иероглиф «кризис» состоит из двух частей: одна означает «опасность», другая — «шанс». Каждое СМИ может избрать для себя один из двух сценариев: первый — как-нибудь переживем, второй — выжмем из кризиса все, что можно. Мне больше импонирует второй подход,— заметил Загретдинов.
    Он предложил журналистам попытаться найти плюсы в сложившейся ситуации. В числе благоприятных возможностей кризиса были названы следующие: — на рынке массмедиа останутся сильнейшие игроки,— издания научатся хорошо планировать бюджеты и работать в рыночных условиях,— появятся новые направления бизнеса и креативные решения,— увеличится лояльность персонала,— издания всерьез займутся корпоративной культурой и т.д.

Резюме Равиля Загретдинова выглядело так: участники рынка массмедиа к кризису должны относиться спокойно. Особенно это относится к менеджерам СМИ, которые не должны допускать паники и держать весь персонал в курсе происходящих событий. По словам эксперта, любому СМИ желательно иметь несколько сценариев развития и не упускать новые возможности для развития.— На самом деле тот или иной кризис в конкретном издании есть всегда: то не хватает журналистов, то мало рекламы, то падает тираж. Кризис нужно воспринимать как часть нормальной жизни, тогда издание останется на плаву в любых условиях,— сказал эксперт.

Зоя Дыдынская

Источник: lenizdat.ru

19.12.2008

246
Комментарии (5)
  • 19 декабря 2008 в 19:10 • #
    Леонид Климанович

    Собственно, со всем сказанным согласен, но нового ничего не узнал. В кризис выживет тот, у кого крепче нервы и кто способен думать и принимать решения в в цейтноте и в условиях паники вокруг. Кто будет хладнокровен, тот увидит свои шансы и использует их.

  • 20 декабря 2008 в 23:41 • #
    Руслан Корсунский

    ......тот кто его ждал!

  • 22 декабря 2008 в 11:52 • #
    Светлана Крус Мендоса

    А я живу и живу - и никакого кризиса вокруг себя не вижу, не наблюдаю, одна трепотня. Ухватились за повод объяснить свои прежние недоработки кризисом. Пользуются ситуацией! Самое интересное - только-только приняли решение о гастарбайтерах - добро пожаловать 4,2 млн зарубежных товарищей к нам сюда, а у самих увольнения и сокращения...

  • 24 декабря 2008 в 19:20 • #
    Оксана Саидова

    Да уж, высказанная мысль о том, что нынешний кризис даже опаснее, чем кризис конца 90-х, надежду на лучшее не вызывает...

  • 18 февраля 2009 в 20:46 • #
    Дмитрий Рущин

    Равиль Загретдинов перешел в ИНЖЭКОН

    Как стало известно Лениздат.Ру, Равиль Загретдинов, бывший заместитель главного редактора газеты "Деловой Петербург", устроился на работу в Санкт-Петербургский государственный инженерно-зкономический университет.

    Равиль Загретдинов подтвердил эту информацию и добавил, что в настоящий момент он работает в медиацентре ИНЖЭКОНа.

    "Одна из задач, которые стоят передо мной, разработать курс преподавания "деловой журналистики", - рассказал Равиль Геннадьевич. - Об этом знают руководители СМИ и, надеюсь, будут оказывать содействие".

    Продолжит Загретдинов заниматься и редакторской работой. В медиацентре выходит ряд изданий, в том числе "Парламентская газета", которые он будет курировать.

    Напомним, что в конце прошлого года редакцию "Делового Петербурга" покинуло несколько десятков человек, в том числе Равиль Загретдинов.

    Источник: Lenizdat.ru

    18.02.2009

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?